Урок экономики: Цели деятельности фирмы. (11 класс)

 Раздел №4. Закон предложения и поведение фирм. Урок № 10. Цели деятельности коммерческих фирм.   Цель урока: рассказать учащимся о различных целях коммерческих фирм.   1.   В прошлом году мы познакомились с понятием фирма.   Дайте формулировку, что такое фирма.   Фирма  – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.   2.     А также   мы изучали виды фирм.   Назовите, какие виды фирм мы изучали ранее.   1). Хозя...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел №4. Закон предложения и поведение фирм.

Урок № 10.

Цели деятельности коммерческих фирм.

Цель урока: рассказать учащимся о различных целях коммерческих фирм.


  1. В прошлом году мы познакомились с понятием фирма.

Дайте формулировку, что такое фирма.

Фирма - коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.


  1. А также мы изучали виды фирм.

Назовите, какие виды фирм мы изучали ранее.

1). Хозяйственное общество с единственным участником (индивидуальная частная фирма).

Особенности:

- единоличный и полновластный хозяин;

- самолично отвечает по обязательствам и ни с кем не делится чистой прибылью;

- свобода в принятии решений, но сложность сбора средств для создания и развития фирмы.

- создаётся лишь в форме общества с ограниченной ответственность (залогом является только имущество фирмы).

2). Товарищество (объединение лиц):

- полное товарищество (объединение предпринимателей);

- товарищество на вере (коммандитное) - объединение предпринимателей + вкладчики (коммандитисты).

Особенности:

- ведут дела от имени товарищества;

-управляют по общему согласию;

- деление прибыли пропорционально вложениям;

- при долгах отвечает каждый в полной мере;

- несут ответственность, в том числе и имуществом.

3). Акционерное общество (объединение капиталов):

- закрытого типа;

- открытого типа.

Особенности:

- множество акционеров-совладельцев;

- решения принимаются на собрании акционеров;

- ограничение в принятии решений;

- возможность сбора средств для создания и развития фирмы высока (за счёт эмиссии акций).

3. Из изученного материала за прошлый год, мы также знаем, что фирмы вносят предложение на рынке товаров и услуг, т.е. предлагают свою продукцию или услуги нам - потребителям.

От чего же зависит предложение на рынке товаров и услуг?

- от фирм - конкурентов;

- от спроса;

- от величины прибыли фирмы после реализации товара;

- от затрат на изготовление этого товара;

- от целей, которые преследует фирма.

Какие же цели объединяют всех предпринимателей, а, в конечном счете, фирмы?

- ведение бизнеса - производство товаров и услуг;

- получение прибыли;

- расширение своего бизнеса;

- повышение авторитета;

- утоление амбиций;

- желание помочь людям в трудоустройстве и получении благ;

- и многое другое.

4.

Основные типы целей коммерческих фирм.


  1. Максимизация прибыли, т.е. величины выручки от продаж товаров над затратами на их производство и сбыт.

  2. Максимизация объёма продаж в течение определённого периода времени

  3. Максимизация темпов роста (количество филиалов, числа занятых, величина производственных мощностей и пр.).

С целью №1 - Максимизация прибыли - всё ПОНЯТНО. Каждая фирма хочет получать большие прибыли от ведения своего бизнеса.

А что же такое прибыль и как её рассчитать?

Давайте решим задачу: Некая фирма производит в месяц 100 единиц продукции. Цена единицы продукции - 5000 рублей. Затраты на изготовление единицы продукции составляют - 3000 рублей. Определите прибыль фирмы в месяц.

Решение: 1). Выручка от продаж = Q *P = 100 * 5000 = 500 000 рублей.

2). Общие затраты = 100*3000 = 300 000 рублей.

3) Прибыль = 500 000 - 300 000 = 200 000 рублей.

Ответ: Прибыль фирмы в месяц составляет 200 000 рублей.

Но всегда ли разумно ставить во главе именно получение прибыли по максимуму? Чем чревато?

- можно очень быстро оказаться в банкротах, если часть прибыли не вкладывать на развитие бизнеса.

Цели №2 и №3 - (максимизация объёма продаж и максимизация темпов роста) - это цели той фирмы, которая стремится зарекомендовать себя на рынке и в дальнейшем хочет получать большую прибыль.

То есть фирмам обязательно часть своей прибыли нужно вкладывать в развитие своего бизнеса.

5. От чего же зависит выбор цели фирмы?

Выбор цели зависит:

- от положения фирмы на рынке (молодые фирмы выбирают сначала 2 и 3 цели, устоявшиеся - 1).

- от желания предпринимателя «обосноваться» на рынке или получить огромную, но «разовую» прибыль;

А также -

- от того, кто реально управляет фирмой (менеджеры - управляющие или собственники);

6. Мы не просто так начали наш урок с видов фирм.

Давайте же определимся, кто может руководить этими фирмами.

1). Хозяйственное общество с единственным участником (индивидуальная частная фирма).

- владелец фирмы - единоличный и полновластный хозяин.

2). Товарищество (объединение лиц):

- полное товарищество (объединение предпринимателей);

- товарищество на вере (коммандитное) - объединение предпринимателей + вкладчики (коммандитисты).

- управляют предприниматели (собственники) по общему согласию.

А вкладчики (коммандитисты) принимают участие в управлении товариществом?

-нет, они вкладывают свои сбережения под проценты и в долг, к делам фирмы не имеют отношения.

3). Акционерное общество (объединение капиталов):

- закрытого типа;

- открытого типа.

В АО хозяев - акционеров очень много, поэтому управлять фирмой могут:

-совет директоров, который избирается на собрании акционеров;

- наёмные управляющие (менеджеры);

- владельцы контрольных пакетов акций.

7. А что такое контрольный пакет акций и в чём преимущество владельца такого пакета?

Контрольный пакет - доля акционерного капитала, которая обеспечивает большинство голосов на собраниях акционеров и позволяет владельцу такого пакета установить контроль над акционерной компанией.

Каков же должен быть размер контрольного пакета?

Чисто арифметически - 50,1% от стоимости всех акций. Но это справедливо лишь для маленьких компаний с небольшим числом акционеров, где все они могут собраться на обязательное ежегодное собрание.

Для крупных компаний, с сотнями тысяч или миллионами акционеров достаточно пакета в размере всего 3-5% стоимости всех выпущенных акций.

Вывод: В АО выбор целей зависит от того, кто является руководителем. И эти цели могут не совпадать с интересами собственников - акционеров.

Формирование предложения на рынке определённых товаров зависит от того:

1. какие цели предпочтительны для фирм, производящих эти товары;

2. каково соотношение между фирмами, имеющими разные цели, в общей численности фирм данной отрасли.

Отрасль - группа фирм, производящих сходные или одинаковые продукты.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

(домашнее задание - вопросы 1 и 2 к параграфу 10; страница 70):


  1. Каковы наиболее распространённые цели коммерческой деятельности фирмы?

  2. Можно ли утверждать, что менеджеров крупных корпораций вообще не интересует размер получаемой фирмой прибыли?

  3. Почему директора АО обычно стремятся распродавать вновь выпускаемые ими акции мелкими партиями как можно большему числу покупателей?






Анализ урока по экономике.


Тема урока: Цели деятельности коммерческих фирм.

Планирование:


Раздел №4.

«Закон предложения и поведение фирм» (7 часов).

1/10

Цели деятельности фирмы.

2/11

Реклама - двигатель торговли.

3/12

Индивидуальное, рыночное и совокупное предложение. Эластичность предложения.

4/13

Экономическая эффективность фирм. Экономическое значение конкуренции.

5/14

Поведение фирм в условиях монополии.

6/15

Барьеры, защищающие монопольный рынок. Методы антимонопольного регулирования.

7/16

Контрольная работа по теме «Закон предложения и поведение фирм».

Цель урока: рассказать учащимся о различных целях коммерческих фирм.

Задачи:

Общеобразовательные:

- изучить виды целей деятельности фирм;

Развивающие:

- развить личностное мышление;

-повысить информационную культуру.

Воспитательные:

-привить интерес к предмету;

-воспитывать культуру общения.

Этапы урока:

  • Организационный момент;

  • Фронтальный опрос (систематизация знаний);

  • Решение задач;

  • Объяснение нового материала;

  • Домашнее задание.

  • Подведение итогов.

Формы работы:

  • фронтальная работа;

  • решение задач;

  • беседа.

Хозяйственное общество с единственным участником.

Товарищество

ПОЛНОЕ

Коммандитное

(на вере)

Акционерное

общество

Закрытого типа

Открытого типа

Максимизация объёма продаж

Максимизация темпов роста



© 2010-2022