Требования к структуре дополнительной общеразвивающей программы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по структуре и содержанию

дополнительной общеразвивающей программы


Барышникова Надежда Ивановна,

заместитель директора по УВР

МБОУДОД «Центр детского творчества»

Оханского района Пермского края


Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

Рекомендации

1.

Титульный лист

  • вышестоящий орган образования (УМУ администрации Оханского МР);

  • название образовательного учреждения, в котором разработана программа

  • ФИО директора, утвердившего программу с указанием даты утверждения;

  • дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

  • название программы;

  • сроки реализации;

  • возраст детей, на которых ориентирована программа;

  • разработчик-автор программы (ФИО, занимаемая должность, категория);

  • название города и год разработки программы

Название программы должно быть коротким, емким, отражающим содержание программы. Если название программы носит не предметный, а абстрактный, образный характер («Синяя птица», «Ассоль»), то требуется дополнительное указание на направление деятельности - «Свежий ветер» (спортивный туризм).

2.

Пояснительная записка

•актуальность (доказать, что она необходима современным детям;

•целесообразность именно данного содержания образования;

•направленность;

•вид (примерная, модифицированная, экспериментальная, авторская программа);

•новизна (особенности работы с детьми и содержания - для претендующих на авторство).

* Цель программы

*задачи программы (пути достижения цели)

*возраст детей, участвующих в реализации данной Программы;

*сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);

*формы и режим занятий;

*ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

*формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

*характеристика детского объединения

Целесообразность с учётом поло-возрастных и социальных особенностей учащихся, социально-педагогической специфики обстоятельств образовательного процесса.

Направленности:

  • научно-техническая,

  • спортивно-техническая,

  • художественная,

  • физкультурно-спортивная,

  • туристско-краеведческая

  • эколого-биологическая

  • военно-патриотическая

  • социально-педагогическая

  • социально-экономическая

  • естестенно-научная

Цель программы - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и обучающихся. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание новой методики).

Задачи бывают:

• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;

• воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, отработать, освоить, организовать и т. д.).

Характеристика детского объединения: состав группы, особенности набора детей, форма занятий, год обучения, психолого-педагогические особенности, количество занятий и учебных часов в неделю (на группу), количество учебных часов за год.

3.

Учебно-тематический план (по годам обучения)

может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то тематический план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими

Так как образовательная программа является не только внутренним документом, автор - составитель должен быть готов написать текст, понятный любому взрослому (родителям учащихся, коллегам педагогам, администрации организации). Успешным представляет подход, когда в тексте программы сформулирована образовательная идея, а затем тщательно разработаны и изложены в тексте программы механизмы ее воплощения.

Оформить тематический план рекомендуется в виде таблицы.

4.

Примерное содержание занятий

Содержание Программы, возможно, отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам.

Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:

  • указать название темы, тезис;

  • пояснения и уточнения (основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических). Обычно первая тема - введение в программу.

5.

Предполагаемые результаты реализации программы

требования к знаниям и умениям, критерии оценки. Здесь оценивается эффективность выполнения программы. В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу; знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение - с практическими. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов.

Принципиальное требование к данному разделу программы - разработка системы проверки результативности изучения обучающимися на основе описания планируемых результатов.

Результатом обучения обучающихся по программе является: определенный объем знаний, умений и навыков, развитие способностей, повышение престижа объединений, улучшение показателей адаптации в обществе, участие объединения и его членов в массовых мероприятиях различного уровня: выставки, конкурсы, фестивали, соревнования, публикации.

Контроль за реализацией образовательной программы может проводиться в разных формах: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование.

Исходя из решаемых задач дополнительной образовательной программы (обучающих, развивающих и воспитательных), ожидаемые результаты могут быть представлены как

результаты обучения воспитанника (в предметной области);

результаты развития воспитанника;

результаты воспитания личности ребёнка.

6.

Методическое обеспечение программы

обеспечение методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ, дидактический и лекционный материалы, существующие методики. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методы и технологии преподавания. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности учащегося.

Методическое обеспечение должно быть представлено в форме таблицы со следующими разделами:

№ п./п.

Тема

Форма занятий

Контроль усвоения знаний, умений и навыков

Дидактические материалы

Первый год обучения

1

теория

практика


Основными формами проведения занятий могут быть: лекции, беседы, встречи, дискуссии, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.

В данном разделе будут вполне уместны методические описания традиционных мероприятий, система стимулирования участников (иерархия почетных званий и наград, используемых педагогом).

7.

Список литературы

Должно быть приведено два списка:

  • литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;

  • литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.

Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания, издательство, год издания, иллюстрации.

При составлении списка литературы следует руководствоваться необходимостью включить в список работы, отражающие теоретические основы программы (теорию дополнительного образования и теорию изучения той сферы, на постижения которой будут направлены усилия учащихся.

Приложение

примеры занятий (сценарии), раскрывается схема организации воспитательной работы с детско-подростковым коллективом, прописываются детали аттестационных испытаний (программа аттестации учащихся), в приложении могут быть помещены примеры наиболее удачных - эталонных работ и другое.

могут быть включены: правила техники безопасности, справочные таблицы, тесты, дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы в творческом объединении и т. д.

После утверждения дополнительной общеразвивающей программы в установленном уставом организации дополнительного образования порядке работа с этим документом не завершается, фактически все время реализации программы - это время внесения корректив, уточнения тех или иных позиций и конструкций.

Освоение дополнительной общеразвивающей программы сопровождается процедурами промежуточной и, возможно, итоговой аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программе, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования

Виды и типы программ:

  • По целевой направленности

    • досуговые;

    • учебно-познавательные (дополняющие основные образовательные программы);

    • прикладные и предпрофильные (формирующие практические навыки и умения в определённой сфере деятельности);

    • специальные (для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)


  • По характеру вносимых изменений

  • типовые (разработанные централизованно и не содержащие каких-либо изменений);

  • модифицированные (типовые, в которые учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, реализуемые типовой программой);

  • авторские (заново разработанные учреждением в рамках принятой образовательной концепции);

  • экспериментальные (проходящие апробацию согласно утвержденной исследовательской программе).

© 2010-2022