Роль школьных музеев в духовно - нравственном воспитании

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Роль школьных музеев в духовно - нравственном воспитании учащихся на примере этнографического музея « Из прошлого» в МБОУ « Котельниковская основная общеобразовательная школа» Обоянского района Курской области.













с. Котельниково Курской области Обоянского района

2012




Содержание

1.Введение..................................................................................................3

  1. Роль школьных музеев для становления личности школьника…..4 -5

  2. Экспозиции школьного этнографического музея, посвященные быту наших предков...........................................................................................................6-7

  3. Заключение.............................................................................................7

Приложение





Введение


Все чаще на уроках и во внеурочной работе нам говорят о духовности и нравственности о доброте и порядочности. Это связано, прежде всего с негативными явлениями, характерными для последний десятилетий. Для школы стоит важная задача формировать и пропагандировать идеи духовного единства, дружбы народов, согласия, культивирования чувства патриотизма, распространения знаний об истории и культуре народов России.

В нашей школе музей вновь возрождается с 2011 года. Было такое время, когда уголок музея убрали, посчитав, что это примитивно. Но с исчезновением уголка музея невозможно прививать любовь к истории и культуре страны на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народа.

Так нужны ли музеи в сельской школе? Безусловно да! В сельской местности школьные музеи остаются культурно - просветительскими центрами для молодежи, отсюда можно выделить проблему исследования: как в результате своей деятельности школьный музей может помочь в духовно - нравственном воспитании учащихся.

Решение данной проблемы определило цель исследования: какое влияние оказывает школьный этнографический музей на уровень воспитанности обучающихся и их духовно - нравственное становление.

Задачи исследования: формировать у обучающихся представление о :

  • национальном характере русских людей;

  • о традициях русской семьи. и продолжение этих традиций в наших семьях;

  • принять участие в сохранении лучших традиций своего поселка их приумножении.

В нашем музее около 20 экспонатов, отсутствие свободного места не позволяет составить экспозиции. Музей пополняется новыми экспонатами и изучение культурного наследия продолжается на уроках истории, истории Курского края, на внеурочной деятельности.


1. Роль школьных музеев для становления личности школьника

Почему россияне не ходят в музеи? Газета « Комсомольская правда» спрашивает: « Почему в музеях не интересно?» По статистике опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения ( ВЦИОМ). 14% россиян ни разу в своей жизни не были в музеях, 13% ходили туда год или два назад, половина опрошенных 50% заявили, что последний раз были в музее несколько лет назад. Сравнительно часто посещают музейные экспозиции только 16%, причем большинство из них -молодежи. Вот уже несколько лет подряд в нашей стране проходит ночь музеев, где все музеи в столичных городах работают, чтобы все желающие могли посетить культурные центры.

Школьный этнографический музей начал свою работу в 1996 году. Музей был создан по инициативе учителя истории Бабаскиной Т.В.Позднее, музей возродился благодаря стараниям учителя истории Потопахиной Елены Васильевны. Она сумела сохранить все экспонаты музея. Музей возрождается общими усилиями учителей, учеников и родителей.

Изучая на уроках истории Курского края тему « Население», часто с учениками говорили о традициях, обычаях, народных промыслах, предметах быта в различных регионах России. А началось все с предмета - глиняного горшка. так появилась первая экспозиция « Утварь в крестьянском доме».В школу стали приносить вещи, которые хранились на чердаках заброшенных домов, в сундуках у бабушек. За каждой вещью - чья - то судьба, чья - то история, чья - то жизнь.

Было замечено, что ученики младших классов с интересом заглядывают в кабинет истории. В этом году проводилось школьное мероприятие с участием младших классов и классов среднего звена « Странички из прошлого».

Цели и задачи школьного музея:

  • осознать обучающимися и гостям школы роли святынь в жизни своего народа;

  • лучше познать характер наших предков;

  • приобщить обучающихся к русской народной культуре;

  • возродить традиции русской культуры.

Возрождение России начинается с русской провинции, где плодоносят ее корни, где живут люди, чьим трудом и талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная народная культура. данная нам сегодня культура в богатстве и многообразии народной одежды, посуды, орудий труда, художественных произведений - творения рук человеческих. Пока живут в нашем крае самобытные мастера, почитающие обычаи и традиции предков до тех пор у нас будет жажда познания.

2.Экспозиции школьного этнографического музея, посвященные быту наших предков


В нашем музее есть рубахи, рушники, которые были сотканы вручную. Есть прялка, на которой пряли. Труд крестьян был очень нелегок. Мужчины работали на земле. Землю нужно было сначала запахать, далее разбросать семена по пахоте. Запахивали семена плугом или сохой, когда стремились заделать семена поглубже. Далее следовала молотьба зерна, а для этого был изобретен цеп. Позже изобрели рушницу, а это почти мельница.

Женщины обеспечивали свои семьи одеждой из тканей ручной домашней выделки. Крестьянки в ту пору по древнему обычаю своих предков были обязаны прясть, ткать, обшивать и снабжать одеждой всех членов своих многочисленных семей, а иногда и осиротевших ближних родственников. А семьи были действительно многодетными ( среднем по 9 детей).

Одежду изготовляли из льна, крапивы, конопли, шерсти. Чаще всего из конопли. Высота конопли достигала 0,5 - 4 метра, а толщина стебля от 3 до 30мм. Мужская особь - посконь - исключительно вся шла на изготовление тонкой ровной ткани, из которой как правило, изготовлялась праздничная одежда, полотенца для божниц и подзоры, занавески, праздничные скатерти, тонкие кружева, пеленки и т.п.

В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица - ткачиха в полном уединении становилась перед красным ( святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а ранее, до православной веры, богиню Мокош - первородную славянскую музу, покровительницу славянок - помочь ей благополучно завершить очень необходимую для ее семьи работу. пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время. В таких трудных условиях расторопная крестьянка - ткачиха могла в среднем соткать в день простого и гладкого, без узорной выработки холста от 11 до 15 аршин, с узорной выработкой или цветной выкладкой средней и большой насыщенностью узора - намного меньше.

Вытканные в основном за зимний сезон холсты с наступление теплой весны « белили» ( отбеливали). Для этой цели их сначала пропаривали в домашнем щелоке из древесной и подсолнечной былки золы, затем в солнечную погоду расстилали на траве. Этот прием проделывался в день до 5- 6 раз в течение недели. Потом холсты мочили в речной, дождевой и реже колодезной воде и расстилали на траве мокрого луга или болота. Под горячими лучами солнца примерно через месяц суровость холстов исчезала, и они становились абсолютно белыми и мягкими. Дальнейшая работа полностью подчинялась воображению хозяйки. Крестьянка не только шила рубахи из сотканных холстов , но еще и украшала их вышивкой. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и « гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. Такая « визитная карточка» позволяла сразу решить, как себя вести с незнакомцем.

Таким образом, мы видим, что наши предки благодаря своему кропотливому труду могли одеть членов своей семьи, украсить свой дом, обеспечить себе благоприятную жизнь. Не зря существует пословица: « Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто». Надеюсь, каждый из нас если не сейчас, то хотя бы со временем поймет смысл этих слов, и начнет ценить труд людей и будет приумножать богатство своей страны, своей семьи трудом своим, умом своим.





Заключение

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, знаем очень поверхностно. историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения: культуру, какой бы то ни было эпохи, представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства. Мы знаем множество дат, исторических имен, и, как правило, не можем сказать чем жил обычный крестьянин или горожанин в ту иди иную эпоху или отрезок времени.

Школьный музей - это историко - культурный потенциал, который поможет осуществить духовно - нравственное воспитание учащихся, раскроет их духовные качества, привьет навыки борьбы со злом, окажет воздействие на правильный выбор самоопределения.

Экспонаты музея помогут обучающимся и гостям нашей школы лучше понять историю своей Родины, своего народа и прежде всего своей малой Родины.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей. Задача учителя вызвать интерес к бытовой истории, связать прошлое и настоящее, посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской России.



Приложение

Роль школьных музеев в духовно - нравственном воспитании.

« В крестьянском доме».

Роль школьных музеев в духовно - нравственном воспитании.

Макет города.

Роль школьных музеев в духовно - нравственном воспитании.

Крестьянка.



Роль школьных музеев в духовно - нравственном воспитании.

Прялка.

Роль школьных музеев в духовно - нравственном воспитании.

Русский костюм

Роль школьных музеев в духовно - нравственном воспитании.



Роль школьных музеев в духовно - нравственном воспитании.



Роль школьных музеев в духовно - нравственном воспитании.



© 2010-2022