• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая статья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся. Метод проекта

Методическая статья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся. Метод проекта

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.

МЕТОД ПРОЕКТА.


Для достижения поставленных школой целей и задач необходимо организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало умственное развитие ученика. Очень важная для учителя задача - научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, а этого можно достичь путем вовлечения их в активную деятельность на всех этапах обучения: в процессе усвоения нового материала, во время решения задач и упражнений, на уроках повторения, обобщения.

Вопросы мотивации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В условиях современной школы от учителя требуется большое искусство, чтобы управлять интеллектуальным миром школьников и поддерживать их интерес к учебе.

Интерес ребенка к предмету может достигаться различными способами:

  • проведением экскурсий;

  • посещением музеев;

  • проведением ролевых игр, игровых ситуаций на уроках и внеклассных мероприятиях;

  • работой с наглядностью;

  • творчеством детей (моделирование, конструирование, поделки и т.д.);

  • эффективные формы контроля и оценки знаний уч-ся;

  • уроки интегрированного типа.

На педагогических советах и методобъединениях мы постоянно обсуждаем различные методы и приемы. Сегодня мне бы хотелось поговорить о проектно-исследовательском методе.

Массовое внедрение в отечественные школы проектного метода произошло еще в 20-е гг 20 века. Проекты носили в основном практический характер, поэтому был забыт.

Реформирование современного отечественного образования способствовало возрождению проектного метода в школах.

Основная цель проектно-исследовательской деятельности заключается в формировании творческого мышления через активизацию познавательной деятельности уч-ся.

Среди проектов, вызвавших у уч-ся начального звена сильный положительный эмоционально-познавательный отклик, можно назвать такие, как «Математический задачник» (дети составляли арифметические, геометрические и логические задачи к разным темам, сюжетам; объединяли лучшие по разделам, оформляли каждый свой и общеклассный задачники); «Дневник читательских удовольствий» (иллюстрированный сборник отзывов, заданий, сочинений, стихов к любимым произведениям);

«Тренажеры по русскому языку» (упражнения на определенные правила и орфограммы в виде игр, перфокарт, ребусов, загадок и т.д.).

В качестве примера рассмотрим возможности использования проектов при изучении темы «Время и его измерение».

Проект: изготовление календаря.

Тип проекта:

  • исследовательский, практико-ориентированный (прикладной);

  • межпредметный (математика, естествознание, история, художественный труд);

  • групповой.

Планируемый результат: каждая группа уч-ся изготавливает календарь, представляет его классу; затем календари используются по назначению в течение всего учебного года.

Этапы работы:

  1. Знакомство на уроках с различными видами календарей (отрывной, настенный, перекидной и т.д.), их устройством. Решение создать свой классный календарь. Постановка вопросов для поиска (Н-р, как можно измерить время? Как появился календарь? Какие даты отмечаются?)

  2. Определение направлений поиска ответов на поставленные вопросы, разбиение на группы, распределение работы между группами и определение сроков.

  3. Сбор и систематизация детьми материала, оформление календаря. Это могут быть календари, отражающие сезонные изменения в природе, знаменательные даты класса и школы, отражающие важные исторические события и т.д.

  4. Презентация результатов группового творчества.

Что достигается уч-ся в процессе реализации проектно-исследовательской деятельности?

  • значительное пополнение знаний;

  • учатся работать самостоятельно и в группе;

  • учатся отбирать, обсуждать необходимый материал;

  • приобретение опыта работы межличностных отношений и взаимодействия;

  • совершенствование приемов мыслительных операций;

  • повышение уровня самооценки (самоуважения).

В начальной школе возраст уч-ся еще мал, жизненный опыт беден, поэтому особенно на первых порах они не смогут сформулировать возникших вопросов и проблем, наметить шаги к их разрешению. В этом им будет помогать учитель. Организуя и координируя работу, как отдельных учеников, так и групп, необходимо предоставить учащимся свободу действий и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению. В этом случае результаты проекта окажутся полезными и приятными как для учеников, так и для учителя.

Обучаются и развиваются не только дети, но и сам учитель. Совершенствуются творческие способности, рост профессионального мастерства и саморазвитие.

Устанавливаются новые субъект - субъективные отношения (вместо субъект - объективных), что способствует сплочению коллектива (учителя и детей) и повышение уровня взаимопонимания и взаимопомощи.

3

© 2010-2022