• Преподавателю
  • Другое
  • Приложение к семинару Агрессивность в дошкольном возрасте (Правила поведения взрослого с детьми, склонными к агрессивному поведению)

Приложение к семинару Агрессивность в дошкольном возрасте (Правила поведения взрослого с детьми, склонными к агрессивному поведению)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ   Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом: üпросто «не замечайте» реакцию ребёнка; üвыражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»; üпереключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть); üпозитивно обозначьте его поведение: «Ты злиш...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ,

СКЛОННЫМИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ


Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

  • просто «не замечайте» реакцию ребёнка;

  • выражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

  • переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);

  • позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».

КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

  • «Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);

  • «Ты злишься» (констатирующий вопрос);

  • «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);

  • «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

  • «Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции

Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдержаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:

  • не повышать голос, не кричать, не устрашать;

  • не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;

  • не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

  • не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;

  • не оценивать личность ребёнка или его друзей;

  • не использовать физическую силу, не угрожать;

  • не читать нотации, проповеди;

  • не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту «удочку» - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.

Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою правоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

  • «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);

  • позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;

  • предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.

В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка).

Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

  • выдерживайте паузу (выслушивайте молча);

  • тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);

  • внушайте спокойствие жестами, мимикой;

  • шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценеггера»).

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него «всё не то и не так», когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.


© 2010-2022