ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ (ПСИХОЛОГИЯ)»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработана в соответствии с требованиями  по специальностям СПО для специальности 39.02.01 Социальная работа (Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2014 г. № 506 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа»).                                            1.2. Место учебной дисциплины в стр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г. ЯЛТА)

ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛДЖ










УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа _______ А.И. Седых

«___» ______________ 20__г.












ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.06 «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ (ПСИХОЛОГИЯ)»
















ЯЛТА - 2014

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 39.02.01 (040401) Социальная работа (Приказ Минообрнауки РФ от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования»).

Организация-разработчик: Экономико-гуманитарный колледж РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Яла)

Разработчики:

Попова Лариса Васильевна, преподаватель высшей категории, преподаватель-методист Экономико-гуманитарного колледжа РВУЗ «КГУ» (г.Ялта)







СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

19


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы педагогики и психологии (психология)»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработана в соответствии с требованиями по специальностям СПО для специальности 39.02.01 Социальная работа (Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2014 г. № 506 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа»).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Основы психологии и педагогики (психология)» принадлежит к базовым дисциплинам профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать в практической деятельности знания о психике человека, механизмах психических процессов и явлений;

  • учитывать в практической деятельности особенности характера, темперамента клиента, акцентуаций характера;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • теоретические основы психической жизнедеятельности человека;

  • развитие психики человека, формирование сознания и самосознания;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • методы психологических исследований с целью получения необходимой информации;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

  • планировать свою деятельность с учетом знаний об особенностях познавательной и эмоционально-волевой сфер жизнедеятельности человека;

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

5.2. Специалист по социальной работе должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):

5.2.1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

5.2.2. Социальная работа с семьей и детьми.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

5.4.4. Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.).

ПК 4.1. Осуществлять организационно - управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.

ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.

ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).

5.4.5. Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС.

ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).

ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;

самостоятельной работы обучающегося 19 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:


практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:

1. Работа с алгоритмами.

2. Составление конспектов по основной и дополнительной литературе.

3. Подготовка реферативных сообщений.

4. Составление тезисов.

5. Работа со словарями.

3

4


4

4

4



Промежуточная и итоговая аттестации в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы педагогики и психологии (психология)»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы психологии.




Тема 1.1. Психология как система знаний.

Содержание учебного материала

2


1

Психология как наука о возникновении, функционировании и развитии психики человека.

2

2

Исторические этапы формирования психологии как науки.

2

3

Направления научной психологии в Восточной Европе и США: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология.

2

4

Разделы психологии. Отрасли психологических знаний.

2

5

Методы психологического исследования.


3

Самостоятельная работа обучающихся

Методы психологического исследования. Проведение наблюдения, составление протокола наблюдения.

2


Тема 1.2.

Развитие и формирование психики.

Содержание учебного материала

2

1

Процесс формирования психики человека. Основные этапы.

2

2

Составляющие психики животных и человека: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение.

2

3

Роль мозга и нервной системы в процессе формирования психики.

2

4

Нарушения нервной деятельности и их влияние на формирование психики человека.

2

Практические занятия

Изучение особенностей психической деятельности человека.

Составление таблиц «Роль полушарий гомохга в психической деятельности человека. Распределение функций между полушариями головного мозга».

2


Самостоятельная работа обучающихся

Составление плана беседы с пациентом, клиентом.

Работа с литературой.

Подготовка сообщения на тему «Развитие отечественной психологии. Л.С. Выготский, Б.Ананьев, Г. Костюк, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.

4

Тема 1.3.

Личность в деятельности и поведении

Содержание учебного материала

4

1

Понятие о личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2

2

Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

2

3

Направленность личности. Мотивы, виды мотивов поведения человека. Интересы, склонности.

2

4

Самосознание человека. Структура самосознания. Подсознание. Влияние факторов окружающего мира на формирование сознания человека.

2

5

Самооценка человека. Факторы, влияющие на формирование самооценки. Роль самооценки в формировании и становлении самосознания личности.

2

6

Психологическая защита личности. Типы психологической защиты, работа с пациентами с различными типами психологической защиты.

3

Практические занятия

Тестирование, роль тестирования в психологических исследованиях. Исследование типов психологической защиты и самооценки личности.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Составление тезисов.

Подготовка реферативных сообщений по теме «Личность».

2

Раздел 2.

Индивидуально-психологические особенности личности


Тема 2.1.

Темперамент.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о темпераменте. Теории темперамента, изучение жизненных проявлений особенностей нервной системы: активность, реактивность, пластичность, ригидность, темп реакций.

2

2

Типы темперамента. Особенности проявления типов темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности .

2

Практические занятия

Составление таблиц «Сравнительная характеристика типов темперамента».

Выполнение тестирование на определение типа темперамента.

Работа со словарями психологических терминов.

Защита реферативных сообщений.

2


Самостоятельная работа

Составление конспекта по теме «Виды классификаций типов темперамента».

Работа и общение с людьми с различными типами темперамента. Рациональность использования типов темперамента в профессиональной деятельности.

2

Тема 2.2.

Понятие характера. Способности.

Содержание учебного материала

2

1

Темперамент и характер. Индивидуальность человека. Структура характера. Черты характера.

2

2

Акцентуации характера. Методы изучения характера.

2

3

Понятие способностей. Задатки и способности. Способности и деятельность. Виды способностей.

3

4

Уровни развития способностей. Одаренность. Талант. Гениальность. Условия развития способностей: активность, обучение и воспитание. Методы изучения способностей.

2

Практические занятия

Методы диагностики способностей человека. Тестирование.

Выполнение упражнений.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений. Составление программы развития способностей человека.

1

Раздел 3.

Когнитивная сфера


Тема 3.1.

Познавательная деятельность

Содержание учебного материала

4

1

Понятия «восприятие», «ощущение». Классификация видов восприятия.

2

2

Методы изучения восприятия и ощущения.

2

3

Понятие памяти. Виды памяти, генетическая и прижизненная память.



4

Процессы запоминания.



5

Мышление. Операции мышления, индивидуальные особенности мышления. Мышление и речь.



6

Внимание. Характеристики внимания, виды внимания, условия переключения внимания. Методы изучения внимания.



Практические занятия

Изучение познавательной деятельности. Методики для изучения познавательной деятельности.

Выполнение упражнений на развитие познавательных процессов.

2


Самостоятельная работа

Усовершенствование восприятия. Наблюдение как целенаправленное восприятие.

Условия развития фантазии.

1

Тема 3.2.

Эмоционально-волевая сфера жизнедеятельности

Содержание учебного материала

4

1

Формы эмоциональных переживаний. Эмоциональные состояния.

2

2

Виды эмоций: собственно настроение, аффект, стресс, чувства.

2

3

Высшие чувства. Проявления моральных, интеллектуальных, эстетических чувств.

2

4

Воля. Понятие о воле, функции волевой деятельности.

2

5

Структура волевого акта. Принятие решения и его реализация.

2

6

Локус контроля.

2

7

Взаимосвязь мотивов и волевых действий.

2

Практические занятия

Методы регулирования эмоциональных состояний. Возможности управления эмоциями.

Тестирование, выполнение упражнений для научения контролю над собственными эмоциональными состояниями.

Выполнение упражнений.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферативных сообщений.

Выполнение упражнений.

1

Раздел 4.

Основы социальной психологии


Тема 4.1.

Общение и межличностные отношения.

Содержание учебного материала

2

1

Общение, его виды и функции.

2

2

Методы психологического взаимодействия в процессе общения.

2

3

Механизмы межличностного восприятия.

2

4

Межличностные отношения, их классификация по силе глубины и доверия.

2

Практические занятия

Составление таблицы «Основные уровни общения».

Выполнение упражнений.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений.

Подготовка сообщений, защита рефератов.

Феномен каузальной атрибуции.

1

Тема 4.2.

Психология малых групп.


Содержание учебного материала

2

1

Виды и структура малой группы.

2

2

Лидерство в малой группе.

Конформизм и групповое давление.

2

3

Развитие малой группы. Роли в группе.

Влияние членов группы друг на друга.


4

Межличностные взаимоотношения и их роль в трудовой и учебной деятельности


Практические занятия

Деловая игра.

Диагностика ролевых отношений в гуппе.

Выполнение упражнений.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Стили управления и типы лидерства. Подготовка сообщений.

1

Тема 4.3

Основы конфликтологии

Содержание учебного материала

2

1

Суть конфликта. Основные причины возникновения конфликтов.

2

2

Стили поведения в конфликтных ситуациях.

2

3

Способы решения конфликтных ситуаций.



4

Структура конфликта. Методы решения и анализа конфликтных ситуаций.



Практические занятия

Подготовка рефератов, сообщений.

Работа со словарями.

Выполнение упражнений.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Решение ситуационных задач.

2

Всего:

64




3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

  1. Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и книг

  2. Классная доска

  3. Стол для преподавателя

  4. Стул для преподавателя

  5. Столы ученические

  6. Стулья ученические


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ильин Е.П. Психология общения. - СПб.: Питер, 2011-03-18

  2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. П. Ильин.-СПб.: Питер,: 2009.

  3. Панфилова А.П. Психология общения -М.: Академия, 2013. 368стр.

  4. Шеламова , Г. М. Деловая культура и психология общения :учебное пособие / Г. М. Шеламова .-М.: Академия, 2009.

  5. Бородина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е изд. -М.: ИНФА-М, 2014.

Дополнительные источники:

  • Богатырева, Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте / Н.Богатырева // Управление персоналом. - 2008. - №20. - С.77-81.

  • Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. - СПб.: ПИТЕР, 2008.

  • Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.

  • Канина И.Р. Анализ удовлетворенности населении качеством работы сестринского персонала первичного звена на примере городской поликлиники. / И.Р. Канина// Главная медицинская сестра - № 9. - 2009.- с. 34-38.

  • Купер К. Л., Дейв Ф. Дж., О'Драйсколл М. П.. Организационный стресс., 2007

  • Надеждина В.И. Психология общения. Как вести себя с подчиненными / В.И. Надеждина .-М.: Харвест , 2007.

  • Романова Н. Н., Филиппов , А. В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология:словарь. /Н. Н. Романова, А. В. Филиппов .-М.: Флинта, 2009.

Интернет - ресурсы:

  1. knigafund.ru

  2. medpsy.ru

  3. psylib.org.ua

  4. flogiston.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

Уметь использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Знать взаимосвязь общения и деятельности;

Знать цели, функции, виды и уровни общения;

Знать роли и ролевые ожидания в общении;

Знать виды социальных взаимодействий;

Знать механизмы взаимопонимания в общении;

Знать техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

Знать этические принципы общения;

Знать источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений, исследований.

Оценка тестирования.

Решение ситуационных задач

Наблюдение за использованием техник и приемов эффективного общения в тренинговой работе с их последующим анализом.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ (ПСИХОЛОГИЯ)»


© 2010-2022