- Преподавателю
- Другое
- Образовательная программа объединения Кудесник
Образовательная программа объединения Кудесник
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Красницкая И.А. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
«___» «__________2015г. _________ /Шевченко В.А./
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
объединения
«КУДЕСНИК»
для детей 11-13 лет
на 1 год обучения
КРАСНИЦКАЯ ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА.
педагог дополнительного образования
2015 -2016г
Пояснительная записка
Программа кружка «Кудесник» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Программа кружка «Кудесник» соединяет воедино сведения о плетении из газетных трубочек, декупаже, мягкой игрушки и создание цветочных букетов из крекированной бумаги. На занятиях в кружке ребята занимаются плетением изделий из газетных трубочек, изготовлением мягкой игрушки, осваивают технику «Декупаж», изготавливают цветочные композиции. Ребята создают своими руками игрушки, украшения для декора и украшения интерьера и все, что подскажет фантазия. Ребята прошедшие обучение, должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий.
Образовательная программа «Кудесник» относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, плетению, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Актуальность программы обусловлено тем, что в настоящее время к актуальным проблемам относится возможность самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно - прикладного искусства, развивать свои креативные способности.
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных, традиционные решений; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Мастерица», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Необходимость данной программы существует, так как мы живем в сельской местности, где нет фабрик и заводов, соответственно нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления предметов декора интерьера, предметов быта. Поэтому, я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей прикладного творчества. Программа «Кудесник » рассчитана на 144 часа и состоит из нескольких модулей: «Плетение из газетных трубочек», «Искусство декупаж», «Мягкая игрущка своими руками», «Композиции из цветов». Выбор данных модулей обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькими затратами на материалы, их доступностью, возможностью освоения дисциплин за короткий период. Основной формой обучения по программе является занятие, на котором используются групповые и индивидуальные формы организации учебно-творческой деятельности обучающихся. Программа рассчитана на возраст детей от 11 до 13 лет, предусматривает их дифференциацию по степени одаренности.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и инструментов. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Цель:
-
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в декоративно-прикладном искусстве.
-
Знакомство с основами теоретических знаний и практических умений в таких видах декоративно - прикладного творчества как декупаж, изготовление изделий из газетных трубочек, мягкая игрушка, композиции из бумажных цветов.
-
Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
-
Научить основным простейшим приёмам работы с бумагой, инструментами, приспособлениями; использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данных видах творчества, самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их, экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;
-
Развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;
-
Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а так же социально - психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками
-
Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.
Работа кружка способствует:
-
Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;
Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
-
Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;
-
Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
-
Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;
-
Умению обобщать свои жизненнын представления с учетом возможных художественных средств;
-
Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Ожидаемые результаты
К концу обучения в кружке «Декоративно- прикладного творчества» воспитанник будет знать:
-
о ценностном отношении к прикладному творчеству, как к культурному наследию народа,
-
иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
-
необходимые сведения о видах изученных народных художественных промыслов, особенностях работы с материалами, инструментами.
Уметь:
-
анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели, соблюдать дисциплину, правильно взаимодействовать с партнерами (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.)
-
-выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности.
-
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
-
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища и других людей, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию.
-
работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности, импровизировать, работать в группе, в коллективе.
Формы подведения итогов
Участие в конкурсах, фестивалях, выставки работ
Материально-техническая база объединения.
Занятия проводятся на базе МБОУ «Нижне-Залегощенская основная общеобразовательная школа» в учебных мастерских, которые соответствуют нормам Сан Пин
Содержание программы
«Плетение из газетных трубочек»-36 ч.
Вводное занятие. Правила техники безопасности. История появления плетения. Технология заготовки и кручения трубочек. Основные виды плетения (косое, прямое, ситцевое, верёвочкой). Виды плетения канвы. Виды плетения дна изделия. Особенности и рекомендации по плетению. Технология окрашивания трубочек и готового изделия. Элементы декорирования изделия.
«Искусство декупаж»- 36ч.
История появления техники декупаж. Принципы работы с различными поверхностями. Виды салфеток. Правила смешивания красок. Обратный декупаж. Объёмный декупаж. Декупажная карта. Одношаговый крекелюр. Двухшаговыйклекелюр. Финишная отделка.
«Мягкая игрушка своими руками»-36ч
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Раскрой с выкройки. Раскрой материала. Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей..Прихватка для кастрюль. Варежка-прихватка. Кукла на чайник.Цыплёнок. Поросёнок. Мышка. Лягушонок. Ослик (подставка для карандашей). Пингвин. Дятел.
«Композиции из бумажных цветов»-36ч
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство со свойствами крекированной бумаги. Правила раскроя деталей. Сборка деталей изделия. Изготовление различных цветов(роза, пион, нарцисс, незабудки). Цветочный шар. Цветочные Валентинки. Сладкие цветы в подарок.
Знать:
Правила ТБ при работе с колющими и режущими предметами
Основные виды работы с бумагой;
Общие сведения о работе с бумагой;
Технику вырезания и скручивания газетных трубочек;
Виды плетения из газетных трубочек;
Требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении художественных изделий из бумаги;
Технологические особенности в технике декупаж.
Уметь:
Крутить газетные трубочки;
Освоить технику и виды плетения;
Изготавливать сувенирные изделия в технике декупаж;
Работать в парах и коллективно;
Использовать схемы, чертежи, литературу и другие источники информации при работе в данном виде творчества;
Оформлять готовые изделия.
Экономно использовать материал;
Использовать свои изделия в интерьере.
Мониторинг образовательной деятельности
В течение учебного года осуществляется неоднократный контроль ЗУНов детей. Применяются следующие виды контроля:
- начальный контроль, используется с целью выявления ЗУНов детей, при поступлении в объединение «Кудесник»
- промежуточный контроль проводится в середине учебного года и используется с целью выявления ЗУНов за истекший период.
- итоговый контроль проводится в конце года, после изучения основного цикла образовательной программы
- текущий контроль проводится на каждом занятии с целью проверки уровня усвоения данного материала и обладания практическими навыками.
Контроль проводится в форме:
-
просмотра и анализа практических работ,
-
-устного опроса по основным разделам теоретического материала,
-
-участия в выставках и конкурсах.
Методическое оснащение :
-
стенд по технике безопасности «Запомни»,
-
стенд сменный - лучшие работы учащихся,
-
технологические карты,
-
коллекция работ,
-
учебно-методическая литература по технологии (учебники, тетради, дидактические материалы, справочная литература).
-
печатные пособия (таблицы, раздаточные пособия, альбомы).
-
образовательные ресурсы сети Интернет
Литература
-
Агапова И.А. Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. - М.: Айрис-пресс, 2002.
-
Анна Зайцева Декупаж для начинающих: Салфеточная техника Эксмо, 2014 г.
-
Декоративное окрашивание, Издательство: АСТ-Пресс, 2012 г.
-
Декупаж. Красота в деталях. А.Рябцева, Издательство Феникс 2013г
-
Лазарева Н.Н. Интерьер квартиры: Справочное пособие по проектированию и декорированию.-М.,1999.
-
Материалы из сети интернет
Тематическое планирование кружка «Кудесник»
Содержание
Кол-во часов
Теория
Практика
Плетение из газетных трубочек-36ч
Вводное занятия. Правила ТБ. История появления техники плетения из газетных трубочек. Технология заготовки и кручения трубочек. Материалы и инструменты для выполнения работы.
2
0.5
1,5
Технология окрашивания трубочек и готового изделия
2
1
1
Кручение газетных трубочек
2
0,5
1.5
Освоение техники косого плетения. Плетение 4, 5 трубочками
2
0,5
1.5
Плетение вазы
2
Освоение техники прямого плетения
2
0,5
1.5
Плетение дна изделия 8 трубочками
2
0,5
1.5
Плетение подставки под горячее
2
2
Плетение вазы под фрукты (плетение дна, оплетение основы под вазу)
4
4
Плетение шкатулки с картонным дном
2
2
Плетение корзинки с плетёным дном
2
2
Освоение техники ситцевого плетения
2
0,5
1.5
Освоение техники плетения канвы
2
1
1
Плетение башмака
6
6
Искусство декупаж-36ч
Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж».
2
1
1
Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж салфеткой.
2
0,5
1.5
Понятие цветового круга и правилах смешивания красок. Составление палитры к выбранному изображению.
2
0,5
1.5
Обратный декупаж на стеклянной тарелке с декупажной картой.
2
0,5
1.5
Понятие об объемном декупаже.
2
0,5
1.5
Одношаговый кракелюр. Понятие.
2
0,5
1.5
Финишная отделка
2
2
Декупажные карты, двухшаговый кракелюр.
2
0,5
1.5
Изготовление тарелок в технике папье-маше
2
0,5
1.5
Декорирование тарелок в технике декупаж
2
2
Нанесение одношагового крекелюра. Финишная отделка
2
0,5
1.5
Декорирование кружки в технике декупаж
2
2
Декупаж разделочной доски
2
2
Декупаж шкатулки
2
2
Нанесение двухшагового крекелюра на шкатулку
2
0,5
1.5
Декупаж шкатулки из газетных трубочек
2
2
Декупаж деревянной ложки
2
2
Мягкая игрушка своими руками-36ч
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Раскрой с выкройки.
2
0,5
1.5
Раскрой материала. Соединение деталей.
2
0,5
1.5
Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей
2
0,5
1.5
Прихватка для кастрюль
2
0,5
1.5
Варежка-прихватка.
4
4
Кукла на чайник
4
4
Цыплёнок.
2
2
Поросёнок
4
4
Мышка.
2
2
Лягушонок.
2
2
Ослик (подставка для карандашей).
4
4
Пингвин.
2
2
Дятел
2
2
Композиции из бумажных цветов-36ч
Вводное занятие.Инструктаж по ТБ. Знакомство со свойствами крекированной бумаги.
2
0,5
1.5
Правила раскроя деталей. Сборка деталей цветка
2
0,5
1.5
Изготовление букета роз
4
4
Изготовление пиона
2
2
Изготовление нарцисса
2
2
Изготовление букетика незабудок
4
4
Цветочный шар
6
0,5
5,5
Цветочные Валентинки
4
4
Сладкий букет
4
0,5
3.5
Цветочная композиция
4
4
Выставка работ кружковцев
2
2