• Преподавателю
  • Другое
  • Сообщение на МО «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Сообщение на МО «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Сообщение на МО«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА».Сообщение на МО«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА».Сообщение на МО«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Сообщение на МО«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА».ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай










Сообщение на МО

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА».














Подготовила:

Смородинова М.В.










2015г.

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

«Мать дает младенцу жизнь,

материнская поэзия - душу,

а начинается все с колыбельной песни;

затем идут пестушки, потешки,

и наконец,

приходит пора первых сказок.

Не забывайте старину русскую,

несите ее в детскую душу.»

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество - это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности

Воспитательная возможность народной культуры, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком

Особую роль играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах

Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга).

В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа - это сила, с которой надо считаться. Хоровод - одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе.

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Широкое изучение детского фольклора началось после победы Великой Октябрьской революции. Оно связано прежде всего с именем профессора Иркутского университета Т.С.Виноградова. На протяжении нескольких лет Т.С.Виноградов собирал в Сибири детский фольклор.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песни, потешки являются незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный образ, развивает речь, формирует нравственные привычки, способствует развитию эмоциональной сферы.

Заклички, приговорки, потешки легко запоминаются. Они забавляют ребенка и вместе с тем. Обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Русские народные мелодии, колыбельные песни играют огромную роль в развитии чувств и эмоций, они трогают сердце, питают любовь к своей земле и к своему народу. М.Н.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало большая радость и печален жребий того, кому не дано ее испытать. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в пестушках, заговорах, потешках, прибаутках, сказках. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык, начинают понимать что такое добро и зло, оплакивать несчастье героев и радоваться их счастью.

Колыбельные песни - главное значение этих песен - влияние на психологическое состояние, поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивает его, действует на него усыпляющее. Колыбельные песни исполняются детям уже в первые дни появления на свет. Эти произведения - первая для них музыкальная и поэтическая информация. А так как они слышат песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает мотив, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение их ребенку имеет большое значение в эстетическом и музыкальном воспитание, в развитии творческого мышления, памяти, становления уравновешенной психики.

В потешках появляется опыт традиционной народной практике телесного и психологического воздействия на ребенка. Ценность потешек еще и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии.

Основное значение прибауток - развеселить, рассмешить детей. В них большая воспитательная ценность - ребенок слушает, наблюдает, сравнивает, познает неведомые ему явления, знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток концентрирует внимание ребенка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от эмоциональных депрессивных состояний. Они важны для становления речи, тренировки памяти, информативного запаса.

Вот почему так важно, чтобы устное народное творчество - колыбельные, потешки - входили в ту пору, когда человек восприимчив ко всему прекрасному.

Характеристика детей с задержкой психического развития

Это особая категория детей, которая в силу своих психофизических особенностей отстают в развитии от своих сверстников. Это отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, в области познавательных интересов, недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Они недоверчивы и замкнуты, плаксивы. У них очень мал словарный запас и характерно отставание в речевом развитии, а также в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности, инициативы и контактности со сверстниками.

В процесс организации своей работы, наблюдений за детьми дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского сада, я пришла к выводу, что детям, в какой-то мере, необходимо вернуть детство, радость, любовь. Ведь сам факт того, что дети поступают к нам, в большинстве случаев, из неблагополучных семей, приютов, говорит уже о том, что они психологически травмированы, эмоционально замкнуты, и с большим недоверием относятся к миру взрослых.

Это дети, которые не слышат добрых ласковых слов, колыбельных песен, не ощущали прикосновения маминых рук. И поэтому я решила прийти к этим детям на помощь - быть для них доброй, ласковой мамой, помочь ребенку почувствовать себя нужным и раскрыться, чтобы ребенок не чувствовал себя брошенным, одиноким, понял, что его любят, о нем заботятся, беспокоятся.

Проведенный анализ методической литературы по значимости русского народного творчества в воспитательном воздействии на эмоциональный контакт, на эмоциональное общение способствовало мне выбрать одно из направлений воспитательного процесса, целью которого стало формирование эмоционально-волевой сферы детей на основе устного народного творчества (фольклора).

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей

детей, выразительности речи на основе устного народного творчества.

Задачи:

  1. Использовать в речевой деятельности устное народное творчество (потешки, колыбельные, утренние приветствия, игры-хороводы) для освоения детьми образной и эмоциональной речи.

  2. Расширять и обогащать знания детей о малых фольклорных формах.

  3. Учить осмысленно произносить короткие стихи, потешки.

  4. Учить детей выразительности и ритмичности движений, выполнению их в соответствии слов.

  5. Развивать психические процессы - память, внимание, мышление, воображение.

  6. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Содержание работы:

  • Прослушивание потешек, колыбельных.

  • Игры-инсценировки.

  • Упражнения по формированию выразительности исполнения.

  • Заучивание потешек, колыбельных, хороводных игр.

  • Чтение сказок

Методы и приемы:

  1. Словесные -

  • беседы;

  • заучивание;

  • вопросы.

  1. Наглядные -

  • показывание образца;

  • рассматривание иллюстраций, книжек.



  1. Игровые -

  • инсценировки;

  • дидактические игры.

  1. Практические -

использование в повседневной жизни -

  • режимные моменты;

  • наблюдения.

Методическое обеспечение:

  • подбор методической, художественной литературы;

  • подбор потешек, колыбельных, утренних приветствий, хороводных игр;

  • подбор иллюстраций.

В своей работе я старалась использовать устное народное творчество в НОД, режимных моментах, играх, беседах, прогулках.

Было проведено НОД по теме «По сказочным тропинкам» для детей с ЗПР

ЦЕЛЬ: Развитие познавательно - речевой активности и творчества детей через разные виды деятельности по теме «Сказки и их герои».

Интегрируемые образовательные области - «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - личностное», «Физическое развитие».

ЗАДАЧИ

1.Уточнить знания детей о некоторых сказках и их героях.

2. Развивать умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор.

3. Уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать загадки.

4.Продолжать упражнять в составлении предложений с использованием союза «потому что».

5. Развивать умение образовывать существительные в Родительном падеже и притяжательные прилагательные.

6. Вспомнить последовательность появления героев в сказках. Развивать умение действовать согласованно.

7. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

8. Развивать способность воспринимать художественный образ литературного

произведения и творчески воспроизвести его в театральных действиях.

Методы и приемы:

  1. Практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, динамическая пауза).

  2. Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр).

  3. Словесные (художественное слово, вопросы, беседа, объяснение).

Материалы и оборудование: музыка «Волшебство»; картинки для игры «Четвертый лишний»; мяч; игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Колобок», презентация.

Итогом занятия стала инсценировка сказки «Курочка ряба», где дети себя показали активно.

Также собрала папку по сказкам «Собери сказку по картинкам». Использую сказки загадки, мнемотаблицы, презентации, картинки и аппликации.

Таким образом, благодаря этой проделываемой работе у детей повысился уровень эмоциональных проявлений: смеха, жалости, внимания, доброты, предпосылок воображения, появился интерес к фольклору. Дети с удовольствием стали использовать его в своей игровой деятельности. Речь стала более четкой и выразительной, что говорит об эффективности проводимой работы по развитию эмоциональных проявлений у детей посредством русского народного фольклора. Следовательно, работа в этом направлении будет совершенствоваться, и расширяться в дальнейшем.

Библиография

  1. В.П.Аникин «Русские народные пословицы, поговорки и русский фольклор» Москва.

  2. Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова «Детские частушки, потешки, прибаутки»

  3. Г.М.Науменко «Русские народные детские песенки и сказки с напевами» Москва Центрполиграф 2001г.

  4. Журнал «Дошкольное воспитание» (1987-1991гг.)




© 2010-2022