- Преподавателю
- Другое
- ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ (ПСИХОЛОГИЯ)»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ (ПСИХОЛОГИЯ)»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова Л.В. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г. ЯЛТА)
ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛДЖ
УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа _______ А.И. Седых
«___» ______________ 20__г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ (ПСИХОЛОГИЯ)»
ЯЛТА - 2014
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 39.02.01 (040401) Социальная работа (Приказ Минообрнауки РФ от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования»).
Организация-разработчик: Экономико-гуманитарный колледж РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Яла)
Разработчики:
Попова Лариса Васильевна, преподаватель высшей категории, преподаватель-методист Экономико-гуманитарного колледжа РВУЗ «КГУ» (г.Ялта)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
17
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы педагогики и психологии (психология)»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработана в соответствии с требованиями по специальностям СПО для специальности 39.02.01 Социальная работа (Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2014 г. № 506 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа»).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы психологии и педагогики (психология)» принадлежит к базовым дисциплинам профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-
использовать в практической деятельности знания о психике человека, механизмах психических процессов и явлений;
-
учитывать в практической деятельности особенности характера, темперамента клиента, акцентуаций характера;
-
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
взаимосвязь общения и деятельности;
-
теоретические основы психической жизнедеятельности человека;
-
развитие психики человека, формирование сознания и самосознания;
-
роли и ролевые ожидания в общении;
-
виды социальных взаимодействий;
-
методы психологических исследований с целью получения необходимой информации;
-
механизмы взаимопонимания в общении;
-
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-
этические принципы общения;
-
планировать свою деятельность с учетом знаний об особенностях познавательной и эмоционально-волевой сфер жизнедеятельности человека;
-
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
5.2. Специалист по социальной работе должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):
5.2.1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
5.2.2. Социальная работа с семьей и детьми.
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
5.4.4. Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.).
ПК 4.1. Осуществлять организационно - управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.
ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.
ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).
5.4.5. Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС.
ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).
ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.
ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.
ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
44
в том числе:
практические занятия
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
19
в том числе:
1. Работа с алгоритмами.
2. Составление конспектов по основной и дополнительной литературе.
3. Подготовка реферативных сообщений.
4. Составление тезисов.
5. Работа со словарями.
3
4
4
4
4
Промежуточная и итоговая аттестации в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы педагогики и психологии (психология)»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы психологии.
Тема 1.1. Психология как система знаний.
Содержание учебного материала
2
1
Психология как наука о возникновении, функционировании и развитии психики человека.
2
2
Исторические этапы формирования психологии как науки.
2
3
Направления научной психологии в Восточной Европе и США: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология.
2
4
Разделы психологии. Отрасли психологических знаний.
2
5
Методы психологического исследования.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Методы психологического исследования. Проведение наблюдения, составление протокола наблюдения.
2
Тема 1.2.
Развитие и формирование психики.
Содержание учебного материала
2
1
Процесс формирования психики человека. Основные этапы.
2
2
Составляющие психики животных и человека: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение.
2
3
Роль мозга и нервной системы в процессе формирования психики.
2
4
Нарушения нервной деятельности и их влияние на формирование психики человека.
2
Практические занятия
Изучение особенностей психической деятельности человека.
Составление таблиц «Роль полушарий гомохга в психической деятельности человека. Распределение функций между полушариями головного мозга».
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление плана беседы с пациентом, клиентом.
Работа с литературой.
Подготовка сообщения на тему «Развитие отечественной психологии. Л.С. Выготский, Б.Ананьев, Г. Костюк, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.
4
Тема 1.3.
Личность в деятельности и поведении
Содержание учебного материала
4
1
Понятие о личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
2
2
Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.
2
3
Направленность личности. Мотивы, виды мотивов поведения человека. Интересы, склонности.
2
4
Самосознание человека. Структура самосознания. Подсознание. Влияние факторов окружающего мира на формирование сознания человека.
2
5
Самооценка человека. Факторы, влияющие на формирование самооценки. Роль самооценки в формировании и становлении самосознания личности.
2
6
Психологическая защита личности. Типы психологической защиты, работа с пациентами с различными типами психологической защиты.
3
Практические занятия
Тестирование, роль тестирования в психологических исследованиях. Исследование типов психологической защиты и самооценки личности.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление тезисов.
Подготовка реферативных сообщений по теме «Личность».
2
Раздел 2.
Индивидуально-психологические особенности личности
Тема 2.1.
Темперамент.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие о темпераменте. Теории темперамента, изучение жизненных проявлений особенностей нервной системы: активность, реактивность, пластичность, ригидность, темп реакций.
2
2
Типы темперамента. Особенности проявления типов темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности .
2
Практические занятия
Составление таблиц «Сравнительная характеристика типов темперамента».
Выполнение тестирование на определение типа темперамента.
Работа со словарями психологических терминов.
Защита реферативных сообщений.
2
Самостоятельная работа
Составление конспекта по теме «Виды классификаций типов темперамента».
Работа и общение с людьми с различными типами темперамента. Рациональность использования типов темперамента в профессиональной деятельности.
2
Тема 2.2.
Понятие характера. Способности.
Содержание учебного материала
2
1
Темперамент и характер. Индивидуальность человека. Структура характера. Черты характера.
2
2
Акцентуации характера. Методы изучения характера.
2
3
Понятие способностей. Задатки и способности. Способности и деятельность. Виды способностей.
3
4
Уровни развития способностей. Одаренность. Талант. Гениальность. Условия развития способностей: активность, обучение и воспитание. Методы изучения способностей.
2
Практические занятия
Методы диагностики способностей человека. Тестирование.
Выполнение упражнений.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений. Составление программы развития способностей человека.
1
Раздел 3.
Когнитивная сфера
Тема 3.1.
Познавательная деятельность
Содержание учебного материала
4
1
Понятия «восприятие», «ощущение». Классификация видов восприятия.
2
2
Методы изучения восприятия и ощущения.
2
3
Понятие памяти. Виды памяти, генетическая и прижизненная память.
4
Процессы запоминания.
5
Мышление. Операции мышления, индивидуальные особенности мышления. Мышление и речь.
6
Внимание. Характеристики внимания, виды внимания, условия переключения внимания. Методы изучения внимания.
Практические занятия
Изучение познавательной деятельности. Методики для изучения познавательной деятельности.
Выполнение упражнений на развитие познавательных процессов.
2
Самостоятельная работа
Усовершенствование восприятия. Наблюдение как целенаправленное восприятие.
Условия развития фантазии.
1
Тема 3.2.
Эмоционально-волевая сфера жизнедеятельности
Содержание учебного материала
4
1
Формы эмоциональных переживаний. Эмоциональные состояния.
2
2
Виды эмоций: собственно настроение, аффект, стресс, чувства.
2
3
Высшие чувства. Проявления моральных, интеллектуальных, эстетических чувств.
2
4
Воля. Понятие о воле, функции волевой деятельности.
2
5
Структура волевого акта. Принятие решения и его реализация.
2
6
Локус контроля.
2
7
Взаимосвязь мотивов и волевых действий.
2
Практические занятия
Методы регулирования эмоциональных состояний. Возможности управления эмоциями.
Тестирование, выполнение упражнений для научения контролю над собственными эмоциональными состояниями.
Выполнение упражнений.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка реферативных сообщений.
Выполнение упражнений.
1
Раздел 4.
Основы социальной психологии
Тема 4.1.
Общение и межличностные отношения.
Содержание учебного материала
2
1
Общение, его виды и функции.
2
2
Методы психологического взаимодействия в процессе общения.
2
3
Механизмы межличностного восприятия.
2
4
Межличностные отношения, их классификация по силе глубины и доверия.
2
Практические занятия
Составление таблицы «Основные уровни общения».
Выполнение упражнений.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений.
Подготовка сообщений, защита рефератов.
Феномен каузальной атрибуции.
1
Тема 4.2.
Психология малых групп.
Содержание учебного материала
2
1
Виды и структура малой группы.
2
2
Лидерство в малой группе.
Конформизм и групповое давление.
2
3
Развитие малой группы. Роли в группе.
Влияние членов группы друг на друга.
4
Межличностные взаимоотношения и их роль в трудовой и учебной деятельности
Практические занятия
Деловая игра.
Диагностика ролевых отношений в гуппе.
Выполнение упражнений.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Стили управления и типы лидерства. Подготовка сообщений.
1
Тема 4.3
Основы конфликтологии
Содержание учебного материала
2
1
Суть конфликта. Основные причины возникновения конфликтов.
2
2
Стили поведения в конфликтных ситуациях.
2
3
Способы решения конфликтных ситуаций.
4
Структура конфликта. Методы решения и анализа конфликтных ситуаций.
Практические занятия
Подготовка рефератов, сообщений.
Работа со словарями.
Выполнение упражнений.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Решение ситуационных задач.
2
Всего:
64
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
-
Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и книг
-
Классная доска
-
Стол для преподавателя
-
Стул для преподавателя
-
Столы ученические
-
Стулья ученические
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Ильин Е.П. Психология общения. - СПб.: Питер, 2011-03-18
-
Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. П. Ильин.-СПб.: Питер,: 2009.
-
Панфилова А.П. Психология общения -М.: Академия, 2013. 368стр.
-
Шеламова , Г. М. Деловая культура и психология общения :учебное пособие / Г. М. Шеламова .-М.: Академия, 2009.
-
Бородина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е изд. -М.: ИНФА-М, 2014.
Дополнительные источники:
-
Богатырева, Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте / Н.Богатырева // Управление персоналом. - 2008. - №20. - С.77-81.
-
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. - СПб.: ПИТЕР, 2008.
-
Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
-
Канина И.Р. Анализ удовлетворенности населении качеством работы сестринского персонала первичного звена на примере городской поликлиники. / И.Р. Канина// Главная медицинская сестра - № 9. - 2009.- с. 34-38.
-
Купер К. Л., Дейв Ф. Дж., О'Драйсколл М. П.. Организационный стресс., 2007
-
Надеждина В.И. Психология общения. Как вести себя с подчиненными / В.И. Надеждина .-М.: Харвест , 2007.
-
Романова Н. Н., Филиппов , А. В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология:словарь. /Н. Н. Романова, А. В. Филиппов .-М.: Флинта, 2009.
Интернет - ресурсы:
-
knigafund.ru
-
medpsy.ru
-
psylib.org.ua
-
flogiston.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
Уметь использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
Знать взаимосвязь общения и деятельности;
Знать цели, функции, виды и уровни общения;
Знать роли и ролевые ожидания в общении;
Знать виды социальных взаимодействий;
Знать механизмы взаимопонимания в общении;
Знать техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
Знать этические принципы общения;
Знать источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений, исследований.
Оценка тестирования.
Решение ситуационных задач
Наблюдение за использованием техник и приемов эффективного общения в тренинговой работе с их последующим анализом.