- Преподавателю
- Другое
- Приложение к семинару Агрессивность в дошкольном возрасте (Правила поведения взрослого с детьми, склонными к агрессивному поведению)
Приложение к семинару Агрессивность в дошкольном возрасте (Правила поведения взрослого с детьми, склонными к агрессивному поведению)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Таратунина М.А. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ,
СКЛОННЫМИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.
Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:
-
просто «не замечайте» реакцию ребёнка;
-
выражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
-
переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
-
позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».
КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения
Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.
В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:
-
«Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);
-
«Ты злишься» (констатирующий вопрос);
-
«Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);
-
«Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
-
«Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).
КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.
Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдержаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:
-
не повышать голос, не кричать, не устрашать;
-
не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;
-
не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
-
не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
-
не оценивать личность ребёнка или его друзей;
-
не использовать физическую силу, не угрожать;
-
не читать нотации, проповеди;
-
не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.
КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту «удочку» - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.
Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою правоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:
-
«Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);
-
позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
-
предложите ребёнку договор с взаимными уступками.
КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.
Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка).
Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:
-
выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
-
тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
-
внушайте спокойствие жестами, мимикой;
-
шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценеггера»).
КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.
Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него «всё не то и не так», когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.