• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: «Использование логопедических х технологий при оптимизации процесса обучения не слышащих школьников на уроках РСВ и коррекции произношения. »

Доклад на тему: «Использование логопедических х технологий при оптимизации процесса обучения не слышащих школьников на уроках РСВ и коррекции произношения. »

Неслышащие школьники, в силу отсутствия слуха, ограничены в получении информации. В связи с этим, развитие творческого мышления у таких школьников достаточно проблематично в рамках традиционной методики преподавания  на индивидуальных занятиях. Использование средств  логопедических технологий в процессе обучения  произношения, в том числе направленного на развитие творческих способностей слабослышащих школьников, позволит использовать новые возможности, предоставляемые средствами ИКТ. Среди них ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Доклад на тему:



«Использование логопедических х технологий при оптимизации процесса обучения

не слышащих школьников на уроках РСВ и коррекции произношения.»

















Учитель слуховой работы:

Патракеева С.П.





Использование логопедических х технологий при оптимизации процесса обучения

не слышащих школьников на уроках РСВ и коррекции произношения.

В процессе обучения произношению, на уроках по РСВ и КП, необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках используются элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания; применяется проектный метод; школьники привлекаются к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний попроизношению, творческую активность учащихся.

Современная специальная (коррекционная) школа постоянно находится в поиске новых методов, которые помогли бы сделать учебно-воспитательный и коррекционный процесс более результативным, развивающим и интересным. В качестве одного из средств коррекционной работы по повышению качества произношения глухих учащихся в нашей школе широко используются информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).

Неслышащие школьники, в силу отсутствия слуха, ограничены в получении информации. В связи с этим, развитие творческого мышления у таких школьников достаточно проблематично в рамках традиционной методики преподавания на индивидуальных занятиях. Использование средств логопедических технологий в процессе обучения произношения, в том числе направленного на развитие творческих способностей слабослышащих школьников, позволит использовать новые возможности, предоставляемые средствами ИКТ. Среди них при обучении слабослышащих школьников наиболее важным является визуализация процесса обучения. Это создаст наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие более полному восприятию информации учениками.

Успешное внедрение средств ИКТ в процесс обучения будет способствовать улучшению усвоения материала школьного курса произношения, расширению возможностей для продолжения образования в средних заведениях, улучшению подготовки к жизни и труду в различных сферах производства; приведут к успешной интеграции лиц с нарушениями слуха в обществе.

Использование ИКТ в образовательном процессе, а в частности на индивидуальных занятиях по РСВ и КП, позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, обеспечивать мотивацию учащихся к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности на протяжении всего занятия. Кроме того, использование ИКТ хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, позволяя использовать различные упражнения, направленные на развитие психических процессов, навыков самоконтроля над произношением.

Особенности восприятия учащихся с нарушениями слуха требуют достаточного количества реалистичной, динамичной наглядности, игровой формы представления информации. Для этих целей как нельзя лучше подходит компьютер.

Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал можно представить в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, компьютерная анимация и другие. Применительно к занятиям по РСВ и КП возможности этой программы очень велики, и, в первую очередь, позволяют мотивировать детей с нарушениями слуха к выполнению трудных для них видов деятельности, в частности, правильному произношению звуков, воспроизведению ритмико-интонационной структуры.

Применение наглядности на индивидуальных занятиях по РСВ и КП помогает учащимся с нарушениями слуха научиться эффективно усваивать информацию посредством её визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности. Наглядность выступает как источник информации об объекте познания, как средство усвоения информации об окружающем мире. При помощи визуальных объектов становится возможным обучать учащихся алгоритму построения речевого высказывания, стимулировать их речевую активность, учитывая состояние эмоционально-волевой сферы и интересы ребенка с нарушениями слуха.

Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень развития устной речи детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Информационные технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития

С помощью этих программ мною создавались мультимедийные презентации к занятиям для автоматизации звуков, работы над ритмико-интонационной структурой. На каждый изучаемый звук подобраны профили произношения звуков, картинки для закрепления звуков во всех позициях, для дифференциации сходных по артикуляции звуков, речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков. Для учащихся с трудом справляющихся с программными требованиями подбирался более простой речевой материал, задания выполнялись при помощи педагога (создавалась подсказывающая ситуация, задавались наводящие вопросы и т. п.). При работе над ритмико-интонационной структурой задания выполнялись по подражанию педагогу, предлагался нотированный речевой материал (с выделенным ударением, орфоэпическими нормами, паузами). Для учащихся, без затруднений овладевающих программой по формированию произношения, использовались более сложные задания, речевой материал с более сложными грамматическими конструкциями, более самостоятельные виды деятельности.

С целью совершенствования словесной и устной речи, с помощью ИКТ создавались и проводились слухо-речевые игры «Умники и умницы», «Поле-Чудес», «Пойми меня», слухо-речевые конференции, «Конкурсы на лучшего чтеца стихов и рассказов» и др.

Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I вида позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности работы по формированию произношения, организации и проведения внеклассных мероприятий. Отмечено, что у обучающихся повысился познавательный интерес к занятиям, мотивация к использованию устной речи. Дети с большим удовольствием выполняли упражнения.



Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Современные требования к работе учителя предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандартных, стимулирующих, инновационных разработок, которые помогли бы глухим и слабослышащим детям более эффективно развивать свой слух и речь. В качестве одной из них рассмотрим применение компьютерных технологий на уроках. Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому я применяю компьютерные технологии, что позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным, это делает учебный материал более доступным для восприятия детей с дефектами слуха. Кроме того, использование компьютерных технологий повышает мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, а также учащиеся расширяют свои умения в работе с компьютером. На уроках и занятиях для развития слуха и речи использую специализированные обучающие компьютерные программы, рекомендованные Институтом коррекционной педагогики - это «Мир за твоим окном», «Лента времени», «В городском дворе». Также применяю обучающие компьютерные программы-тренажеры, в основе которых лежат игровые упражнения, где оцениваются результаты каждого ученика и предоставляется отчёт. Это мультимедийные программы-тренажёры: «Учите русский», «Живая планета», «Трудные звуки». Использование компьютерных программ на уроках и занятиях позволяет слабослышащим учащимся усовершенствовать навыки разговорной речи и понимание на слух, отрабатывать произношение и расширить словарный запас.

Кроме специальных компьютерных программ в работе со слабослышащими детьми использую общедидактические компьютерные программы, но их я адаптирую для решения задач РСВ и формирования произношения. Нужно условно определить, какую дидактическую и специфическую задачу будет выполнять игра. Так, в одной из общедидактических программ модуль "Нарисуй" использую для вос-приятия речи с уроков ознакомления с окружающим миром по теме "Части тела человека". Ученику предлагала на слух задания нарисовать мальчика, девочку, выбрать детали лица: глаза, рот, нос, уши, брови, волосы, нарисовать лицо. Ученик воспринимал задания с помощью ЗУА и выполнял их, опери¬руя "мышкой". При восприятии материала с уроков математики использо¬вала модули "Выбери фигуру", "Составь фигуру", содержа¬нием которых являлся геометрический материал. Ученик с помощью ЗУА воспринимал поручения и выполнял их. Например: Покажи (дай, нарисуй) на экране круг (треугольник, пря¬моугольник). Предлагаю различать на слух математические выражения при решении задач и примеров на экране компью¬тера: плюс, минус, равно, больше, меньше, поровну и т. д. А также решать невербальные мыслительные задачи: заменить цифры рисунками предметов в таком же количестве и др.Для формирования навыков коммуникации применяю формы групповой деятельности - это фронтальные занятия с классом, которые проходят в компьютерном кабинете с использованием интерактивной доски и работа парами. Когда два ученика работают парами за одним компьютером, обеспечиваются равнопартнерские отношения учащихся между собой. При такой форме организации у детей с нарушением слуха формируются навыки взаимоконтроля и взаимооценки; развивается интерес к совместным коллективным формам учебной работы; приобретается опыт социального поведения, который содействует развитию самостоятельности, инициативности и готовности к взаимопомощи. Кроме того возможно осуществление со слабослышащими учащимися проектной деятельности. Дети с нарушением слуха, как и любой ребенок - это бурно развивающийся, очень чувствительный организм. В младшем школьном возрасте складываются все физиологические системы, продолжают формироваться осанка, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза. Поэтому на уроках и занятиях с использованием компьютера соблюдаю все санитарно-гигиенические требования: непрерывность работы за компьютером не превышает 15-20 минут, чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой, упражнения для снятия напряжения глаз - таким образом, соблюдается здоровье сберегающий характер проведения занятий с применением компьютерных технологий. После фронтальных и групповых занятий использую специальную компьютерную программу для восстановления зрения «Корректор зрения», когда учащиеся удобно садятся на расстоянии 60-70 см от монитора и выполняют специальные упражнения: частое моргание; зажмуривание, с ориентированием на звуковые сигналы; просмотр картинок для отдыха глаз с трёхмерным изображением; круговые движения глазами; по диагонали.

Использование мультимедийных презентаций на уроках

Хочу обратиться к использованию мультимедийных презентаций на уроках, а также во внеурочной деятельности с детьми, имеющими нарушение слуховой функции, что позволяет формировать более качественное развитие слухового восприятия, мышления, словесной речи, памяти ребёнка с нарушением слуха, стимулируя его интерес, мыслительную и речевую деятельность.

Использование презентаций на уроках позволяет развернуть работу, заинтересовывая учеников, кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими. Использование (компьютерных) технологий позволяют сделать занятия увлекательными информационно и эмоционально насыщенными. Это является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно-значимой для него деятельности. Использование мультимедийных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их с развитием слуха создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Использование средств мультимедиа помогает представить явления, действия, предметы, ситуации в приближенном к реальности виде. Анимация дает возможность наблюдать объект в действии, движении, что очень важно для детей с нарушением слуха. Также можно планировать и осуществлять различные виды работы по развитию слуха в сочетании с ФП. Работая со слайдами, имеется возможность переходить с одного вида работы на другой, изменяя последовательность заданий. При этом целесообразно использовать наглядный материал, дополняя его, усложняя или упрощая. Ребенок имеет возможность сочетать игру и обучение: составлять предложения, дополнять их новыми словами, отвечать на вопросы, проверять себя, исправляя ошибки. Совместное создание слайдов позволяет сделать работу более эффективной: дети сами подбирают рисунки в соответствии с темой, группируют речевой материал, составляют вопросы к речевому материалу, что является одним из сложных видов работ. Работа со слайдами предусматривает и работу с текстом. При этом расширяются возможности для работы с учеником: предъявление разного рода наглядного материала, образца текста, объяснение действий предметов с помощью FLASH-анимации, создание новых ситуаций по тексту. Используя слайды, можно работать и показывая слабослышащим детям пространственные отношения объектов. Составлять предложения с предлогами, при этом отражая, их смысл. Данные разработки являются и справочным материалом для ученика: просмотрев нужный речевой и анимационный материал, ребенок сможет применить его в реальной жизни или в учебном процессе. Запоминание и усвоение тем идет увлекательнее и эффективнее. В основу использования на уроках мультимедийных презентаций, положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами языка: познавательным, учебным, развивающим, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием.

Можно выделить следующие направления работы в презентациях:

• ознакомление с новым речевым материалом по теме с использованием мультимедийных средств;• составление предложений с новыми словами;• дополнение предложений с опорой на анимацию;• проверка знаний по теме (вопросы на слух);• развитие речевой активности;• слуховая тренировка с использованием flash-анимации;• дополнение предложений новыми словами;• развитие логического мышления;• проведение сравнительного анализа объекта;• работа с текстом;• различение речевого движении;• составление словосочетаний и предложений с подбором нужной картинки;• проведение проверки знаний речевого материала, самоконтроля в изменённых предложениях;• слуховая тренировка на материале знакомого речевого материала с анимацией• составление предложений по указанной схеме с предъявлением движущейся сюжетной картинки;• называние действий словами;• составление предложений на базе комбинированной анимации;• • подбор рисунка-действия при восприятии вопросов на слух;• ;

Для развития слухового восприятия и формирования речи учащихся можно создавать собственные презентации по учебным темам (времена года, явления природы, глаголы, транспорт, растения, спорт и др.),

Работа с использованием презентации также способствует решению одной из важнейших задач на уроках в школе глухих и слабослышащих - это развитие речи учащихся. К сожалению, даже в старших классах, устная и письменная речь неслышащих учащихся слабо сформирована, фрагментарна, полна аграмматизмов. При возникновении трудностей во время связного ответа учащиеся сразу переходят на дактильную и жестовую речь. Слайды презентации позволяют им не бояться того, что они не подберут при ответе нужное слово, фразу, не смогут грамотно, соблюдая смысловую целостность, выразить свою мысль. Информация, представленная визуально, хорошо запоминается. Происходит активизация не только мышления, но и памяти учащихся.

Необходимо отметить, что работа по созданию и использованию презентаций активизирует познавательную деятельность учащихся, влияет на формирование мышления, связной устной речи, способствует развитию творческого потенциала, повышает эффективность учебного процесса.

Заключение

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.







© 2010-2022