• Преподавателю
  • Другое
  • План урока по профдисциплине Основы коммерческой деятельности на тему Принципы размещения розничных торговых организаций

План урока по профдисциплине Основы коммерческой деятельности на тему Принципы размещения розничных торговых организаций

Данная методическая разработка урока «Принципы размещения розничных торговых организаций» направлена не только на получение новых знаний по теме, но и на активизацию технического и аналитического мышления, на практику применения различных методов исследования, развитие навыков выступления. В ходе занятия студентам предоставляется возможность проявить себя в различных видах учебной деятельности (по принципу чередования): ответить на тесты и вопросы; работать в группах; выступить с анализом предло...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока.

Наименование дисциплины: Основы коммерческой деятельности.

Наименование раздела: Характеристика розничной торговли.

Тема урока: Принципы размещения розничных торговых организаций.

Тип урока: урок проверки и сообщения новых знаний.

Цели урока:

образовательные:

  • сформировать понятия о принципах размещения розничных торговых организаций;

  • способствовать дальнейшему повышению уровня профессиональных компетенций в области выполнения работ по продвижению товаров и услуг, принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях;

  • способствовать развитию навыков по использованию схем и таблиц для решения профессиональных задач;

  • формирование навыков работы с действующей законодательной и нормативной документацией;

развивающие:

  • способствовать развитию логического, аналитического и образного мышления, внимания, памяти, умения работать в заданном темпе;

воспитательные:

  • формировать интерес к междисциплинарному курсу и выбранной специальности, показывая важность и практическую значимость приобретаемых знаний и умений, как залога будущего профессионализма в работе;

методические:

  • отработка методики применения современных методов обучения с целью выработки системы знаний и умений у студентов;

  • совершенствование приемов активизации мыслительной деятельности;

  • осуществление междисциплинарных связей.

Квалификационные требования: в соответствии с ФГОС СПО

студент должен знать:

  • классификацию розничных торговых организаций;

  • идентификационные признаки и характеристики розничных торговых организаций различных типов и видов;

студент должен уметь:

  • определять виды и типы розничных торговых организаций;

  • устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания;

  • пользоваться действующей законодательной и нормативной документацией.

Формируемые компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

  • ПК 4.5. Выполнять работы по продвижению товаров и услуг.

Средства обучения: ГОСТы, ФЗ, раздаточный материал.

ТСО: интерактивная доска.

Междисциплинарные связи:

ОП.02. «Теоретические основы товароведения» - тема «Ассортимент товаров», ОП.08. «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации» - тема «Средства стандартизации», ОП.10. «Логистика» - каналы распределений и товародвижения, логистические принципы (темы «Логистика запасов», «Распределительная логистика»).

Внутридисциплинарные связи: проявляются в опоре на ранее изученный материал (формы и функции торговли, объекты и субъекты современной торговли).

Методы обучения:

репродуктивные:

  • методы работы преподавателя (рассказ, объяснение с демонстрацией презентации, беседа);

  • методы работы студентов (упражнения, самостоятельная работа);

по источнику получения знаний:

  • словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

  • практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия);

  • проблемный (с элементами исследования);

  • частично-поисковый.

Основная и дополнительная литература.

  1. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. Учебник для студентов СПО. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 448 с.

  2. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для ВУЗов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 596 с.

  3. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 416 с.

  4. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения

  5. ГОСТ Р 51773-2009. Розничная торговля. Классификация предприятий.

  6. ГОСТ Р 54608-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли».

Структурная часть

Время, мин

I. Организационный момент:

  • приветствие студентов;

  • проверка их явки и готовности к уроку.

2

II. Мотивационно-целевой блок:

  • сообщение темы, целей и задач урока,

  • мотивация и стимулирование познавательной деятельности студентов.

4

III. Актуализация опорных знаний:

  • тестирование,

  • ситуационная задача.

15

IV. Сообщение новых знаний:

  • презентация,

  • работа со стандартами.

40

V. Закрепление изученного материала:

  • опрос, тестирование,

  • характеристика реальных объектов по фото и в таблице,

  • работа с картой.

22

VI. Заключительная часть:

  • подведение итогов занятия.

5

VII. Задание на дом.

2


Ход урока.

I.Организационный момент 2 мин

  • Приветствие.

  • Проверка состава студентов по списку.

II.Мотивационно-целевой блок. 4 мин

Важность темы:

  • изучение этой темы даёт понимание, с чем нам придется работать, с чем сталкиваться в трудовой деятельности.

  • выбор месторасположения предприятия торговли традиционно рассматривается как стратегически важное решение, которое во многом предопределяет успех его деятельности. Иногда называют три фактора успеха в розничной торговле - это расположение, расположение и расположение.

Размещение объектов − это всегда многофакторный анализ территории, обеспечивающий поиск оптимальных положений для новых объектов, будь то магазин, предприятие общественного питания, или бытового обслуживания.

Здесь практически всегда учитываются:

  • режим землепользования (допустимость размещения объектов определенного типа),

  • ценовые характеристики территории (стоимость земли, инженерного обеспечения),

  • транспортная инфраструктура,

  • демография (потенциальный спрос).

Для специалиста в сфере коммерции необходимо умение оценивать как можно больше различных вариантов размещения, а если их исходно мало, то выполнить грамотный анализ всевозможных факторов его эффективности.

Цель урока:

  • сформировать знания о принципах размещения розничных торговых предприятий и навыки идентификации торговых организаций различных типов и видов.

Задачи урока:

  • актуализировать ранее полученные знания;

  • научиться классифицировать розничные торговые организации и давать характеристику розничным торговым организациям различных типов и видов;

  • осуществить самостоятельно размещение новых торговых точек;

  • сделать соответствующие выводы.

Междисциплинарные связи:

  • ОП.02. «Теоретические основы товароведения» - тема «Ассортимент товаров»,

  • ОП.08. «Управление качеством с основами метрологии и стандартизации» - тема «Средства стандартизации»,

  • ОП.10. «Логистика» - темы «Распределительная логистика», логистические принципы.

Внутридисциплинарные связи:

  • формы и функции торговли, объекты и субъекты современной торговли.

III.актуализация опорных знаний. 15 мин


  1. Проверка домашнего задания (Приложение 1).

  2. Пост-тест (Приложение 2)

  3. Ситуационная задача (Приложение 2)

  4. Задача «Определение потребности в складской площади». (Приложение 2)

IV.сообщение новых знаний 40 мин.

ПЛАН.

  1. Классификация и функции розничных торговых предприятий

  2. Специализация и типизация розничных торговых предприятий.

  3. Принципы размещения розничных торговых организаций.

Конспект (Приложение 3).

Презентация.

Работа студентов с ГОСТами.

V.закрепление изученного материала. 22 мин.


  1. Фронтальный опрос (Приложение 4). - 5-7 мин.

  2. Тесты (взаимоконтроль) (Приложение 5). -5-7 мин.

  3. Индивидуальный опрос. - 5-7 мин.

По следующему плану охарактеризовать размещение магазинов, зафиксированных на фотографиях.

  1. Тип торгового пространства города, по возможности, адрес.

  2. Расположение (вблизи с центральной дорогой, вблизи с гостиницей, воинской частью, остановкой, рынком., автотрассой).

  3. Режим работы магазина (без выходных и без перерыва на обед, круглосуточно и т.д.).

  4. Ассортимент товаров.

  5. Здание магазина является встроенным, пристроенным, отдельно стоящим.

  6. Площадь магазина.

  7. Специализация.

  8. Влияние градостроительных факторов.

  9. Транспортных факторов.

  10. Социальных факторов.

  11. Экономических факторов.

  12. Принципы равномерности, принципы группового размещения, принцип ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания (принцип ступенчатости).


  1. Работа в группах.

Поскольку конкуренция на рынке товаров и услуг на сегодняшний день обострилась за счет доминирования крупных торгово-розничных сетевых структур федерального и регионального уровня, то первым шагом для начала своего бизнеса может стать открытие нестационарного объекта торговли там, где его присутствие не только необходимо, но и подвержено невысокому уровню конкурентной борьбы.

Выбор места для нового торгового предприятия можно осуществить с помощью геомаркетинговых исследований. Геомаркетинг является результатом синтеза геоинформатики и обычного маркетинга и основан на эффективных методах анализа информации о состоянии рынка. Большая часть информации в геомаркетинге носит пространственный характер и хранится в виде карт. Картографический метод предполагает выделение потенциально перспективных зон для размещения объектов торговли на территории города по следующим критериям:

а) район с высокой численностью населения;

б) улица с высокой проходимостью;

в) отсутствие прямых конкурентов.

Объединив все три условия, необходимо выявить на карте города участки, которые будут оптимальными при выборе месторасположения, допустим, нового продовольственного павильона. Более углубленно об этом методе мы поговорим на занятиях ПМ.01 «Управление ассортиментом товаров» по тема «Маркетинговые исследования».

В связи с вышесказанным для получения и закрепления профессиональных навыков студентам необходимо выполнить комплексное задание.

Для выполнения задания необходимо разделиться на группы по 2-3 человека и выбрать для исследования различные районы г. Камышина. Предлагаю работать по партам, карты-схемы у вас на партах.

Для выполнения проекта необходимо:

а) провести исследования объектов торговли, уже функционирующих в выбранном районе. Эта работа вами уже сделана, собранные сведения вами уже оформлены в виде таблицы - домашнее задание (Приложение 1), но тип объекта определите сейчас;

б) нанести полученные сведения на карту района;

в) выявить места для размещения недостающих объектов (предложения представить в той же таблице, заполнить аналогично, пометить на карте);

д) дать название вашим будущим торговым объектам. 5-7 мин.

IV. заключительная часть: 5 мин

В заключение подведем итоги, сделаем выводы.

№ п/п

ФИО

Дом. задание

Тестирование

Ситуация

Задача

Закрепление темы

Итоговая оценка

дома

Геокарты

(в команде)

актуализация

закрепление



опрос

фото


1

Атабаева Дарья










2

Буденная Элла



3

Булавкина Маргарита



4

Зорникова Наталья



5

Калинина Дарья



6

Левина Анастасия



7

Марьясова Дарья



8

Михайловская Татьяна



9

Рассказова Регина



10

Сайдлер Яна



11

Трофимова Ирина



12

Шавло Анна



13

Щукина Вероника



14

Старостина Дарья



VII. Задание на дом: 2 мин

  • подготовить фотоотчет о типовых нестационарных объектах мелкорозничной торговли, представленных на потребительском рынке г. Камышина на флеш-карте,

  • изучить конспект, ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51773-2009 «Розничная торговля. Классификация предприятий», ГОСТ Р 54608-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли»).

  • составить тесты по изученной теме.






Приложение 1.

Таблица «Дислокация нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории г. Камышина»

Адрес, месторасположение

объекта розничной торговли (ориентиры)

Тип объекта

Характеристика

близлежащей зоны

Специализация (ассортимент)

Хлебобулочные

изделия

Табачные изделия

Продукты

Фрукты-овощи

Ремонт обуви

Союзпечать

Цветы


Ул. Театральная

(пересечение с ул. Ленина) на углу сквера

***

Зона высотной застройки, транспортная

развязка, высокая интенсивность транспортных и пешеходных потоков


+

























Приложение 2.

Пост-тест.

  1. Типы оптовых организаций:

а) федерального уровня

б) регионального уровня

в) посреднические оптовые структуры

г) организаторы оптового оборота

  1. Виды оптовых предприятий - это …

а) предприятия общенационального и регионального масштаба

б) независимые оптовые торговцы, дистрибьюторы, организаторы оптового оборота

в) брокеры, агенты

  1. Структуры, входящие в состав организаторов оптового оборота - это...

а) оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки

б) торговые агенты, комиссионеры

в) предприятия-брокеры

  1. Склады в зависимости от характера выполняемых функций подразделяют на.....

а) распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения и досрочного завоза

б) универсальные и специализированные

в) универсальные и общетоварные

  1. По ассортиментному признаку склады классифицируют на:

а) универсальные

б) специализированные

в) общетоварные

г) специальные.

  1. В зависимости от технологии проведения аукционов выделяют:

  1. аукцион с повышением цены,

  2. _____________________________ (с понижение цены)

  3. _____________________________ («в темную»)


  1. Ситуационная задача.

Представитель поставщика товара отказывается явиться на составление акта по недостаче товаров. Перечислите последовательность действий материально-ответственных лиц и руководства оптового склада при сложившейся ситуации. При каких обстоятельствах будет составлен акт?

Ответ: При сложившейся ситуации материально-ответственные лица докладывают руководству оптового склада, те создают комиссию (не менее 3 членов), которая оформляет Акт расхождения (в комиссию приглашают также незаинтересованных лиц - Роспотребнадзор, Торгово-промышленная палата и др.) в 3-4 экз., один отправляют поставщику (согласно заключенному с этим поставщиком Договору поставки).


  1. Определение потребности в складской площади.

Исходная информация: годовой объем складского товарооборота - 146 млрд. руб.; товарный запас - 10 дней; средняя стоимость одного усл.вагона - 0,5 млрд. руб. Норма площади хранения на один условный вагон для товаров, уложенных в штабеля, составляет 25 м2, для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м - 40 м2. Коэффициент неравномерности образования запасов принять 1,25.

Расчет:

ТЗваг = (О х Д х К неравн.) / 365 х СТ,

где ТЗваг - максимальный товарный запас, усл. вагоны;

О - годовой объем складского товарооборота, млрд. руб;

Д - товарный запас, дни оборота;

Кнеравн - коэффициент неравномерности образования запасов;

СТ - средняя стоимость одного вагона, млрд. руб.

ТЗваг = (146 х 10 х 1,25) / (365 х 0,5) = 10 усл. вагонов.

Sn1 = 10 х 25 = 250 м2 потребной площади, предназначенной непосредственно для штабельного хранения.

Sn2 = 10 х 40 = 400 м2 потребной площади, предназначенной непосредственно для стеллажного хранения.

Приложение 3.

Конспект


ПЛАН.

  1. Классификация и функции розничных торговых предприятий

  2. Специализация и типизация розничных торговых предприятий

  3. Принципы размещения розничных торговых организаций.


  1. Классификация и функции розничных торговых предприятий

Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Она представляет собой совокупность розничных торговых предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров покупателям для их личного использования.

Розничные торговые предприятия классифицируют по следующим основным признакам:

  • особенности устройства;

  • особенности объемно-планировочного решения здания;

  • вид (товарная специализация);

  • размер торговой площади;

  • тип предприятия;

  • применяемые методы продажи.

По особенностям устройства розничные торговые предприятия подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др. Павильоны, палатки, киоски, автомагазины относятся к нестационарной мелкорозничной торговой сети (ГОСТ Р 54608-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли»).

Магазин - специально оборудованное стационарное здание, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом помещений, предназначенных для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации, создает благоприятные условия труда, способствует повышению качества торгового обслуживания.

Магазины-склады осуществляют торговлю лесными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудованием, комплектами деревянных деталей для жилых и садовых домов, топливом и др. В состав таких магазинов могут входить: торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские помещения, навесы, площадки для хранения товаров.

Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого размещается товарный запас.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Автомагазины, а также другие средства передвижной торговли (автоприцепы, тележки, лотки и др.) предназначены для торговли вразвоз или вразнос. Они применяются в основном для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины. В последние годы передвижную торговлю стали активно использовать и в крупных городах в местах большого скопления людей.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры. Кроме того, различают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных по специально разработанным для них проектам.

Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах здания.

Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты.

Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются общими или смежными со стенами жилого дома.

Торговый центр представляет собой комплекс предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, размещенных на одной территории. В границах торгового центра должна быть расположена стоянка для автомашин.

По видам (товарной специализации) розничные торговые предприятия принято подразделять на универсальные, комбинированные, специализированные и смешанные.

По размеру торговой площади выделяют магазины мелкие - до 250 м2, средние - от 251 до 1000, крупные - от 1001 до 5000 и особо крупные - свыше 5000 м2.

На типы магазины подразделяют в зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади.

По методам продажи товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

Сущность розничной торговли в условиях рынка может быть раскрыта при рассмотрении ее функций.

На предприятиях розничной торговли производятся операции, связанные с доведением товаров до населения. Торгово-технологический процесс в магазине состоит из торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность выполнения этих операций зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

К основным торговым функциям магазинов следует отнести:

  • изучение покупательского спроса на товары;

  • формирование ассортимента товаров;

  • составление заявок на завоз товаров;

  • оказание торговых услуг покупателям;

  • рекламирование товаров и услуг;

  • продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.).

Основными технологическими функциями являются:

  • приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

  • хранение товаров;

  • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

  • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале.

Наряду с перечисленными розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг. Об этом мы поговорим на следующих занятиях.


  1. Специализация и типизация розничных торговых предприятий.

Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, повысить качество обслуживания населения.

Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.

По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:

  • продовольственные;

  • непродовольственные;

  • смешанные.

В свою очередь продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы:

  • универсальные;

  • комбинированные;

  • специализированные с широким ассортиментом;

  • специализированные с узким ассортиментом.

Товарный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных или непродовольственных товаров.

Комбинированные магазины реализуют товары различных групп, объединенных

  • по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин) или

  • по однородности спроса (диетические продукты, детское питание)

  • осуществляют торговлю товарами нескольких (двух-трех) родственных групп (овощи - фрукты, мясо- рыба).

Специализированные магазины с широким ассортиментом предлагают покупателям товары какой-либо одной товарной группы (ткани, одежда).

В специализированных магазинах с узким ассортиментом представлена часть какой-либо товарной группы (мужские сорочки, хлопчатобумажные ткани).

На распространение специализации оказывает влияние периодичность покупок продовольственных и непродовольственных товаров. Так, большинство продовольственных товаров относятся к товарам повседневного спроса. Посещая продовольственные магазины, покупатели часто совершают комплексную покупку (хлеб, молоко, мясо, овощи и др.). Поэтому важно, чтобы такие магазины размещались в непосредственной близости от потребителей, и в них были представлены все группы товаров частого спроса. Специализация же магазинов приводит к их удаленности от потребителей, создает неудобства для покупателей из-за необходимости посещать несколько магазинов для совершения комплексной покупки (это ее «минусы»).

Со специализацией розничной торговой сети тесно связана ее типизация, цель которой состоит в устранении излишнего многообразия типов магазинов. Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор рациональных типов магазинов, которые являются экономически эффективными и обеспечивают высокое качество обслуживания населения. При этом наряду с отбором из числа уже действующих типов магазинов ведется разработка новых технически совершенных типов.

Применение типизации снижает затраты и сокращает сроки строительства и реконструкции магазинов за счет использования типовых проектов. Она также способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью, поскольку позволяет применять типовые решения по организации товароснабжения, формированию ассортимента, подбору торгово-технологического оборудования, рациональной организации труда (это ее «плюсы»).

При определении типа предприятия учитываются следующие признаки:

  • ассортимент реализуемых товаров;

  • размер торговой площади;

  • применяемые методы продажи товаров;

  • месторасположение.

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в крупных городах России получили гипермаркеты. Они представляют собой магазины самообслуживания с очень большой торговой площадью (не менее 5000 м2). В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Кроме того, в зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов-дискаунтов, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров (их хранением, подготовкой к продаже и т.п.). Этому способствует:

  • сокращение числа посредников;

  • преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью;

  • применение самообслуживания;

  • использование специальных стеллажей, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре.

Теперь воспользуемся нормативными документами, самостоятельно познакомимся с данными в них терминами и определениями и кратко законспектируем материал в рабочих тетрадях (ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51773-2009 «Розничная торговля. Классификация предприятий», ГОСТ Р 54608-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли»).


  1. Принципы размещения розничных торговых организаций.

Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. Наибольшее влияние на ее размещение оказывают

  • тип населенного пункта и

  • численность жителей.

Так, при размещении магазинов в городах следует учитывать влияние

  • градостроительных,

  • транспортных,

  • социальных и

  • экономических факторов.

К градостроительным факторам следует отнести площадь города, зонирование его территории, численность и плотность населения, размещение административных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направления и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относятся необходимость достижения высокого качества торгового обслуживания населения и снижения времени, затрачиваемого им на посещение предприятий розничной торговли.

Обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на ее строительство и эксплуатацию составляют основу экономических факторов размещения предприятий розничной торговли.

В основе рационального размещения сети розничных торговых предприятий в городах лежат

  • принципы равномерности

  • принципы группового размещения,

  • принципы ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания (принцип ступенчатого размещения розничных торговых предприятий).

Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям, к так называемым удобным магазинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим, в основном, постоянный контингент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с учетом плотности населения.

Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы, мяса и т.д.) с целью удовлетворения комплексного спроса.

Не менее важным является принцип ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания. В соответствии с ним вся розничная торговая сеть делится на

  • магазины местного значения,

  • общегородского значения,

  • магазины в составе торговых центров,

  • магазины, расположенные вдоль автомагистралей.

Магазины местного значения, или "удобные магазины" располагаются в жилой зоне города в пределах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент товаров.

Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города, поэтому в их числе должны быть и универсальные, и специализированные, и комбинированные магазины.

Магазины в составе торговых центров, как правило, предлагают покупателям универсальный ассортимент. Чаще всего такие центры размещают на пересечении крупных автомагистралей вне пределов интенсивной городской застройки.

Перспективным направлением развития розничной торговли в городах является создание сетей магазинов, включающих в свой состав супермаркеты, гипермаркеты и магазины-дискаунты.

В районных центрах в зависимости от численности населения розничная торговая сеть может быть представлена универсамами, универмагами, специализированными магазинами, магазинами "Современное домашнее хозяйство", "Техника", Детский мир" и т.д.

В рядовых селах с учетом численности жителей могут быть представлены в основном следующие типы магазинов: "Продтовары", "Промтовары", "Товары повседневного спроса".

При невозможности создания стационарной розничной торговой сети обслуживание должно осуществляться с помощью передвижной сети - автомагазинов и других передвижных средств торговли.

Внемагазинные формы продажи товаров.

К внемагазинным формам продажи товаров относят:

  • продажу товаров через сеть мелкорозничных предприятий;

  • розничную посылочную торговлю;

  • продажу товаров через автоматы;

  • продажу товаров на ярмарках и базарах.

Использование той или иной формы продажи товаров зависит от численности жителей в населенном пункте, наличия торговых предприятий и их ассортиментного профиля, сезона и других обстоятельств.

Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечней товаров в местном почтовом отделении. В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредством посылочной торговли.

Продажа товаров на ярмарках и базарах позволяет приблизить места реализации товаров к покупателям, расширить продажу товаров. Ярмарки представляют собой периодические крупные торги. Они проводятся традиционно, в них участвуют различные предприятия и организации торговли, культурно-просветительные учреждения.

Базары тоже представляют собой периодические торги, организуемые торговыми предприятиями и организациями накануне каких-либо знаменательных событий (праздников, начала нового учебного года и т.д.).

Проведению ярмарок и базаров предшествует большая подготовительная работа: выбирается место и определяется время их проведения, благоустраивается территория, возводятся необходимые сооружения, проводится рекламная работа, комплектуется ассортимент товаров, подбираются соответствующие работники.






Приложение 4.


  1. Назовите основные признаки, по которым принято классифицировать розничные торговые предприятия.

Розничные торговые предприятия классифицируют по следующим основным признакам:

  • особенности устройства;

  • особенности объемно-планировочного решения здания;

  • вид (товарная специализация);

  • размер торговой площади;

  • тип предприятия;

  • применяемые методы продажи.


  1. Дайте характеристику розничных торговых предприятий по их видам и особенностям устройства.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом помещений, предназначенных для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации, создает благоприятные условия труда, способствует повышению качества торгового обслуживания.

Магазины-склады осуществляют торговлю лесными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудованием, комплектами деревянных деталей для жилых и садовых домов, топливом и др. В состав таких магазинов могут входить: торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские помещения, навесы, площадки для хранения товаров.

Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого размещается товарный запас.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Автомагазины, а также другие средства передвижной торговли (автоприцепы, тележки, лотки и др.) предназначены для торговли вразвоз или вразнос. Они применяются в основном для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины. В последние годы передвижную торговлю стали активно использовать и в крупных городах в местах большого скопления людей.


  1. Перечислите основные торговые (коммерческие) и технологические функции розничных торговых предприятий.

К основным торговым функциям магазинов следует отнести:

  • изучение покупательского спроса на товары;

  • формирование ассортимента товаров;

  • составление заявок на завоз товаров;

  • оказание торговых услуг покупателям;

  • рекламирование товаров и услуг;

  • продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.).

Основными технологическими функциями являются:

  • приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

  • хранение товаров;

  • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

  • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале.

Наряду с перечисленными розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.


  1. Что такое специализация розничных торговых предприятий, по каким признакам она осуществляется?

Специализация магазинов - это процесс разделения труда между торговыми единицами, организациями и предприятиями розничной торговли в зависимости от принципа формирования торгового ассортимента.


  1. Что такое типизация розничных торговых предприятий?

Типизация в розничной торговле - это отбор из числа существующих наиболее рациональных, технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для распространения в рамках одной торговой сети или системы.


  1. Дайте характеристику наиболее распространенных типов магазинов.

Наиболее распространенными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются следующие:

  • универсам (супермаркет) - магазин, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно методом самообслуживания, торговой площадью от 200 м2;

  • гастроном - магазин с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента (с преобладанием гастрономии), торговой площадью от 400 м2;

  • магазин "Продукты" (минимаркет) - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента (хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки), с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м2;

  • универмаг - магазин, имеющий торговую площадь при размещении в городах от 3500 м2 (в сельской местности - от 650 м2), предлагающий универсальный ассортимент непродовольственных товаров и использующий различные методы торгового обслуживания покупателей (самообслуживание, по образцам, по каталогам, через прилавок обслуживания и др.).

  • универмаг "Детский мир" - предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента для детей и применяющее различные методы торгового обслуживания покупателей, с торговой площадью от 2500 м2;

  • торговый дом - предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для женщин и мужчин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия), использующее различные методы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м2;

  • магазин "Промтовары" - предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м2.

  • В сельской местности получили распространение магазины "Товары повседневного спроса", в которых покупатели могут приобрести все необходимые на каждый день продовольственные товары, а также непродовольственные товары повседневного и частого спроса.


  1. Назовите основные факторы, оказывающие влияние на размещение сети розничных торговых предприятий в городах.

К градостроительным факторам следует отнести площадь города, зонирование его территории, численность и плотность населения, размещение административных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направления и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относятся необходимость достижения высокого качества торгового обслуживания населения и снижения времени, затрачиваемого им на посещение предприятий розничной торговли.

Обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на ее строительство и эксплуатацию составляют основу экономических факторов размещения предприятий розничной торговли.


  1. Перечислите принципы размещения розничной торговой сети в городах.

  • принципы равномерности

  • принципы группового размещения,

  • принципы ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания (принцип ступенчатого размещения розничных торговых предприятий).


  1. Что положено в основу размещения розничной торговой сети на территории сельского административного района?

Каждый населенный пункт есть локальный рынок с определенной емкостью и особенностями, на котором может базироваться лишь некая определенная розничная сеть с определенным оборотом. При размещении розничных торговых предприятий на территории сельских административных районов учитывают функциональную значимость каждого населенного пункта.




Приложение 5.

Тесты на закрепление темы


  1. Оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас - это

  1. киоск

  2. павильон

  3. палатка

  1. ... - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии, с индивидуальным обслуживанием покупателей, торговой площадью от 400 м.2 (гастроном )

  2. Минимаркет - это предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента, с индивидуальным обслуживанием, торговой площадью от ... м.2 (40-50)

  3. Минимальный размер торговой площади универсама составляет

  1. 400 м.2

  2. 1200 м.2

  3. 600 м.2

  4. 200 м.2

  1. Минимальный размер торговой площади гипермаркета составляет

  1. 5000 м.2

  2. 3500 м.2

  3. 2000м.2

  1. Специализированные магазины относятся к предприятиям ... значения. (городского)



Преподаватель _____ Абдуллина Ж.В.




© 2010-2022