Рабочая программа по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»







Утверждаю:

Заместитель директора

по учебной работе

________ О.В. Тарасенко






ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга



















2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее -СПО)

35.02.05 Агрономия

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

На заседании ПЦК методист

Протокол №__от______

Председатель______ В.В.Наплёкова _________ И.Н. Деговцова

Организация-разработчик: областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум».

Разработчики:

1. Расулова Наида Магомедовна, преподаватель.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3.условия реализации учебной дисциплины

15

4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16


























1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга



  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности - 35.02.05 Агрономия

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании, в программах повышения квалификации и профессиональной подготовке работников в области ветеринарии.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные положения экономической теории;

- принципы рыночной экономики;

- современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и ветеринарии;

- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

- формы оплаты труда;

- стили управления, виды коммуникации;

- принципы делового общения в коллективе;

- управленческий цикл;

- особенности менеджмента в области ветеринарии;

- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


практические занятия

32

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:


Работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом, подготовка докладов, презентаций


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I. Основы экономики



Тема 1.1.

Общие проблемы экономического развития общества

Содержание учебного материала



1.

Общие проблемы экономического развития общества

1

1

Самостоятельная работа:

Работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

0,5


Тема 1.2. Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми

Содержание учебного материала



1.

Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми

1

2

Самостоятельная работа:

Составление тестов по теме « Собственность»

0,5



Тема 1.3. Организация хозяйственной деятельности

Содержание учебного материала



Практическое занятие

Организация хозяйственной деятельности

2


Самостоятельная работа:

Работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

1


Тема 1.4.

Структура микроэкономики

Содержание учебного материала



1

Структура микроэкономики

1

2

Самостоятельная работа:

Работа над материалом учебника, конспектом лекций.

0,5



Тема 1.5.

Рынок. Конкуренция и монополия

Содержание учебного материала



1

Рынок. Конкуренция и монополия

1

2

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

0,5



Тема 1.6. Экономические основы бизнеса

Содержание учебного материала



1

Практическое занятие

Экономические основы бизнеса

2


Самостоятельная работа:

Работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

1

Тема 1.7.

Распределение доходов в микроэкономике. Государственное перераспределение доходов

Содержание учебного материала



1

Распределение доходов в микроэкономике. Государственное перераспределение доходов

1

1,3

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

0,5



Тема 1.8.

Общие вопросы налогообложения в РФ

Содержание учебного материала


2

1

Общие вопросы налогообложения в РФ

1

Самостоятельная работа:

Работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

0,5



Практическое занятие

Основные региональные и местные налоги предприятий и организаций

2


Самостоятельная работа:

Составление презентации по теме



Тема 1.9.

Экономика страны. Неустойчивость и равновесие развития макроэкономики

Содержание учебного материала



1

Практическое занятие

Экономика страны. Неустойчивость и равновесие развития макроэкономики

2


Самостоятельная работа:

Подготовить презентации: Особенности типа собственности, кооперации и

разделения труда, форм организации труда и управления в государственном

секторе страны.

1


Тема 1.10

Современная мировая экономика

Содержание учебного материала



Практическое занятие

Современная мировая экономика

2


Самостоятельная работа:

Подготовить доклад на тему: «Мировая валютная система. Валютный курс.

Внешнеэкономическая политика России»

1


Практическое занятие

Мировой рынок товаров, услуг и валют. Валютный курс.



Самостоятельная работа:

Подбор производственных ситуаций на тему: «Пути повышения эффективности

внешнеэкономической политики»



Раздел 2. Основы менеджмента



Тема2.1. Менеджмент организации: основные понятия -

Содержание учебного материала



1

Сущность управления и менеджмента. Виды, классификация и функции менеджмента

1

2

2

Методы управленческой деятельности и принципы их реализации

1


Самостоятельная работа:

Работа над материалом учебника, конспектом лекций.



Тема 2.2.

Организация как объект управления

Содержание учебного материала



Практическое занятие

Организация как объект управления

2


Самостоятельная работа:

Подготовить схему: «Методы управления: административно-организационные,

экономические и социально- психологические»

1


Практическое занятие

Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций.

2


Самостоятельная работа:

Подготовить доклад на тему: «Особенности менеджмента в области агрономии».



Тема 2.3. Организация: построение и структура управления

Содержание учебного материала



1

Организация: построение и структура управления

2

2

Самостоятельная работа:

Составление тестов по теме.

0,5



Тема 2.4.

Планирование и мотивация деятельности в организации

Содержание учебного материала



1

Планирование и мотивация деятельности в организации

2

1

Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.



Тема 2.5.

Контроль в организации

Содержание учебного материала



1

Контроль в организации

1

2

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

0,5



Тема 2.6.

Управленческие решения в организации

Содержание учебного материала



1

Управленческие решения в организации

1

2

Самостоятельная работа:

Составление презентации по теме



Практическое занятие

Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций.

2


Самостоятельная работа:

Подготовить сообщения: Авторитет, псевдоавторитет. Власть, типы власти. организацией.

0,5



Тема 2.7.

Управление конфликтом в организации

Содержание учебного материала



Практическое занятие

Управление конфликтом в организации

2


Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

1


Тема 2.8. Руководство и лидерство

Содержание учебного материала



1

Руководство и лидерство

1

2

Самостоятельная работа:

Составление тестов по теме.

0,5



Тема 2.9. Коммуникации в управлении организацией

Содержание учебного материала



1

Коммуникации в управлении организацией

1

2

Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

0,5



Тема 2.10.

Содержание учебного материала



Деловое общение

Практическое занятие

Деловое общение

2


Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

1


Раздел 3. Основы маркетинга



Тема 3.1.

Понятие и сущность маркетинга

Содержание учебного материала



1

Понятие и сущность маркетинга

2

1,3

Самостоятельная работа:

Составление тестов по теме.



Практич6еское занятие

Современные концепции маркетинга

2


Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

0,5



Тема 3.2.

Рыночные элементы маркетинговой деятельности

Содержание учебного материала



1

Рынок как сфера деятельности маркетинга

1

1

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)



2

Маркетинговая среда предприятия

1


Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

0,5



Тема 3.3.

Маркетинговые исследования рынка

Содержание учебного материала



1

Общая характеристика маркетингового исследования

2


Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)



Практическое занятие

Система маркетинговых исследований

2


Самостоятельная работа:

Работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

1


Практическое занятие

Информационное обеспечение маркетинговых исследований

2


Самостоятельная работа:

Проанализировать перспективы применения информационных технологий в

хозяйственной деятельности фирмы



Практическое занятие

Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг.

2


Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)



Тема 3.4

Стратегия и тактика маркетинга

Содержание учебного материала



Практическое занятие

Стратегия и тактика маркетинга

2


Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, работа над учебным материалом (учебник, дополнительная литература)

1



Дифференцированный зачет

2


Самостоятельная работа:

Повторение пройденного материала

1


Всего:

54


3. условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий по экономической теории;

-комплект учебно-наглядных пособий по менеджменту;

-комплект учебно-наглядных пособий по маркетингу.

Технические средства обучения:

− интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Под ред. Кожевникова Н.Н. Основы экономики:- М.: Академия - М, 2012. - 286 с.

  2. Репина А.Е., Чернышев М.А. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М Академцентр, 2011. - 238 с.

  3. Карпова С.В., Фирсова И.А. Основы маркетинга - Р-на-Д Феникс, учебник, 2011 - 286с.

Дополнительные источники:

  1. Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.:Дашков и К,2009-476с

  2. Мурахтанова Н.М Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций. - М.:АКАДЕМИЯ, 2007.-96с.

  3. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -718с.

  4. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2009.

  5. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Теоретический и научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ.

  6. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве:научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ

  7. Новое сельское хозяйство: Журнал агроменеджера. Учрежден МСХ РФ.

Интернет-ресурсы:

  1. Интернет - ресурс«Экономика организации». Форма доступа: ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf

  2. Интернет - ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес» Форма доступа: nauki-online.ru/ekonomika

  3. Интернет - ресурс economy.gov.ru/

  4. Интернет - ресурс econolinks.boom.ru/









  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

знания:

- основные положения экономической теории;

- принципы рыночной экономики;

- современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и ветеринарии;

- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

- формы оплаты труда;

- стили управления, виды коммуникации;

- принципы делового общения в коллективе;

- управленческий цикл;

- особенности менеджмента в области ветеринарии;

- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

Устный опрос, тестирование, выполнение самостоятельных работ.

Устный опрос, тестирование, выполнение самостоятельных работ.

Устный опрос.

Устный опрос, тестирование.

Тестирование, выполнение самостоятельных работ.

Устный опрос, тестирование.

Устный опрос, тестирование, выполнение самостоятельных работ.

Устный опрос, тестирование, выполнение самостоятельных работ.

Экзамен.

Разработчики:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»

Преподаватель Н.М. Расулова

6

© 2010-2022