- Преподавателю
- Другое
- Методическая статья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся. Метод проекта
Методическая статья на тему Активизация познавательной деятельности учащихся. Метод проекта
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бертяева Н.Э. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.
МЕТОД ПРОЕКТА.
Для достижения поставленных школой целей и задач необходимо организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало умственное развитие ученика. Очень важная для учителя задача - научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, а этого можно достичь путем вовлечения их в активную деятельность на всех этапах обучения: в процессе усвоения нового материала, во время решения задач и упражнений, на уроках повторения, обобщения.
Вопросы мотивации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В условиях современной школы от учителя требуется большое искусство, чтобы управлять интеллектуальным миром школьников и поддерживать их интерес к учебе.
Интерес ребенка к предмету может достигаться различными способами:
-
проведением экскурсий;
-
посещением музеев;
-
проведением ролевых игр, игровых ситуаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
-
работой с наглядностью;
-
творчеством детей (моделирование, конструирование, поделки и т.д.);
-
эффективные формы контроля и оценки знаний уч-ся;
-
уроки интегрированного типа.
На педагогических советах и методобъединениях мы постоянно обсуждаем различные методы и приемы. Сегодня мне бы хотелось поговорить о проектно-исследовательском методе.
Массовое внедрение в отечественные школы проектного метода произошло еще в 20-е гг 20 века. Проекты носили в основном практический характер, поэтому был забыт.
Реформирование современного отечественного образования способствовало возрождению проектного метода в школах.
Основная цель проектно-исследовательской деятельности заключается в формировании творческого мышления через активизацию познавательной деятельности уч-ся.
Среди проектов, вызвавших у уч-ся начального звена сильный положительный эмоционально-познавательный отклик, можно назвать такие, как «Математический задачник» (дети составляли арифметические, геометрические и логические задачи к разным темам, сюжетам; объединяли лучшие по разделам, оформляли каждый свой и общеклассный задачники); «Дневник читательских удовольствий» (иллюстрированный сборник отзывов, заданий, сочинений, стихов к любимым произведениям);
«Тренажеры по русскому языку» (упражнения на определенные правила и орфограммы в виде игр, перфокарт, ребусов, загадок и т.д.).
В качестве примера рассмотрим возможности использования проектов при изучении темы «Время и его измерение».
Проект: изготовление календаря.
Тип проекта:
-
исследовательский, практико-ориентированный (прикладной);
-
межпредметный (математика, естествознание, история, художественный труд);
-
групповой.
Планируемый результат: каждая группа уч-ся изготавливает календарь, представляет его классу; затем календари используются по назначению в течение всего учебного года.
Этапы работы:
-
Знакомство на уроках с различными видами календарей (отрывной, настенный, перекидной и т.д.), их устройством. Решение создать свой классный календарь. Постановка вопросов для поиска (Н-р, как можно измерить время? Как появился календарь? Какие даты отмечаются?)
-
Определение направлений поиска ответов на поставленные вопросы, разбиение на группы, распределение работы между группами и определение сроков.
-
Сбор и систематизация детьми материала, оформление календаря. Это могут быть календари, отражающие сезонные изменения в природе, знаменательные даты класса и школы, отражающие важные исторические события и т.д.
-
Презентация результатов группового творчества.
Что достигается уч-ся в процессе реализации проектно-исследовательской деятельности?
-
значительное пополнение знаний;
-
учатся работать самостоятельно и в группе;
-
учатся отбирать, обсуждать необходимый материал;
-
приобретение опыта работы межличностных отношений и взаимодействия;
-
совершенствование приемов мыслительных операций;
-
повышение уровня самооценки (самоуважения).
В начальной школе возраст уч-ся еще мал, жизненный опыт беден, поэтому особенно на первых порах они не смогут сформулировать возникших вопросов и проблем, наметить шаги к их разрешению. В этом им будет помогать учитель. Организуя и координируя работу, как отдельных учеников, так и групп, необходимо предоставить учащимся свободу действий и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению. В этом случае результаты проекта окажутся полезными и приятными как для учеников, так и для учителя.
Обучаются и развиваются не только дети, но и сам учитель. Совершенствуются творческие способности, рост профессионального мастерства и саморазвитие.
Устанавливаются новые субъект - субъективные отношения (вместо субъект - объективных), что способствует сплочению коллектива (учителя и детей) и повышение уровня взаимопонимания и взаимопомощи.
3