- Преподавателю
- Другое
- Научно – исследовательская работа «Грани педагогического исследования» «Исследовательская деятельность учащихся, как фактор развития личности на уроках географии»
Научно – исследовательская работа «Грани педагогического исследования» «Исследовательская деятельность учащихся, как фактор развития личности на уроках географии»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тарасова О.В. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Большекарайская СОШ
село Большой Карай Романовского района Саратовской области»
Научно - исследовательская работа
«Грани педагогического исследования»
«Исследовательская деятельность учащихся, как фактор развития личности на уроках географии».
Подготовила: Тарасова Ольга
Владимировна
учитель географии
с. Большой Карай - 2015/16 уч. г.
Исследовательская деятельность учащихся, как фактор развития личности на уроках географии.
География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Целью современного образования является развитие личностных качеств обучающегося, его способностей, формирование активной, творческой жизненной позиции.
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки учащихся к самостоятельной, познавательной, творческой деятельности, формированию у них умений и навыков исследовательской работы.
В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.
Целью моей деятельности является развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей через исследовательскую деятельность.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности, ставлю следующие задачи:
-
обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
-
учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, ведению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовать решения;
-
помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
-
подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно - исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время: написание исследовательской работы и учебных проектов, участие в олимпиадах и конкурсах.
Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к изучению географии.
Свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный подход обучения, т.е. личностное включение учащихся в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как «Оболочки Земли», «Народы и страны». В любой науке, при исследовании какого - либо предположения, необходимы различные методы.
К поисковым методам отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности. Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:
-
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи;
-
Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи;
-
Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.
Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, т. к. чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система вопросов, цель которой - последовательное выявление соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.
Предлагаемые мною вопросы имеют разный уровень сложности. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их - правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.
Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:
-
Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать);
-
Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождения нового способа решения путем догадки;
-
Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего - поиск аналогии).
В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы «Почему...?», «Чем объяснить...?», свидетельствующие о понимании самого главного в теме.
Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идеей о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностного - ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.
Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого - педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.
Успешность формирования толерантной личности учащихся во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности исхожу из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый ученик самобытен; верить в способности, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Не унижать его достоинства; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; каждый имеет право на ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности. Урок - диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, ненасилия.
Использование ИКТ в обучении географии диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. Как показывает опыт, усиление практической направленности, ориентация на развитие личности, обучение принятию решения в условиях альтернатив является базой для принципиально нового подхода к обучению.
Они помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача - научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для доступа к информации, обработке информации, интеграции информации, оценки информации, создание информации. Связь интеграции географии и информатики осуществляется через современные средства.
Мультимедиа - средства, интегрирующее в себе мощные образовательные ресурсы, обеспечивает среду формирования и появления информационной компетенции. Мультимедиа и коммуникационные технологии открывают для меня принципиально новые методологические подходы в системе образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему «провинциализма» сельской школы как на базе Интернет коммуникаций, так и за счет интерактивных СД - ресурсов.
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так при изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования считаю внедрение в учебный процесс новых УМК. География Земли включает общеземлеведческие знания в сочетании со страноведческим содержанием. Усиленно внимание к этнокультурным сведениям. Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его разнообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния основных компонентов - природа, население и хозяйство.
Мультимедийные пособия имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране процессов, наглядность которых, с помощью дидактических средств, трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать различные анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. Итак, компьютер стал для меня и для учеников помощником в изучении географии.
На уроках закрепления использую программы - тренажеры, позволяющие осуществлять контроль над усвоением изученного материала. Преимущество данных программ вижу в том, что ученик, совершивший ошибку, может снова вернуться к заданию. Школьник работает в своем темпе, соответствующем его природным задаткам.
На уроках - практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическим материалом, делать выводы.
В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с ИКТ.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий. Предлагаю и учащимся создать компьютерные презентации в программе POWER POINT. Учитывая большой вклад, который ученики вносят в создание презентаций, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. На собственном опыте убедилась, что данная работа учащихся принимается с удовольствием. Коллекцию презентаций использую как демонстрационный материал на уроке.
Одним из главных и масштабных источников географической информации является сеть Интернет. Организуя работу учащихся в сети Интернет, исполняю роль координатора. Интернет - ресурсы активно используются учащимися при подготовке рефератов и докладов по географии.
Для того чтобы научиться использовать в исследовательской деятельности нужную информацию необходимо сформировать умение работать с учебником. Учебники предлагают творческий подход в получении учащимися новых знаний, деятельностный подход в обучении. Картографический материал служит дополнением к текстовой информации, способствует развитию пространственного мышления, формирует практические навыки. Структура и содержание соответствуют стандарту общего образования, отражают современные тенденции развития школьной географии, отвечают концепции развивающего и личностно - ориентированного обучения. В изложении материала выполняется принцип проблемности. Причиной неуспеваемости иногда является невосприятие объяснения учителя. И не удивительно, при объяснении педагога необходимо учесть психологические и интеллектуальные особенности каждого ученика. Вот здесь и пригодиться умение работать с учебником.
Считаю, что основной задачей учителя является научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.
Нетрадиционные формы занятий
Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки - лекции, уроки - семинары, уроки - зачеты, уроки - практикумы.
Урок - лекция воспитывает у учащихся самостоятельность, теоретическое мышление. Формы лекций: вводная, обзорная, обобщающая. Необходимо во время лекции ученикам делать записи.
Урок - семинар. Учащимся даю индивидуальные или групповые задания, подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материала, делают дополнения, анализируют выступления. Те учащиеся, которые не успели выступить на семинаре, сдают тетрадь с письменной работой.
Урок - зачет носит форму деловой игры, смотра знаний. Провожу его по требованиям, сформулированных в стандартах географического образования. На зачете проверяю умения определять, объяснять, прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности.
Уроки - практикумы провожу в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.
Для успешного освоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю ребятам домашнее задание исследовательского характера. При выполнении домашних мини - исследований ученики обогащают свой жизненный опыт: у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различные: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью.
При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги.
Исследовательская работа очень важна изучении географии и краеведения.
Закончить я хочу словами В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства - умение учить детей думать». А как хочется, вслед за В.А. Сухомлинским, не уставать удивляться нашим ребятам: как быстро они меняются, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как преображаются они внутренне и внешне.
Опыты в ходе исследовательской работы
Использование ИКТ на уроках географии
Исследовательская работа по географии в полевых условиях
Выступление на районной конференции
Обучающиеся 7 класса в ходе исследовательской работы
Участие и результаты в конкурсах исследовательских работ.
№
Название мероприятия
ФИО участника
год
Результат
1
Региональный конкурс «Моя малая родина»
Мухортова Ирина
2013
Диплом победителя областного конкурса
2
VI областной Фестиваль экологических инициатив
Мухортова Ирина
Стрелков Валерий
Стуклова Юлия
2013
Диплом
3
Районный конкурс на знание экологии и краеведения «Умники и умницы»».
Бельский Андрей
Гусев Иван
Мухортова Ирина
Стуклова Юлия
2013
1 место
4
Районная экологическая конференция
Мухортова Ирина
2013
1 место
5
Районная краеведческая конференция
Тиханина Оксана
2013
победитель
6
Районный конкурс по краеведению
Тиунова Елена
2013-2014
1 место
7
Районная краеведческая конференция
Самойлов Алексей
2012
Свидетельство участника
8
Районная экологическая конференция
Куликова Анастасия
2012
Свидетельство участника
9
Районный конкурс по краеведению
Стуклова Юлия
2012
3 место
10
Районный экологический конкурс
Самойлов Алексей
2011
3 место
11
Районный конкурс «Зеркало природы»
Кожухова Светлана
2014
1 место
12
Районный конкурс «Зеркало природы»
Голяшкин Данил
2014
1 место
13
Районный конкурс «Подводный мир глазами детей»
Тарасов Илья
2013
грамота
14
Районный конкурс «Экологическая безопасность- безопасность жизни»
Логачёва Анастасия
Голяшкин Данил
Обучающиеся 6 кл.
Тарасов Илья
2013
Диплом
Грамота
Грамота
Грамота
15
Районный конкурс «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
Голяшкин Данил
Рябинина Дарья
Каравайцев Сергей
Белозерцева Екатерина
Каравайцев Сергей
2013
3 место
Грамота
Грамота
Свидетельство
Свидетельство
16
Районный этап Областной Олимпиады «Созвездие»
Мухортова Ирина
2014
1 место
17
Областная Олимпиада «Созвездие»
Мухортова Ирина
2014
Диплом
18
Областной конкурс «Экологическая безопасность- безопасность жизни»
Обучающиеся 7 кл.
2015
Диплом
19
….
….
…
…..