Разработка внеклассного мероприятия Дети войны

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Сявский Центр детского творчества г. Шахунья Нижегородской области.

Тема « Мы - наследники Великой Победы».

Номинация «Методическая разработка воспитательного мероприятия».



«Дети военной поры»

Устный журнал с электронной презентацией.



Педагог дополнительного образования

Фоминых Елена Васильевна

Образование: среднее специальное

Стаж работы: 31 год

Категория: первая

п.Сява

2015 г.

Пояснительная записка.

Нравственные качества и чувство патриотизма важно воспитывать с раннего детства, когда непосредственность эмоциональных и нравственных реакций ребенка, его открытость и восприимчивость дают возможность формирования гармоничной личности. Нравственно-патриотическое воспитание необходимо для становления и укрепления активной гражданской позиции учащихся, воспитания в них личностных качеств, соответствующих норме, традициям и порядку, общепринятым в социуме.

Задача педагога в нравственно-патриотическом воспитании детей - обогащать социальный опыт учащихся не только знаниями, но и активной деятельностью, действиями и поступками, для формирования качеств, составляющих базис коммуникативной, гражданской и социальной позиции.

Преимущество дополнительного образования заключается в возможности использовать разнообразные формы сотрудничества с учащимися для их нравственно-патриотического воспитания - беседы, диспуты, викторины, классные часы, коллективные творческие и исследовательские мероприятия, деловые игры, выставки, смотры-конкурсы, устные журналы, соревнования, тематические походы, экскурсии, поездки и тренинги. В процессе такого обучения дети не только получают новые знания и необходимые умения, но и совершенствуют нравственно-патриотическое сознание, интегрируются в коллектив, получая основы навыков дальнейшей социализации.

На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие "патриотизм" становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками.

« Дети военной поры».

Устный журнал с электронной презентацией.

Цель: Знакомство детей с историей Великой Отечественной войны, знакомство с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов.

  2. Активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.

  3. Развитие нравственно - патриотического чувства, посредством изучения истории Отечества.

Ожидаемые результаты:

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

  • Формирование стойкой патриотической позиции.

  • Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.

  • Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.

Место проведения: Класс Сявской СОШ.

Адресован:

классным руководителям начального звена.

учащимся 4-х классов.

Действующие лица: Ведущих 2, чтецы.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Аудитория: учащиеся 4-х классов.

Продолжительность: 50 минут.


Ход мероприятия.

Презентация «Дети военной поры». (Заставка 1 слайд)

Ведущий 2:

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришел на наше мероприятие, посвященное памяти юных героев, детям военной поры, отдавших свои жизни во имя мира на Земле.

(Слайд 2. Видеоролик «Вставай страна огромная»).

(Слайд 3.Заставка).

Ребенок-чтец.

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
- Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой?
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной,
Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда, и землянка - их кров.
А мечта - до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Ведущий 1:

Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка из Бреста в первый день войны или десятилетний мальчик из блокадного Ленинграда.

Ведущий 1:

Течет река времени… Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. 22 июня 1941 года в 4 часа утра на нашу Родину напал злой и сильный враг - фашистская Германия. Началась самая страшная в истории нашей страны война. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт. Встали все, кто мог держать оружие в руках, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, скрывая свой настоящий возраст. И уходили, чтобы не вернуться…

Ведущий 2:

В те дни, мальчишки и девчонки, ваши ровесники, не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Священная любовь к Родине и величайшая ненависть к врагу, позвали детей огненных сороковых, на защиту Отчизны. Ребята сражались на земле и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

(Слайд 4).

Ребенок-чтец:

Юные Безусые герои

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век

Боль и гнев тому сейчас причиной

Благодарность вечная вам всем

Маленькие стойкие мужчины

Девочки достойные поэм.

Ведущий 1:

Ребята, вы никогда не слышали воя бомб и грохота канонады, не видели ужасов войны. Вы родились под мирным небом. А ведь не всегда небо над нашей головой было безоблачным и мирным. Люди старших поколений помнят это страшное время. 4 года длилась Великая Отечественная война с фашистскими ордами. Эти дни и ночи навсегда останутся в памяти народной. Рядом с отцами и старшими братьями сражались мальчишки и девчонки в солдатских гимнастерках приближали победу, не жалея сил и самой жизни.

(Слайд 5,6. Видеоролик «Мы помним»).

Ребенок-чтец:

И в восемнадцатом

И в сорок первом

Шли в бой они.

А рядышком порой

Шагал парнишка

Сверстник ваш наверно,

Еще мальчишка, но уже герой.

Ведущий 2:

Рядом с именем легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло называем имена юных героев: Володя Дубинин, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

(Слайд 7).

Леня Голиков, когда враги оккупировали родную землю, встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил он в опасные разведки, добывая сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, уничтожал склады. Однажды выполняя боевое задание, Леня подорвал гранатой машину, в которой ехал гитлеровский генерал. Он вез с собой важные документы . Леня доставил документы в партизанский штаб, и они немедленно самолетом были доставлены в Москву. Юный герой погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою с гитлеровцами под селом Острая Лука.

Ребенок-чтец:

Жил мальчик на хуторе мшистом

За дальним кордоном лесным.

Когда появились фашисты

Он стал партизанским связным

Ходил он как нищий по селам

С холщевой сумой на плече

В отцовских ботинках тяжелых

И в мамином рваном плаще.

То в окна стучится немые,

То брел к старикам на покос

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось не громкое имя

Осталась лишь кличка-связной

Он пережил осень и зиму

Его расстреляли весной.

(слайд 8).

Ведущий 1:

Марат Казей был совсем мальчишкой, когда акуппанты заняли его деревню. Рос Марат без отца, мать Анну Александровну фашисты арестовали за связь с партизанами. А через несколько месяцев Марат узнал, что его маму гитлеровские палачи повесили в Минске. Марат ушел к партизанам. Он стал разведчиком партизанского отряда. Марат переодевался нищим и шел во вражеские гарнизоны, добывал там ценные разведывательные сведения, неоднократно участвовал в диверсиях на железных шоссейных дорогах. 11 мая 1944 года окруженный фашистами, подорвал себя гранатой. В Минске установлен памятник юному герою.

(Слайд 9).

Ведущий 2:

Валю Котика застала война в восьмилетнем возрасте, когда их село разгромили немцы. Валя думал о Павлике Корчагине из первой подаренной ему книги «Как закалялась сталь», хотел быть таким, как он. Но что сделать, чтобы быть таким? Так он стал биться с немцами по-своему: расклеивал листовки с призывом бить фашистов, затем участвовал в диверсиях подпольной организации: минировали шоссе, взрывали грузовики с немецкими солдатами и поджигали склады с продовольствием, боеприпасами, топливом. Однажды Валька с партизанами наткнулись на отряд карателей, в бою он был ранен. При освобождении города Изяслав 11 февраля 1944 года Валя был убит. Валя Котик похоронен в садике перед школой, в которой он учился.

(Слайд 10. Заставка).

Ведущий 1:

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Вместе со взрослыми защищали город и юные ленинградцы. Они тушили зажигалки, работали на заводах, помогали людям, ослабевшим от голода.

Ребенок-чтец:

Блокада - далеко как это слово

От наших с вами мирных

Светлых дней

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы

И как трамваи вмерзли на пути

И матерей ,которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

(Слайд 11).

Ведущий 2:

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных и оставила ее сиротой. В те жуткие дни Таня в записной книжке вела страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

(Слайд 12).

« Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 4 часа дня 1942 года»

«Дядя Лёша умер 10 мая в 2 часа ночи 1942 года»

«Мама умерла 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года»

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня»

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, невероятное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она умерла.

(Слайд 13).

Ведущий 1:

Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был еще мальчиком. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть на несколько минут всего, случалось, доверяли ему вести самолет. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать управление Аркадию, мальчик посадил самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. После этого случая на его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награжден вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он уже стал опытным пилотом, хотя было ему 15 лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и покорил его.

(Слайд 14).

Ведущий 2:

Валя Зенкина. Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушел Валин отец на войну. Ушел и не вернулся, погиб геройски, как многие защитники Брестской крепости.

А Валю фашисты заставили под огнем пробираться в крепость, чтобы передать ее защитникам требования сдаться в плен. Валя в крепость перебралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

В крепости не хватало воды, ее делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из под огня и переправить их на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти им жизнь не было, маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить ее с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжать борьбу с врагом до полной победы.

И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на ее долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжала в партизанском отряде. Воевала смело на равнее со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной звезды наградила Родина свою юную дочь.

(Слайд15).

Ведущий 1:

Надя Богданова, ее дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгое время считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде « дяди Вани» Дьячкова, ей не было еще и десяти лет . Маленькая, худенькая, она прикидывалась нищенкой, бродила среди фашистов, все подмечая, все запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелоны с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз ее схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном Витебске. Били, пытали, а когда привели ко рву- расстреливать, сил у нее уже не осталось- упала в ров на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю нашли партизаны во рву живой. Второй раз ее схватили в конце 43-го. И снова пытки: ее обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мертвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили ее. Выходили ее, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - ее командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей. И назвал среди их Надю Богданову, которая ему, спасла жизнь. Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работающие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек , Надя Богданова. Надя награждена орденами Красного знамени Отечественной войны 1 степени и медалями.

(Слайд 16).

Ребенок-чтец:

Юные Безусые герои

Юными остались вы навек.

Вместе с нами вы шагали рядом

Дорогами, которым нет конца.

Рядом с вами не выносят фальши

Наши беспокойные сердца.

(Слайд 17,18 «Грустный мультик, война»).)

Ведущий 2:

"Никто не забыт, ничто не забыто…" - пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину. Пусть жизнь детей военной поры послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.



© 2010-2022