• Преподавателю
  • Другое
  • СЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»

СЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации города Новочеркасска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества












СЕМИНАР

для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ

«Семейные традиции как фактор проявления

социокультурной преемственности»









Подготовила и провела

М.И. Салимова, методист

Дата проведения: 31.03.2015

Время проведения: 10.00 час.

Место проведения:

ул. Н. Терешковой, 14,

МБОУ ДОД ДДТ












г. Новочеркасск

2015г.

Тема: Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности.

Цель: познакомить с интерактивной формой работы в рамках родительского собрания по повышению педагогической культуры родителей.


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА


п/п

Мероприятие

Время

Ответственный

1.

Регистрация участников.

9.45-10.00

Гончар Э.Ю., методист

2.

Вступительное слово о целях и задачах семинара.

10.00-10.05

Салимова М.И.,

методист

3.

Интерактивное занятие с элементами тренинга «Родительский дом»

10.05-10.45

Салимова М.И.,

Королева М.Н.,

Гончар Э.Ю.,

методисты

4.

Игра «100 к 1» по теме семинара

10.45 - 11.05


Королева М.Н.,

Салимова М.И.,

Гончар Э.Ю.,

методисты

7.

Обратная связь.

11.20 - 11.30

Салимова М.И.,

методист

8.

Подведение итогов семинара. Вручение сертификатов участника.

11.20 - 11.30

Воронова И.А., педагог-психолог

ПРИГЛАШЕНИЕ НА СЕМИНАР



Уважаемая

Алла Григорьевна!


31-го марта, во вторник,

Семинар мы проводим для Вас.

О семейных традициях в доме

Мы расскажем вам здесь и сейчас.

Поучаствуйте в тренинге с нами,
Станет лучше учебный процесс.
Приходите, увидите сами!
Мы надеемся на интерес!

Методисты.

Дети - это счастье, дети - это радость,

Дети - это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, тоже испытанье.

Дети, как деревья, сами не растут,

Им нужна забота, ласка, пониманье,

Дети - это время, дети - это труд…

Тема нашего семинара «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности». Он логично вписывается в методическую тему ДДТ на 2014-2015 учебный год. Педагоги дома творчества уже вовлекли родителей в учебно-воспитательный процесс, в творческую и даже концертную деятельность. Однако слабым звеном была признана работа в направлении повышения педагогической культуры родителей.

Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Основная цель педагогов: помочь родителям преодолеть эти трудности:

  • формировать у родителей умение слышать и понимать своего ребенка;

  • повысить уровень педагогической культуры родителей;

  • достичь оптимального уровня взаимодействия дома творчества и семьи через созданную систему социального партнерства

  • создать условия для осознания родителями важности сохранения семейных традиций, объединения интересов детей и взрослых.

Задачи:

  • Приобщить родителей к участию в жизни дома творчества через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

  • Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

  • Создать в объединении условия для совместной деятельности детей и их родителей.

  • Пробудить желание увидеть проблемы своего ребенка изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.

  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Основные принципы взаимодействия с семьёй:

  • все формы должны быть интересными для семьи;

  • родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;

  • родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым.

Сегодня в рамках семинара мы предлагаем вам интерактивное занятие с элементами тренинга «Родительский дом». Другими словами, нетрадиционное родительское собрание. Вы можете использовать эту форму в своей работе. А чтобы понять, нравится ли она вам, представьте, что вы - родители обучающихся дома детского творчества.

Подготовка:

  1. Организовать выставку творческих работ детей с родителями «Традиции моей семьи»

  2. Оформить креативное приглашение на собрание.

  3. Раздать родителям буклет «Традиции твоего дома или «У нас так принято!» с информацией о том, какие бывают семейные традиции.

Цель: информировать родителей о существующем разнообразии семейных традиций в мире.

  1. Празднично украсить зал.

  2. Подготовить необходимую музыку.

  3. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:

    • Дети, вы любите праздники? А зачем они вам?

    • Садитесь ли вы за один стол с родителями, когда к вам приходят гости?

    • Ты со своими друзьями разбросал игрушки. Что скажет твоя мама?

    • Какие традиции есть у вас в семье?

  4. Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них всё необходимое.

Ход родительского собрания "Родительский дом"

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители!

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Сегодня на нашем собрании нам предстоит обсудить это, поделиться опытом, поговорить о семейных традициях.

Для того, чтобы настроиться на общую работу, нам нужно создать общее настроение. Предлагаю вам принять участие в

1. мини-тренинге по переключению настроения.

Звучит релаксационная музыка. Сядьте поудобнее… Закройте глаза… Расслабьте плечи… Отпустите мышцы лица… Послушайте музыку… Представьте, где и с кем вы могли бы оказаться под такую музыку… Положите ладони лодочкой на коленях… Ведущий кладет в «лодочки» шарики. Покатайте шарик в ладонях… Почувствуйте его текстуру… Отключите все ощущения, кроме тактильных… Сделайте шарик своим другом… Расскажите ему, что вас огорчало в последнее время… Поделитесь с «другом» своей радостью… А теперь откройте глаза и расскажите мне, что вы сейчас чувствуете? Участники по очереди возвращают шарики и отмечают положительные перемены в своем настроении.

Ведущий. Использование этой методики можно сделать семейной традицией для переключения собственного настроения вечером, после трудного дня, или утром, чтобы зарядится позитивом.

Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа - ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Я прочитала об одной семейной традиции: по вечерам взрослые с ребенком ведут задушевные беседы. Они садятся рядышком и рассказывают друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Мы обязательно станем делать так в своей семье. Всё это, конечно же, строится на доверии.

Сохранение доверия в семье - ещё одна хорошая традиция. Доверие - это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье - одна из самых важных задач родителей.

2. Упражнение «Семейные традиции» мы выполним вместе с методистом ДДТ Гончар Э.Ю.

Цель: изучить разновидности семейных традиций.

Содержание:

  • Индивидуальная работа. «У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Сейчас предлагаю каждому участнику записать не менее трех семейных традиции, каждую на отдельном листе».

  • Работа в группах. Каждая группа записанные традиции объединяет по общим сферам. Один из участников группы представляет их другим командам.

СЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»

3. Высказывания детей на тему: «Семейные традиции».

Цель: ознакомить родителей с уровнем понимания семейных традиций их детьми.

Содержание. Родители знакомятся с высказываниями детей на тему «семейных традиций», о том, какие семейные традиции знают: собирать и записывать рецепты, делать и читать книги, садить и выращивать цветы, овощи, фрукты, ремонтировать вместе с папой что-то или собирать шкаф, готовить разные блюда, делать, чтобы дома было красиво, праздновать праздники, шить вместе с мамой, ездить на пикник и т.д.

4. Упражнение «Камень благодарности».

Инструментальная музыка

Цель: подчеркнуть значимость озвучивания чувств «благодарности» родителям за семейные традиции.

Содержание. Сейчас прошу всей встать в круг. Каждый участник, держа в руках камень, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию …».

СЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»

5. В некоторых семьях есть традиция исполнять песни под гитару. Для вас поет мама Саши Коломейцевой - Светлана Валерьевна.

СЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»

5. Игра «Вопрос - ответ». Предлагаем родителям цветок - ромашку. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ. Параллельно на некоторые вопросы включается магнитофонная запись с ответами детей.

  1. Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

  2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?

  3. Предложите детскую забаву - игру для празднования дня рождения.

  4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?

  5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?

  6. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?

  7. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

  8. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

Праздники для ребенка - это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры - развивают ум ребёнка. В доме праздник - нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить - так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствует здоровому росту?

И ещё - семья - это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья - это основа всего доброго, положительного, что есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

6. Ведущий, под спокойную, мечтательную музыку (Одинокий пастух), читает стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять -
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети - мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

И сейчас, здесь появится смысл всей вашей жизни, самое дорогое, что у вас есть. Встречайте, ваши дети!

7. Дети под музыку (Усатый нянь) входят в зал и читают стихи:

1-й ребенок: Семья - это мы. Семья - это я.

2-й ребенок: Семья - это папа и мама моя,

3-й ребенок: Семья - это Владик, братишка родной,

4-й ребенок: Семья - это котик пушистенький мой.

5-й ребенок: Семья - это бабушки две дорогие,

6-й ребенок: Семья - и сестренки мои озорные.

7-й ребенок: Семья - это крестная, тети и дяди,

8-й ребенок: Семья - это елка в красивом наряде.

9-й ребенок: Семья - это праздник за круглым столом,

10-й ребенок: Семья - это счастье, семья - это дом,

Все: Где любят и ждут, и не помнят о злом.

У нас в доме творчества есть традиция - устраивать праздники для детей. Это «Радуга улыбок», «С Днем рождения, Земля!», «Папа, мама, я - спортивная семья». И на этих праздниках, как правило, дети более активны, чем родители. Дети - показывают, родители - смотрят. Я предлагаю ввести традицию взрослых представлений, когда наиболее активны родители. Небольшой опыт у нас уже есть.

9. А сегодня мы с вами продолжим работу в этом направлении. Родители покажут сказку для взрослых. (Музыка «В гостях у сказки»)

1-й ведущий.

В одном недавнем царстве,

Нашем с вами государстве

Жили были царь с царицей -

Молодец и молодица.

Миловались, целовались,

Друг пред другом красовались,

СЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»

2-ой ведущий.

Пока Царь вдруг не заметил,

Что сильней всего на свете

Любит молода жена

С зеркальцем сидеть одна.

Царь решил узнать, в чем дело,

И когда царица села

Перед зеркальцем своим,

Царь вошёл и встал за ним.

1-й ведущий.

Как-то раз, в ночную пору

Царь услышал разговоры

С зеркалом жены своей

О том, что всех она милей.

Царица.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Зеркальце.

Ты, царевна, всех милее,

Всех румяней и белее.

2-ой ведущий.

Царь мозгами пораскинул,

Зеркало в чулан закинул,

И купил точно такое,

Но простое и немое.

1-й ведущий.

Вот однажды молодица

Перед зеркалом садиться

И, чуток припудрив нос,

Задаёт ему вопрос:

Царица.

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее?

Всех румяней и белее?»

2-ой ведущий.

Тут ей зеркальце в ответ:

Царь.

«Ты прекрасна, спору нет,

Но ещё ты будешь краше,

Если сваришь мужу каши!»

Царица.

Кашу? Да сварить не сложно,

И пирог испечь бы можно…

Только б ты в любой момент

Мне дарило б комплимент!

(Из- за ширмы выносит кастрюлю с кашей и пирог).

Вот и каша, и пирог.

И с добавками творог.

Я ль на свете всех милее?

Всех румяней и белее?!

Царь.

Ты прекрасна, спору нет,

Только вот тебе совет:

Чтобы стать ещё милее,

Вымой-ка полы скорее!

Царица.

Вымыть пол? А как же руки?

И за что мне эти муки?

Пусть болят спина и плечи -

Зеркалу нельзя перечить!

(Под музыку моет пол).

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи -

А теперь я всех милее?

Всех румяней и белее?!

Царь.

Ты прекрасная жена,

Вот такая мне нужна,

И хозяйка - равной нет,

Только вот ещё совет,

Намекаю очень тонко -

Не пора ль родить ребёнка?

Царица.

Что ж, ребёнка, так ребёнка!

Не страшны мне и пелёнки!

Живота не пожалею,

Чтоб остаться всех милее!

1-й ведущий.

Родились у них детишки,

И девчонки и мальчишки,

(Выходят дети).

Радуют отца и мать,

В царстве тишь и благодать!

Так и жили царь с царицей,

Пили мёд, как говорится,

Зеркало царицу учит,

Когда царь его озвучит!

2-ой ведущий.

А царица улыбнётся,

Засмеётся, отвернётся,

Но ни разу не призналась,

Что давно уж догадалась,

Кто за зеркалом стоит,

Комплиментами дарит!

Царица.

Не хочу рыдать да злиться,

Я легко смогла добиться

У семейного главы

Ежедневной похвалы!

ЦАРЬ.

Ну, а мне-то как приятно

На вопрос её занятный

Дать подробнейший ответ:

«Ты прекрасна! Спору нет!»

2-ой ведущий.

Сказка ложь, да в ней намек,

Про традиции урок.

Роли исполняли:

СЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»

Ведущий: Такой способ выяснения взаимных ожиданий между мужем и женой вы можете использовать в своих семьях. Главное, помнить слова Царицы: «Зеркалу нельзя перечить!»

10. Рекламное объявление о проведении конкурса «Символ семьи».

Цель: сформировать потребность в создании семейной традиции «восстановления родословной».

Содержание. «В нашем доме детского творчества объявляется конкурс в поддержку одной из древних, но очень важных семейных традиции «Мое генеалогическое древо или символ семьи». Уважаемые родители приглашаем Вас принять участие в этом конкурсе, ведь без вашей помощи ваши дети не получат знания о своих предках, о семейных легендах и традициях передаваемых из поколения в поколение. Участников и победителей конкурса ждут эксклюзивные дипломы и призы»

11. А завершим мы наше сегодняшнее собрание мастер-классом.

Практическое знакомство с семейной традицией «Совместного изготовления сувениров из соленого теста».

Цель: сформировать потребность в создании семейной традиции «Совместного изготовления сувениров из соленого теста».

Содержание. «Издавна существовала семейная традиция выпекать из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Приготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем. Из соленого теста изготавливали поделки, сувениры, кукол, фигурки, которые дарились на праздники в знак благополучия, плодородия и сытости. Считается, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, является символом богатства и благополучия в семье. Постепенно традиция изготовления фигурок из теста была утеряна, но в последнее время стала возрождаться. Предлагаем Вам на практике опробовать эту традицию и раскрасить сувенир-магнит «Домик»».

СЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»

12. Обратная связь.

Цель: получение информации о ходе процесса занятия и его результатах.

Содержание. Участники заполняют заранее подготовленные анкеты, либо возможно в свободной форме написать отзывы о своих впечатлениях от занятия

Приложение 1.

АНКЕТА-ОТЗЫВ

Интерактивное занятие с элементами тренинга «Родительский дом»

для родителей обучающихся объединения «Феникс»



  1. Ваши впечатления от встречи_____________________________________________________

  2. Что Вам больше всего понравилось? ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________





Открытое занятие закончилось. Вернемся к теме нашего семинара. Итак, «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности». Давайте обобщим и структурируем наши знания.

Что же такое социокультурная преемственность? Можем ли мы сказать, что это

1) преемственность поколений;

2) воспроизводство ценностей и идеалов культуры;

3) социальное явление;

4) социальная память;

5) передача социального и культурного наследия;

6) поддержание социальной идентичности.

Что такое семейные традиции? Можем ли мы сказать, что это

1) духовная атмосфера дома;

2) строго установленные правила, древние обычаи;

3) семейные ценности, передаваемые из поколения в поколение;

4) близость и сплоченность всех членов семьи;

5) то, что могут «посеять» родители в душах своих детей;

6) «передача», «преемственность» (перевод с латинского).

Можем ли мы сказать, что семейные традиции - это одно из проявлений социокультурной преемственности?

13. Для закрепления методических понятий по теме семинара - игра «100 к 1»

1 Тур. Что такое семейные традиции?

1) духовная атмосфера дома - 29

2) строго установленные правила, древние обычаи - 15

3) семейные ценности, передаваемые из поколения в поколение - 17

4) близость и сплоченность всех членов семьи - 25

5) то, что могут «посеять» родители в душах своих детей - 21

6) «передача», «преемственность» (перевод с латинского) - 12

2 Тур. Самые распространенные семейные традиции

1) празднование Нового года, Рождества, Пасхи, 8 Марта - 36

2) детский День рождения - 31

3) пикник на природе - 29

4) поездки на отдых летом - 28

5) коллекции - 18

6) составление родословного дерева - 14

Большая игра

1. Что прячут от детей?

2. Пословицы о семье.

  • Вся семья вместе, и душа на месте -39

  • На что клад, коли в семье лад -37

  • Не красна изба углами, а красна пирогами - 28

  • В своем доме и стены помогают -31

  • Милые бранятся, только тешатся - 25

  • Дом вести, не бородой трясти - 23

3. Чем пахнет Новый год?

  • мандаринами - 55

  • хвоей - 44

  • подарками - 38

  • салатом оливье - 39

  • чудесами - 35

  • «Иронией судьбы» - 42

4. Песни о семье

  • Гимн семье - 44

  • Неразлучные друзья - взрослые и дети - 42

  • Мне нужна моя родная семья - 26

  • Обручальное кольцо - 28

  • Бабушка рядышком с дедушкой - 31

  • Папа может, папа может все, что угодно - 37

5. Символ любви и семьи

  • Сердце - 48

  • Ромашка - 49

  • Голуби - 47

  • Лебеди - 46

  • Свеча - 44

  • Обручальное кольцо - 45

Награждение команд. Медали «Профи» и «Супер Профи».

Вручение сертификатов участника семинара.

СЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»

Обратная связь. Ваши впечатления от встречи. Камешек и перышко.

ЕСЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»сли вам что-то не понравилось, время потрачено впустую, впечатления от сегодняшнего со - бытия остались тяжелые, неприятные, запишите их на картинке с камешком.





СЕМИНАР для педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ «Семейные традиции как фактор проявления социокультурной преемственности»Если вам легко и радостно, настроение хорошее, вы не зря пришли сегодня на семинар, предложенные методы и полученная информация пригодятся вам в работе, напишите свои впечатления на картинке с перышком.



© 2010-2022