• Преподавателю
  • Другое
  • СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Шагаева Т.Н.

В статье рассматриваются вопросы применения информационны? технологий в процессе повышения квалификации педагога. Авто{ указывает на важность использования информационных технологий ! работе педагогических кадров. В статье раскрываются основные задачи направленные на усовершенствование информационного пространства.

THE SYSTEM OF INCREASING TO QUALIFICATIONS OF THE TEACHER ON BASE OF THE INTRODUCTION INFORMATION TECHNOLOGY

Shagaeva T. N.

Questions of the using information technology are considered in article in process of increasing to qualifications of the teacher. The Author points to importance of the use information technology in working the pedagogical personnel. The primary tasks open in article, directed on improvement information space.

Отличительной чертой современного этапа развития образовательной системы является качественная модернизация всех основных ее компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования. В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Основная проблема современного образования качественный состав инженерно- педагогических кадров.

Использование сложившегося на сегодняшний день многообразия форм и средств образования должно быть нацелено на достижение максимальной дидактической эффективности процесса обучения.

Средой для решения этой задачи является единое информационное пространство образовательного учреждения. Ключевым элементом данного пространства в настоящее время выступает дистанционное образование, которое становится все более популярным как за рубежом, так и в России.

Традиционной педагогической методике обучения (т.е. простой "накачки" знаниями и информацией, которые не всегда возможно применить на практике) мы противопоставили методику, базирующуюся

на психологической парадигме деятельностного обучения. Мы считаем, что человек в процессе прохождения дистантной программы должен не выучить что-то, а научиться чему-то. В процессе обучения человек должен приобрести личный опыт. Предлагаемые в процессе обучения практические задания и смоделированные ситуации предназначены именно для создания такого опыта. Опыта, пусть иногда и несколько виртуального, но от этого не менее эффективного. Это деятельностный подход.

Для решения этих задач, в лицее была создана лаборатория информационных технологий. Интенсивная и целенаправленная работа лаборатории ИТ дала положительные результаты. Значительно активизировалась, расширилась методическая и педагогическая инновационная деятельность в лицее: члены цикловых методических комиссий активно используют в учебном процессе современные информационные технологии, рационально сочетая их с традиционными технологиями обучения.

Для реализации поставленных задач- нужен качественно новый педагог. Применение новых информационных технологий в лицее повышает требования к квалификации преподавателей, их методическому мастерству, умению не только подбирать материал, соответствующий тематике, но и использовать те преимущества и возможности, которые дает компьютер с точки зрения представления информации и использования различных каналов её восприятия - принцип мультимедийное™.

Несмотря на интенсивное оснащение компьютерной техникой лицея,
возникла проблема: большинство педагогов, стаж работы которых более20
лет не готово работать со всем этим богатством по целому комплексу
причин. У них не только отсутствуют навыки обращения с персональным
компьютером, но и присутствует психологический страх перед этой
техникой. Многие преподаватели, будучи квалифицированными
предметниками, методистами боятся показать перед своими учениками
низкий уровень владения ИКТ. Все это тормозит включение
компьютерной техники в педагогический процесс. Поэтому мы постоянно
проводим курсы повышения квалификации для инженерно-

педагогических работников лицея: программа «Пользователь ПК», современные педагогические технологии, технология разработки мультимедийных средств обучения, использование информационных технологий в образовании, информационно-коммуникационные технологии. Таким образом, все инженерно-педагогические работники лицея повысили свою квалификацию по внедрению ИТ в образовательный процесс.

Но повышение квалификации не ограничивается проведением краткосрочных курсов. Знания, полученные на курсах, являются только стимулятором необходимости профессионального роста педагога. Для того чтобы полученные на курсах знания превратились в умения, необходимо

дальнейшее обучение, методическая и практическая помощь. В связи с этим в лицее созданы творческие микрогруппы, в которых педагогу с учетом специфики его работы и практического опыта предлагается программа самообразования и он разрабатывает личный творческий план непрерывного повышения квалификации.

Творческие микрогруппы ИПР лицея работают по различным направлениям: формирование ресурсной базы по электрогазосварке; совершенствование профессиональной деятельности преподавателей естественнонаучного цикла путем использования ИТ; моделирование электротехнических процессов; моделирование в преподавании спецдисциплин; автоматизация управления образовательным процессом; использование ресурсной базы по специальным дисциплинам коммерческо-технологического цикла; создание позитивной мотивации изучения гуманитарных дисциплин.

Работая в микрогруппах, реализуя свой личный творческий план, опираясь на собственный опыт, проходя пробы и ошибки в проблемных ситуациях, только так гарантируется самостоятельное реагирование педагога на новизну с высокой эффективностью. Не отменяя и не заменяя мастерство педагога, ИКТ помогают ему воплощать творческий потенциал в реальность.

Основываясь на принципах акмеологии мы разрабатываем систему непрерывного повышения квалификации инженерно- педагогических работников лицея, выделяя несколько этапов: работа в цикловых методических комиссиях, микрогруппах, курсы повышения квалификации, взаимодействие с методистом, самодиагностика, самообразование, самоменеджмент, методическая работа, развитие мастерства семинары-практикумы, конференции, педагогические чтения, обобщение опыта. Весьма перспективной формой роста профессионализма педагогов стало проведение методических семинаров, тематика которых соответствует программе развития лицея. Уровень преподавания и творческий настрой определяет исследовательская работа преподавателей и учащихся.

Каждый этап определяет сложность решаемых задач, повышает компетентность, что создает предпосылки для качественного изменения своей профессиональной деятельности. Учебная деятельность педагога становится пространством проектирования собственных новых норм профессиональной деятельности, их апробация и внедрение, что может служить движущим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического профессионализма и развития профессиональной компетентности. Изменяющиеся условия деятельности, развитие информационных технологий, проблема решения все новых и новых задач в системе непрерывного повышения квалификации заставляет педагога искать узкие места и самостоятельно развивать те профессионально важные качества и способности, недостаточность которых затрудняет выполнение профессиональных функций.

Повышение квалификации педагога не возможно без опоры на его профессиональный опыт. Опыт учителя как важнейшая составляющая его профессиональной культуры есть необходимая и определяющая часть содержания повышения квалификации. Совершенствование личного профессионального опыта педагога может быть достигнуто только в процессе создания, "выращивания" нового, еще не существующего в его содержании, т.е. в повседневной педагогической практике.

Появление новых информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс лицея порождает качественные изменения педагогических кадров. Интеллектуальные продукты, знания, творческий потенциал педагогов становится основным стратегическим ресурсом экономики, превращаясь в «островки» ее стабильного развития, органично встраиваются в современную концепцию устойчивого развития общества.








© 2010-2022