Рабочая программы по курсу Культура добрососедства 5 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Разработано» «Согласовано» «Утверждено»

на МО учителей заместитель директора приказом МБОУ

естественного направления ____________ г. Керчи РК

протокол от «__» ___2015 г. «Школа № 5»

_______________ от «__» ___ 2015г.
















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа №5»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Культура добрососедства»

для 5 класса

2015/2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» разработана на основе авторской программы «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г.№555, является обязательным региональным компонентом внеурочной деятельности республики Крым. Курс интегрирует и систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания, полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, приобретенные в ходе изучения данного курса.

Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма и Украины, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Задачи курса:

  • формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;

  • повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;

  • формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;

  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;

  • выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;

  • формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;

  • подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;

  • приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;

возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.

Данный учебный курс может быть введен как спецкурс за счет часов вариативной части учебных планов. Преподавание данного учебного курса может осуществляться учителями начальных классов и учителями-предметниками, школьными психологами, классными руководителями при условии прохождения ими соответствующей методической подготовки.

При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Автономной Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения «Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Особенностями данного курса являются:

  • его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;

  • особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;

  • адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;

  • рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;

  • изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в АРК;

  • привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;

  • приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;

  • возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.

Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:

  • единство изучения России и Крыма как субъекта России;

  • приоритетность воспитательных задач;

  • единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;

  • опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;

  • максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;

  • использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;

  • использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.

Рекомендуемое количество часов на изучение каждого блока (раздела), а также очередность тем могут быть изменены учителем в границах 35 учебных часов в течение года. Резервное время может быть использовано учителем по собственному усмотрению на увеличение числа уроков в том или ином блоке или введением новых тем, важных и характерных для региона или школы.

Промежуточная аттестация проводится по усмотрению учителя в соответствии с региональными возможностями и календарным планированием. Формы промежуточных и итоговых аттестаций избираются при активном участии учащихся и могут быть индивидуализированы. Оценивание учебных достижений учащихся по данной программе осуществляется по системе «зачет» - «незачет», в соответствие с требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, указанным в программе.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Культура добрососедства» в учебном плане отводится 1 час за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность и составляет в 5 классе-34 часов в год.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

К концу освоения курса «Культура добрососедства» у обучающихся будут сформированы:

- личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, народ, его историю, за свою семью, как часть государства; осознание своей этнической и национальной принадлежности; готовность и способность к саморазвитию; основы социальной компетентности, как основы гражданственности; навыки ведения диалога и переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с принципами «культуры мира»; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Крым; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм поведения в обществе; навыки сотрудничества в различных ситуациях; навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- метапредметные результаты:

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться следующие коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные роли во взаимодействии.

Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении практических задач; адекватно воспринимать предложения учителя, товарища, родителя и других людей по исправлению ошибок; устанавливать соответствие поученного результата и поставленной цели; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствии с содержанием темы (раздела); использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение доступных способов изучения природы и истории Крыма (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся

должны знать:

  • названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);

  • как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;

  • 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;

  • 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;

  • 5-6 названий национальных блюд;

  • несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;

  • «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;

должны иметь представление:

  • об экологии, о роли природы в жизни человека;

  • об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;

  • о ремеслах, мастерах Крыма;

  • о национальной одежде и кухне народов Крыма;

  • о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;

  • о семейных святынях;

  • о ценностях, которые объединяют все народы;

должны уметь:

  • рассказать, как готовится его любимое блюдо;

  • одеть куклу в элементы национального костюма;

  • вести диалог с товарищами;

  • сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;

  • с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;

использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Вводный урок.

Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.

Раздел «Географическая среда». Географическое районирование Крыма и его уникальность для России

Географическое районирование Крыма. Крым - своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охраны естественных ресурсов, восстановления и увеличения числа редких животных и растений. .«Красная книга» Крыма. Эндемики Крыма. Экзоты. Реликты.

Что такое «Красная книга» России и Крыма и зачем она нужна. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона. Заповедники и заказники Крыма.

Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. Музеи природы в Крыму (Никитский Ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т.д.) Наш Крым - самый чистый и красивый.

«Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы.

Раздел «История»

Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция. Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или в Крым вообще. Знакомство с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. Наш край гостеприимный. Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристские маршруты и экскурсии.

Раздел «Традиционная культура»

Самые замечательные (значительные) памятники архитектуры нашего населенного пункта и Крыма в целом. Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры своего населенного пункта и Крыма в целом. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня. Разнообразие блюд крымской кухни.«Крымская кухня» - это блюда, которые любят готовить крымчане. Какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей. Какие блюда можно попробовать только в Крыму. Ремесла, прославившие Крым. Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были раньше в Крыму. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова. Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма

Знакомство с биографией и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в данном регионе или в Крыму раньше или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией. Крымские сувениры Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа. Сувениры, которые можно сделать своими руками. Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в моем окружении. Учимся придумывать и рисовать орнаменты. Художники, которые прославили Крым. Художники, которыми гордятся крымчане и их произведения. Художественные музеи и галереи в Крыму. Оркестр народных инструментов Крыма. Балканские и восточные музыкальные инструменты. Инструменты славянского оркестра. Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму. Кукольные театры в Крыму. История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы. Современный театр кукол в Крыму. Крымчане - радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки. Личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т.д.).

Раздел «Язык соседа»

Древние способы передачи информации. «Каменная летопись» - надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффитти) - это рассказы наших предков о себе. Пергамен и бумага - хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму. Известные детские поэты и писатели Крыма. Поэты и писатели, прославившие Крым - музей «под открытым небом». Учимся сочинять стихи и рассказы. Посещение литературного музея или проведение мероприятия в библиотеке. Гимн Крыму: поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма. Композиторы, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения этносов Крыма. Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке.

Раздел «Аксиология»

Понятие большой и малой родины. Родина и мир. Россия - наше Отечество, родная страна. Малая родина - это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир - согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Отношение к Родине и к миру в культурах народов Крыма. У каждого народа есть один дом - это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире. Тема добра и мира в крымском фольклоре. Добрососедство как ценность. Зачем нужно быть добрыми соседями. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем. «Откроем для других наш край родной». Игра-ярмарка

Раздел «Конфликтология»

«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны. Конструктивное общение. Класс-маленькая модель населения Крыма. Тренинг: «Рассказываем вместе». Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел

Количество часов

Географическая среда

5

История

3

Традиционная культура

12

Язык соседа

4

Аксиология

4

Конфликтология

5

Всего

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

(1 час в неделю, за год 34 ч.)


№ п/п

Корр. № урока

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

1.

Вводный урок.

Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.

1

«Географическая среда» (5 часов)

2.

Географическое районирование Крыма и его уникальность для России


1

3.

«Красная книга» Крыма. Эндемики Крыма. Экзоты. Реликты.


1

4.

Заповедники и заказники Крыма.

1

5.

Музеи природы в Крыму

1

6.

Наш Крым - самый чистый и красивый.


1

«История» (3 часа)

7.

Какие исторические события сделали Крым известным в Европе.

1

8.

Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым.

1

9.

Наш край гостеприимный.

Что такое «туризм» и кого называют «туристом».

1

«Традиционная культура» (12 часов)

10.

Самые замечательные (значительные) памятники архитектуры нашего населенного пункта и Крыма в целом.

1

11.

Разнообразие блюд крымской кухни.

«Крымская кухня» - это блюда, которые любят готовить крымчане.

1

12.

Ремесла, прославившие Крым.

Что такое ремесло и чем занимается ремесленник.

1

13.

Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма

1

14.

Крымские сувениры

Что такое «сувенир».

1

15.

Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика.

1

16.

Художники, которые прославили Крым.

1

17.

Оркестр народных инструментов Крыма.

1

18.

Кукольные театры в Крыму.

1

19.

Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым.

1

20.

Крымчане - радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья.

1

21.

Личностные качества гостеприимного хозяина

1

«Язык соседа» (4 часа)

22.

Древние способы передачи информации.

«Каменная летопись» - надписи на камне и на сырой глине - это рассказы наших предков о себе.

1

23.

Известные детские поэты и писатели Крыма.

1

24.

Гимн Крыму: поем о нашей родине на разных языках

1

25.

Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке

1

«Аксиология» (4 часа)

26.

Понятие большой и малой родины. Родина и мир.

1

27.

Отношение к Родине и к миру в культурах народов Крыма.

1

28.

Добрососедство как ценность.

1

29.

«Откроем для других наш край родной». Игра-ярмарка

1

«Конфликтология» (6 часов)

30.

«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны.

1

31.

«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны.

1

32.

Конструктивное общение. Класс-маленькая модель населения Крыма.

1

33.

Тренинг: «Рассказываем вместе».

1

34.

Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела.«Праздник дружбы».

1




ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Ресурсное обеспечение программы

  1. «Культура добрососедства» Араджиони М. А., ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011

  2. «Культура добрососедства : программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым» : М. А. Араджиони Редакторы: И. С.

  3. Гладкая, И. А. Андрющенко ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011

  4. «Культура добрососедства : программа» (Араджиони М. А., Яковлева Т. Э.)

  5. «.Календарное планирование учебных занятий по «Культуре добрососедства» в 1-4-х классах» по Араджиони М. А., Кравцовой Л. Ф. ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011

  6. 7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1996.

  7. Легенды Крыма

  8. Добрососедство: сборник сочинений -Д565 Симферополь: Бизнес- Информ,1998.


Материально-техническое и учебно-методическое оснащение

Географические карты:

  • Физическая карта России

  • Физическая карта Крыма

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • Термометры для измерения температуры воздуха, воды

  • Компас

  • Глобус


© 2010-2022