- Преподавателю
- Другое
- Статья Эксперимент как фактор активизации деятельности учащихся на занятиях в детских объединениях научно-технической направленности
Статья Эксперимент как фактор активизации деятельности учащихся на занятиях в детских объединениях научно-технической направленности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова И.Ю. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эксперимент как фактор активизации деятельности
учащихся на занятиях в детских объединениях
научно-технической направленности
Иванова Ирина Юрьевна, методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово"
В статье описывается опыт применения экспериментальной деятельности, используемой на занятиях в детских объединениях научно-технической направленности в учреждении дополнительного образования детей, его положительное влияние на развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
При работе с детьми в объединениях научно-технической направленности во Дворце творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово, одним из ведущих методов обучения является экспериментальная деятельность.
Слово "эксперимент" происходит от греческого слова и переводится как "проба, опыт". Экспериментирование − деятельность, которая позволяет учащемуся моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. При этом «превращения», которые ребенок выполняет, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают умственные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Ребёнок - сам по себе уже является экспериментатором, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментальная деятельность направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития детей, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
В процессе экспериментальной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и выводов. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление учащегося с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие творческих способностей, формирование практических трудовых навыков (резать, склеивать, сгибать, наматывать, пересыпать, складывать, используя в работе бумагу, ткани, древесину, проволоку, фольгу, песок, природный и другой подсобный материал, применять такие орудия труда, как ножницы, резак, лобзик), которые так необходимы детям, занимающимся в детских объединениях научно-технической направленности.
Педагоги учреждения, реализуя дополнительные общеразвивающие программы в объединениях научно-технической направленности понимают, что дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этому. Необходимо грамотно использовать это в учебно-воспитательной деятельности. В процессе экспериментирования учащимся прививаются навыки межличностного общения и сотрудничества: дети умеют договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций необходимо обращать внимание учащихся на мнение других, слушать друг друга. В деятельности экспериментирования учащийся выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.
Занимаясь с учащимися экспериментированием, педагогам не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него интереса к исследованию, развитию мыслительных операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирование познавательной активности и любознательности учащихся.
Приведем несколько примеров использования экспериментальной работы в нашем учреждении.
Работая по дополнительной общеразвивающей программе "Космодром", предназначенной для детей 7-11 лет, экспериментальная деятельность используется в разделе "Проектирование и конструирование технических моделей из нетрадиционного материала", где педагог рассказывает о приёмах обработки материала, способах соединения и крепления деталей, увлекая детей работой в "Лаборатории юных экспериментаторов". Приступая к работе в "Лаборатории юных экспериментаторов" каждый учащийся получает дневник "Юного экспериментатора", в который фиксируются ход эксперимента, результаты и выводы проводимого эксперимента. Дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
При реализации программы "Автотранспорт" для детей 7-10 лет, в разделе "Понятие о материалах и инструментах", педагог использует экспериментальную деятельность для того, чтобы наглядно продемонстрировать свойства бумаги (гладкость, упругоэластичность, пластичность, впитываемость, непрозрачность, незасоренность, прочность, плоскостность).
В программе "Едем, плаваем, летаем", в разделе "Изучение и составление простейших электрифицированных моделей" ребятам предлагается создать аналог батарейки используя картофель, лимон, банан, апельсин или даже карбонизированные напитки (вроде колы) в качестве источника питания.
Технология экспериментирования, к сожалению, мало используется в дополнительном образовании, но мы считаем, что он очень современен и перспективен, особенно в техническом творчестве. Есть определенные трудности у педагогов при подготовке занятий по данному методу, но результат стоит того.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию, можно сделать вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах. Экспериментирование - является методом повышения самостоятельности учащихся. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера.
Литература:
1. Батан, Л.Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций [Текст]\ Л.Ф.Батан - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.
2. Границкая, А.С. Научить думать и действовать. [Текст] \ А.С. Границкая- М.: Просвещение, 1991.
3. Теория и практика педагогического эксперимента [Текст] / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. - М., 1983.
4. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника[Текст] \ Л.Ф.Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1997.