- Преподавателю
- Другое
- Педагогический проект «Работа с родителями и учащимися профильного класса»
Педагогический проект «Работа с родителями и учащимися профильного класса»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Доронина Л.А. |
Дата | 15.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа с родителями и учащимися профильного класса
Доронина Л.А., учитель истории и обществознания,
МОУ «СОШ №2» г.Ухта
Актуальность проекта:
В рамках существующей парадигмы российского образования проблеме развития личности, ее самореализации придается особое значение. Будущее современного выпускника определяют не предметные знания и умения, а надпредметные, такие, как: умение общаться, разрешать проблемные ситуации, самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, успешно адаптироваться в социуме, умение рационально планировать свою деятельность (ключевые компетенции). Формированию ключевых компетенций на третьей ступени обучения способствует профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию и специализацию подростков с учетом их реальных запросов и возможностей.
Педагогический коллектив и администрация МОУ «СОШ №2», осознавая необходимость повышения качества образовательных услуг в соответствии с современными потребностями общества, приняли решение о внедрении предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках сетевого взаимодействия с МОУ «ГПЛ» и МОУ «СОШ №10».
На основе результатов анкетирования обучающихся и их родителей, с учетом кадровых ресурсов и материально-технической базы школы был сформирован профильный физико-математический класс (10 «А» класс). Специфика организации образовательного процесса в профильном классе потребовала внесения изменений в работу классного руководителя как с обучающимися, так и с родителями. Перед классным руководителем профильного класса стоят следующие задачи:
- развитие умений рефлексивной деятельности, самопознания и самооценки,
- помощь в формировании положительной адекватной самооценки;
- поддержка активности учащихся, направленной на развитие своих познавательных и профессиональных интересов,
- создание индивидуальной образовательной траектории (с использованием возможностей профильного обучения), способствующей профессиональному самоопределению,
- продолжение работы по расширению знаний о мире труда и профессий, путях и формах профессиональной подготовки в избранной сфере деятельности, формированию профессионально значимых качеств.
Тема исследования:
организация работы с родителями и обучающимися профильного класса.
Обоснование выбора темы:
- внедрение в образовательном учреждении предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- необходимость определения наиболее эффективных форм работы с родителями и обучающимися профильного класса.
Объект исследования:
формы и методы организации работы с родителями и обучающимися профильного класса.
Предмет исследования:
обучающиеся профильного класса.
Цель проекта:
создание в классном коллективе комфортных условий для успешного развития, обучения и подготовки школьников к профессиональному выбору в соответствии с их способностями, интересами, с учётом их особенностей.
Задачи проекта:
1. определить способности, склонности, интересы, профессиональные предпочтения обучающихся с целью проектирования дальнейшей индивидуальной и групповой работы как с детьми, так и с родителями.
2. определить наиболее эффективные формы и методы работы с родителями и обучающимися в урочной и внеурочной деятельности,
3. подготовить обучающихся и родителей к новым условиям организации образовательного процесса,
4. совершенствовать систему работы с обучающимися и родительской общественностью.
Этапы реализации проекта
Этапы, сроки
Направления деятельности
Критерии оценки эффективности проекта, показатели
Ожидаемый результат
Предполагаемые проблемы (риски)
пропедевтический
1. Информационная работа с родителями и обучающимися.
2. Профильная ориентация.
3. Психолого-педагогическая диагностика.
4. Формирование классного коллектива.
-
сформированная потребность обучающихся и родителей в обучении в профильном классе,
-
уровень сформированности классного коллектива.
- информирование родителей и обучающихся об особенностях организации образовательного процесса в условиях перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение,
- готовность родителей и обучающихся к обучению в новых условиях,
- осознанный выбор обучающимися профиля обучения,
- сформированный классный коллектив.
- отсутствие инициативы и
заинтересованности в реализации проекта у отдельных родителей и школьников.
деятельностный
-
Профильная ориентация.
-
Психолого-педагогическое сопровождение.
-
Работа с родителями.
-
Сетевое взаимодействие с МОУ «СОШ №10» и МОУ «ГПЛ» по организации предпрофильной подготовки и профильному обучению.
-
развитие ключевых компетенций обучающихся,
-
способность обучающихся соотнести свои возможности с уровнем притязаний,
-
проектирование обучающимися вариантов продолжения обучения в учреждениях профессионального образования.
- повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся в процессе обучения в профильном классе,
- успешная адаптация обучающихся к новым условиям организации образовательного процесса,
- готовность обучающихся к профессиональному самоопределению.
- низкий уровень мотивации отдельных обучающихся к новому виду деятельности.
- трудности обучающихся в самоопределении, связанные с противоречиями их собственных интересов и влиянием социума.
рефлексивный
1. Аналитическая деятельность.
-
готовность выпускников осознанно сделать свой профессиональный выбор,
- профессиональное самоопределение обучающихся на выходе в результате системной работы всех субъектов образовательного процесса.
- затруднения отдельных обучающихся в выборе профессии.
Мероприятия по реализации проекта
этап
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1. этап
пропедевтический
1. Классное родительское собрание «Особенности организации учебного процесса в условиях профильного обучения»
2. Презентация элективных курсов обучающимся и родителям.
3. Комплектование групп обучающихся для посещения элективных курсов.
4. Оформление стенда по профориентационной работе.
5. Проведение классных часов:
-
Поддержка друзей
-
Учимся взаимодействовать
-
Я и мой класс
-
рефлексивно-деловая игра «Выработка групповых правил поведения»
-
рефлексивно-деловая игра «Выбор лидера»
6. Анкетирование родителей.
7. Анкетирование обучающихся для выявлений их склонностей, потребностей, интересов.
8. Создание «образовательной карты» города.
Сентябрь 2013 г.
.
В соответствии с планом воспитательной работы.
Сентябрь 2013 г.
Октябрь 2013г.
Классный руководитель.
Педагог-психолог
2. этап
деятельностный
1. Профориентационная работа:
- сотрудничество с партнерами ОУ в рамках эксперимента по сетевому взаимодействию,
- сотрудничество с педагогом - психологом,
- сотрудничество с родителями обучающихся,
- сотрудничество с центром занятости, представителями различных учебных заведений, предприятий города.
2. Диагностика профессиональных предпочтений обучающихся.
3. Индивидуальная работа с обучающимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и родителями.
4. Индивидуальная работа с обучающимися, испытывающими трудности в адаптации.
5. Проведение классных родительских собраний.
6. Проведение классных часов:
-
Ценностные ориентации личности
-
Мои цели и задачи
-
Как достичь успеха в профессии
-
Мой портфель образовательных достижений
-
Учимся составлять резюме
-
Самопрезентация
-
Примерка профессий
7. Организация путешествий по «образовательной карте».
8. Работа с Портфолио.
9. Работа с профкартами.
10. Создание проектов «Я в будущей профессии».
Сентябрь 2014г. - январь 2015 г.
Сентябрь 2013, апрель 2014, декабрь 2014, март 2015 г
Постоянно
В соответствии с планом воспитательной работы класса.
Классный руководитель, педагог - психолог
3 этап аналитический
1. Диагностика обучающихся «на выходе».
2. Анализ и оценка результатов обучения профильного класса.
Апрель - май 2015 г.
Классный руководитель, администрация ОУ.
Этапы контроля за реализацией проекта:
1. Диагностика родителей и обучающихся.
Цель: готовность к обучению в новых условиях.
Срок: октябрь 2013 года.
2. Диагностика уровня сформированности классного коллектива.
Срок: декабрь 2013 г., апрель 2014 г.
3. Диагностика уровня адаптации обучающихся к новым условиям обучения.
Срок: январь 2014 г.
4. Мониторинг интересов, склонностей, предпочтений обучающихся.
Срок: октябрь 2013 г., май 2014 г., февраль 2015 г.
Классный час «Примерка профессий»
Цель: познакомить обучающихся с содержанием профессиональной деятельности в различных сферах.
Подготовительная работа:
- провести анкетирование для выявления профессиональных предпочтений школьников,
- в соответствии с заявленными профессиями подготовить должностные инструкции.
Ход классного часа:
1. Учитель знакомит обучающихся с перечнем профессий, выбранных обучающимися (класс физико-математического профиля, поэтому обучающиеся выбрали профессии экономиста, программиста, инженера, 2 человека - профессию летчика). В зависимости от сделанного выбора обучающиеся объединяются в группы.
2. Каждая группа получает задание: опишите содержание вашей будущей профессиональной деятельности по следующим критериям:
- продолжительность рабочего дня,
- ваши обязанности,
- ваше рабочее место,
- ваше окружение (каким вы видите будущий коллектив, ваши профессиональные взаимоотношения).
Время работы в группе - 10 минут.
3. Классный руководитель дает каждой группе должностные инструкции в соответствии с заявленной профессией. Задание: сравнить ваши ожидания и те обязанности, которые вы должны будете выполнять.
Время работы в группе - 10 минут.
4. Рефлексия: обучающиеся могут соотнести уровень своих притязаний, интересов, предпочтений с уровнем своих возможностей («желаемое» и «реальное»).
5. Подведение итогов.
Из опыта работы: Проведение подобного классного часа дает возможность ребенку по другому взглянуть на свою будущую деятельность, задуматься о выборе профессии. Данный классный час лучше проводить в 11 классе в первом полугодии, чтобы у школьников было время на обдумывание своего дальнейшего образовательного маршрута.