• Преподавателю
  • Другое
  • Личность формируется в семье / выступление на семинаре для воспитателей ДОУ «Современные формы работы с семьей» /

Личность формируется в семье / выступление на семинаре для воспитателей ДОУ «Современные формы работы с семьей» /

Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими и в первую очередь близкими ему людьми. Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение имеет тип отношений между родителем и ребенком. Занимаемая родителями позиция отношение ребенка в семье во многом определяет весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способности и черты характера.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление

на семинаре для воспитателей ДОУ

«Современные формы работы с семьей»

"Личность формируется в семье"

Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные качества, свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в дошкольном возрасте. От того каким было у человека детство зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. В этом возрастном периоде складываются важнейшие психологические условия внутренне свободного действия. Почему же так важно семейное воспитание?

Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими и в первую очередь близкими ему людьми. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом, сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал таким, каков он есть, общение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет в семье. Именно по этому качеству можно судить о полноценности семьи, а вовсе не по количеству ее членов. Возможно не полная семья, состоящая только из матери и ребенка, вполне полноценная с позиций психологии общения. Правда, достичь этого много труднее, чем в большой полносоставной семье с бабушками и дедушками, где это происходит естественно и как бы само собой в силу существующих в семье традиций и жизненного уклада.

В то же время нередки случаи выраженного недоразвития детей по причине ущербности общения в семье, несмотря на ее, казалось бы исчерпывающее благополучие - полный состав семьи, квартирные условия, материальное благополучие, образованность родителей и т.д. Что же обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку. Ребенок всем своим существом чувствует, что он беспредельно дорог родителям, причем дорог таким, каков он есть, со всеми его особенностями и недостатками и всегда будет оставаться таковым, несмотря ни на что. Абсолютность родительской любви дает ребенку нужную ему защищенность в этом мире: эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди.

Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем значимее для него непосредственное обнаружение родительской любви. Но и на протяжении всего дошкольного возраста ребенок не перестает нуждаться в постоянном подкреплении этой уверенности в любви со стороны родителей. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства к ребенку. Не надо бояться, что ласки, поцелуи и другие, эмоционально физические контакты могут быть чрезмерными и сделают из малыша избалованного неженку. Это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно, если по каким-то причинам он испытывает психологический дискомфорт. Правда следует учитывать, что все-таки, всему свое время - и ласкам тоже. Поэтому не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение. В то же время не зря говорилось о бескорыстной любви, т.к. любовь бывает разная, в том числе и эгоистическая. Бывает так, что любят не ребенка, а свои чувства к нему. Это значит, что любят самого себя, отраженного в ребенке, свои замыслы и пристрастия, такая любовь может принести много зла.

Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение имеет тип отношений между родителем и ребенком. Занимаемая родителями позиция отношение ребенка в семье во многом определяет весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способности и черты характера. Жизнь на каждом шагу ставит психологические эксперименты. Важно только их осознать и сделать верные выводы. В разнообразных эмоциональных ситуациях обнаруживаются причины конфликтов и трудностей в общении родителей с детьми.

Как е избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного? А следует довериться естественному ходу жизни, прислушиваясь глубокому внутреннему чувству, позволяющему безошибочно распознавать, где мы движимы, бескорыстной любовью, а где себялюбием и предрассудками. Естественный ход событий таков, что ребенок становится центром всей жизни семьи до своего рождения. А младенец в семье - это не просто предмет главной заботы взрослых, каким-то непостижимым образом он оказывается центром их собственного существа. Атмосфера семейного тепла лежит в основе доверия малыша к миру, открытости в общении с людьми, и последующего принятия им самого себя. Физическая пуповина, связывающая ребенка с матерью, рвется при его рождении, однако эмоциональная связь сохраняется еще долго время.

И с того факта, что ребенок закономерно оказывается в самом центре жизни семьи, никак не следует вывод о вседозволенности и безнаказанности поведения детей. Если мы будем потакать всем прихотям и капризам, если не будем должным образом реагировать на их проказы и проступки, можем принести много вреда. Ведь есть совершенно недопустимые вещи, которые должны немедленно пресекаться. Нельзя не реагировать на действия детей, унижающее достоинство другого человека, намеренно причиняющее кому-то боль или вред. Попустительствуя детям, идя у них на поводу, когда они просто капризничают и даже намеренно испытывают наше терпение, мы способствуем порабощению ребенка его же желаниями. Не может быть внутренне свободы без нравственных ориентиров, как же может быть формирование гармоничной личности без нравственного воспитания.

При всей незаменимости семейного общения все же не обеспечивается вся полнота условий для гармоничного и всестороннего развития личности. Детям крайне нужно общение с другими детьми. Детский сад может и должен восполнить эту сторону жизни ребенка. Общение детей между собой позволяет реализовать потенциал личности свободы ребенка, воплотить его в самостоятельность, в умение общаться, в навыке собственной инициативной деятельности, творческие способности и приобщение общечеловеческой культуры.

Психологическое обследование детей, поступающих в школу, показали, что те из них, кто воспитывался только в семье, уступают по ряду важнейших параметров психологической готовности к обучении в школе своих сверстников, посещавших детский сад.

© 2010-2022