- Преподавателю
- Другое
- Эссе на тему: Организация учебно-производственной работы в системе СПО с применением технологии образовательно-производственного кластера
Эссе на тему: Организация учебно-производственной работы в системе СПО с применением технологии образовательно-производственного кластера
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козин А.Ю. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Козин А.Ю.,
Мастер производственного обучения
Эссе на тему:
Организация учебно-производственной работы в системе СПО с применением технологии образовательно-производственного кластера
Современная постоянно меняющаяся экономика предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке кадров в системе СПО. Однако обеспечение производства рабочими кадрами с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностями к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы - непростая задача. Это объясняется следующими факторами.
- во-первых, промышленные предприятия сегодня функционируют в форме единого регионального комплекса (отраслевых комплексов) или кластеров1, а значит, необходимо создание такой системы подготовки рабочих кадров, численность и квалификация которых основывались бы на приоритетах и прогнозах развития этих кластеров;
- во-вторых, переход производства на новый технологический уровень требует модернизации системы кадрового обеспечения. Учреждения СПО должны интегрироваться в многоуровневую систему непрерывного образования. Решение этой задачи возможно на основе включения в состав отраслевых кластеров соответствующих учебных заведений, обеспечивающих региональные производственные комплексы кадрами (в том числе - рабочими) и на основе развития связей между образовательными учреждениями разного уровня;
- в третьих, необходимо обеспечить обратную связь между образовательными учреждениями и предприятиями кластера с тем, чтобы повышать качество и расширять перечень образовательных услуг, развивать материально-техническую базу образовательных учреждений и новые формы сотрудничества на взаимовыгодной основе.
В Челябинской области приоритетными отраслями, на базе которых формируются кластеры, являются машиностроение, металлургия и строительство. Для предприятий этих отраслей готовит рабочие кадры техникум. В частности, активно развиваются контакты с такими предприятиями, как ОАО «Федеральный Научно-Производственный центр «Станкомаш», ООО «Энергомаш», ЗАО ЧСАМ «Колющенко», ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», ЗАО «Челябинский завод металлоконструкций», ООО «Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК», ОАО «Челябинский механический завод», Федеральное государственное унитарное предприятие «Сигнал», Федеральное государственное унитарное предприятие «Прибор», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ООО «Металлообрабатывающая компания», ООО «ЖБИ-2», ОАО «РЖДстрой», ООО «Инвестстрой». Работодатели проводят экскурсии на предприятиях, согласовывают учебные программы по рабочим профессиям, перечни учебно-производственных и проверочных работ. Предоставляются рабочие места для прохождения производственной практики с закрепленными специалистами-наставниками. Опытные специалисты участвуют в работе государственных аттестационных комиссий, выступают в качестве рецензента в письменных экзаменационных работах. Предприятия предоставляют рабочие места для стажировки преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, гарантируют трудоустройство выпускников. Все это позволяет существенно приблизить профессиональную подготовку обучающихся к реальному производству.
По согласованию с предприятиями и Центрами занятости населения городов Челябинской и Свердловской областей ресурсный образовательный центр , созданный на базе техникума, осуществляет краткосрочную (от 2 недель до 6-8 месяцев) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по наиболее востребованным рабочим профессиям (электрогазосварщик, газорезчик, токарь, оператор станков с ЧПУ, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, слесарь - ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по топливной аппаратуре, обмотчик элементов электрических машин, водитель (категории В и С) и другим.
Техникум активно интегрируется в многоуровневую образовательную систему, развивая сотрудничество с такими образовательными учреждениями, как Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа , ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), Челябинский государственный педагогический университет, Челябинский государственный университет.
Взаимодействие учреждения СПО с предприятиями кластера, Центрами занятости и образовательными учреждениями строится на принципах социального партнёрства и может осуществляться в различных формах. Основными направлениями сотрудничества для модернизации учреждений СПО в рамках образовательно-производственного кластера должны быть следующие:
- формирование стратегии развития учебного заведения СПО с учётом перспектив развития образовательно-производственного кластера;
- совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса с учётом потребностей развития промышленных кластеров (для обеспечения учета современных и перспективных требований к кадрам возможно привлечение специалистов предприятий - работодателей к разработке учебно-программной документации по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; закрепление баз практик2);
- контроль качества образования (учебные заведения системы НПО должны привлекать ведущих работодателей - потребителей кадров к обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой государственной аттестации выпускников);
- мониторинг рынка труда (развитие взаимодействия учебных заведений СПО и региональных служб занятости населения; создание служб содействия трудоустройству выпускников учебных заведений СПО; заключение и реализация договоров с предприятиями о подготовке переподготовке и повышению квалификации кадров3);
- кадровое обеспечение образовательного процесса в учреждениях системы СПО (привлечение к преподаванию в средних специальных учебных заведениях специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства для проведения теоретических и практических занятий; руководства курсовым проектированием; руководство дипломным проектированием);
- материально-техническое обеспечение учреждений системы СПО (развитие сотрудничества по вопросам практического обучения на производстве с использования современного оборудования и технологий; развитие производственной деятельности учреждений СПО, формирование учебно-производственных комплексов путем интеграции учебных заведений СПО с производством, заключение двусторонних договоров о сотрудничества между работодателями и образовательными учреждениями и передача имущества учебным заведениям системы СПО);
- привлечение дополнительных финансовых средств (пожертвований и целевых взносов) в учреждения системы СПО (средства, полученные от работодателей, могут быть использованы на развитие образовательного учреждения, в том числе для совершенствования образовательного процесса, материально-технической базы, проведения ремонтных работ, организации досуга обучающихся и др.);
- создание попечительских советов образовательных учреждений системы СПО, куда наряду с представителями предприятий - работодателей могут входить представители органов власти, профессиональных сообществ, средств массовой информации, общественных организаций (объединений), других организаций независимо от их организационно-правовых форм (в том числе зарубежных и международных организаций), родители (законные представители) обучающихся, выпускники образовательного учреждения, другие физические лица. Попечительский совет оказывает содействие функционированию и развитию образовательного учреждения СПО путем установления связей с работодателями, службами занятости населения, органами власти, средствами массовой информации, другими организациями, родителями (законными представителями) обучающихся, выпускниками образовательного учреждения; участия в обеспечении финансирования образовательного учреждения; рассмотрения вопросов организации образовательного процесса, распределения финансовых средств и иных вопросов деятельности образовательного учреждения и выработки соответствующих решений; пропаганды результатов деятельности образовательного учреждения).
Таким образом, в результате реализации кластерного подхода предприятия смогут получать в необходимом количестве кадры с уровнем подготовки, который соответствует потребностям развивающегося производства, оптимизируется структура подготовки кадров, минимизируются затраты, связанные с занятостью выпускников.
Использованная литература:
1. Алашеев С.Ю., Драчинская Л.Н., Кадкина И.А. Региональный заказ на подготовку кадров через прогнозирование рынка труда / // Профессиональное образование. 2002. № 4.
2. Васильев В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. - М., 2007.
3. Власкин Г.А., Ленчук Е.Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике. М., 2006.
4. Кластер - территория кооперации и развития. URL: kit.ru/articles/market/
5. Серов В.Г. Зарубежный опыт прогнозирования потребностей в специалистах // Материалы конференции Британского Совета. Иркутск, 2004.
6. pu-20.ru/?page_id=53
1 Кластер, или промышленная группа - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Промышленный кластер можно определить в общем виде как совокупность фирм, в которой повышение конкурентоспособности каждого участника зависит от аналогичного успеха другого участника, группы участников или всей совокупности фирм в целом.
2 Договор с работодателем о проведении производственной (профессиональной) практики студентов должен предусматривать не только предоставление рабочих мест для проведения практики, но и обеспечение руководства прохождением практики со стороны предприятия (организации).
3 Такая подготовка осуществляется на основе договоров между образовательным учреждением и работодателями о подготовке специалистов. При этом учебное заведение обязуется формировать образовательную программу с учетом требований работодателей (в рамках государственного образовательного стандарта).
5