• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Современное общество не является однородным. Оно делится на группы, слои, классы. Основанием для такого деления может служить пол, возраст, доход, религия или иные показатели. Многим обществам присуще социальное неравенство. В связи с этим одним из базисных понятий современной социологии является понятие социальной страти­фикации. Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоёв по уровню доходов и образу жизни, по ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисциплина, специальность: обществознание.

Тема: Социальная стратификация и мобильность.

Мотивация изучения темы:

Современное общество не является однородным. Оно делится на группы, слои, классы. Основанием для такого деления может служить пол, возраст, доход, религия или иные показатели. Многим обществам присуще социальное неравенство. В связи с этим одним из базисных понятий современной социологии является понятие социальной стратификации.

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоёв по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.

В современном российском обществе эта тема получила особое значение, поскольку в процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. Между тем полное и адекватное представление о формирующейся социальной стратификации является одним из условий эффективного решения социальных проблем в рамках экономической и социальной политики государства. Количественные и качественные параметры стратификации могут служить отправной точкой в формировании модели государственной социальной политики. Изучение динамики стратификационных процессов дает возможность оценить, насколько масштабны и интенсивны процессы трансформации социально-экономической структуры общества и какова их направленность. Изучение социальной стратификации российского общества в современных условиях приобретает особую актуальность.

Цели занятия:

  1. Рассмотреть сущность социальной структуры общества, виды социальных групп, современное понимание социальной стратификации, её влияние на образ жизни, доходы, социальное положение человека; причины социального неравенства;

  2. сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их социальной ролью, социальную структуру любого общества;

  3. развивать культуру межличностных отношений;

  4. развивать умения говорить и общаться.

Интеграционные связи: тема связана с историей, философией.

Оснащение (средства обучения):

  • компьютер с проектором для демонстрации презентации;

  • раздаточный материал ;

  • учебник;

  • тетради.

Основные этапы занятия :

1) организационный момент;

2) изучение нового материла;

3) закрепление изученного материала ;

4) инструктаж д/з;

5) итог урока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.

Изучение новой темы.

Обособившаяся от природы часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей формы их объединения - общество.


Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Ролик «Соц.эксперимент «Ген всевластия»

  • Похожи ли отношения в обществе людей и животных?

  • Приведите примеры общественных животных.

Страта = общественная группа

Термин "стратификация" пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали.

Основанием служит лестница доходов:

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация - расслоение, разделение общества на группы, в зависимости от уровня доходов и образования.

Главные критерии положения в обществе:

  • размер доходов,

  • доступ к власти,

  • престиж профессий,

  • уровень образования.

Ролик «Различия в жизни богатых и бедных людей».

  • Какова главная мысль ролика?

«Там, где дети спят» - поучительный фотопроект Джеймса Моллисона, в котором портреты детей со всего мира сопровождаются кадрами их спальных мест.

Изучая фото, можно понять, что все различаются по уровню доходов. А от этого показателя зависит соц.положение.

Рассчитав среднее по каждой выборке, социологи вывели общественную оценку в баллах престижности каждого вида труда.

К сожалению, в нашей стране периодических репрезентативных опросов населения о профессиональном престиже никогда не проводилось. Поэтому придется пользоваться американскими данными:

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Маргинал - человек, не принадлежащий к определенной соц.группе

(пенсионеры, студенты).

«Приглядись» (ролик социальной направленности)

Ролик «200 слов про неравенстве в России».

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность


Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Перед вами схема средневекового общества. Прокомментируйте ее с точки зрения социального расслоения.

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Социальная мобильность - это перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой.

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

Факторы групповой мобильности:

  • социальные революции,

  • иностранные интервенции,

  • гражданские войны,

  • военные перевороты,

  • смена политических режимов,

  • вступление в силу новой конституции, экономический кризис и т.д.

Характеристики социальной мобильности.

Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности.

Закрепление изученного.

1.Ответьте на вопросы:

  1. Какой титул присвоил "Кот в сапогах" своему хозяину?

  2. Один из важнейших документов петровской эпохи зафиксировал разделение службы на гражданскую и военную. Назовите этот документ.

  3. Стабильность обществу придает средний или высший класс?

  4. Что появилось раньше сословия или касты?

  5. Какое сословие в дореволюционной России объединялось в гильдии?

2. Объясните фразу:

«Возможно, равенство - это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом».

О. де Бальзак (1799-1850), французский писатель

3. Ответить на вопрос и объяснить своё мнение: Какой канал социальной мобильности Вы считаете главным для себя?

4. Ответить на вопрос: Почему в разные времена в разных странах были популярны истории, подобные сказке о Золушке?

5. Расскажите о социальном статусе одного из знакомых.

Как он менял своё социальное положение?

  • Кем был, кем стал?

  • Восходящая это социальная мобильность или нисходящая?

  • Что повлияло на эти перемены в его жизни?

  • Какие из факторов мобильности были главными для него?

Работа с текстом.

Составьте простой план текста.

Деловая игра.

Закрепление нового материала. Получи «5»

В этих квадратиках спрятаны правильные ответы.

Сумма номеров ячеек с правильными ответами должна быть равна 50

Разработка занятия по обществознанию на тему Социальная стратификация и мобильность

Ответ:

1 + 3 + 5+ 7 + 10 + 11 + 13 =50

Подведение итогов. Формулирование выводов.

Стратификация фиксирует социальное неравенство.

Основой деления общества на страты (социальные слои) выступает неравный доступ к основным социальным ценностям.

Различают четыре основные типа стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):

  • Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое

  • Да, но я уже всё знал раньше

  • Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось

Домашнее задание: параграф 5, тетрадь.

Использованная литература:

  1. учебник А.И. Кравченко «Обществознание. 8-9 кл.», М.: «Русское слово» - 2000 г.

  2. Е.А. Певцова «Обществознание. Книга для учителя. 8-9 кл.», М.: «Русское слово». - 2000 г.

  3. Гражданский кодекс РФ

  4. А.Ф. Никитин, «Право и политика». - М.: Издательский дом «Дрофа», 1997 г.

  5. Тесты «Право и политика. 9 кл.» - М.: Издательский дом «Дрофа», 1997 г.








© 2010-2022