Программа дополнительного образования Познаю себя!

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Городской центр детского и юношеского технического творчества



Программа утверждена

на педагогическом совете центра

«____»___________ 2014 года

протокол № ___

Председатель педагогического совета

______________ Н.В. Ушкова


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮШАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«ПОЗНАЮ СЕБЯ»


Возраст детей:8-17лет

Срок реализации -2 года







Автор программы:

педагог дополнительного образования

Ушкова Нина Васильевна






г. Ярославль

2014г.


3

6

11

12

13

13

14

15



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

  3. Содержание изучаемого курса

  4. Система контроля и оценивания результатов

  5. Методическое обеспечение

  6. Условия реализации программы

  7. Список литературы

Приложение 1







Пояснительная записка

Программа «Познаю себя» позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы обучающихся детей и подростков, а также сформировать навыки принятия самостоятельного решения, осознанного и ответственного выбора, умение находить контакт с людьми, действовать в интересах коллектива, познать свой организм.

Занятия по программе «Познаю себя» (созданной на основе курса Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности») предоставляют широкий спектр выбора пространств деятельности, открывают для обучающихся удивительную возможность выбора видов деятельности в соответствии с его желаниями и способностями.

Цель программы:

Формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности ребенка посредством самообучения, самовоспитания, самоутверждения, саморегуляции и самоактуализации.

Задачи программы:

Образовательные:

*научить детей выявлять в ходе жизнедеятельности проблемно-конфликтные ситуации и успешно действовать в них;

* научить детей сотрудничать, договариваться с партнерами;

*научить работать в проективных игровых методах и проводить их самостоятельно.

Развивающие:

* развить у обучающихся познавательную активность;

* помочь детям исследовать свое «Я», сформировать адекватную самооценку, проявить себя;

* создать условия для создания собственного психологического портрета через комплексное психолого-педагогическое тестирование;

* развить умение выстраивать жизненную перспективу, шаги по достижению предполагаемой цели;

Воспитательные:

* создать условия для поддержания здоровья и безопасной жизнедеятельности обучающихся;

* воспитывать бережное отношение к природе

Коррекционные:

*коррекция памяти и внимания обучающихся;

* коррекция мышления обучающихся

Принципы организации образовательной деятельности:

  • Предоставление детям полной информации о работе группы;

  • Конфиденциальность;

  • Принцип добровольности;

  • Обеспечение психологической и физической безопасности

  • участников группы.

В программе реализуются следующие идеи:

  • Диалогизация образовательного процесса (активное взаимодействие педагога и учащихся в процессе общения)

  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей обучающихся).

  • Персонификация обучения (получаемые учащимися знания должны иметь личностный смысл).

  • Интеграция знаний и умений (компетентностный подход).

Периодичность проведения занятий: два раза в неделю, по 4_минут. Возраст детей-10-16лет.

Основные формы проведения занятий: беседа, лекция с элементами беседы, включающие в себя небольшой по объему теоретический материал. Игры. Тестирование. Практикум. Тренинг.

Активность детей на занятиях носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для проработки каких-либо личностных качеств, свойств, умений, установок.

На занятиях создается атмосфера доверия и безопасности, и поэтому не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений или ответов.

Таким образом, наряду с передачей знаний, осуществляется является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация.

Программа «Познаю себя» помогает воспитывать терпимость и уважение к другому человеку и помогает детям видеть смысл и ценности жизни.

В структуре занятий выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой работы с детьми:

1. Теоретическая часть.

2. Групповые дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Практическая часть:

- Ролевые игры (разыгрывание ситуаций, упражнения).

- Работа по теме занятия (объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.)

Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.

В ряде занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения детей, коммуникативных навыков. Для поддержания групповой динамики на занятиях используются различные виды работ: ритуал приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается педагогом. В него должны быть включены все дети.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если педагог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений и приёмов, мини-лекций, направленных на решение задач программы.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и педагогу.

Чтобы добиться определенных результатов, необходимо сформулировать требования, которым должны обучающиеся соответствовать по итогам двухгодичного обучения:

Участники программы должны знать:

значимость сохранения и укрепления здоровья для будущего жизнеутверждающего личностного развития, профессионального становления и социальной активности

должны владеть:

- навыками коммуникативного общения (дружелюбие, отзывчивость);

- навыками организации работы инициативных и творческих групп;

- диагностическими навыками: индивидуальных особенностей личности и уровня развития коллектива

Учебно-тематический план 1-го года обучения

«Познай себя!» (Самопознание)

раздела, темы

Название разделов и тем

Форма занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

беседа

4

2

2

2

Знакомство с собой

конкурс

4

1

3

3

Посмотримся в зеркало

занятие-игра

4

1

3

4

Я и окружающие

семинар

4

2

2

5

Я- человек и Я- личность

беседа

4

2

2

6

Оценивание себя

занятие-игра

4

1

3

7

Сходство и различие наших Я

беседа

4

2

2

8

Как Вы воспринимаете окружающий мир

викторина

4

2

2

9

Внимание! Внимание!

творческая встреча

4

2

2

10

Дайте волю воображению


4

2

2

11

Мир эмоций

викторина

4

1

3

12

Настроение «О-кэй!»

конкурс

4

1

3

13

Темперамент пятого типа

сказка

4

2

2

14

Характер-русский

занятие-игра

4

2

2

15

Воля. Самостоятельность

конкурс

4

1

3

16

Настоящий друг

викторина

4

2

2

17

Основное отличие человека от обезьяны

семинар

4

1

3

18

Богиня Мнемозина

сказка

4

2

2

19

Как мы думаем?

викторина

4

2

2

20

Логика мысли

беседа

4

2

2

21

Решение проблем

консультация

4

1

3

22

Каждому - по потребностям

творческая встреча

4

2

2

23

От каждого - по способностям

викторина

4

2

2

24

«Я» в общении

игра

4

1

3

25

Заведи друга-дневник

беседа

4

2

2

26

Богатства нашей личности

викторина

4

1

3

27

Я и мое здоровье

игра

4

1

3

28

Здоровый образ жизни

беседа

4

2

2

29

Качество жизни

семинар

4

2

2

30

Вредные привычки

беседа

4

2

2

31

Я и природа

викторина

4

2

2

32

Познаем себя в окружающей природе

занятие-путе-шествие

4

1

3

33

Подготовка и защита презентаций «Мои «Я»

защита презен-таций

4

1

3

34

Подготовка и защита презентаций «Наша традиция - быть здоровыми!»

защита презен-таций

4

1

3

35

Представь себя совсем иным

игра


4

1

3

36

Подведение итогов пройденного за год

ИТОГО:




викторина

4

144

2

57

2

87


Учебно-тематический план 2-го года обучения

«Сделай себя сам!» (Самовоспитание)


раздела, темы

Название разделов и тем

Форма занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Снова смотримся в зеркало.

беседа

4

2

2

2

Создание своего имиджа.

конкурс

4

1

3

3

Я и изобразительное искусство.

занятие-игра

4

1

3

4

Я и музыка.

сказка

4

2

2

5

Я и поэтическое слово.

беседа

4

2

2

6

Как стать интересным?

занятие-игра

4

1

3

7

Мое здоровье в моих руках.

беседа

4

2

2

8

Слежу за здоровьем и физическим развитием.

викторина

4

2

2

9

Знаю ли я здоровье своего друга?

творческая встреча

4

2

2

10

Ребенок, взрослый, родитель в моем Я.

семинар

4

2

2

11

Мои герои.

викторина

4

1

3

12

Светочи России.

конкурс

4

1

3

13

Девиз жизни.



сказка

4

2

2

14

Мое поведение: от самооценки к поступку.

занятие-игра

4

2

2

15

Я - член коллектива.

конкурс

4

1

3

16

Вырабатываем характер.

викторина

4

2

2

17

Альтруизм и эгоизм.

семинар

4

1

3

18

Человек и обстоятельства.

сказка

4

2

2

19

Воспитание воли.

викторина

4

2

2

20

Жизнеутверждающий мажор.

беседа

4

2

2

21

Дневник настроения.

консультация

4

1

3

22

Учимся дружить.

творческая встреча

4

2

2

23

Я и Мы. Мои поручения.

викторина

4

2

2

24

Я- член коллектива.

игра

4

1

3

25

Мой дневник- хроника.

беседа

4

2

2

26

Я- деловой человек.

семинар

4

2

2

27

Организуй самого себя.

игра

4

1

3

28

Я и природа.

беседа

4

2

2

29

Я- экологическое сознание.

социальный проект

4

2

2

30

Мой досуг.

беседа

4

2

2

31

РИЗ (Радость, Интерес, Здоровье).

викторина

4

2

2

32

Скажи себе НЕТ!

занятие-путешествие

4

1

3

33

Как работать над собой?

беседа,

презентация

4

1

3

34

Перемены к лучшему. Программа самоутверждения.

лекция

4

1

3

35

Что со мною происходит? Модель личности по Фрейду

игра






4

1

3

36

Сделай себя сам!

ИТОГО

социальный проект






4



144



1



57



3



87

Содержание изучаемого курса.

Первый год обучения « Познай себя» (самопознание)

Ребята под руководством педагога дополнительного образования изучают вопросы своего внутреннего мира, чувств, поведения.

Почему одни люди относятся к другим положительно, а другие - враждебно. Как избежать недоразумений, ссор со своими товарищами, родственниками, друзьями? Почему одни учатся хорошо, а у других это не получается?

Как справляться с домашними заданиями, и оставлять место для отдыха и развлечений? Как стать умным, сильным, смелым и привлекательным, чтобы Вас любили, уважали, признавали?

Ответы на все эти вопросы ребята получают, изучая курс первого года программы «Познай себя».

Чтобы изменить себя в лучшую сторону, что-то развивать, что-то в себе исправить, необходимо знать себя, свою личность, свое Я.

Девиз « Познай самого себя» был начертан на фоне древнегреческого храма; в то время знание о себе считалось вершиной, целью, к которой нужно стремиться, чтобы узнать свои возможности, внутренние качества, постичь смысл своего предназначения.

Курс поможет научить ребят, как работать над собой, если хочется стать лучше. Кроме теоретического материала и рекомендаций, здесь есть много упражнений, тестов, ситуаций- проб практического значения.

2 год обучения «Сделай себя сам!» (самовоспитание)

Раздел программы предполагает изложение учащимся методов и приемов самовоспитания важнейших качеств личности применительно к возрасту учащихся. Какие цели необходимо ставить в жизни, как поверить в себя? Как развивать волю, трудолюбие и способности, как избавиться от плохих качеств? Как воспитать в себе Человека с большой буквы?

Это очень нелегко: воспитывать себя надо не на словах, а на деле, и чтобы было видно результаты: «и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях». Для этого надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности, проявлять волю, бороться со злом в себе и окружающем мире, надо напряженно трудиться. Надо быть самокритичным, терпеливым и мужественным. Как говорили древние: « Все победы в мире начинаются с победы над самим собой!».

Самовоспитание, самосовершенствование- это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.

Система контроля и оценивания результатов

В начале курса проводится входной контроль с целью выявления у обучающихся склонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний, умений, навыков. Используются следующие методы диагностики: тестирование, анкетирование, собеседование, устный опрос, игра.

Текущий контроль проводится для оценки степени и качества усвоения обучающимися материала данной программы. Методы диагностики: тестирование, участие в викторинах, решение кроссвордов, зачёты, выполнение творческих индивидуальных и групповых заданий, а также участие в городских и районных мероприятиях.

В конце каждого изучаемого курса проводится итоговый контроль с целью определения качества полученных знаний и умений:

для первого года обучения: составление итоговой презентации по выбранной теме курса

для второго года обучения: разработка и защита социальных проектов


Методическое обеспечение программы

Реализация задач программы осуществляется через такие формы организации занятий как лекция, беседа, творческие мастерские, творческие лаборатории, индивидуальные консультации, деловые и ситуационно-ролевые игры, КТД, дискуссии, диспуты, интегрированные занятия с воспитанниками других объединений МОУ ДОД Городского центра технического творчества.

Для реализации программы педагогу необходимо меть:

- методическую литературу;

- видео и фото материалы;

- музыкальные записи;

- дидактический и раздаточный материал;

- конспекты занятий

В процессе занятий применяются словесные, наглядные и практические методы, причем большая часть времени отводится практическим формам работы.

Особое значение в процессе обучения играют деловые и ситуационно-ролевые игры, построенные на моделях жизненных ситуациях общения. Так как на таких занятиях отрабатывается тактика межкультурного взаимодействия, а также тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных социальных ролей.

Условия реализации программы

1. Материально-технические средства:

- просторный проветриваемый кабинет со столами и стульями;

- рабочие тетради и шариковые ручки для записей;

- наборы канцелярских принадлежностей (карандаши, краски, кисти, ватман,

цветная бумага, ножницы и т.д.);

- аудио-видео техника;

- компьютер, принтер;

2. Кадровое обеспечение - специалисты, имеющие педагогическое образование и обладающие личным позитивным опытом воспитательной работы с детьми












Список литературы для педагогов

  1. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.,1986

  2. Кон И.С. Открытие «Я» - М.,1978

3.Леви В.Л. Искусство быть собой. - М.,1977

4. Маленкова Л.И. Человековедение. - М.,1993 Ю.Михайлов Ф.Т.Загадка человеческого «Я» - М.,1976

Список литературы для учащихся

1.Аграшенков А.В. Психология на каждый день: рекомендации, советы тесты - М.,1996

2.Васютинский Н.А.Золотая пропорция. - МД990

3.Волков Б.С., Волкова Н.В.Задачи и упражнения по детской психологии.

4.Детская энциклопедия. Т.7-М.Д996

5.Дриллема Б., Гудман С., Что внутри человека-М.,1994

6.Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся. М.,1995

7.Петровский А.В.Популярные беседы о психологии-М.,1983

8.Петровский А.В. Что мы знаем о каждом из нас. - М.,1983

9.Петровский А.В. Что мы знаем и чего мы не знаем о себе? - М.,1988

10 Рожков М.И. и др. Познай себя - М.,1993.

11.Что вы знаете и чего не знаете о себе/сост. С.Степанов- М.,1994







Приложение 1

Диагностики изучения личности учащегося

Помимо изучения детского коллектива, педагог должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Педагогу необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т.д.
Предложенные ниже методики изучения личности и коллектива дадут результат, если педагог будет внимателен при их анализе, будет справедлив и не предвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива Центра в целом.

Диагностика № 1. «Памятные даты моей жизни»
Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, с которого они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнять работу по следующему образцу:

год

событие

Данная диагностика позволяет классному руководителю увидеть нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.
Диагностика № 2. «Мой портрет в интерьере»
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги ,на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.

Программа дополнительного образования Познаю себя!

Диагностика № 3. "Моих 10 - Я"
Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:
1-я - 4-я - 7-я - 10-я -
2-я - 5-я - 8-я -
3-я - 6-я - 9-я -
Затем учащиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для ученика.

Диагностика № 4. «Недописанный тезис»
Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.
1. Я считаю, что я...
2. Главное в моей жизни -это...
3. Мне хорошо, когда...
4. Мне плохо, когда...
5. Мне нравится, когда взрослые...
6. Мне не нравится, когда взрослые...
7. В свободное время я...
8. Самая большая радость моей жизни...
9. Самая моя большая ошибка...
10. Иногда мне хочется...
Диагностика №5. Блиц - опрос
В течение одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю
1. Любимое имя
2. Любимая пора года
3. Любимый цвет
4. Любимая книга
5. Любимое дерево
6. Любимый цветок
7. Любимая группа
8. Любимая песня
9. Любимая одежда
10. Любимый праздник
11. Любимый музыкальный инструмент
12. Любимый певец
13. Любимое животное
14. Любимая еда
15. Любимый месяц
Диагностика № 6. «Самореклама»
Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе - искренность, объективность, самокритичность.
Диагностика № 7. «Готовность к саморазвитию»
Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком (+) или знаком (-):
1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.
2. Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.
3. Я всегда уверен в своих силах.
4. Я убежден, что все, задуманное мной, осуществится.
5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.
6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.
7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.
8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.
9. Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.
10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.
11. Мне трудно себя воспитывать.
12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.
13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.
14. Обстоятельства всегда сильнее меня.
Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.
Ключ:
1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6. (-), 7. (+), 8 (+), 9 (+), 10. (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-)
Результат:
Хочу знать о себе - баллы 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.
Могу совершенствоваться 3, 4, 6, 8,11, 12,14.

Диагностика № 8. «Сочинение»
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:
«Ода моему классу»
«Мой класс через 5лет»
«Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс»
«Удивительные истории моего класса»
«Болезни роста нашего класса»
Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру:
«Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе»,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»,
«Письмо самому себе»,
«Мои «хочу», «могу» и «надо».
Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.
Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие:
«Мои осенние размышления»
«Привет самому себе из сентября 2002 года»
«Год 2003. Мои поиски истины»
«Мои взлеты и падения»
Диагностика №9. «Полемика с самим собой»
Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум предлагаемым классным руководителем альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеют линию в классном коллективе. Например:
Дисциплина - это свобода
Дисциплина - это неволя
Учит жизни не книга, а опыт
Учит жизни не опыт, а книга
Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.
Надо жить, каждый день отдавая себе отчет, что и как сделано.
Друг познается в беде.
Анализ ответов учащихся поможет классному руководителю определить их отношение к пониманию того или иного вывода.
Диагностика № 10. «Незаконченный тезис»
Учащимся класса предлагается развить тезисы и привести доказательства своих мыслей. Жизнь -это...
Друг -это...
Быть человеком - значит...
Наивысшая радость - это...
Самая большая беда - это...
Добрая память о себе - это...
Плохая память о себе - это...
Главное в жизни - это...
Мелочи жизни - это...
Радости жизни -это...
Диагностика №11. «Ассоциативный ряд»
Учащимся предлагается построить ассоциативный ряд, связанный с одним словом, понятием, явлением. Ребята должны написать не менее 10 - 15 слов, которые могут быть связанны непосредственно с данным понятием.
Например: любовь - радость - родители - единение -тепло - удовольствие - праздник - подарок - чувство -глупость -мужество - взаимность - эйфория - безопасный секс -кольца - дети - свет - романтика - переживание - наслаждение.?



18


© 2010-2022