• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия по философии «Развитие античной философии»

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия по философии «Развитие античной философии»

Открытое теоретическое занятие (лекция) проводится с целью демонстрации технологии сотрудничества, проблемного обучения, информационно-коммуникативной технологии, личностно-ориентированного, развивающего обучения по учебной дисциплине «Основы философии» для студентов среднего профессионального образования Краснодарского краевого базового медицинского колледжа. Используемые педагогические технологии, особенно информационно-коммуникативного обучения, способствуют формированию представлений о челов...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ



Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия по философии «Развитие античной философии»






Методическая разработка открытого

теоретического занятия (лекция)

Тема: «Развитие античной философии»

Дисциплина «Основы философии»

Для студентов II курса

специальности «Лабораторная диагностика»





Краснодар

2014

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия по философии «Развитие античной философии»

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта

3. Выписка из рабочей программы дисциплины «Основы философии»

4. Цели занятия

5. Схема внутрипредметных связей

6. Схема межпредметных связей

7. Хронологическая карта занятия

8. Оснащение занятия

9. План лекции

10. Конспект занятия

11. Литература:

- для преподавателя

- для студентов

12. Приложение






  1. Пояснительная записка

Открытое теоретическое занятие (лекция) проводится с целью демонстрации технологии сотрудничества, проблемного обучения, информационно-коммуникативной технологии, личностно-ориентированного, развивающего обучения по учебной дисциплине «Основы философии» для студентов среднего профессионального образования Краснодарского краевого базового медицинского колледжа. Используемые педагогические технологии, особенно информационно-коммуникативного обучения, способствуют формированию мировоззренческих, этических, ценностных, философских представлений, необходимых для формирования морально-нравственной, одухотворенной, цельной личности, без учета которых медицинская помощь не будет полностью эффективной, гуманного отношения к человеку как важной составляющей в формирования личности медицинского работника.

Философия является важнейшим звеном в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими морально-нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Учебная дисциплина «Основы философии» основывается на принципах связи с эмпирикой, наукой, областью искусства, принципах историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории философии, формирования умений оценивать и анализировать собственные поступки, совершенствовать мировоззренческие установки и навыки самостоятельного, критического и творческого мышления, овладения богатейшим понятийно-терминологическим аппаратом философии.

Для проведения открытого лекционного занятия была применена инновационная образовательная технология «Педагогика сотрудничества», имеющая своей целью разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности обучающихся, обеспечивающая более полное и свободное развитие личности, а также имеющая гуманно-личностный подход к студенту и единство обучения и воспитания.

В данной методической разработке представлен опыт проведения лекционного занятия по учебной дисциплине «Основы философии» с целью усвоения философских знаний во взаимосвязи с историческими, социально-экономическими и политическими реалиями.







  1. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта

По учебной дисциплине: «Основы философии»

Для специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика» на базе основного общего образования

Студент должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Студент должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах.




  1. Выписка из рабочей программы


Дисциплина: «Основы философии»

Раздел №4, тема №1

Философское осмысление природы человека

Лекционное занятие - 2 часа

Тема: «Человек как объект философского анализа»

Содержание учебной информации

Периоды развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии. Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит. Софисты. Сократ.

Философская система Платона. Теория идей. Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии.

Студент должен уметь:

- анализировать гипотезы и философские взгляды античности - одного из важнейших периодов не только в истории философской мысли, но и становления государственности, науки, медицины и других форм общественных отношений;

- сопоставлять философские идеи мыслителей античного периода с современным уровнем развития гуманитарного знания;

- использовать богатые функциональные философские знания в контексте медицинской деятельности.

Студент должен знать:

- периодизацию античной философии, основное содержание периодов;

- основных представителей материализма и идеализма философии античности;

- вклад и значение античной философии для развития мировой философии, а также развития гуманитарного и естественнонаучного знания.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа с дополнительной литературой;

- использование Интернет-ресурсов при выполнении индивидуальных заданий преподавателя










  1. Цели занятия

Учебные:

1. Добиться эффективного усвоения учебного материала через эмоциональное восприятие изучаемого философского материала.

2. Показать важность знания философии античности для формирования морально-нравственной, одухотворенной личности.

Воспитательные:

1. На примере философских взглядов отдельных мыслителей античной эпохи дать возможность студентам увидеть и осознать в человеке единство природного и социального, биологического и духовного, гармонию человеческого тела и души, материи и идеи, мышления и бытия.

2. Помочь соизмерить изученное с миром собственной души, задуматься о себе, смысле собственного бытия и соотнести с жизнью в обществе и будущей медицинской деятельностью.

Развивающие:

1. Создать условия для развития и выражения целеполагательной деятельности, эмоционально-личностных оценок собственных поступков.

2. Совершенствовать умение самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

3. Развивать потребность в развитии и реализации собственного творческого начала.

Методические:

1. Показать эффективность применения технологии сотрудничества, проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, личностно-ориентированного обучения для повышения качества преподавания учебной дисциплины «Основы философии».

Развитие античной философии

Философия Древнего Востока

Человек как объект философского анализа

Философия XX века

Философия категория бытия

Сознание: его происхождение и сущность

Познание как объект философского анализа

Философия эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени

Немецкая классическая философия

Русская философия

Основы научной, Философской, религиозной картины мира

Общество как саморазвивающаяся система

5. Схема внутрипредметных связей



























  1. Схема межпредметных связей












  1. Хронологическая карта занятия


№ п/п


Этапы занятия


Время


1

Организационный момент.


2 мин



2

Вступление, мотивация изучения темы:

- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

- постановка целей;

- изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;

- характеристика рекомендуемой литературы.


5 мин

3

Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).


3 мин


4

Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом).


73 мин


5

Обобщение и систематизация изученного материала.

5 мин


6

Подведение итогов. Домашнее задание.


2 мин

Итого:

90 минут



  1. Оснащение занятия


  1. Компьютер.

  2. Интерактивная доска.

  3. Мультимедийная презентация «Развитие античной философии».















  1. План лекции


  1. Особенности античной философии.

  2. Периодизация философии античности.

  3. Характеристика периодов античной философии.

  4. Значение философии античности.







10.Конспект занятия


  1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые студенты!

(Перекличка)


  1. Вступление, мотивация изучения темы.

Сегодня мы обратимся к проблеме, которая на протяжении веков и в рамках наступившего XXI столетия, остается актуальной и функционально важной. Это тема «Развитие античной философии».

Мыслители и философы эпохи античности первыми обозначили философию как теоретико-практическую форму освоения действительности, дали возможность выделения других наук из философии, попытались найти ответы на «вечные» вопросы: какова первооснова бытия, что первично - материя или идея, есть ли жизнь после смерти и многие другие, а также старались раскрыть и постичь тайну человека. И это стремление - не праздное любопытство. Знания о себе самом необходимы человеку для того, чтобы быть Человеком, Личностью.

Смею надеяться, что тема занятия не только объединит, но и заставит осмыслить сущность человеческого бытия, обозначит смысл существования и выработает целеполагательные поведенческие установки.

(Студенты записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении занятия).

Целью занятия является изучение философских взглядов античной эпохи, их анализ и влияние на последующее развитие мировой философии, констатация актуальности и функциональности в современном мире. А также продолжим формировать понятийно-категориальный аппарат философского знания. Непременно постараемся на примере философских идей и взглядов разных мыслителей увидеть и осознать в человеке единство материальной и идеальной сущностей как биосоциального естества. Поскольку воспитанию духовно-нравственной культуры студентов уделяется очень большое внимание, то это тоже будет являться целью нашей с вами встречи.

В ходе исследовательско-поисковой деятельности продолжим развитие потребности в создании условий для выражения эмоционально-личностных оценок к творчеству разных мыслителей и философов, формирования ценностного отношения к поставленной проблеме.

План лекционного занятия включает следующие вопросы:

  1. Особенности античной философии.

  2. Периодизация философии античности.

  3. Характеристика периодов античной философии.

  4. Значение философии античности.

Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2010, С. 252-278.

  2. Горелов А.А. Основы философии. /А.А. Горелов - М.: Академия, 2011,

136-159.

3. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2012, С. 315-331.

4. Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, С.211-232.

Дополнительные источники:

  1. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. /С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2011, С. 225-239.

  2. Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее образование, 2012, С.180-198.

  3. Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011, С. 301-316.


Интернет-ресурсы:

  1. labrip.com

  2. filosofia-totl.narod.ru

III. Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция.

На предыдущих занятиях были изучены вопросы происхождения философии; ее становления как самостоятельной области знания; периодизации истории философии с выделением особенностей в развитии разных периодов; соотношения философии с практикой, мировоззрением, мифологией, религией, областью искусства и наукой; обозначены основные и вечные философские вопросы, понятия и категории, специфика философского знания, его функции; выявили истоки прафилософского мировоззрения; изучили первый период в истории становления и развития философской мысли - древневосточную философию. Говоря о необходимости знания основных философских идей и взглядов выдающихся мыслителей, заложивших основы мировой философской мысли, и формирования на их основе своих собственных мировоззренческих установок , необходимо еще и еще раз подчеркнуть их функциональность и актуальность во всех областях культурной, социально-экономической, политической жизни всего мира и России, в частности, предельную напряженность, трагичность времен. Выявили тот факт, что философская мысль на протяжении веков была отражением противоречий и поисков эпохи, и именно это стало определять содержание философских взглядов и идей, функциональную принадлежность самой философии в системе общего гуманитарного знания, а также естественно-научного.

Философы, художники, музыканты, медики всех времен с величайшим воодушевлением, с головой уходят в разрешение онтологических, гносеологических и аксиологических проблем. Со свойственной исторической спецификой эпохи пытаются обозначить философские стереотипы в мышлении и поведении, определить философскую картину мира, объединяющую данные эмпирики, науки, религии, области искусства и философии в единое целое. Ядром, смысловым центром научной, бытовой, религиозной и философской картин мира является соотношение «мир - человек». Актуальность данной проблематики заключается в том, что каким бы ни был путь великих мыслителей со времен древневосточной и античной философии, незыблемой, нерушимой, единственной, объединяющей всех в одно целое остаются проблемы жизни человека, и его выживания в современной реальности. И сейчас мы обратимся к изучению очень важного периода, как в мировой истории, так и философии - античности.


  1. Основная часть лекции.


  1. Особенности античной философии

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.

Античная философия - это совокупность философских учений, созданных в условиях античной демократии в 6 вв. до н.э. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.

Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору Самосскому (6 в. до н.э.). Условной датой начала античной философии принято считать 585 г. до н.э. и связывают с именем греческого ученого и мудреца Фалеса из Милета (625-547 гг. до н.э.), который предсказал солнечное затмение. Ее расцвет приходится на 4 в. до н.э. Окончание связано с декретом римского христианского императора Юстиниана (529 г.н.э.) о закрытии Платоновской философской Академии в Афинах - последней философской школы античности (нехристианской). Последний философ античного мира - Боэций.

Основу интересов античных философов составлял космоцентризм - картина мира, центральным элементом которой стало учение о Космосе, созданного по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, един, одухотворен, совершенен (божественен), в нем все течет, все изменяется.

Отличительные черты античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.

  1. Периодизация философии античности.

Античная философия в своем развитии делится на несколько периодов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:

- «Из чего все возникает?»

- «К чему все возвращается?»

Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)

I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)

II период. Классическая философия (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.- 30-е гг. 1 в. до н. э.)

IV период. Римская философия (1 в. до н.э.-5/6 вв. н.э.)

3.Характеристика периодов античной философии.

Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)

Софисты (Гомер, Гесиод, Орфей, Лин, Мусей, Эпименид, Ферекид, Акусилай)

Не является по сути философией, заложила основы философского познания в дальнейшем.

I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)

Главная проблема - проблема устройства мира, проблема первоначала.

На данном этапе философия развивалась в рамках философских школ:

  1. Натурфилософия (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Ионийская школа: Гераклит из Эфесса; Эмпедокл из Агригента)

Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена - воздух. У Гераклита - огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Гераклит заложил основы диалектики, обосновавшей положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей.

Анаксимандр (около 610-после 547 г.до н.э.) является учеником Фалеса, автором первого сочинения на греческом языке «О природе». Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).

Гераклит Эфесский (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения, становления («все течет», «в одну реку нельзя возти дважды»).

Эмпедокл из Агригента (ок. 490 - ок. 430 гг. до н.э.) - поэт, врач, политический деятель. Утверждал, что движущие силы - любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, тораспадается. Полагал, что подобное познается подобным.

  1. Элеаты (Зенон, Ксенофан, Парменид, Мелисс).

Противопоставляли друг другу мышление и материальный мир. Утверждали, что познать первооснову мира невозможно через его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие открыто только чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия.

  1. Пифагорийцы (Пифагор Самосский, Алкмеон Кротонский, Архит, Тимей Локрский, Филолай).

Пифагор Самосский (6 в. до н.э) - философ, религиозный и политический деятель, математик. Был убежден в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур.

  1. Атомисты (Демокрит из Абдер/Фракии, Эпикур, Левкипп).

По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые материальные частицы, их - бесчисленное множество, различаются формой, величиной. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи, поэтому бытие познаваемо. Пустота же между ними представляет собой небытие, оно непознаваемо.

II период. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

Смена проблематики: от природы к человеку и обществу. Создание первых философских систем.

Сократ (470/469 - 399 гг. до н.э.)

Сократ совершил в философии коренной переворот. В своей философии ставит на первое место не физику, а этику, считая, что именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа - это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Является родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - майевтика (буквально, - повивальное искусство) - метод извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов. Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона.

Цель философии Сократа - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.

Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Но был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).

Платон (428/427 - 348/347 гг. до н.э.)

Настоящее имя Платона Аристокл. Платон является учеником Сократа, развивал его идеи. Основал школу в Афинах. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии - концепция идей (высшая среди них - идея блага). Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, сущность (идею). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи - вечные, неизменные умопостигаемые прообразы вещей; вещи - подобие и отражение идей. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие - это мир идей; мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей - это чувственно воспринимаемый мир, для объяснения которого Платон вводит понятие «материя». Материя - это первичный материал, из которого состоят вещи, идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Платон интенсивно разрабатывал диалектику. Создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах. Идеальное государство - это иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.

В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (средневековье), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

Аристотель (384 -322 гг. до н.э.)

Аристотель - ученик Платона, наставник Александра Македонского. В 335 г. до н.э. основал Ликей (перипатетическую школу). Колебался между материализмом и идеализмом. В «Первой философии» (позднее названной метафизикой) содержится учение об основных принципах бытия. Аристотель пересмотрел многие концепции философии Платона. Перенес акцент с идеи на форму. Выделяет в каждой вещи материю (субстрат) и форму. Утверждает, что форма важнее материи. Следовательно, форма есть главная причина бытия. Бытие, по Аристотелю, есть синтез материи и формы. Форма выражается понятием. Понятие принадлежит уму человека. Бог для Аристотеля - это не только перводвигатель, источник движения и изменчивого бытия, но еще и «ум». Утверждает, что в душе человека самое важное - ум, следовательно, и Бог. «Ум», разум отличает человека от животного, человек - существо общественное. Аристотель впервые систематично изложил формальную логику как науку о законах мышления и этику как практическую науку, целью которой является счастье, где счастье - это не жизнь, потраченная на удовольствия, развлечения и наслаждения, не успех и богатство, это добродетели человека: разумное поведение, умеренность (метриопатия), мудрость, рассудительность, правдивость, дружелюбие, любезность, щедрость, мужество. Его политические взгляды совпадают с идеями Платона. Формы государственного устройства делил на правильные (достигается всеобщая польза) и неправильные (польза для некоторых). Наилучшие формы государства: монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия»); наихудшие: тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - «очищение» духа (катарсис).

III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.-30-е гг. 1 в. до н. э.)

Греческие города-государства приходили в упадок. Центр философии перемещается из Греции в Рим. Эллинская философия переходила в эллинистическую, а затем и в римскую.

Название периода связано социально-политическими обстоятельствами: формированием эллинистических монархий после распада империи Александра Македонского (323г.до н.э.) и смертью последнего эллинистического монарха-царицы Египта Клеопатры (31г. до н. э.). Главнейшие философские центры: Афины и Александрия (с Мусейоном, играндиозной Библиотекой).

Получили расцвет четыре школы:

  1. Кинизм (цинизм)

  2. Эпикуреизм

  3. Скептицизм

  4. Стоицизм

Данные школы имели общую цель - обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий они видели в атараксии (невозмутимости), апатии (безразличии), автаркии (самодостаточности человека).

Основные акцентыв философских учениях: схематизация всего философского поля, четкое деление философии на три части: логику, физику и этику-с перенесением центра тяжести на этику, интересам которой были подчиненыостальные дисциплины (ср. замечания эпикурейцев и скептиков о том, что они занимаются науками оприроде для достижения невозмутимости духа- атараксии). Этику всех основных эллинистических школ традиционно характеризуют как эвдемонистическую и индивидуалистическую, главные понятия ее -арете- добродетель и эвдаймония-счастье, центральный вопрос и интерес-счастье отдельного человека,теоретически (или даже практически, как у киников) поставленного вне рамок государства. Все школы этогопериода ищут индивидуальные рецепты счастья, представляя его как некоторое состояние спокойствия икрепости духа (ср. апатию стоиков и атараксию скептиков и эпикурейцев). Несмотря на некоторые общиесхемы, эллинистический период античной философии отличается большим разнообразием школ и течений,которые культивировали не одни только моральные дисциплины, и в первую очередь это относится кстоицизму-самому заметному течению эллинизма, ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмомодним из тех учений, которые определили облик философской античности для последующей традиции. Вчастности, учение стоиков о мировом уме-логосе и о промысле оказало влияние на становление христианской философии.

Кинизм (цинизм).

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем - Диоген Синопский; а также: Менипп, Бион, Кратет, Гиппархия, Метрокл. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.

Эпикуреизм («Счастье- это умеренное наслаждение»).

Основателем является Эпикур. По мнению сторонников этого учения, мир чувств не иллюзорен, он - главное содержание познания. Подлинные познавательные реалии - это не идеи Платона или формы Аристотеля, это чувства. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств. Человек существо свободное. Боги безразличны к человеческим делам, что доказывает существование зла в мире.

Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).

Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Представители: Энесидем, Агриппа, Ксанф.

Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.

Стоицизм («Счастье - это жизнь в соответствии с космическими законами»).

Основателем является Зенон из Китии. Его учеников называли стоиками (Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет, Панетий, Посидоний). По представлениям стоиков, природа - это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.

IV период. Римская философия (1 в. до н.э. - 5/6 вв. н.э.)

Греческая философия периода Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже - развивающегося христианства. Основные школы:

  1. Неопифагореизм (Аполлоний Тианский)

  2. Средний и поздний платонизм (Плутарх, Ксеанф, Цельс)

  3. Скептицизм (Фаворин, Секст Эмпирик)

  4. Перипатетики (Александр Афродиссийский, Фемистий)

  5. Неоплатонизм (Плотий, Кастриций, Порфирий, Ямвлих, Клавдиан, Прокл Диадох, Зенодот, Дамаский, Симпликий)

  6. Христианская философия (Климент Александрийский, Ориген Августин Аврелий Блаженный, Боэций)

Неоплатонизм.

Киники, стоики и эпикурейцы основывали свою философию на идеях Сократа, а в поздней античности возрождаются идеи Платона. Возникает новый платонизм (неоплатонизм). Его ярким представителем был Плотин. В его философии платонизм дополняется мистикой восточного происхождения. Он призывал к Единому - Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Но все же раннесредневековый возглас христианского Бога: «Я - сущий» оказался более убедительным и по-прежнему оставался господствующим.

4.Значение философии античности

Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски, - теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия - это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Но все же теория (философская) наиболее адекватно отражает потребности уходящего XX века. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь.

Кракто значение античной философии можно обозначить следующим образом:

  1. Космоцентричная: охватывает весь космос, в том числе и человека.

  2. Достигла многого на понятийном уровне: концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Но почти не знает законов науки.

  3. Функциональная: помогает людям в решении жизненных проблем.

  4. Актуальная: по сей день сохраняет свое значение.

IV. Обобщение и систематизация изученного материала.

Сегодня мы совершили историко-философский экскурс в многогранную историю становления, развития и функционирования античной философии, определили ее периодизацию, содержание периодов, осмыслили философские взгляды и идеи ее основных представителей, философских школ и направлений, обозначили актуальность, функциональность античной философской мысли. А сейчас предлагаю обобщить и систематизировать изученный материал.

Вопросы для рефлексии:

  1. Что обозначает термин «античность»?

  2. К каким государствам относится античная философия?

  3. Какой период охватывает философия античности?

  4. С чьим именем связано начало античной философии?

  5. Что является окончанием философии античности?

  6. Кто ввел термин «философия»?

  7. На сколько периодов делится философия античности?

  8. Какой из периодов является самым плодотворным?

  9. Какой мыслитель совершил коренной переворот в философии?

  10. Каково значение античной философии?

Предполагаемые ответы студентов на вопросы:

1.Что обозначает термин «античность»?

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

  1. К каким государствам относится античная философия?

Это философия Древней Греции и Древнего Рима.

  1. Какой период охватывает философия античности?

Условно с 6 века до нашей эры по 6 век нашей эры.

  1. С чьим именем связано начало античной философии?

Условной датой начала античной философии принято считать 585 г. до н.э. и связывают с именем греческого ученого и мудреца Фалеса из Милета (625-547 гг. до н.э.), который предсказал солнечное затмение.

  1. Что является окончанием философии античности?

Окончание связано с декретом римского христианского императора Юстиниана (529 г.н.э.) о закрытии Платоновской философской Академии в Афинах - последней философской школы античности (нехристианской).

  1. Кто ввел термин «философия»?

Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору Самосскому (6 в. до н.э.).

  1. На сколько периодов делится философия античности?

Античная философия в своем развитии делится на несколько периодов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:

- «Из чего все возникает?»

- «К чему все возвращается?»

Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)

I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)

II период. Классическая философия (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.- 30-е гг. 1 в. до н. э.)

IV период. Римская философия (1 в. до н.э.-5/6 вв. н.э.)

  1. Какой из периодов является самым плодотворным?

II период. Классическая философия (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

  1. Какой мыслитель совершил коренной переворот в философии?

Сократ (470/469 - 399 гг. до н.э.) совершил в философии коренной переворот. В своей философии ставит на первое место не физику, а этику, считая, что именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа - это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Является родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - майевтика (буквально, - повивальное искусство) - метод извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов. Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии Сократа - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Но был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).

  1. Каково значение античной философии?

Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски, - теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия - это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Но все же теория (философская) наиболее адекватно отражает потребности уходящего XX века. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь.

Кракто значение античной философии можно обозначить следующим образом:

  1. Космоцентричная: охватывает весь космос, в том числе и человека.

  2. Достигла многого на понятийном уровне: концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Но почти не знает законов науки.

  3. Функциональная: помогает людям в решении жизненных проблем.

  4. Актуальная: по сей день сохраняет свое значение.

V. Подведение итогов.

Итак, наше занятие подошло к концу. Я благодарю всех за работу.

Домашнее задание:

1. Учить учебник Нижников С.А. Философия. Курс лекций. /С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2011, С. 46-65;

2. Текст лекции;

3. Подготовиться к семинару тему «Роль античной философии для формирования мировой», выносимую для коллективного обсуждения проблемы;

4. Темы для индивидуального исследования:

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение по выбору на одну из тем:

- «Периоды развития античной философии»

- « Философия классического периода».

11.Литература


для преподавателя:


  1. Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2010,480 с.

  2. Горелов А.А. Основы философии. /А.А. Горелов - М.: Академия, 2011,

256 с.

3. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2012, 506 с.

4. Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, 304 с.

для студентов:


  1. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. /С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2011, 396 с.

  2. Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее образование, 2012, 335 с.

  3. Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011, 408с.


Интернет-ресурсы:

  1. labrip.com/

  2. filosofia-totl.narod.ru/


© 2010-2022