Рабочая программа Подготовка педагога дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Специальность - 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Квалификация - Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности


Тематический план

междисциплинарного курса (МДК 01.02)


Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности



Преподаватель - Пружинская Вера Борисовна



Наименование разделов междисциплинарных курсов (МДК) профессионального модуля (ПМ) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4


Введение

Содержание учебного материала



Предмет и структура МДК Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Цели и задачи учебной дисциплины, специфика, формы организации обучения, условия результативности освоения дисциплины.

Роль самообразования в освоении дисциплины.

Обзор литературы по курсу


2


1


1


1


Тема 1.

Основы социально- педагогической деятельности

Содержание учебного материала

27 час.





Тема 1.1 Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования и ее специфические особенности.

Тема 1.2 Структура профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

Тема 1.3 Профессиональные задачи, функции и принципы деятельности педагога дополнительного образования

Тема1.4 Инструментарий и методы социально-педагогической деятельности

Тема 1.5 Содержание деятельности педагога дополнительного образования

Тема 1.6 Основы взаимодействия с социальными партнерами по вопросам организации дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Тема 1.7 Гигиенические требования к организации социально-педагогической деятельности

2

Контрольная работа



Практическое занятие

14 час.

Семинар «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования»

Изучение опыта работы педагогов дополнительного образования. Подготовка сообщений «Этапы педагогической деятельности и их содержание».

Семинар «Принципы социально-педагогической деятельности»

Анализ документов, регламентирующих социальное партнерство в области социально-педагогической деятельности

Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих гигиенические требования к организации социально-педагогической деятельности

Защита тематического портфолио по теме.


Самостоятельная работа

13 час.

Подготовка к семинару «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования»

Подготовка развернутых характеристик отдельных этапов социально-педагогической деятельности на основе опыта работы педагогов дополнительного образования

Подготовка к семинару «Принципы социально-педагогической деятельности»

Создание методического портфолио «Методы и приемы деятельности педагога дополнительного образования»

Подготовка сообщений «Основные направления социально-педагогической деятельности». Изучение опыта организации педагогической поддержки в ребенка в системе дополнительного образования.

Создание кластера «Проблемы здоровьесбережения в системе дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности»


Тема 2. Педагог дополнительного образования как субъект педагогического процесса


Содержание учебного материала

27 час.


Тема 2.1 Специфика профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

Тема 2.2 Профессиограмма педагога дополнительного образования

Тема 2.3 Педагогическое мастерство и творчество педагога дополнительного образования. Самовоспитание - путь формирования профессионального мастерства.

Тема 2.4 Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. Методы и техники саморегуляции. Культура внешнего виды педагога. Основы мимической и пантомимической выразительности педагога.

Тема 2.5 Педагогическое общение в структуре деятельности современного педагога дополнительного образования. Педагогический такт учителя. Внимание и наблюдательность учителя. Воображение учителя.

Тема 2.6 Рефлексия в педагогической деятельности педагога дополнительного образования. Компоненты рефлексии в педагогическом процессе

Тема 2.7. Самообразование педагога дополнительного образования

Тема 2.8 Повышение квалификации педагога дополнительного образования

2

Контрольная работа


1

Практические занятия



13 час.

Семинар «Слагаемые педагогического мастерства педагога дополнительного образования».

Изучение и анализ Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования»

Встреча с педагогами дополнительного образования, участниками конкурса «Сердце отдаю детям».

Разработка модели «Самообразование педагога дополнительного образования».

Защита тематического портфолио по теме

Подготовка сообщений «Пути повышения профессионального мастерства»

Наблюдение и анализ занятий педагогов дополнительного образования.

Самостоятельная работа

14 час.

Подбор и анализ эссе педагогов дополнительного образования

Изучение профессиональной пригодности педагога дополнительного образования

Подбор диагностических методик профессиональной пригодности педагога дополнительного образования

Подготовка выступлений «Я и профессия»

Подбор упражнений регуляции своего самочувствия. Подбор упражнений на контроль и коррекцию правильной осанки, позы, походки. Подбор упражнений на развитие умений педагогически целесообразно выражать свое отношение с помощью невербальных средств общения.

Ознакомление будущих педагогов с методами и техникой регуляции своего самочувствия. Культура внешнего виды педагога. Основы мимической и пантомимической выразительности педагога.

Подбор ситуаций по проблеме педагогического такта. Подбор упражнений на уяснение сущности и целесообразности педагогического внимания. Подбор упражнений на уяснение сущности и целесообразности педагогического воображения.

Подбор вариантов проведения рефлексии на занятиях: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.

Изучение опыта организации самообразования педагогов дополнительного образования.

Составление таблицы «Пути и формы повышения квалификации».


Тема 3. Ребенок как субъект педагогического процесса в системе дополнительного образования


Содержание учебного материала

27 час.


Тема 3.1 Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка

Тема 3.2 Специфика деятельности педагога дополнительного образования с детьми дошкольного возраста

Тема 3.3 Специфика деятельности педагога дополнительного образования с детьми и подростками девиантного поведения

Тема 3.4 Специфика деятельности педагога дополнительного образования с одаренными детьми

Тема 3.5 Специфика деятельности педагога дополнительного образования с детьми-сиротами как детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Тема 3.6 Специфика деятельности педагога дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами с учетом их особых образовательных потребностей

Тема 3.7 Специфика деятельности педагога дополнительного образования с детьми в сельской местности

1

Контрольная работа


Практические занятия


14 час.

Семинар «Особенности организации дополнительного образования с детей и подростков девиантного поведения».

Защита Тематического портфолио по теме

Решение проблемных ситуаций и педагогических задач

Разработка проекта «Модель воспитанника учреждения дополнительного образования»

Наблюдение занятий в учреждении дополнительного образования. Анализ деятельности ребенка на занятии.

Самостоятельная работа

Изучение влияния дополнительного образования в формировании личности ребенка

Подготовка к семинару «Особенности организации дополнительного образования с детей и подростков девиантного поведения».

Создание таблицы «Виды одаренности и их характеристика».

Изучение опыта деятельности педагога дополнительного образования с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Выявление особенностей деятельности педагога дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами

Разработка Модели работы учреждения дополнительного образования с детьми с ОВЗ.

Изучение опыта организации дополнительного образования детей в сельской местности.

13 час.

Тема 4. Система дополнительного образования в образовательных учреждениях различного типа

Содержание учебного материала



27 час.

2

Тема 4.1 Внеурочная деятельность и дополнительное образование. Требование ФГОС к организации внеурочной деятельности школьников.

Тема 4.2 Основные модели внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения.

Тема 4.3 Организация социально-педагогической работы в специальной (коррекционной) школе

Тема 4.4. Организация социально-педагогической работы в центрах дополнительного образования и в Домах творчества

Тема 4.5. Организация социально-педагогической работы в детском доме, социальном приюте, школе-интернате.

Тема 4.6. Социально-педагогическая деятельность в детском клубе, студии, станции, летнем оздоровительном центре.

Тема 4.7. Музыкальная, спортивная, художественная, школа искусств как часть системы дополнительного образования

Контрольная работа


Практические занятия

13 час.



Изучение нормативных документов, регламентирующих внеурочную деятельность школьников.

Разработка модели внеурочной деятельности в условиях «школы полного дня»

Семинар «Особенности организации социально-педагогической деятельности в ЦДО».

Разработка методических рекомендаций (памятки, буклеты) «Особенности обучения детей с особыми образовательными нуждами»

Знакомство с опытом организации кружковой работы в летнем оздоровительном центре.

Создание и защита таблицы «Специфика процесса обучения» (по одному из типов учреждения дополнительного образования)

Встречи с педагогами и специалистами образовательных учреждений различного типа.

Самостоятельная работа

14 час.


Изучение ФГОС общего образования и требований к организации внеурочной деятельности школьников.

Подготовка сообщений «Опыт организации дополнительного образования детей с отклонениями в развитии».

Создание пакета документов «Нормативно-правовые документы ЦДО»

Подготовка к семинару «Особенности организации социально-педагогической деятельности в ЦДО»

Подготовка сообщений «Кружковая работа в летнем оздоровительном центре».

Разработка вопросов к встрече со специалистами образовательных учреждений различного типа.

Тема 5.

Основные направления развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей

Содержание учебного материала


27 час.


Тема 5.1. Интеллектуальное развитие. Развитие мышления, ума, познавательных процессов, в том числе сообразительности, гибкости, самостоятельности, критичности ума, а также предметных и специальных знаний, умений и навыков

Тема 5.2. Эмоциональное развитие . Формирование эмоционального отношения ребенка к предмету творчества, умения понимать эмоциональные состояния и управлять своими эмоциями и чувствами

Тема 5.3. Мотивационное развитие. Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждающих детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности

Тема 5.4. Волевое развитие. Развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности, владеть собой, действовать самостоятельно и других качеств личности

Тема 5.5. Развитие предметно-практических сфер. Развитие специальных способностей детей - музыкальных, художественных, лидерских, исследовательских и др. и умения применять их в жизни

Тема 5.6. Развитие экзистенциальной сферы детей. Развитие способностей ребенка управлять своими физическими и психическими состояниями, умений держать их на должном уровне, гармонии чувств и поступков, слова и дела и других умений, позволяющих формировать собственную «Я-концепцию».

Тема 5.7. Сфера саморегуляции. Развитие активного внимания, моторно-слуховой памяти, наблюдательности, умения концентрироваться, а также формирование навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознанного поведения, самокритичности, рефлексии и др.

2

Контрольная работа

2

Практические занятия

14 час.

Знакомство с опытом развития мышления, ума, познавательных процессов, предметных и специальных знаний, умений и навыков через объединения социально-педагогической направленности.

Семинар «Формирование эмоционального отношения ребенка к предмету творчества, умения управлять своими эмоциями и чувствами».

Создание таблицы «Мотивы учения, познания, творчества»

Разработка и защита модели деятельности педагога дополнительного образования по развитию инициативы и самостоятельности ребенка, настойчивости и умения преодолевать трудности.

Семинар «Способности ребенка и их развитие в системе дополнительного образования».

Разработка и защита модели формирования «Я-концепции ребенка в условиях учреждения дополнительного образования».

Изучение опыта обучения детей навыкам осознанного поведения, самокритичности, рефлексии в условиях учреждения дополнительного образования.


Самостоятельная работа

Подбор диагностических методик, направленных на изучение интеллектуальной сферы личности.

Подготовка к семинару «Эмоциональное развитие личности».

Подготовка сообщений «Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка».

Изучение опыта организации самоуправления в детском объединении дополнительного образования.

Подготовка к семинару «Способности ребенка и их развитие в системе дополнительного образования».

Подбор методик развития экзистенциальной сферы детей.

Подготовка пакета методов и приемов развития у детей активного внимания, моторно-слуховой памяти, наблюдательности, умения концентрироваться.

13 час.

Тема 6.

Духовно-нравственное воспитание в условиях дополнительного образования детей

Содержание учебного материала

27 час.


Тема 6.1.Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача образования. Мораль как регулятор поведения личности. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. Тема 6.2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ключевые идеи Концепции. Требования к результатам образования:

формирование российской идентичности

Тема 6.3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности.

Тема 6.4. Формы, методы и приемы нравственного воспитания личности. Организация практической деятельности по формированию нравственных качеств личности.

Тема 6.5. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Тема 6.6.Мониторинг результатов духовно-нравственного развития учащихся

1

Контрольная работа

1

Практические занятия

13 час.

Семинар «Нравственное воспитание личности».

Моделирование этапов исследования духовно-нравственного развития учащихся.

Знакомство и апробация упражнений (методик) контрольного и интерпретационного этапов исследования духовно-нравственного развития учащихся.

Деловая игра «Формы духовно-нравственного воспитания личности».

Анализ программ гражданско-патриотического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования.

Изучение опыта организации краеведческой работы в учреждениях дополнительного образования.

Знакомство с деятельностью школьных музеев. Анализ положений (уставов).

Деловые встречи с руководителями объединений, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и подростков.


Самостоятельная работа

14 час.

Изучение идей известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. Подготовка к семинару «Нравственное воспитание личности».

Подготовка тематического портфолио «Методы и приемы нравственного воспитания».

Анализ положений (уставов) о патриотических объединениях и клубах созданных на базе учреждений дополнительного образования.

Подготовка вопросов для деловых встреч с руководителями объединений, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и подростков.

Создание пакета диагностических методик «Духовно-нравственное развитие ребенка».



Тема 7.

Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся в системе дополнительного образования

Содержание учебного материала



Тема 7.1. Теоретические основы профессиональной ориентации школьников.

Сущность и компоненты профессиональной ориентации.

Тема 7.2. Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников.

Тема 7.3. Организация профориентационной работы и предпрофильной подготовки обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования.

Тема 7.4. Основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся.

Тема 7.5. Организационные модели профориентационной помощи в условиях системы дополнительного образования.

Тема 7.6. Формы и методы профессиональной ориентация и профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования

Тема 7.7. Обзор программ профориентационной работы с обучающимися в системе дополнительного образования.

Тема 7.8. Профессиональная диагностика обучающихся в системе дополнительного образования.

Тема 7.9. Защита тематического портфолио по теме.


18 час.

1

Контрольная работа

1

Практическая работа

14 час.


Анализ информационного наполнения сайтов учреждений дополнительного образования по профориентационной работе с обучающимися.

Анализ конспектов занятий по профориентации.

Разработка буклета «Секреты выбора профессии».

Семинар «Формы и методы профориентационной работы в учреждении дополнительного образования».

Моделирование ситуации профессиональной консультации учащихся педагогом дополнительного образования.

Наблюдение и анализ занятия по профориентации.

Защита тематического портфолио по теме «Профориентационная работа»



Самостоятельная работа

13 час.


Создание словарика по теме (профессиональное просвещение», «профессиональная диагностика», «профессиональная консультация», «профессиональный отбор», «профессиональная адаптация»).

Подготовка презентации «Новое время - новые профессии».

Разработка памятки родителям «Ваш ребенок выбирает профессию».

Подбор тестов и анкет, направленных на выявление уровня предрасположенности, обучающегося к профессии.

Подготовка к семинару «Формы и методы профориентационной работы в учреждении дополнительного образования».

Изучение Интернет-ресурсов по теме «Система профориентационной работы в учреждении дополнительного образования».






Тема 8.

Социальная поддержка детей в учреждении дополнительного образования

Содержание учебного материала


Тема 8.1. Правовая поддержка. Защита прав ребенка, его человеческого достоинства.

Тема 8.2. Экономическая поддержка. Экономическая поддержка ребенка через его участие в учебно-производственной и внебюджетной деятельности УДО, предоставление льгот детям из малообеспеченных семей.

Тема 8.3. Психолого-педагогическая поддержка. Поддержка детей, оказавшихся в особо трудном положении, - инвалидов, сирот, детей из неполных семей и семей повышенного риска.

Тема 8.4. Социальная поддержка. Помощь в освоении среды, нахождении вариантов типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия в УДО.

Тема 8.5. Практическая поддержка. Помощь в приобретении практических умения и навыков, которые помогут ребенку в будущей жизни - личной, профессиональной, семейной.


27 час.

2

Контрольная работа

2

Практическая работа:

Семинар «Защита прав ребенка, его человеческого достоинства».

Изучение опыта экономической поддержки ребенка через его участие в учебно-производственной и внебюджетной деятельности учреждения дополнительного образования.

Семинар «Психолого-педагогическая поддержка ребенка».

Разработка модели «Помощь ребенку в освоении среды, нахождении вариантов типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия».

Разработка и защита системы профессионального самоопределения обучающихся в учреждении дополнительного образования.

13 час.

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинару «Защита прав ребенка, его человеческого достоинства».

Изучение опыта учебно-производственной и внебюджетной деятельности учреждений дополнительного образования в Республике Коми.

Подбор материалов к семинару «Психолого-педагогическая поддержка ребенка».

Создание кластера «Типичных проблемы, возникающие в процессе социального взаимодействия в учреждении дополнительного образования».

Подготовка докладов «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся в системе дополнительного образования»

14 час.

Тема 9.

Формировании личности безопасного типа поведения в учреждении дополнительного образования

Содержание учебного материала


24 час.


Тема 9.1. Модель личности безопасного типа поведения. Формирование личности безопасного типа в современном обществе.

Тема 9.2. Интеграция обязательного и дополнительного образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» как условие формирования безопасной личности.

Тема 9.3. Нормативные документы, регламентирующие деятельность преподавателя-организатора ОБЖ, педагога дополнительного образования. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Государственные и общественные органы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности.

Тема 9.4. Цели, задачи, принципы курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Характеристика основных направлений Курса «ОБЖ» в системе дополнительного образования. (Безопасное поведение дома. Пожарная безопасность. Безопасное участие в дорожном движении. Безопасное поведение человека на воде. Безопасное поведение в общественных местах. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Безопасное поведение в природных условиях и др.)

Тема 9.5. Содержание, формы и методы изучения курса ОБЖ в учреждении дополнительного образования. Программы дополнительного образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Тема 9.6. Система пропаганды ЗОЖ и профилактики вредных привычек в учреждении дополнительного образования.

Тема 9.7. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

1

Контрольная работа

2

Практическая работа

Разработка модели личности безопасного типа поведения.

Анализ программ и учебников курса ОБЖ.

Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность преподавателя-организатора ОБЖ, педагога дополнительного образования.

Создание схемы «Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

Семинар «Основные направления курса «ОБЖ в дополнительном образовании».

Подготовка сообщений по заданным темам (Безопасное поведение дома. Пожарная безопасность. Безопасное участие в дорожном движении. Безопасное поведение человека на воде. Безопасное поведение в общественных местах. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Безопасное поведение в природных условиях и др.)

Моделирование занятий по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек в учреждении дополнительного образования.

12 час.



Самостоятельная работа

12 час.


Подготовка сообщений «Формирование личности безопасного типа в современном обществе».

Изучение и анализ программ дополнительного образования «Основы безопасности жизнедеятельности».

Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность преподавателя-организатора ОБЖ, педагога дополнительного образования.

Подготовка к семинару «Основные направления курса «ОБЖ в дополнительном образовании».

Изучение опыта реализации Программ дополнительного образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Создание картотеки «Формы и методы преподавания курса ОБЖ в учреждении дополнительного образования».

Подготовка конспектов занятий по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.



Тема 10.

Экологическое воспитание в условиях учреждения дополнительного образования

Содержание учебного материала

12 час.


Тема 10.1.Теоретические подходы к развитию экологической компетенции детей и молодежи в условиях учреждения дополнительного образования.

Тема 10.2. Сущность и компоненты экологической культуры детей и молодежи.

Тема 10.3. Содержание экологического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования.

Тема 10.4. Формы, методы и приемы экологического воспитания детей и молодежи в условиях учреждения дополнительного образования.

Тема 10.5. Критерии и уровни сформированности экологической культуры детей и молодежи.

Тема 10.6. Опыт организации экологического воспитания в учреждении дополнительного образования. Модель формирования экологической культуры личности.

Контрольная работа



Практическая работа

Создание кластера «Содержание, формы и методы экологического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования».

Семинар «Формы и методы экологического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования».

Разработка критериев сформированности экологической культуры детей и молодежи.

Выступления по теме «Опыт организации экологического воспитания в учреждении дополнительного образования».

Разработка модели формирования экологической культуры личности в условиях учреждения дополнительного образования.

6


Самостоятельная работа

Создание глоссария по теме «Экологическое воспитание»

Создание таблицы «Компоненты экологической культуры личности».

Подготовка к семинару «Формы и методы экологического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования».

Изучение опыта организации экологического воспитания в учреждении дополнительного образования.

6





Тема 11.

Особенности неформального образования детей и молодежи в общественных объединениях

Содержание учебного материала


36 час.

Тема 11.1. Детское общественное объединение как субъект неформального образования.

Тема 11.2. История становления детского общественного объединения как субъекта неформального образования.

Тема 11.3. Классификация и типология детских общественных объединений.

Тема 11.4. Принципы деятельности в детском общественном объединении.

Тема 11.5. Виды организационного оформления детского движения.

Тема 11.6. Символы и ритуалы детского движения.

Тема 11.7. Планирование деятельности в детском объединении.

Тема 11.8. Осуществление неформального образования в общественном объединении: проекты, программы, модели.

Тема 11. 9. Развитие лидерского потенциала личности в детском общественном объединении.

Тема 11.10. Организация деятельности волонтеров детских общественных организаций в системе дополнительного образования.

2

Контрольная работа

2

Практическая работа:

18 час.

Самостоятельная работа:

Подготовка глоссария по теме.

18 час.

Тема 12.

Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Содержание учебного материала



36 час.

Тема 12.1. Детская инвалидность в современном обществе. Общая педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятие реабилитация, индивидуального и индивидуально-коррекционного развития детей с особыми нуждами.

Тема 12.2. Проблемы социализации детей-инвалидов. Педагогическая диагностика детей с особыми нуждами. Содержание и структура индивидуальной программы социально-педагогического развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями.

Тема 12.3. Инклюзивное образование и перспективы его развития в учреждении дополнительного образования.

Тема 12. 4. Основные направления организации воспитания и обучения детей с особыми нуждами в учреждении дополнительного образования.

Тема 12.5. Содержание, формы и методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования.

Тема 12.6. Организация индивидуального обучения в детских объединениях центра дополнительного образования по индивидуальным образовательным программам, ориентированным на интересы и возможности ребенка с ОВЗ.

Тема 12.7. Безбарьерная среда в учреждении дополнительного образования.

2

Контрольная работа

2

Практическая работа:

Изучение нормативно-правовых документов

Семинар «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья».

Знакомство с деятельностью реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда» г. Сыктывкара.

Семинар «Содержание, формы и методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сравнительный анализ Рабочих программ.

Наблюдение и анализ занятия с детьми-инвалидами, встреча с сотрудниками реабилитационного центра.

Моделирование деятельности педагога дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ рабочих программ, ориентированных на обучение детей ограниченными возможностями здоровья.

18 час.

Самостоятельная работа:

18 час.

Подготовка к семинару «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья».

Подготовка методических материалов «Методы и приемы организации занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Подготовка к семинару «Содержание, формы и методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Изучение опыта работы учреждения дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Знакомство с Программами учреждений дополнительного образования «Безбарьерная среда»

Тема 13.

Социально-педагогическая работа с семьей в учреждении дополнительного образования.

Содержание учебного материала


16 час.

Тема 13.1. Семья как социальный институт. Основные функции семьи. Социальный статус семьи и ее типология

Тема 13.2. Основные направления взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования.

Тема 13.3. Содержание, формы и методы социально-педагогической работы педагога дополнительного образования с семьей.

Тема 13.4. Организационно-педагогическая работа учреждения дополнительного образования с родителями. Формы организационно-педагогической работы с семьей.

Тема 13.5. Социально-педагогическая работа педагога дополнительного образования с семьями, имеющими детей с особыми нуждами.

2

Контрольная работа

2

Практическая работа:

Семинар «Семья группы риска как объект социально-педагогической деятельности».

Изучение опыта работы учреждения дополнительного образования с семьей. Выступления с сообщениями.

Деловая игра «Родительское собрание в учреждении дополнительного образования».

Создание картотеки «Основные формы взаимодействия с родителями». Защита одной из форм.

Разработка модели «Социально-педагогическая работа с семьей в учреждении дополнительного образования».

8 час.

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинару «Семья группы риска как объект социально-педагогической деятельности».

Разработка конспекта родительского собрания на заданную тему.

Создание методических рекомендаций (буклета) «Консультация для родителей»

Разработка Положения о попечительском совете.

Разработка плана творческого отчета педагога дополнительного образования перед родителями.

Создание пакета диагностических методик, ориентированных на комплексное изучение семьи и внутрисемейных отношений.

8 час.

Тема 14.

Исследовательская и проектная деятельность в области дополнительного образования детей.

Содержание учебного материала

20 час.

Понятие социально-педагогического проектирования. Виды социально-педагогического проектирования. Требования к разработке социально-педагогических проектов. Методика разработки социально-педагогических проектов.

Тема 14.1.

Тема 14.2.

Тема 14.3.

Тема 14.4.

Тема 14.5.

Тема 14.6.

2

Контрольная работа

2

Практическая работа:

10 час.

Самостоятельная работа:

Создание глоссария по теме

10 час.

Тема 15.

Документационное обеспечение деятельности педагога дополнительного образования

Содержание учебного материала


54 час.

Тема 15.1. Истоки делопроизводства: информация, управление, документ. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждения дополнительного образования.

Тема 15.2. Классификация, унификация и стандартизация документации. Общие нормы и правила оформления документов.

Тема 15.3. Организационно-распорядительная документация: понятие, классификация, состав и оформление реквизитов.

Тема 15.4. Контроль исполнения документов и экспертиза ценности документов.

Тема 15.5. Типовое положение о детском объединении дополнительного образования и особенности в области социально-педагогической деятельности.

Тема 15.6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.

Тема 15.7. Документация, обеспечивающая учебный процесс.

Тема 15.8. Положения о мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, выставках, смотрах в учреждении дополнительного образования.

Тема 15. 9. Положение об учебном кабинете. Структура паспорта учебного кабинета.

Тема 15.10. Положение об итоговой аттестации воспитанников детских объединений дополнительного образования.

Тема 15.11. Защита персональных данных обучающихся.

Тема 15.12.Технические средства, применяемые в делопроизводстве.

2

Контрольная работа

2

Практическая работа:

Подбор примеров унифицированных систем документации.

Подготовка шаблонов, отражающих общие требования к оформлению документов.

Подготовка шаблонов и образцов, отражающих требования к организационно-распорядительной документации.

Выступления по теме: «Типичные структурные, синтаксические, морфологические и лексические ошибки».

Анализ документации детского объединения дополнительного образования.

Анализ документов учреждения дополнительного обрпазования.

Разработка положений о мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, выставках, смотрах в учреждении дополнительного образования.

Практическое освоение технических средств, применяемых в делопроизводстве.

27 час.

Самостоятельная работа:

27 час.

Составление словарика терминов и определений делопроизводства

Составление таблицы «Структура законодательной и нормативной базы делопроизводства»

Изучение опыта «Номенклатура дел в организации» с использованием Интернет-ресурсов.

Подготовка сообщений «Документооборот и формы его организации».

Изучение Закона № 152-ФЗ «О персональных данных».

Подготовка пакета типовых положений учреждения системы дополнительного образования.


Тема 16.

Управление системой дополнительного образования

Содержание учебного материала

Тема 16.1. Формирование и развитие науки об управлении.

Тема 16.2. Современные подходы к управлению. Менеджмент: сущность и характерные черты. Менеджмент в системе образования. Нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности.

Тема 16.3. Организация как объект управления. Структура организации.

Тема 16.4. - Тема 16.8. Основные функции управления. Характеристика функций управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

Тема 16.5. - 16.10.Основные законы, принципы и методы менеджмента

Тема 16.11. Принятие решений в организации. Методы и модели принятия управленческих решений.

Тема 16.12. Управление конфликтами в сфере образования.

Тема 16.13. Коммуникации как связующие процесса управления. Деловое общение и этикет.

Тема 16.14. Понятие эффективности управления, ее виды и показатели. Управление качеством образовательной системы в дополнительном образовании учащихся.

Тема 16.15. Контроль, учет и анализ работы в учреждении дополнительного образования.

Тема 16.16. Основы управления кадрами в системе образования. Система оценки деловых и личностных качеств персонала. Аттестация педагогических работников. Повышение квалификации педагогических работников.


54 час.

Практическая работа:

Выполнение заданий по сравнительной таблице «принципы управления, сформулированные А. Фойлем и Г. Эмерсоном».

Практические задания по применению ситуационного, процессного и системного подходов в менеджменте.

Семинар по теме «Функции управления».

Создание таблицы «Методы менеджмента в системе образования».

Решение задач по принятию управленческих решений.

Создание кластера «Виды управленческого контроля». Создание таблицы «Этапы процесса контроля».

Анализ видеофрагментов, выявление сущностных характеристик формальных групп.

Составление кластера «Признаки классификации задач принятия решений».

Анализ конфликтных ситуаций в сфере образования.

Семинар «Направления деятельности по повышению личной эффективности педагога дополнительного образования».

27 час.

Самостоятельная работа:

Подготовка глоссария по теме.

Изучение литературы по заданной теме. Подбор и анализ статей из СМИ по теме

Разработка схемы организационной структуры организации

Подготовка к семинару по теме «Функции управления».

Подготовка сообщений «Опыт стратегического управления деятельностью учреждения дополнительного образования».

Составление схемы классификации управленческих решений. Подбор по материалам периодической печати примеров управленческих решений.

Выявление основных задач кадровой службы и составление организационной структуры управления сотрудниками учреждения дополнительного образования.

Подготовка сообщения на тему

Подготовка к семинару «Направления деятельности по повышению личной эффективности педагога дополнительного образования».

27 час.



Максимальная нагрузка - 702 часа

Самостоятельная работа - 234 часа

Всего занятий 468 часов

Лекций - 234 часа

Практических занятий, семинаров - 234 часа



© 2010-2022