- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программы по курсу Культура добрососедства 5 класс
Рабочая программы по курсу Культура добрососедства 5 класс
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колесникова М.Г. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Разработано» «Согласовано» «Утверждено»
на МО учителей заместитель директора приказом МБОУ
естественного направления ____________ г. Керчи РК
протокол от «__» ___2015 г. «Школа № 5»
_______________ от «__» ___ 2015г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа №5»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Культура добрососедства»
для 5 класса
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» разработана на основе авторской программы «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г.№555, является обязательным региональным компонентом внеурочной деятельности республики Крым. Курс интегрирует и систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания, полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, приобретенные в ходе изучения данного курса.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма и Украины, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи курса:
-
формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
-
повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
-
формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
-
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
-
выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
-
формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
-
подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
-
приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.
Данный учебный курс может быть введен как спецкурс за счет часов вариативной части учебных планов. Преподавание данного учебного курса может осуществляться учителями начальных классов и учителями-предметниками, школьными психологами, классными руководителями при условии прохождения ими соответствующей методической подготовки.
При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Автономной Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения «Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Особенностями данного курса являются:
-
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
-
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
-
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
-
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
-
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в АРК;
-
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
-
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
-
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
-
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
-
приоритетность воспитательных задач;
-
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
-
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
-
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
-
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
-
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Рекомендуемое количество часов на изучение каждого блока (раздела), а также очередность тем могут быть изменены учителем в границах 35 учебных часов в течение года. Резервное время может быть использовано учителем по собственному усмотрению на увеличение числа уроков в том или ином блоке или введением новых тем, важных и характерных для региона или школы.
Промежуточная аттестация проводится по усмотрению учителя в соответствии с региональными возможностями и календарным планированием. Формы промежуточных и итоговых аттестаций избираются при активном участии учащихся и могут быть индивидуализированы. Оценивание учебных достижений учащихся по данной программе осуществляется по системе «зачет» - «незачет», в соответствие с требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, указанным в программе.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Культура добрососедства» в учебном плане отводится 1 час за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность и составляет в 5 классе-34 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
К концу освоения курса «Культура добрососедства» у обучающихся будут сформированы:
- личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, народ, его историю, за свою семью, как часть государства; осознание своей этнической и национальной принадлежности; готовность и способность к саморазвитию; основы социальной компетентности, как основы гражданственности; навыки ведения диалога и переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с принципами «культуры мира»; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Крым; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм поведения в обществе; навыки сотрудничества в различных ситуациях; навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- метапредметные результаты:
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться следующие коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные роли во взаимодействии.
Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении практических задач; адекватно воспринимать предложения учителя, товарища, родителя и других людей по исправлению ошибок; устанавливать соответствие поученного результата и поставленной цели; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствии с содержанием темы (раздела); использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение доступных способов изучения природы и истории Крыма (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся
должны знать:
-
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
-
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
-
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
-
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
-
5-6 названий национальных блюд;
-
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
-
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
-
об экологии, о роли природы в жизни человека;
-
об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
-
о ремеслах, мастерах Крыма;
-
о национальной одежде и кухне народов Крыма;
-
о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
-
о семейных святынях;
-
о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
-
рассказать, как готовится его любимое блюдо;
-
одеть куклу в элементы национального костюма;
-
вести диалог с товарищами;
-
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
-
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводный урок.
Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.
Раздел «Географическая среда». Географическое районирование Крыма и его уникальность для России
Географическое районирование Крыма. Крым - своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охраны естественных ресурсов, восстановления и увеличения числа редких животных и растений. .«Красная книга» Крыма. Эндемики Крыма. Экзоты. Реликты.
Что такое «Красная книга» России и Крыма и зачем она нужна. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона. Заповедники и заказники Крыма.
Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. Музеи природы в Крыму (Никитский Ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т.д.) Наш Крым - самый чистый и красивый.
«Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы.
Раздел «История»
Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция. Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или в Крым вообще. Знакомство с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. Наш край гостеприимный. Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристские маршруты и экскурсии.
Раздел «Традиционная культура»
Самые замечательные (значительные) памятники архитектуры нашего населенного пункта и Крыма в целом. Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры своего населенного пункта и Крыма в целом. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня. Разнообразие блюд крымской кухни.«Крымская кухня» - это блюда, которые любят готовить крымчане. Какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей. Какие блюда можно попробовать только в Крыму. Ремесла, прославившие Крым. Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были раньше в Крыму. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова. Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма
Знакомство с биографией и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в данном регионе или в Крыму раньше или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией. Крымские сувениры Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа. Сувениры, которые можно сделать своими руками. Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в моем окружении. Учимся придумывать и рисовать орнаменты. Художники, которые прославили Крым. Художники, которыми гордятся крымчане и их произведения. Художественные музеи и галереи в Крыму. Оркестр народных инструментов Крыма. Балканские и восточные музыкальные инструменты. Инструменты славянского оркестра. Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму. Кукольные театры в Крыму. История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы. Современный театр кукол в Крыму. Крымчане - радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки. Личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т.д.).
Раздел «Язык соседа»
Древние способы передачи информации. «Каменная летопись» - надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффитти) - это рассказы наших предков о себе. Пергамен и бумага - хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму. Известные детские поэты и писатели Крыма. Поэты и писатели, прославившие Крым - музей «под открытым небом». Учимся сочинять стихи и рассказы. Посещение литературного музея или проведение мероприятия в библиотеке. Гимн Крыму: поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма. Композиторы, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения этносов Крыма. Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке.
Раздел «Аксиология»
Понятие большой и малой родины. Родина и мир. Россия - наше Отечество, родная страна. Малая родина - это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир - согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Отношение к Родине и к миру в культурах народов Крыма. У каждого народа есть один дом - это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире. Тема добра и мира в крымском фольклоре. Добрососедство как ценность. Зачем нужно быть добрыми соседями. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем. «Откроем для других наш край родной». Игра-ярмарка
Раздел «Конфликтология»
«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны. Конструктивное общение. Класс-маленькая модель населения Крыма. Тренинг: «Рассказываем вместе». Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Количество часов
Географическая среда
5
История
3
Традиционная культура
12
Язык соседа
4
Аксиология
4
Конфликтология
5
Всего
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
(1 час в неделю, за год 34 ч.)
№ п/п
Корр. № урока
Тема
Кол-во часов
Дата
По плану
По факту
1.
Вводный урок.
Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.
1
«Географическая среда» (5 часов)
2.
Географическое районирование Крыма и его уникальность для России
1
3.
«Красная книга» Крыма. Эндемики Крыма. Экзоты. Реликты.
1
4.
Заповедники и заказники Крыма.
1
5.
Музеи природы в Крыму
1
6.
Наш Крым - самый чистый и красивый.
1
«История» (3 часа)
7.
Какие исторические события сделали Крым известным в Европе.
1
8.
Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым.
1
9.
Наш край гостеприимный.
Что такое «туризм» и кого называют «туристом».
1
«Традиционная культура» (12 часов)
10.
Самые замечательные (значительные) памятники архитектуры нашего населенного пункта и Крыма в целом.
1
11.
Разнообразие блюд крымской кухни.
«Крымская кухня» - это блюда, которые любят готовить крымчане.
1
12.
Ремесла, прославившие Крым.
Что такое ремесло и чем занимается ремесленник.
1
13.
Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма
1
14.
Крымские сувениры
Что такое «сувенир».
1
15.
Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика.
1
16.
Художники, которые прославили Крым.
1
17.
Оркестр народных инструментов Крыма.
1
18.
Кукольные театры в Крыму.
1
19.
Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым.
1
20.
Крымчане - радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья.
1
21.
Личностные качества гостеприимного хозяина
1
«Язык соседа» (4 часа)
22.
Древние способы передачи информации.
«Каменная летопись» - надписи на камне и на сырой глине - это рассказы наших предков о себе.
1
23.
Известные детские поэты и писатели Крыма.
1
24.
Гимн Крыму: поем о нашей родине на разных языках
1
25.
Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке
1
«Аксиология» (4 часа)
26.
Понятие большой и малой родины. Родина и мир.
1
27.
Отношение к Родине и к миру в культурах народов Крыма.
1
28.
Добрососедство как ценность.
1
29.
«Откроем для других наш край родной». Игра-ярмарка
1
«Конфликтология» (6 часов)
30.
«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны.
1
31.
«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны.
1
32.
Конструктивное общение. Класс-маленькая модель населения Крыма.
1
33.
Тренинг: «Рассказываем вместе».
1
34.
Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела.«Праздник дружбы».
1
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Ресурсное обеспечение программы
-
«Культура добрососедства» Араджиони М. А., ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011
-
«Культура добрососедства : программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым» : М. А. Араджиони Редакторы: И. С.
-
Гладкая, И. А. Андрющенко ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011
-
«Культура добрососедства : программа» (Араджиони М. А., Яковлева Т. Э.)
-
«.Календарное планирование учебных занятий по «Культуре добрососедства» в 1-4-х классах» по Араджиони М. А., Кравцовой Л. Ф. ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011
-
7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1996.
-
Легенды Крыма
-
Добрососедство: сборник сочинений -Д565 Симферополь: Бизнес- Информ,1998.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
Географические карты:
-
Физическая карта России
-
Физическая карта Крыма
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
-
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
-
Компас
-
Глобус