Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи. »

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи.» Цель урока: формирование предметной компетентности. Задачи урока: 1. совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи. 2. Формировать ключевые компетентности: - регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция); - познавательные (общеучебные, логические универсальные действия); - коммуникативные (коммуникация...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи.»

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 1. совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

2. Формировать ключевые компетентности:

- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

- коммуникативные (коммуникация как общение, как кооперация).

Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в группе, планировать работу, оценивать результат.

Цель урока (для учащихся): распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного письма.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа и работа под руководством учителя.

Словесные: эвристическая беседа

Практические: наблюдение, анализ

Ход урока:

Организационный этап. (2 минуты)

Мотивационный диалог.

(Организационный компонент, создание благоприятной психологической атмосферы, готовности к работе)

1). Добрый день! Для меня это не просто приветствие: день сегодня действительно добрый, потому что нам предстоит очень интересная и увлекательная работа. А для вас сегодняшний день добрый? Почему? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями).

Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Я ее зашифровала в стихотворении, попробуйте догадаться, о чем идет речь.

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.


Дети дают ответ «Самостоятельные и служебные части речи». (Запись в тетрадь даты, наименование вида работы, темы)

- Ребята, а что всегда мы проговариваем после того, как записали тему урока?(цель урока).

- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.

Цель урока: знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным; уметь определять части речи.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

  1. (Актуализация знаний. Проблемно-поисковая деятельность. Самостоятельная индивидуальная работа.) (5 минут)

Вопрос: В каком разделе науки о языке изучаются части речи? Дайте определение. Зачем нужно изучать морфологию?(ответы учеников)!!!

  1. Послушайте сказку и ответьте на вопрос: «О чём в ней идёт речь?» (чтение сказки)

В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму; связывали слова в предложении и части предложения; вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в 2 колонны: Самостоятельные и Служебные части речи. Как они хотели пройти перед королём и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

Задание: Назовите самостоятельные и служебные части речи. Распределите их в дые колонны (запись на листах фломастерами) - работа в группах.

  1. Итак, давайте выполним следующее задание. На учительском столе лежат карточки со словами, надо определить часть речи, прикрепить к доске в нужную уолонку, объяснить орфограмму. Слова пишут в тетрадь, объясняют орфограмму.

Поляна, расположить, изредка, пятнадцать, под, а, бы, пахучий, тебя.

  1. Работа с учебником стр. 160 (т.м.)
    Поисковая деятельность. Самостоятельная работа в группах.

- Как же мы можем узнать, в каком случае слово является служебной частью речи, а в каком - самостоятельной?

Этап работы по усвоению новой темы.

Второй такт. (Поисковая деятельность. Самостоятельная работа в группах и работа под руководством учителя).(10 мин.)

Найти ответ на этот вопрос мы и должны в результате нашей работы. Работать будем группами.

Я вам предлагаю посмотреть на порядок рассуждения

Есть ли у слова самостоятельное лексическое значение?

Можем ли мы задать к слову вопрос?

Является ли слово членом предложения?

Цель этой работы - четко понять отличие самостоятельных частей речи от служебных и самим сформулировать правило об этом.

(Учащиеся работают целенаправленно, отбирают необходимую для ответа на вопрос информацию. Один человек из группы даёт полный ответ с примерами).

Третий такт. (Аргументирование позиций).

-Вернёмся к нашей проблеме. Можем ли мы сейчас ответить на вопрос:

Как определить, когда слово является самостоятельной частью речи, а когда служебной?

Дети отвечают.

  1. Составьте и запишите предложения их данных слов:

а) Люди, издавна, считать, голубь, символ, мир.

б) Добрая, слова, дороже, богатство.

в) Книга, предназначено, быть, спутник, человек.

г) Язык, являться, история, народ.

- Из каких частей речи состоят данные предложения?

6. Попробуйте состовить предложения из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось вам это сделать? Почему?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложения, они употребляются только с самостоятельными.

  1. Работа с упражнением 445. Задание. Прочитаем текст. Докажите, что это текст. Какова основная мысль? К какому стилю можно отнести этот текст.

1-е предложение. Синтаксический разбор (1 ученик у доски)

Далее комментированное письмо (1 учащийся). Определить часть речи, надписать. Устно продолжить текст двумя, тремя предложениями (работа в группах).

А теперь после сложной работы мы немножко поиграем

А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ.

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное).

Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ, Чтоб все знали про ...(Глагол).

Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание, Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже.

(Имя прилагательное).

Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное).

Признаки действий оно означает, Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие).

Применяем все мы это Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета Применяем тоже это,

И количество предметов Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется, Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись.

(Местоимение).

В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает И слова все связывает.

Это ? (Предлог).

Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз.

- Это ? (Союз).

8. Рефлексия.

Заполнить концептуальную таблицу:

Что знал? Что узнал? Что непонятного?

Этап подведения итогов урока. (3 мин.)

Руководитель в группах выставляет на оценочном листе отметки всем, кто принимал участие в работе. Учитель оценивает работу учащихся, выставляет отметки, комментирует их, учитывает при этом оценки в оценочных листах.







Люди, издавна, считать, голубь, символ, мир.

Добрая, слова, дороже, богатство.



Книга, предназначено, быть, спутник, человек.

Язык, являться, история, народ.



в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.



Есть ли у слова лексическое значение?

Можем ли мы задать к слову вопрос?

Является ли слово членом предложения?



© 2010-2022