• Преподавателю
  • Другое
  • Тема: Патриотическое воспитание как часть педагогической деятельности объединений в отделе педагогов – совместителей

Тема: Патриотическое воспитание как часть педагогической деятельности объединений в отделе педагогов – совместителей

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на семинаре

ТЕМА:

«Патриотическое воспитание как часть педагогической деятельности объединений в отделе педагогов - совместителей»

«Чувство любви к Родине
нужно заботливо выращивать,
прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное
растение перекати-поле».

Д.С. Лихачёв.

Что же включает в себя понятие «Патриотическое воспитание»?

Патриотическое воспитание - это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Патриотическое воспитание на современном этапе становится неотъемлемой частью педагогической деятельности объединений, как первых звеньев в непрерывной системе образования, что прописано в ряде нормативно-правовых документов:

  1. В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации сказано: «… система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

  2. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, социально-личностное развитие - одно из основных направлений развития ребенка.

Компоненты патриотического воспитания:

  1. Содержательный (представления ребёнка об окружающем мире).

  2. Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру).

  3. Деятельностный (отражение отношения к миру деятельности).

Рассмотрим подробнее каждый компонент патриотического воспитания:

1 компонент включает в себя:

  • культуру народа, его традиции, народное творчество;

  • природу родного края и страны, деятельность человека в природе;

  • историю родного края, отраженную в названиях улиц, памятниках;

  • символику родного края и страны (герб, гимн, флаг).

2 компонент включает в себя:

  • любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

  • интерес к жизни родного города и страны;

  • гордость за достижения своей страны;

  • уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

  • восхищение народным творчеством;

  • любовь к родной природе, родному языку;

  • уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3 компонент включает в себя:

  • труд;

  • игру;

  • продуктивную деятельность;

  • музыкальную деятельность;

  • познавательную деятельность.

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своей малой Родины. Так, например, посредством включения в природоохранные действия, происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения детей, формируется стремление к патриотическому поведению. Значительную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения можно отвести экологическим объединениям нашего отдела.

Педагог - совместитель Кирилова Галина Николаевна в ведет свою работу с 2006 года. Это детское объединение в течение 8 лет проводит серьезную работу по пропаганде природоохранных знаний среди школьников и жителей села Верхнетроицкий. На его счету много интересных социальных проектов: «Зеленый дозор в помощь»; «Подарок ветерану» (ребята сами вырастили комнатные растения, пересадили их в красивые кашпо и передали ветеранам ВОВ); Акция «Спасатели», ребята убирают территорию от листвы, собирают овощи и фрукты. Выпускаются стенгазеты «Чистая планета», «Мусорный ветер», «Зеленая аптека». На сегодняшнее время ребята совместно с педагогом участвуют в конкурсе «Детская экологическая книга своими руками», посвященном 65 -летию писателя-земляка Камиля Зиганшина. Конкурс проводится в рамках реализации программы Федеральной опорно-методической площадки «Гражданско-патриотическое воспитание в экологическом образовании».

Такая природоохранная деятельность позволяет ребятам оценить свою роль на Земле, значимость своих дел и поступков. «Я люблю свою Землю» для них не простые слова, а установка к действию.

Работа в объединениях культурологической и туристико-краеведческой направленностях охватывает:

  • изучение местного материала на занятиях;

  • изучение литературы, в которой рассматривается история края, география, методы исследовательской деятельности и т.д.;

  • изучение на местности памятников истории культуры или природы;

  • проведение экскурсий, экспедиций, походов и др.;

  • обработка, систематизация и оформление материалов, выставки, написание рефератов, участие в научно- практических конференциях;

  • просмотр видеоматериала о путешествиях, интересных местах края.

Система мероприятий направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

В объединении «Краеведение» при СОШ с. Бишкураево, рук. Шарифуллина Дания Табрисовна, используются следующие формы работы: исследовательская работа в архивах и музейных фондах, викторины по истории России и Респ. Башкортостан, творческие конкурсы, конференции, фестивали.

В объединения «Краеведение» при СОШ с. Сайраново рук. которого является педагог-совместитель Аслаев Рашит Фатыхович, ведется следующая работа:

- участие во внутришкольных мероприятиях и их организация;

- постоянное результативное участие в НПК школьников;

- большая природоохранная работа по очистки бассейна реки Нугуш и посадка 500 тыс. саженцев сосны и березы в лесу в зоне Карамалы-Губеевского лесничества на площади 8.5 га;

- в течение учебного года ребятами объединения ведется работа: «Неизвестные герои Великой Отечественной войны»;

- организована встреча с участниками Афганской и Чеченской войн;

- проводятся праздники - акций «День Земли», «День Воды».

Дети, посещающие это объединение успешно выступают на историко - краеведческих чтениях учащихся города и района.

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании велика:

  • позволяет развивать у детей способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

  • помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;

  • способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;

Развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности - одна из основных задач объединения «Музейное дело» при СОШ №4 г. Туймазы (рук.Спиридонова Е.В.):

  • Исмагилова Дилара написала научно-исследовательскую работу «История семьи в истории страны», заняла 3 место во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Феринские чтения»;

Также она заняла 1 место во Всероссийской НПК «Старт в науку».

Целью объединения «Яншишима» при СОШ с. Бишкураево, рук. Абзалова Ляля Фануровна, является не только развитие творческих способностей к мыслительной деятельности, участие в районных и республиканских конкурсах творческих работ, но и патриотическое воспитание. Воспитанники объединения активно принимают участие в районных конкурсах и конференциях:

- на конференции обучающихся «Прошлое будущему», посвященная учителям-ветеранам;

- районных конкурсах «Наследники Акмуллы»; «Моя родословная».

Ежегодно воспитанники объединений «Яншишима» принимают участие в конкурсе-фестивале «Жемчужина Башкортостана».

На занятиях в объединении «Мягкая игрушка» при СОШ №3 г. Туймазы (рук. Фомина Татьяна Витальевна) ребята с педагогом изготавливают обрядовые куклы. Кукла, как известно, первая из игрушек известная в древности.

Итак, патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одним из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические, экологические и другие компоненты. Проявляясь, в первую очередь, как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.



© 2010-2022