- Преподавателю
- Другое
- Статья-буклет ОБЩАЕМСЯ С ДЕТЬМИ Влияние родительских установок на развитие детей
Статья-буклет ОБЩАЕМСЯ С ДЕТЬМИ Влияние родительских установок на развитие детей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Духарина Е.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОБЩАЕМСЯ С ДЕТЬМИ
Влияние родительских установок на развитие детей.
Духарина Елена Владимировна
Педагог - психолог
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое - сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие.
Как часто вы говорите детям:
-
Я сейчас занят(а)…
-
Посмотри, что ты натворил!!!
-
Как всегда неправильно!
-
Когда же ты научишься!
-
Сколько раз тебе можно повторять!
-
Ты сведёшь меня с ума!
-
Что бы ты без меня делал!
-
Вечно ты во всё лезешь!
-
Уйди от меня!
-
Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
-
Ты самый любимый!
-
Ты очень многое можешь!
-
Что бы мы без тебя делали?!
-
Иди ко мне!
-
Садись с нами…!
-
Я помогу тебе…
-
Я радуюсь твоим успехам!
-
Что бы не случилось, наш дом - наша крепость.
-
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок - не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!