Конкурсно –игровая программа «Государственные символы России»

Конкурсно-игровая программа была разработана педагогом организатором Тайчиной Л.С. и методистом Спиридоновой И.А. Цель: формирование гражданственности и патриотизма через расширение  и уточнение знаний детей о государственной символике России, воспитание гражданина для демократического государства. Задачи:воспитание правовой культуры и гражданственности у детей; популяризация государственных символов Российской Федерации;   расширить знания воспитанников по истории создания и о значении государс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»





Конкурсно -игровая программа

« Государственные символы России».

для детей среднего возраста










Разработала:

Тайчина Л.С., педагог-организатор

Спиридонова И.А.,методист
















г. Надым 2014


Музыкальное сопровождение:

  • звучит торжественная музыка для внесения флага РФ;

  • гимн РФ.

Атрибуты:

  • флаг РФ;

  • картина герба;

  • большая корона;

  • скипетр;

  • держава;

  • всадник;

  • серебряное копьё;

  • дракон

Предварительная работа:

  • рассказать участникам игры историю возникновения государственной символики

  • оформление стенда с государственной символикой;

  • рассказать ребятам о других символах (семейных гербах, о разновидностях гимнов);

  • подготовка наглядного материала;

  • формирование команд;

  • подготовить музыкальные фрагменты: гимн России, других государств; фанфары для начала игры и награждения; музыкальные заставки во время пауз и в моменты смены играющих групп;

  • подготовить грамоты, сувениры, призы.

Ход игры.

1. Игра проводится в три этапа, каждый этап тематический. На этапах игры участвуют группы детей. Если все играющие группы дали неправильный ответ, то право ответа переходит болельщикам.

2. Все группы собираются в зале. Зал может быть украшен государственной символикой (флаг России, герб России, портрет президента РФ и т.д.)

3.Ведущий приветствует участников, представляет жюри, напоминает правила и ход игры.

4. На сцену приглашаются две группы. Ведущий задает вопрос, дается время на обсуждение в группе (30сек/1 мин). Участники должны поднять табличку с выбранным вариантом ответа или табличку «!», что означает: «Ответ готов».

Жюри, ведущий или специальный помощник следят, кто это делает первым. Им предоставляется право ответить первыми. Затем заслушиваются ответы других групп. Если были даны неверные ответы, то ведущий озвучивает правильный ответ или дополняет данные. Жюри оценивает полноту, правильность ответов игроков.

Если все группы дали неверный ответ, то вопрос может быть задан зрителям в конце игры.

5. После того как пройдут все этапы, пока жюри подводит итоги, идет игра со зрителями.

Подведение итогов, награждение.

Награждение:

 группа, набравшая наибольшее количество баллов по сумме всех

этапов;

 игроки - знатоки, давшие наиболее правильные, полные, грамотные,

интересные ответы;

 самые активные участники игры со зрителями.


Критерии оценки.

Ответы на вопросы тестового характера:

  • точность, быстрота, организованность группы;

  • за каждый правильный ответ группа получает 1 балл;

  • жюри может добавить 0,5 балла, если группа дала правильный вариант раньше всех.

Ответы описательного характера:

  • точность и полнота ответа, организованность группы.

Наивысший балл - 5 (возможны промежуточные оценки, например, 4,5);

  • если играющая группа в зале получила красную карточку за

некорректное поведение, подсказку, то жюри вправе снять баллы.

Подведение итогов.

По наибольшему количеству баллов определяется группа - победитель игры.

Жюри отмечает самых активных участников, дававших правильные ответы.











Ход программы

Звучит торжественная музыка. Выходит ведущие и чтец. Музыка звучит тише, чтец читает стих.

Чтец: Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произнесли,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: Россия!

1ведущий: Наверное, каждый человек способный ощущать себя частичкою своей Родины, испытывая законное чувство гордости, слушая стихи и песни о священной родной земле.

2 ведущий: У каждой страны есть своё символическое лицо… (показ иллюстрации на экране) Видим изображение Эйфелевой башни- сразу представляем Францию, статую Свободы-США.. Символы России- Московский Кремль и Красная площадь, храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому. А какие еще символы страны вы еще знаете? (ответы детей)

1ведущий: Для гражданина любой державы символы страны - важнейшие признаки государственности. Они олицетворяют систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития данного общества, сложившиеся в нем обычаи и традиции.

2ведущий: Государственные символы применяются в очень значимых для государства событиях, связаны с понятиями высокой нравственности, патриотизма- это встречи на высшем уровне глав государств, вручение наград за совершенный подвиг, Олимпийских играх.

1ведущий: Являясь гражданином Российской Федерации, мы обязаны знать и чтить государственные символы нашей Родины. В главе 4 Конституции Российской Федерации описываются символы нашего государства. Что же представляет собой наш Государственный флаг?

Звучит торжественная музыка, ребята вносят государственный флаг.

1 этап

2ведущий: Государственный флаг олицетворяет суверенитет государства и является официальным символом государственной власти. Описание флага приводиться в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 г. №1-ФКЗ « О Государственном флаге Российской Федерации».

Флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Во все времена цвету придавали особое значение, выбрать цвета национального флага очень ответственное поручение. Так, белый означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный- огонь, отвагу. В данном виде он существует с 1991 г. Фактически воспроизводит существовавший в России с 1705г. флаг торгового флота, который считается символом Российской империи с 1873г. наряду с черно - желто-белым династическим флагом Романовых. Поэтому можно считать, что флагу России уже более 300лет. Флаг РФ поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, консульств РФ за рубежом, судах, плавающих в открытом море, в территориальных водах иностранных государств и т.д. Он ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных сил РФ, других войск и воинских частей. Государственному флагу, как святыне, отдают высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционального закона, а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1ведущий: Следующий символ- это герб.

Чтец: Таков обычай был старинный,

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Осколом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье потеряв своё,

Сжимают в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье.

Где львов от века не бывало,

С гербов свирепо смотрят львы

Или орлы, которым мало

Одной орлиной головы!

Как выглядит наш герб? ( Рассуждение ребят) Описание герба дано Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 г. №2-ФКЗ « О Государственном гербе Российской Федерации».

Вывешивается герб. Когда идет описание герба, на картине не достает некоторых деталей, которые появляются в ходе описания.

Герб- это главный символ любого государства. Без герба нет страны, нет государства. Государственный герб РФ является официальным государственным символом РФ.

Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними- ….(одной большой короной), соединенными лентой. В правой лапе орла-….(скипетр), в левой-…(держава). На груди орла, в красном щите,- серебряный…. (всадник) в синем плаще на серебряном коне, поражающий …(серебряным копьем) черного опрокинутого навзничь и попранного конем ….(дракона).

Государственный герб и флаг - это символы нашей жизни, сопровождают каждого из нас на всем жизненном пути. Герб и флаг - (показ) на свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, дипломе окончившего вуз, на паспорте, на трудовой книжке.

Звучит гимн. Все ребята встают. Музыка постепенно утихает.

2 ведущий: Следующий символ как вы уж догадались -это гимн. Текст гимна России был утвержден Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. №3-ФКЗ « О Государственном гимне Российской Федерации» ( с изм. от 22 марта 2001г).

Гимн - это официально принятая торжественная песнь в честь государства. Государственный гимн РФ представляет собой музыкально- поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Государственный гимн РФ может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средстве теле- и радиотрансляции. Государственный гимн РФ должен исполняться в точности соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и тестом.

1ведущий: Ребята , надеюсь, вам теперь понятно, что, отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь, уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Мне хотелось бы напомнить вам, что быть гражданином РФ не только почетно, но и ответственно для каждого жителя нашего государства. Надеюсь, что из нс в будущем вырастут достойный граждане самого крупного в мире государства- Российской Федерации.

2 ведущий: На этом наша первая часть программы заканчивается, и я предлагаю вам провести игру. Но игра у нас с вами не простая, мы в ходе игры закрепим полученные знания и вспомним историю государственной символики. Играть мы будем командами «Юные Россияне» и «Юные Патриоты». Остальные ребята будут болельщиками, но болельщиками непростыми, а если команды не смогут ответить на вопрос, то вы придете им на помощь.

2 этап

Вопросы к игре.

1 ведущий. Первый конкурс «Разминка»

Ответить на вопрос «Что, по вашему мнению, является признаками государства?». В ответе должно быть не менее трех пунктов, определяющих государство.

Ответы детей

1ведущий: Отлично! Вы просто молодцы!

2 ведущий. Второй конкурс-викторина «Флаг России»

1команда

  1. Что означает слово «флаг», имеющее в основе греческое происхождение от слова «флего»? (греть, сжигать ,озарять)

  2. Кто в России утверждает флаг как символ? (Госдума и Президент)

  3. Где и в каких случаях устанавливается и где вывешивается Государственный флаг?

  4. Из чего заимствуются цвета флага?(из герба)

  5. Какого цвета был флаг во время правления советской власти?(красный, с серпом и молотом)

2 команда

1.Как называли флаг древние славяне (русы)? (стяг)

2. По решению Госдумы с каким государственным флагом мы вошли в третье тысячелетие? (бело-сине-красный флаг)

3.Что изображали на русских знаменах в 16-17 веках до Петра!? Как изменилась символика на знаменах после Петра!?

4.Что означает потеря знамени полка? (ликвидация)

5.Где в нашем городе установлен государственный флаг РФ?

2ведущий: Молодцы!

1ведущий. Третий конкурс-викторина «Гимн России». Вопросы будут задаваться сразу двум командам. Приготовьте таблички. Внимание! Мы начинаем.

  1. Авторы музыки и текста современного гимна РФ это:

- А. Александров, С. Михалков, Г. Эль-Регистан;

- М.Глинка и В. Жуковский;

- А. Александров, С. Михалков.

  1. Гимн РФ начинается словами:

- Союз нерушимый республик свободных…

- Россия - священная наша держава…

- Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов..

  1. Мелодия гимна РФ была написана композитором Александровым в:

- 1943 г.;

- 1923 г.;

- 1973 г.

  1. Когда впервые Россия обрела официальный государственный гимн

и с каким событием это связано?

  1. Где, когда, в каких случаях исполняется Государственный гимн?

Как необходимо вести себя при публичном исполнении

Государственного гимна?

1 ведущий: Хорошо! Отлично потрудились обе команды.

2 ведущий. Игра со зрителями. «Государство моей мечты»

Зрители делятся пополам, задача которых- пофантазировать на тему «Государство моей мечты»».Побеждает та команда, предложившая лучший вариант.

1ведущий.Четвертый конкурс-викторина «Герб России» Вопросы будут задаваться сразу двум командам. Приготовьте таблички. Внимание! Мы начинаем.


  1. Первоначально двуглавый орел был символом:

- Римской империи;

- Тевтонского рыцарского ордена;

- Княжеской дружины Юрия Долгорукого.

  1. Двуглавый орел как символ власти московского князя появился в

России:

- в 1357 г.;

- в 1497 г.;

- в 1547 г.

  1. Указ, в соответствии с которым двуглавый орел вновь стал

символом России, был издан:

- 30 ноября 1985 г. М.С. Горбачевым;

- 30 ноября 1993 г. Б.Н. Ельциным;

- 30 ноября 2001 В.В. Путиным.

  1. Когда и почему двуглавый орел стал Государственным гербом России?

  2. Где по Закону о государственных символах допускается изображение Государственного герба?

  3. Как и в связи с чем менялся Российский герб?

  4. Какие два предмета на гербе РФ держит двуглавый орел?

-корона и меч

-меч и скипетр

-скипетр и держава

1ведущий: Отлично! Команды молодцы!

3 этап

2ведущий: А сейчас предлагаю командам стать болельщиками, а зрители будут игроками. Игроки-зрители будьте внимательны для вас два творческих конкурса. Жюри оценит лучшею команду среди зрителей.

Конкурс эрудитов.

Назвать как можно больше различных стран, их флаг (по возможности герб). Каждая названная страна оценивается в 1 бал.

Конкурс творческий.

Придумать свою версию флага нашей страны и ее герб. Для вас лист формат А-3, фломастеры и карандаши. Время творческой работы 1,5 минуты.

Дополнительный вопрос: Каковы основные правила геральдики при составлении гербов?

Составные элементы: щит, шлем, шлемовая эмблема, щитодержатели, намет, девиз. При составлении гербов используется ограниченное количество цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, оранжевый, черный, а также золото и серебро.

1 ведущий: Воля к победе, сделали свое дело: все команды справились с данными заданиями. Болельщики здорово потрудились и поддерживали свою команду. Все молодцы!

Звучат фонфары. Построение команд. Слово жюри. Награждение команд и самую активную команду среди болельщиков.

2 ведущий: Вот и закончилась наша программа. Сегодня мы расширили знания о государственной символике РФ, повторили историю ее возникновения.

Звучит мелодия. На фоне мелодии чтец читает.

Чтец: Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-

И хартия прав, родимая речь,

И мир, охраняемый нами,

И доблесть народа, и доблесть того,

Кто нам и родней, и дороже всего.




ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ.

Викторина «Флаг России»

1комада

5. Государственный флаг постоянно находится на зданиях палат Федерального Собрания, на зданиях - резиденциях Президента РФ, Администрации Президента РФ, правительства РФ и других федеральных органах исполнительной власти, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, на зданиях, где находятся органы государственной власти субъектов РФ. Государственный флаг может находиться в рабочих кабинетах Президента РФ, председателей палат Федерального Собрания, некоторых других должностных лиц.

В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, а также на жилых домах.

Государственный флаг может быть поднят в знак траура: в этом случае в верхней части древка флага крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен.

2команда

3. На русских знаменах изображались святые - Спас и другие, двуглавый орел, Солнце, Звезды, Единороги, кайма была расписана серебряными или золотыми нитями. При Петре I религиозная символика сменилась: корабль, доспехи, мечи, пальмовые ветви.

Викторина «Гимн России».

4. После победы России в войне 1812 г. Александр I в 1816 г. подписал указ об исполнении полковыми оркестрами при встречах монарха торжественного песнопения «Молитва русских», созданного В. Жуковским.

5. Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний, проводимых государственными органами, а именно: при поднятии флага РФ, после принесения присяги вновь избранным президентом РФ, при открытии и закрытии сессий Федерального Собрания, при открытии памятников. При вручении наград, при встречах и проводах глав правительств, при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам; при спортивных соревнованиях. При публичном исполнении гимна РФ его выслушивают стоя, мужчины - без головных уборов.

Викторина «Герб России»

4. Двуглавый орел стал геральдическим символом русских князей во второй половине 15 в. - в период формирования единого российского государства. Князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина Софье Палеолог в 1472 г.

5. Государственный герб РФ помещается на паспортах граждан РФ или документах, их заменяющих; на пограничных знаках и пунктах пропуска через границу РФ; может помещаться на знаменах и флагах Вооруженных сил РФ, внутренних войск. Пограничных войск, на знаках различия военнослужащих, на форменной одежде дипломатического персонала, на денежных знаках, орденах и медалях РФ.

6. Изображение орла неоднократно менялось: изменялись его цвет, расположение крыльев, осанка, детали, украшающие орла. С 1625 г. орел венчался тремя коронами, в 1654 г. в лапах у него появились скипетр и держава - символы царской власти. С 1727 г. всадник, изображенный на щите орла, стал называться Георгием Победоносцем.


Конкурсно –игровая программа « Государственные символы России».

© 2010-2022