- Преподавателю
- Другое
- Конспект занятия внеурочной деятельности
Конспект занятия внеурочной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Назаренко Г.А. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема занятия. « Маленькие исследователи» «Волшебник магнит»
Цель занятия: формировать представления детей о разновидностях металлов; о свойствах и действии магнита; учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом;
Задачи:
1. Познавательная:
-
Дать элементарные знания из области экспериментирования;
-
Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности;
-
Расширять кругозор детей через поисково-исследовательскую деятельность.
2. Развивающая:
-
Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, описывать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи;
-
Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.
3. Воспитывающая:
-
Воспитывать стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний;
-
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
-
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
стаканчики, вода, магнит, верёвочка, металлические скрепки, тарелка с манкой, скрепки, бумажка, тряпочка, стеклянный шарик, деревянная зубочистка, камень, рисунки, листы А4 - 4 штуки, 4 карандаша.
Ход занятия
1. Организационный момент (слайд)
(Парты сдвинуты таким образом, что дети сидят лицом друг к другу.)
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
2. Формулировка темы и целей занятия ( учащимися) (слайд)
Рассмотрите рисунки, подумайте и скажите: - Чем мы будем заниматься на занятии?
Вывод: Мы будем заниматься исследованием.
3. Актуализация знаний.
- Что такое исследование? (высказывания детей)
- Да, исследование - научный труд, это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.
- Давайте вспомним - что необходимо исследователям? (слайд)
- быть наблюдательным
- уметь задавать вопросы
- выдвигать гипотезы
- проводить эксперименты и др
- Сегодня мы будем продолжать развивать все это у себя.
- Как вы понимаете, что значит наблюдать?
Вывод: наблюдение - это самый популярный метод исследования, применяемый в большинстве наук. В повседневной жизни обычным человеком наблюдение используется постоянно.
1 задание - логическая зарядка на наблюдательность (работа в группах)
-Найди по 8 отличий на рисунках.
- (слайд) Проверим. Ответственный в группе укажет ошибки на слайде.
4. Выбор объекта для наблюдения.
- А в жизни, за какими объектами вы можете наблюдать? (за птицами, цветами, облаками…)
1. Закончи фразу: Значит, перед тем как начать исследование, наблюдение, нужно……. (выбрать объект для наблюдения).
- Чтобы узнать за каким объектом мы сегодня будем наблюдать отгадайте загадку:
(слайд)
С ним и незрячий, непременно,
Найдёт иголку в куче сена. (Магнит)
- Объектом нашего сегодняшнего исследования будет - магнит
5. Тренинг исследовательских способностей
- Ой, ребята, смотрите, в нашем почтовом ящике письмо. Давайте посмотрим от кого.
Это письмо от Иванушки:
«Мою невесту Василису похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу ее вызволить, но для этого нужен меч - кладинец, который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет.»
- Ребята, ваши предположения, как помочь Иванушке?
(Дети выдвигают возможные гипотезы).
Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?
- Притягивать предметы, это основное свойство магнита. Давайте мы его проверим.
Перед вами предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажка, деревянная зубочистка, железная скрепка, камень, стеклянный шарик.
- Поднесите к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
- Сделайте вывод. (Магнит притягивает к себе только железо.)
- Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый).
- Какими способами можно осуществить это действие (достать оружие)? Какие вы поставите перед собой задачи?
(задачи исследования)
(Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).
3. Физкультминутка:
- Прежде чем мы начнём решать поставленные задачи и займёмся исследованием, отдохнём.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на стульчик тихо сесть.
4. Эксперименты
- Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца?
(Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).
- Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)
Эксперимент 1: достать с помощью магнита металлический предмет.
- Ребята, представьте, что колодец находится не в земле, а на земле и имеет форму стеклянного стакана. Он очень глубокий. А веревка короткая, до дна не достает.
- Как достать оружие?
(Дети приходят к выводу, что можно притянуть предметы через стекло).
Эксперимент 2: Достать предмет через стекло.
Итог:
- Подведём итог, какой совет мы дадим Иванушке?
5. «Чудеса магнита» (опыты)
- А знаете, ребята, на этом чудеса магнита не заканчиваются. Ещё об одном чуде мы поговорим сейчас, а дома вы спросите родителей «Что может магнит?»
Задачка на сообразительность.
Опыт
- Перед вами тарелка с манкой. Я закопала в неё скрепки. Как их можно быстро собрать?
( В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.)
(Дети с помощью магнита достают скрепки.)
Опыт
- Попробуйте присоединить два магнита друг к другу. - Что вы заметили?
- Верно, в одном положении магниты притягиваются друг к другу, а в другом - отталкиваются.
(Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.)
- Это доказывает, что магнит - это тело, обладающее магнитным полем.
Опыт
- Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. - Что случилось со скрепкой?
( скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит)
Опыт
- Попробуйте к магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. У нас их получилось 5 штук.
6. Итог занятия. Рефлексия
- Наши исследования сегодня закончились.
- Вам понравилось занятие?
- Какое у вас настроение?
- Что было самым интересным?
- О чём вы расскажите дома?
- Появилось ли у кого-то желание узнать о магнитах больше?
5