Программа кружка Креативный дизайн

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Дети - большие коллекционеры. Нет ни одной прогулки, из которой они не принесли бы домой какой-нибудь камешек, ветку, пустое птичье гнездо или ещё что-нибудь. Это все накапливается в детской комнате, пылится, а затем выкидывается. И я как человек не лишённый креативных способностей хочу научить детей использовать эти маленькие сокровища, чтобы у них развивалась фантазия, желание окружать себя интересными поделками, чтобы была возможность дарить друзьям и близким собственные шедевры. Это поможет им раскрыться, показать окружающим свой внутренний мир, проявлять инициативу. На таких занятиях у детей развивается не только мелкая моторика пальцев рук, но и логическое мышление, память, воображение. Исходя из всего этого, за основу деятельности кружка я взяла моделирование из различных материалов. А моделирование из общедоступных дешёвых материалов - это полёт детской фантазии.

В современное время вещи, сделанные своими руками стали цениться намного больше, чем фабричные. Ими можно украсить интерьер дома, комнаты по-своему вкусу. Поэтому в программу кружка я включила несколько современных новомодных дизайнерских техник, которыми пользуются даже самые великие дизайнеры - это трафаретная роспись, мозаика, пэчворк, декупаж, витраж, бумажное моделирование. Каждая техника содержит простые правила работы, инструменты и материалы, которые всегда находятся под рукой.

Детям школьного возраста интересно придумывать, воображать. А внеурочная форма занятий и непринужденная обстановка способствует развитию творческой деятельности. Результатами этой деятельности будут выставки, конкурсные работы, мини-проекты.

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художест­венного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета.

В условиях повышения человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятельность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в которой живет и работает человек. Создание промышленных изделий, комплексов и предметов быта, отвечающих эксплуатационным характеристикам, не может быть осуществлено без дизайнера в непосредственном контакте с инженером, технологом, экономистом, экологом. В этой связи особую значимость приобретает прохождение программы "Креативный дизайнер", который является составной частью эстетической и трудовой подготовки учащихся.

Цель кружка:

- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в част­ности, естественного); в мире современных профессий, связанных с художественными знаниями;

- познакомить на практике со спецификой деятельности, соот­ветствующей данным профессиям; показать перспективность художественных знаний с точки зре­ния экономической эффективности;

- дать возможность ученику проявить себя и до­биться успеха;

- развивать воображение, практическую творческую деятельность.

Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов.

Количество часов, отводимое на реализацию программы - 35.

В процессе преподавания кружка могут использоваться разнообразные формы организации занятий (комбинированный урок, конференция, круглый стол, индивидуальные и групповые беседы, ) и методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.).

Основные учебно-воспитательные задачи кружка:

  • способствовать эстетическому и трудовому воспи­танию, формированию у детей вкуса;

  • дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструк­торской деятельности человека;

  • ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;

  • ознакомить с основными методами художественного проектирования;

  • повысить графическую грамотность учащихся, спо­собствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого вообра­жения, художественно-конструкторских способностей;

  • сформировать простейшие умения и навыки в ху­дожественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделиро­вание и т. д.).

По окончании обучения по программе «Креативный дизайнер», учащиеся должны

знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

- о принципах художественной образности;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;

- о декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;

- об основных композиционных элементах ландшафтного ди­зайна;

- о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной пер­спективы;

- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;

- о правилах составления проектов;

- о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;

- об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения;

- об истории развития садово-паркового искусства;

уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства;

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искус­ства (народного, классического, современного) связь конструктив­ных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

- создавать художественно-декоративные объекты предмет­ной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполь­зования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процес­се создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале;

- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;

- представлять результаты работы в виде сводных таблиц, пла­нов, проектов, презентаций, выставок и т. д.

Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

2. Умение воплощать в своих пластических работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.


II. Учебно-тематический план программы

«Креативный дизайн»


Название разделов и тем


Количество часов

Всего

теория

практика

  1. «Дизайн - что это такое?» (2 ч)

  1. Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна.

Техника безопасности, при выполнении практических работ.


2



2


-

  1. Рекламный и полиграфический дизайн. (9 ч)


  1. Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума. Шрифт как необходимый элемент художественного проекта

1

1


  1. Помощь в оформлении школьной газеты.

3

1

2

  1. Мир открыток. Техники «Квилинг», «Айрис-фолдинг»

2

1

1

  1. Дизайн упаковки для подарков

3

1

2

ІІI. Креативные изделия в художественно-прикладном творчестве

  1. Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежде, подарках. Основные приемы изготовления.

2

1

1

  1. Нитяная графика. Изонить. Изготовление сувениров в технике изонити.

2

1

1

  1. Мозаика из природных материалов (яичная скорлупа, галька, семян, галька)

2

1

1

  1. Удивительный мир прищепок. Основные этапы работы. Инструменты и материалы.

2

1

1

  1. Декорирование изделий различными материалами. Художественная обработка опилок

2

1

1

  1. Аппликация из соломы

2

1

1

  1. Сувениры и подарки в любой изученной технике ко Дню Св. валентина

1

-

1

  1. Подарок ветерану. Творческая работа.

1

-

1

  1. Оформление подарка к 23

Февраля

1

-

1

  1. Оформление подарка к 8 марта

1

-

1

  1. Ландшафтный дизайн. (8 ч)

  1. Значение декоративного оформления участка.

1

1


  1. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве. Альпийские горки.


1


1


1

  1. Композиционные элементы ландшафтного дизайна , ажурные ограды, фонари на улицах и в парках, статуи и их использование в насаждениях разного назначения.


1


1


1

  1. Изготовление макета мини-участка.

4

1

3

Защита проекта. Подведение итогов года.

1

1

-

Всего часов: 35

III. Содержание дополнительной образовательной программы

«Креативный дизайн»

Раздел: «Дизайн - что это такое?» (2 часа)

Тема: «Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и дизайн» «История возникновения и развития дизайна. Современные направления и виды дизайна». (2часа)

Теория (1 час):

Техника безопасности, при выполнении практических работ.

Дизайн - что это такое? Возникновение дизайна. Де­коративно-прикладное искусство и дизайн.

Значение рисунка и чертежа в дизайне. Основные вы­разительные средства в художественном конструирова­нии (начальное ознакомление). Общие понятия и представления о форме. Соотноше­ние форм и их признаки. История зарождения и развития дизайна в России и в мире.

Форма - формообразование - композиция.

Стиль и мода в художественном конструировании, современные проблемы дизайна в России и за рубежом.

Практика (1 час):

Изучение формы, конструкции, эстетических особен­ностей различных объектов дизайна (в натуре и по фото­графиям, репродукциям) - предметов быта (телефон, утюг и т. д.), архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид зданий), средств передви­жения (легковые автомашины). Разработка проектов сувениров. Изготовление кусудамы.

Раздел: «Рекламный и полиграфический дизайн». (8 часов)

Тема: «Рекламный дизайн. Создание вывесок, рекламных щитов для социума». «Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта». (2 часа)

Теория (1 час):

Многообразие современной материально-вещ­ной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие по­лиграфического дизайна, его художественно-композиционные, ви­зуально-психологические и социальные аспекты. Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типо­графской строки как элементов плоскостной композиции.

Практика (1 часа):

Выполнение эскиза на свободную или заданную тему.

Выполнение шрифтовых композиций (название учеб­ного предмета, учебного кабинета и т. п.).

Тема: «Помощь в оформлении школьной газеты». (2 часа)

Теория (1 час):

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стили­стика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката.

Практика (1 часа):

Выполнение макета плаката.

Тема: «Мир открыток». (3 часов)

Теория (1 часа):

Стили­стика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве поздравительной открытки.

Практика (2часов):

изготовление поздравительной открытки.

Тема: Искусственные цветы из ткани- (2 ч.)

Теория: (1 ч.) Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов. Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Основные приёмы изготовления искусственных цветов.

Практика:(1 ч.)

Изготовление трафаретов ( лилия, ромашка, хризантемы)

Вырезание деталей. Гофрирование лепестков и листьев. Изготовление тычинок и пестиков. Сборка цветов

Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.

Тема: «Мозаика - калейдоскоп керамики, гальки, семян и яичной скорлупы» .(2часов)

Теория: (1 ч.)История возникновения мозаики. Методы работы в технике «мозаика».практика использования техники «мозаика». Презентация «Творения великих художников в технике «мозаика»».

Практика: (1ч.) Мозаика из семян, зернышек и приправ на тему «Татарские узоры».шкатулка с мозаикой из яичной скорлупы. Картина в технике «мозаика» «Бамб цецг - пламя степи». Маргаритка из гальки. Поднос, выполненный в технике «мозаика» с узором «Извилистые тропинки». Мозаика из яичной скорлупы - фоторамка с хаотичным рисунком. Подставка под горячее из керамической мозаики(индивидуальная работа).

Тема: «Удивительный мир прищепок».(2 ч.)

Теория: (1 ч.) Основные материалы и инструменты. Основные этапы работы. Полезные советы новичкам.

Практика: (1 ч.) Мой крючок особенный. На моём столе порядок. Бабочки-подружки.Прищепки на подарки. Звезда, елочка и шишка - елочные игрушки. Кулечки для пасхальных яиц. Сюрприз для мамы «Весёлая кухня». Классная доска объявлений. Подводный мир в ванной. Цветочные человечки.

Тема : Декорирование изделий различными материалами. Художественная обработка опилок (2ч.)

Теория : (1 ч.) Декорирование изделий различными материалами. Виды материалов для декорирования.Приёмы выполнения декорирования. Практика: (1ч.)

1. Декорирование зеркала.

2. Декорирование часов.

3. Декорирование вазы.

4. Декорирование рамки для фото.

5. Создание декоративного панно.

Тема : Подарок ветерану. Творческая работа (1 ч.)

Подарок ветерану .Возможности изготовления подарка своими руками.Дизайн упаковки для подарка ветерану.

Практика (1ч.) Изготовление панно, очёчников, салфеток, шкатулок . Изготовление упаковки для подарка: коробочка, подарочный пакет..

Раздел: «Ландшафтный дизайн» (32 часа)

Тема: «Значение декоративного оформления участка».(1 час)

Теория (1 час):

Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искус­стве. История использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового паркостроения, история и современность.

Тема: «Биологические и декоративные особенности рас­тений, используемых в зеленом строительстве». (4 часа)

Теория (1 час):

Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кро­ны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, ве­личина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву-« Многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; па­поротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декора­тивно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые и др.

Практика (3 часа):

Составление ассортимента древесно-кустарниковых и тра­вянистых растений для озеленения пришкольного участка.

Тема: «Альпийские горки». (4 часа)

Теория (1 час):

Понятие об альпийских горках. Декоративность: размер и форма. Общие сведения.

Практика (3 часа):

Создание эскизов и макетов альпийских горок.

Тема: «Композиционные элементы ландшафтного ди­зайна и их использование в насаждениях разного назначения» (4 часа)

Теория (1 час):

Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, газоны. Массивы, рощи, групповые и одиночные посад­ки, аллеи, живые изгороди, вертикальное озеленение.

Практика (3 часа):

Проектирование цветочного оформления на фоне газона.

Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников.

Тема: «Статуи в ландшафтном дизайне». (4 часа)

Теория (1 час):

Статуи в ландшафтном дизайне. Садово-парковый дизайн известных дворцов России и зарубежья.

Практика (3 часа):

Зарисовка известных парковых статуй.

Тема: «Ажурные ограды».(4 часа)

Теория (1 час):

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в род­ном городе, деревянный ажур наличников.

Практика (3 часа):

создание проекта ажурной решетки или ворот - вы­резание из сложенной цветной бумаги.

Тема: «Фонари на улицах и в парках». (4 часа)

Теория (1 час):

Художественные образы фонарей. Форму и украшение фона­рей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари - украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга, других городов.

Практика (3 часа):

графическое изображение или конструирование фор­мы фонаря из бумаги.

Тема: «Изготовление макета мини-участка». (4 часа)

Теория (1 час):

Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.), ограниченного поль­зования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечеб­ных учреждений и т. п.), специального назначения (например, за­щитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Осо­бенности подбора и расположения растений в них.

Практика (3 часа):

Составление проекта озеленения территории.

Варианты: пришкольного участка, подхода к админи­стративному зданию, зоны «тихого» отдыха в парке с использова­нием специального обозначения.

Тема: Защита проекта. (1 час)

Тема: «Многообразие профессий в области дизайна». (1 час)

Теория (1 час):

Дизайнер - ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востре­бованность и т. д.

Тема: «Подведение итогов года».(1 час)

Выставка и презентация отчетных ра­бот учащихся. Подведение итогов прохождения курса.

Всего часов: 35

Критерии оценки

Уровни
Критерии

Репродуктивный

Конструктивный

Творческий

Интерес

Работает только под контролем, может бросить дело

Работает без системы, но дело до конца доводит самостоятельно

Работает с интересом, ровно и систематически

Активность

Работает по рекомендации педагога

При выборе объекта советуется с пе6дагогом

Самостоятельный выбор объекта труда

Объем труда
(число законченных работ)

Ниже нормы (одно функциональное помещение)

Соответствует норме (несколько функциональных комнат)

Выше установленной нормы (квартира)

Знания и умения

Низкий

Средний

Максимально возможный уровень

Творчество, оригинальность выбора

Копии чужих работ

Работы оригинальные, но на базовом образце

Работы оригинальные

Качества прилежания
(школьная отметка)

3

4 или 5

5

IV. Методическое обеспечение программы.

Программа делится на беседы и практические работы и рассчитан на 1 ч в неделю. Как правило, беседы предшествуют прак­тическим работам, а некоторые из них проводятся в про­цессе практических работ - все зависит от темы задания и задач всего курса в каждом классе. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом, акварель­ными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы, пластилин, обрезки фанеры и другие при­родные материалы. Но в основном для эскизов, моделей и макетов применяют бумагу, картон, гуашевые краски, тушь. Отдельные работы выполняются в виде апплика­ций, коллажей.

Очень важно на занятиях художественным констру­ированием активно использовать знания, умения и на­выки, полученные школьниками на уроках труда, изо­бразительного искусства.

Многие учебные работы важно выполнять коллектив­но. Коллективное выполнение проектов, макетов, моде­лей, художественных конструкций всегда рождает повы­шенный интерес, творческий настрой и желание успеш­но завершить работу.

V. Список литературы.

Рекомендуемая литература для педагога:

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. - М., 1982.

Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. - М., 1972.

Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. - Ташкент, 1988.

Графический дизайн США. - М., 1989.

Джексон Джун. Поделки из бумаги. - М., 1979.

Клике Р. Р. Художественное проектирование экспози­ции. - М., 1978.

Минервин Г. Б., Мунипов В. М. О красоте ма­шин и вещей. - М., 1981.

Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. - М., 1994.

Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художествен­ном конструировании. - М., 1984.

Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. - М., 1974.

Сомов Ю. С. Композиция в технике. - М., 1987.

Устинов А. Г. Дизайн в японской школе // Техниче­ская эстетика. - 1988. - № 6.

Холмянский Л. М. Макетирование и графика в худо­жественном конструировании. •- М., 1978.

Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. - М., 1985.

Художественное проектирование / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. - М., 1979.

Цыганкова Э. У истоков дизайна. - М., 1977.

Овчаренко Л. А. История костюма. Основы проектирования. - Волгоград, 2006.

Сборник программ по курсу «Изобразительное искусство». - М., Дрофа, 2001.

Рекомендуемая литература для ученика:

Нерсесов Я. Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М., 1998.

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. - М., 1982.

Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. - Ташкент, 1988.

Джексон Джун. Поделки из бумаги. - М., 1979.

Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. - М., 1994.

Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художествен­ном конструировании. - М., 1984.

Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. - М., 1974.

Холмянский Л. М. Макетирование и графика в худо­жественном конструировании. - М., 1978.

Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. - М., 1985.





© 2010-2022