- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по Геологии для элективных курсов школьникам
Рабочая программа по Геологии для элективных курсов школьникам
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прибышеня О.Е. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
министерство образования и науки рт
государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«лениногорский нефтяной техникум»
Рабочая ПРОГРАММа
Геология
2014 г.
О
Организация-разработчик: ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум»
Разработчик: Прибышеня О.Е., преподаватель специальных дисциплин
Рецензенты: Журавлева Л.Х. преподаватель специальных дисциплин
Набиуллин Р.Р. - ведущий геофизик ООО «ТНГЛенГИС»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ
Геология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Геология может применяться для обучения по программам подготовки специалистов среднего звена и при подготовке школьников по дополнительному образованию.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Геология» обучающийся должен обладать предусмотренными следующими умениями, знаниями:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;
- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;
- определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;
-определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;
-определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;
-определять физические свойства и геофизические поля;
-классифицировать континентальные отложения по типам;
-обобщать фациально-генетические признаки;
- определять элементы геологического строения месторождения;
- выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
- определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;
- строить геологический профиль по данным разведочного бурения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;
- классификация и свойства тектонических движений;
- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;
- эндогенные и экзогенные геологические процессы;
- геологическую и техногенную деятельность человека;
- строение подземной гидросферы;
- строение и текстуру горных пород;
- физико-химические свойства горных пород;
- основы геологии нефти и газа;
- физические свойства и геофизические поля;
- особенноости гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений плезных ископаемых;
- основные минералы и горные породы;
- основные типы месторождений полезных ископаемых;
- основы гидрогеологии: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод, физические свойства подземных вод; газовый и бактериальный состав подземных вод; зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подзмные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетних мерзлых пород;
минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;
- основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;
- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого;
- образование и строение Вселенной, Солнечной системы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 226 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 152 часа;
самостоятельной работы обучающегося 74 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
226
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
152
в том числе:
лабораторные и практические занятия
62
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
74
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Геология»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Содержание учебного материала
Введение
2
1
Раздел 1.
Физические свойства и характеристика оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых
12
1,2
Самостоятельная работа
6
Теплота земли
2
Методы изучения земной коры
2
Гипотеза о возникновении земной коры
2
Раздел 2.
Основные минералы.
4
1
Горные породы. Строение и текстура горных пород
6
1
Физико-химические свойства горных пород
2
2
Практические занятия
10
Практическая работа № 1 .
«Определение физических свойств минералов»
2
Практическая работа № 2 .
«Определение структур и текстур магматических горных пород»
2
Практическая работа № 3 .
«Определение структур и текстур осадочных горных пород»
2
Практическая работа № 4 .
«Определение структур и текстур метаморфических горных пород»
2
Практическая работа № 5 .
«Определение физических свойств горных пород»
2
Самостоятельная работа
8
Мир минералов
2
Описать граниты, их применение в народном хозяйстве
2
Описать ископаемые соли
2
Виды метаморфизма
2
Раздел 3.
Геологическое время, методы определения относительного возраста горных пород.
2
1
Методы восстановления геологических событий прошлого.
2
1
Практическая работа № 6.
«Единая геохронологическая шкала».
2
Практическая работа № 7.
«Определение по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам относительный возраст пород»
2
Методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения
2
Практические занятия
2
Практическая работа № 8.
«Определение по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа»
2
Самостоятельная работа
2
Методы определения возраста магматических тел
2
Раздел 4.
Эндогенные и экзогенные геологические процессы
6
1
Геологическая и техногенная деятельность человека
2
1
Самостоятельная работа
4
Кора выветривания
2
Дать понятия терминам «аллювий» и «делювий».
2
Раздел 5.
Классификация и свойства тектонических движений
8
1
Практические занятия
10
Практическая работа № 9.
«Определение горизонтальных и складчатых форм залегания горных пород на геологической карте»
2
Практическая работа № 10.
«Чтение и составление по картам схематических геологических разрезов и стратиграфических колонок горизонтальных форм залегания пород»
2
Практическая работа № 11.
«Чтение и составление по картам схематических геологических разрезов и стратиграфических колонок складчатых форм залегания пород»
2
Практическая работа № 12.
«Определение разрывных нарушений на геологической карте»
2
Практическая работа № 13.
«Чтение и составление по картам схематических геологических разрезов и стратиграфических колонок разрывных форм залегания пород»
2
Самостоятельная работа
8
Землетрясения, их последствия
2
Краткий обзор горных стран - Шория, Алтай, Забайкалье
6
Раздел 6.
Основы фациального анализа
2
2
Практические занятия
6
Практическая работа № 14.
«Определение класса континентальных отложений по типам»
2
Практическая работа № 15.
«Обобщение фациально-генетических признаков»
2
Практическая работа № 16.
«Обобщение фациально-генетических признаков»
2
Самостоятельная работа
6
Литолого-фациальные и палеогеографические карты
2
Общие сведения о формационном анализе
4
Раздел 7.
Генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений
4
1
Самостоятельная работа
4
Состав четвертичных отложений территории Татарстана
4
Раздел 8.
Основы гидрогеологии: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод, физические свойства подземных вод; газовый и бактериальный состав подземных вод; зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетних мерзлых пород
10
2
Строение подземной гидросферы
2
1
Практические занятия
4
Практическая работа № 17. «Определение величины водопритоков в горные выработки.»
2
Практическая работа № 18. «Определение величины водопритоков к водозаборным сооружениям»
2
Самостоятельная работа
10
Атмосферные осадки и их распределение на территории
2
Изучить ГОСТ «Вода питьевая
2
Карстопроявления на территории Татарстана
2
Дать понятия терминам «сталактиты», «сталагмиты» и «сталагнаты».
2
Геотермальные ресурсы планеты.
2
Раздел 9.
Основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства
2
2
Самостоятельная работа
2
Влияние геологических процессов на строительство различных сооружений
2
Раздел 10.
Особенноости гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений плезных ископаемых
2
2
Раздел 11.
Основы геологии нефти и газа
12
2
Самостоятельная работа
8
Воды нефтяных и газовых месторождений
2
Зависимость пористости и проницаемости от давления и температуры.
2
Разрушение залежей
2
Месторождения нефти и газа Ближний и Средний Восток
2
Раздел 12.
Основные типы месторождений полезных ископаемых
2
2
Практические занятия
6
Практическая работа № 19.
«Составление карты распространения месторождений полезных ископаемых России»
2
Практическая работа № 20.
«Выделение промышленных типов МПИ»
2
Практическая работа № 21.
«Выделение промышленных типов МПИ»
2
Самостоятельная работа
2
Минерально - сырьевая база РФ
2
Раздел 13.
Основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
2
2
Физические свойства и геофизические поля
2
2
Практические занятия
4
Практическая работа № 22
«Определение геофизических полей земной коры»
2
Практическая работа № 23.
«Определение геофизических полей земной коры»
2
Практические занятия
6
Практическая работа № 24.
«Определение элементов геологического строения месторождения. Построение линии пересечения рудного тела»
2
Практическая работа № 25.
«Определение элементов геологического строения месторождения. Построение линии пересечения разрывного нарушения»
2
Самостоятельная работа
6
Понятие о металлогенических таксонах
2
Разведка месторождений нефти и газа
4
Раздел 14.
Способы и средства изучения и съемки объектов горного производства
2
2
Практические занятия
10
Практическая работа № 26.
«Ведение полевых наблюдений и документации геологических объектов»
2
Практическая работа № 27.
«Работа с горным компасом»
2
Практическая работа № 28.
«Описание отобранных образцов горных пород»
2
Практическая работа № 29.
«Определение происхождения отложений в различных породах по структуре обломков»
2
Самостоятельная работа
8
Строение горного компаса
2
Понятие о камеральной обработке материалов съемки
4
Формы ледниковых рельефов
2
Всего (часов):
226
из них самостоятельных работ:
74
практических работ:
62
аудиторных занятий:
90
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по геологии, минералогии и петрографии.
Оборудование учебного кабинета: коллекции минералов и горных пород, натуральные образцы кернов, шлифы минералов и горных пород, микроскоп, учебные геологические, тектонические, физические карты, руководящие ископаемые, геологическая карта СССР, горный компас, набор геолого-географических карт.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
№№
п-п
Автор
Наименование
Издательство
год издания
1
Лазарев В.В.
Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология»
Издательский Дом «ИнФолио»,2010г
2
Левитес Я.М.
Общая геология с основами исторической геологии и геологии СССР.
М.:Недра,1986г
3
Ермолов В.А. и др.
Геология. Месторождения полезных ископаемых. Учебник для ВУЗов.
М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2007
Дополнительные источники:
-
Кузьменко Е.Е. Историческая геология с палеонтологией и геологией СССР. М.:Недра, 1973г
-
Абрикосов И.Х., Гуман И.С. Общая нефтяная и нефтепромысловая геология. М. :Недра,1982г
3.Миловский А.В. Минералогия и петрография. М.: Недра, 1979г.
4. Сапфиров Г.Н. Структурная геология и геологическое картирование. М.: Недра, 1974г
5. Сиротин К.М. Определитель минералов. М.: Высшая школа, 1970г.
6. Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии. М.:Недра, 1972г
7.Мстиславская Л.,Филипов В. Геология, поиски и разведка нефти и газа.М.:ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2005г
8. Милютин А.Г., Агдросова Н.К. Основы формационного анализа при прогнозировании полезных ископаемых.М.: Издательтво МГУ, 1995г
9.Милютин А.Г. Геология и промышленные типы МПИ. Часть 1. Общая. М.: Издательтво МГУ, 1995г
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения
- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;
- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;
- определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;
- определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;
- определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;
-определять физические свойства и геофизические поля;
- классифицировать континентальные отложения по типам;
-обобщать фациально-генетические признаки;
- определять элементы геологического строения месторождения;
-выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
- определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;
Усвоенные знания
- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;
- классификация и свойства тектонических движений;
- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;
- эндогенные и экзогенные геологические процессы;
- геологическую и техногенную деятельность человека;
- строение подземной гидросферы;
- строение и текстуру горных пород;
- физико-химические свойства горных пород;
- основы геологии нефти и газа;
- физические свойства и геофизические поля;
- особенноости гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений плезных ископаемых;
- основные минералы и горные породы;
- основные типы месторождений полезных ископаемых;
- основы гидрогеологии: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод, физические свойства подземных вод; газовый и бактериальный состав подземных вод; зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подзмные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетних мерзлых пород;минеральные, промышленные и термальные воды;
-условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод.
- основы инженерной геологии: горные порды как группы и их физико-механические свойства;
- основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;
- основы фациального анализа;
- способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;
- методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;
- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.
- практическая работа, оценочный лист
- практическая работа, оценочный лист
- практическая работа, оценочный лист
- практическая работа, оценочный лист
- практическая работа, оценочный лист
- практическая работа, оценочный лист
-практическая работа, оценочный лист
-практическая работа, оценочный лист
- практическая работа, оценочный лист
-практическая работа, оценочный лист
-опрос, тестирование
- опрос, тестирование
-опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
-опрос, тестирование
-опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
- опрос, тестирование
5