• Преподавателю
  • Другое
  • Национальные и мировые культурно-ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин

Национальные и мировые культурно-ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Национальные и мировые культурно-ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин.

Цель - усиление внимания к проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения, согласование действий всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания детей и молодежи в Республике Казахстан.

ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Ценности - общественно-значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм. Они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен педагогический процесс.

Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления развития системы среднего образования страны.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания - создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности дошкольника, школьника и студента как гражданина и патриота Республики Казахстан, будущего специалиста, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Задачи воспитания:

- Создание и развитие воспитательных систем организаций образования, способствующих формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности.

- Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, национальным традициям.

- Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде.

- Создание условий для освоения детьми и молодежью мировой и национальной культуры через овладение государственным и другими языками, изучение и принятие традиций и культуры своего и других народов Казахстана.

- Максимальное развитие в условиях организаций образования познавательных интересов детей и молодежи, их творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.

- Формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе и эффективной профессиональной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном и профессиональном самосовершенствовании.

Ценности и цели системы образования Респулики Казахстан определяются с учетом, с одной стороны, общеказахстанского менталитета, национально-исторических и этнических традиций, с другой - общей культуры, включающей в себя критическое и этическое измерения, и нацеленной на развитие у подрастающего поколения общепланетарного мышления. К общественным ценностям как ориентирам развития образования Казахстана отнесены:  здоровье, культура, общая и функциональная грамотность, профессиональная ориентация как база самореализации личности;  семья, Родина, мир как основа социализации личности;  ответственность за себя и страну, справедливость, толерантность, гармония и любовь как условие гармоничного межличностного и межкультурного взаимодействия;  познание, сохранение и преумножение естественного богатства природы как фундамент существования человека и человечества в целом.

Школа призвана обеспечить трансляцию национальной культуры и формирование национального самосознания, развитие ученика от родной культуры к общеказахстанской и через нее - к мировой. Образование как ценность представляет собой духовную культуру нации, включающую в себя язык, религию, менталитет, национальные праздники, обрядовые формы, обычаи и традиции.

Образование как система предусматривает приобщение учащихся к основным ценностям в условиях целостного педагогического процесса школы и семьи на протяжении всех лет обучения в школе соответственно уровням образования:  В начальной школе - погружение в мир преимущественно национально-этнических ценностей.  В основной школе - постижение преимущественно национально- государственных ценностей.  В профильной школе - постижение диалектического единства общечеловеческих, национальных и этнических ценностей.

Таким образом, общественные ценности конкретизируются в ценностях системы образования:  Человек - субъект жизни и высшей ценности на Земле  Родина, государство, семья, отечественная история и настоящее Казахстана - мир развития личности  Социальное общение, трудовая деятельность, профессия - условия реализации личности  Формирование жизненной позиции, развитие способности к выбору жизненного пути - основа самореализации и самоактуализации. Выпускник казахстанской школы как субъект культуры характеризуется: - знанием языка, истории, культуры своего народа; умением общаться на родном, государственном и иностранных языках;

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы ставит перед собой такие цели, как «повысить конкурентоспособность образования, развить человечеcкий капитал путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики».

Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость изменений подходов в преподавании и обучении в мировой системе образования. Все эти изменения в конечном счете ведут к динамике изменении в мировой экономике.

Глубокие преобразования всех сфер общественной жизни, происходящие в настоящее время в Казахстане, потребовали необходимости глубокого анализа сложившейся системы образования. В современном мире образование, наряду с наукой, являются движущей силой во всех сферах общества. В развитии экономики образование играет наиболее значимую роль. Конкурентоспособность страны напрямую связана с конкурентоспособностью в системе образования. В связи с глобальными изменениями, происходящими в мире, необходимы новые знания, новые пути и способы их использования. Необходимо переосмысление приоритетов, ценностей. Важно приложить все усилия и возможности для реализации творческого потенциала в данном направлении. В системе образования первостепенной задачей становится поиск эффективных путей обучения молодого поколения. Очень важно при поиске новых путей сохранить свою национальную самобытность, что является основой нравственного воспитания в любом обществе. Успешным примером преобразовании является японская система образования. Школа формирует у ученика отношение к учению как к одной из главных ценностей. На основании опыта Японии, можно уверенно сказать, что, хотя «система образования Японии является молодой, она является одной из лучших как в Тихоокеанском регионе, так и во всем мире. Японцы, используя все новейшие достижения педагогической науки и особенности японского социума, смогли обеспечить своей стране не только высокую динамику экономического роста, но и достаточно высокий жизненный уровень. Они первые осознали, что эффективные преобразования в системе образования в стране с высоким уровнем автоматизации являются не только обязательной, но и жизненной необходимостью. Отсюда можно заключить, что высокий жизненный уровень в Японии является прямым следствием правильно построенной системы образования» .

До недавнего времени в японском языке и в педагогике понятия способность и образование имели одинаковое значение. Объясняется это тем, что система образования формировала и воспитывала послушных исполнителей. Сегодня японская педагогика осознает "острую потребность в творческой личности" и необходимость выявления одаренных и талантливых детей в раннем возрасте.

Известно, что японская мораль воспитывает правила коллективного взаимодействия, что и предопределяет интенсивное обучение традиционным основам общения и деятельности.

Особенностью привития японским учащимся норм поведения в обществе можно назвать ориентацию их воспитания на развитие коллективного сознания. Эта задача успешно решается в современной школьной системе японского общества.

Основной целью японской школы является воспитание "уверенных в своих силах граждан миролюбивого и демократичного общества, уважающих права человека, любящих мир и правду". Основной Закон об образовании определяет необходимость расширения политического кругозора и религиозной толерантности у учащихся, но запрещает учебным заведениям любые связи с политическими партиями и религиозными организациями.

Принцип «брать знания» используется в процессе обучения во всех странах мира. Финские учителя занимаются поиском информации в электронных источниках, библиотеках. Данные виды источников информации являются доступными и эффективными. Молодому поколению дается хороший стимул для активного чтения. Финляндия издает самое большое количество книг для школьного возраста. Чтение стимулируют и телевизионные станции, обеспечивая свои программы сопровождением субтитрами. В финских школах не уделяется домашнему заданию столько внимания, как в Казахстане. Большая часть времени отводится занятиям на природе. В начале обучения оценка знаний выражается устными комментариями, а не выставлением оценок. Согласно плану, два раза в год - в конце осеннего и весеннего семестров - работники школы отправляют ученикам отчет об успеваемости. Для финских школ не характерно проведение больших тестов в течение года. Ритм обучения умеренный. Отсутствие большой нагрузки в школе положительно влияет на их способность справляться с большой нагрузкой, которая ожидает их во время учебы в лицее. Это связано с тем, что умеренные нагрузки во время учебы в школе не лишили их желания учиться. К сожалению, в казахстанских школах выставление оценки за урок является главным мерилом знаний учащихся.

Финляндия систематически занимает первое место среди европейских стран с высокоразвитой экономикой, наименее коррумпированной властью, и наиболее эффективной системой образования. Уникальным явлением для современного мира является то, что учеба в школе и высших учебных заведениях является бесплатной.

В финской школе приоритет придается воспитанию ответственности, нежели на самостоятельное принятие решении. Это объясняется тем, что в финской школе учитывают способности, физические возможности, а также состояние нервной системы и поэтому в финской школе не оказывают давление на ученика, который, в соответствии со своими природными способностями не может равняться с теми, кто имеет способности и возможности более высокого уровня. Данный подход не в должной степени применяют у нас, в Казахстане. Хотя это самый справедливый подход по отношению к ребенку, которому необходимо понимание как родителей, так и учителей, в силу того, что данному ученику трудно принимать решение в силу своих недостаточных способностей.

В финских школах домашнее задание не является для ученика стрессовой ситуацией, так как отсутствует ежедневный контроль домашнего задания, что часто влечет за собой наказание и напряженное состояние ребенка. Учебный процесс в финской школе устроен таким образом, что каждый ученик мотивирован на то, чтобы находить нужные знания. Даже если ученик не готов в достаточной мере к приобретению знаний в силу своих природных способностей, его нацеливают к профессиональной школе, не унижая его достоинства, которая в свою очередь, готовит великолепных специалистов. Выпускники лицеев и высшей школы Финляндии готовы работать и сотрудничать в любой стране мира.

Система образования Финляндии ориентирована на уважении к индивидуальности каждого ребенка. Она дает шанс каждому ребенку развиваться уникальным образом. Дружелюбное отношение к ребенку воспитывает в них позитивное отношение к жизни. Школа помогает ученику найти смысл в учебе. Ученики понимают важность управления своим образованием. Создание безопасной, доброжелательной атмосферы благоприятствует достижению высоких академических достижении. Школа воспитывает в них уверенность, фокусируя внимание не на конкуренции, а на сотрудничестве. В будущем они становятся достойными гражданами своей страны.

Изучая опыт в системе образования разных стран, нельзя обойти стороной такую страну как Сингапур. Итогом многочисленных реформ образовательной системы Сингапура является следующее: изучение двух языков; разделение учащихся в соответствии со способностями и возможностями; обучение на нескольких языках; упор на изучение английского языка, естественных наук и математики; отличное техническое оснащение системы образования; независимые школы; активное применение информационных технологии; специальная программа для обучения одаренных детей; обучение умению мыслить; глубокое изучение и применение в своей системе образования лучших черт передовых систем образования; детальное планирование и превосходное руководство. Все школы и институты ставят своей первостепенной задачей воспитать молодежь с сильным характером и ценностями, что позволит им создавать свое успешное будущее. Система образования Сингапура учит молодежь тому, чтобы они могли не только задавать вопросы, но и искать на них ответы, думать и решать проблемы.

Изучение системы семи модулей даёт возможность для решения основных проблем и предполагает способы, с помощью которых решается проблема качественного образования.

В наших школах преобладает традиционная форма обучения. Формы работы учителя с учеником не так разнообразны. Ученик находится в пассивной роли. Традиционные формы работы не стимулируют учащихся к самообучению, а ведут к механическому запоминанию информации.

Из числа современных научных подходов, используемых различными мировыми системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание являются подходы, основанные на конструктивистской теории (Hattie, 2009). Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы к преподаванию, основанные на передаче готовых знании, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействия с уже имеющимися знаниями. Знания, получаемые в рамках «традиционной», основанной на трансляции готовых знании, методики преподавания не могут быть эффективно интегрированы в имеющуюся у ученика базу знании, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным способом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но, при этом, прочно не усвоена учениками, малополезна после завершения ее изучения и не используется в дальнейшем, в жизненных ситуациях. Целью преподавания, с точки зрения конструктивистской теории, является достижение учеником более основательного понимания предмета, обеспечив использование и применение знании в ситуациях вне класса.

Изучение мирового опыта дает пищу для размышления о преимуществах и недостатках в системе образования нашей страны. Образовательные результаты в современной системе образования не ограничиваются обычными рамками владения знаниями, умениями и навыками в пределах учебного предмета. Результаты в образовании являются завершающим этапом процесса обучения учащихся в школе и демонстрируют изменения в личностном росте ученика и проявляются в его поведении, взаимодействии в социуме. Одним из уровней представления результатов образования является «функциональная грамотность, понимаемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде».

По результатам международного исследования TIMSS в 2007 году Казахстанские школьники заняли 5-ое место по математике и 11-ое по естествознанию среди учащихся 4-х классов 36 стран.

На всех уровнях проводятся мероприятия по развитию государственного языка. Для одаренных детей созданы специализированные школы, где они обучаются на трех языках. Созданы Назарбаев Интеллектуальные школы.

Вместе с тем качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным.

Изучая мировой опыт образования, для меня важно понять, что было бы приемлемо у нас в Казахстане, в наших школах. Принимая во внимание то, что Западное образование, безусловно, имеет много положительных моментов, мы в первую очередь должны учитывать свои культурные особенности, менталитет, свои традиции. Чтобы Казахстану успешно войти в мировое пространство, наша образовательная система должна соответствовать стандартам образовательной системы мира. Но при этом мы должны сохранить свои традиции, культурные ценности и свою самобытность. Перед нами встает следующий вопрос. Как достичь того, чтобы нашим детям, с нашим отечественным образованием, было комфортно и в мировом пространстве, и у себя в стране.

Чтобы достичь этого, наша система образования должна быть направлена на то, чтобы наши дети научились размышлять, находить причины и следствия явлений, находить логическую связь, уметь анализировать информацию. И самое главное, чтобы процесс обучения был для них интересным и приносил им удовольствие, что поможет повысить их познавательную деятельность.

Северо-Казахстанская область

Район имени Габита Мусрепова

Новоишимская средняя школа №1



Выступление

Тема:

«Национальные и мировые культурно-ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин»

















Подготовила: Смаилова З.Е.

Дата проведения: 24.08.2015г.

© 2010-2022