Система работы по ознакомлению детей с основами стиховедения

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой  личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей. Более того, на творчество можно смотреть  как на один из приемов положительной мотивации учения, ситуации успеха. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок, за которым прочно укрепилась репутация «троечника» и бесперспективного ученика, вдруг преобр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В начале следует провести серию уроков по ознакомлению с центральными стиховедческими понятиями: «ритм», «рифма», «размер» и др. Начинать нужно с введения основополагающего понятия в этой области - ритма - главного структурообразующего элемента стиха, основного признака, отличающего поэзию от прозы. На вводном уроке целесообразно познакомить учащихся с понятиями «поэзия» и «проза». Главная задача данного урока - видеть отличие стихотворной речи от прозаической. На этапе закрепления полученных знаний целесообразно использовать следующее упражнение.

1.Литературный диктант. Учитель читает небольшие отрывки из художественных произведений. Дети на слух определяют, какой отрывок прозвучал - поэтический или прозаический. Это упражнение особенно подходит для учащихся I, II классов.

2.Тема следующего урока - ритм стихотворения. С греческого «ритм» переводится как «стройность, соразмерность». Младшие школьники хорошо чувствуют природу ритма, поэтому они с легкостью ответят на вопрос, с которого следует начать этот урок: «Что в окружающем нас мире происходит ритмично?» Ритмично движется время: смена дня и ночи, сезонные изменения в природе, ритмично бьется сердце, ритмично чередуются вдох и выдох. Содержательный стержень урока - поиски ответа на вопрос: «Как образуется ритм стихотворения?» следует вести от поверхностных наблюдений к более глубокому проникновению в ритмическую структуру стихотворного текста. На этом этапе целесообразно использовать детские считалки:

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка.

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу.

Отсутствие серьезного содержания позволяет использовать ее в качестве наглядного примера для определения ритма. Можно предложить учащимся выполнить следующие действия:

  • расставить ударение;

  • «прохлопать» ритм (ударный слог - сильный хлопок, безударный - слабый), одновременно проговаривая текст считалки;

  • повторить «похлопывание» без словесного сопровождения.

Важно, чтобы дети поняли, что воспринимаемое слухом чередование звуковых единиц, в нашем случае слогов ударных и безударных, и есть момент зарождения стихотворного ритма, который можно назвать «пульсом поэзии». Можно предложить упражнение «Угадай слово». Учитель придумывает любое слово, объявляя при этом, что он загадал. Например: имя мальчика класса, название дерева, животного, фамилия писателя и пр. Затем он «прохлопывает» ритм задуманного слова, а учащиеся должны догадаться, что он загадал. При этом следует особо отмечать ритмически схожие «отгадки», даже если слово учителя отгадано неверно. Как вариант игры - «простукивание» ритма известных детям стихотворений с последующей их отгадкой. Следующий урок посвящен рифме.

3. Начинать работу можно со знакомого ребятам эпизода из книги Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей" (глава 4. Как Незнайка сочинял стихи). Напомним его школьникам, прочитав небольшой отрывок.

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- А у тебя есть способности? - спросил Цветик.

- Конечно, есть. Я очень способный, - сказал Незнайка.

- Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.

- Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово "палка".

- Селедка, - ответил Незнайка.

- Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.

- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

Теперь детям предлагается выяснить, почему Незнайка попал в столь смешную ситуацию, придумав рифму "палка - селедка". Очень скоро они придут к выводу, что "виноват" не Незнайка, а Цветик: слова-то действительно оканчиваются одинаково (палКА - селедКА). В чем же "вина" Цветика? Оказывается, он неправильно, вернее, неточно объяснил Незнайке, что такое рифма.

Наконец самый трудный вопрос: «А как, по-вашему, что такое рифма? Как должен был объяснить это Цветик Незнайке?»

После долгого поиска ответа на этот вопрос (может быть, получив помощь учителя) школьники придут к выводу, что рифмованные слова не оканчиваются, а звучат в конце одинаково. Что очень важную роль в рифмовке слов играет последний ударный гласный (хотя не он один), что рифму могут составить слова, которые оканчиваются по-разному, например, первые две строчки в стихотворении Валентина Берестова:

Гололедица

Не идется и не едится,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

Теперь дети уже сами близки к тому, чтобы сформулировать ответ на трудный вопрос. Учителю нужно лишь напомнить ребятам, что рифмованные слова завершают стихотворные строки. И ответ готов:

РИФМА - созвучное окончание стихотворных строк.

Для закрепления знаний ученикам предлагается разучить игру "Рифма".

Учитель приглашает к себе двух желающих и с их позиции объясняет игру всей группе: первый ребенок называет любое слово, а другой через 10-15 секунд называет к нему рифму, после этого дети меняются ролями. Проигрывает тот, кто за данный отрезок времени не смог подобрать рифму. Затем школьникам предлагается поиграть с соседом по парте. Занятие станет несколько шумным, но очень увлекательным и полезным. В последующем игру можно использовать в качестве элемента разминки, варьируя временной отрезок на ответ.

«Размер» - наиболее сложное для детского усвоения стиховедческое понятие. Он представляет собой форму стихотворного ритма, последовательно выдержанную на протяжении произведения или его отрывка. С другой стороны, необходимо научить школьников видеть значение формы, ее содержательный аспект. Это раскрывает для них неповторимую музыкальность текста, исходящую из его ритмической организации.

Вот как описывает свой опыт по данной теме П. Мазур, руководитель литературно - творческого кружка: «Как-то ранней весной Владик М. принес стихи «Первоцвет». Читаю:

Первоцвет весенний -

Белые цветы.

Он развесил перед нами

Душистые плоды.

Но срывать его не надо,

Очень он красив,

Их в природе станет мало,

А цветок так мил.

Типичная стихотворная хромоножка первоклассника - рифма еле проклевывается, содержание не везде выдерживает критику, ко всему прочему нарушен стихотворный размер. Но автор смотрит на тебя с надеждой и гордостью - ведь это он сам сотворил, сам! Прошу нарисовать устно картину - как видится автору цветок, все, что его окружает. Можно сходить в парк или просто выйти на улицу, посмотреть, как пробиваются травинки сквозь толщу земли, ощутить запахи весны, полюбоваться красками. В этот момент обращаю внимание на смысловые шероховатости текста. Потом предлагаю громко проговорить строчки, при этом, мерно расхаживая по дорожке - и сразу ощущаются сбои в размере, разнобой в длине строк и т. д. Но в конце разговора хвалю ученика за интересную тему и отпускаю…

- Иди работай!

На следующий день мы вместе читаем вторую редакцию «Первоцвета»:

Первоцвет весенний -

Беленький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Будь же осторожен,

Не сорви его, мягкого, душистого

Друга моего.

Хвалю за настойчивость, верность теме, за то, что не бросил на полпути «Первоцвет». И в награду протягиваю цветную страничку из журнала «Здоровье» вырезку раздела «Лекарственные растения», где нарисован первоцвет весенний и дано его описание, где автор поэтично называет его ключиком весны. Выясняем вместе, что в стихотворении есть неточность - цветок желтенький. И снова расстаемся до завтра. А на следующий день в моих руках была новая редакция стихотворения:

Первоцвет весенний -

Золотой цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний -

Ключик от весны,

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сорви его, мягкого, душистого

Друга моего.»1

Погружаясь в посильное для них творчество, дети, пусть наивно и неумело, самовыражаются, приобретают элементарный опыт, который позволит им глубже постигать и ценить образцы подлинной художественно-поэтической речи, принадлежащие перу великих поэтов. Вывод: основываясь на результатах анализа психолого-педагогической литературы по использованию дидактической игры в стихосложении можно с уверенностью утверждать, что применение указанных методик в процессе обучения не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний учащимися, повышения количества и качества подготовленности младших школьников, актуализации интереса к дидактическому процессу. Это отражено в работах следующих авторов: Волина В.В. «Учимся играя», Казанцева Г.И.«И пробуждается поэзия во мне», Кузнецова Н.А.«Методика изучения основ стиховедения в начальной школе»…

Мазур П. Начальная школа// М. -Просвещение- 1989.-№3.-с.26



© 2010-2022