Программа по вокальному ансамблю

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ ДОД ЦЭВДМ г.о. Самара

_____________Шмакова Л.Ф.

« » г.


Принята на Педагогическом Совете

Протокол № ___

«___» _________ 2014г .




Дополнительная образовательная

программа по вокальному ансамблю


Срок реализации 5 лет

Возраст 9-14 лет






Автор:

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦЭВДМ г.о. Самара

Апряткина Ю.Э.





Самара

2014 г.

Пояснительная записка.

Основная задача образования - передача культурного опыта от поколения к поколению. Для решения этих задач на первый план выходит дополнительное образование, способное компенсировать консерватизм базового и охватить максимальное количество значимых выводов деятельности в области эстрадного пения, составляющих культуру человека.

Традиционные формы эстетического образования включают в себя:

  • Общеэстетическое образование как ознакомление с видами искусства, их историей, культурой вообще (такие как музыка, МХК, литература, история);

  • Общеэстетическое образование с освоением умений и навыков по отдельным видам искусства;

  • Общеэстетическое образование с углубленным изучением предметов культурологии и искусствоведения.

В основу программы положен принцип содействия индивидуальному развитию учащихся, предоставление ему возможности получения необходимого образования, в соответствии с индивидуальными особенностями и желаниями обучающихся и их родителей.

Программа направлена на глубокое развитие вокальных данных ансамблевого музицирования воспитанников и умения их применять свои знания в среде сверстников. Дает возможность социализации личности через ансамблевое и вокальное исполнительство.

Программа предусматривает ознакомление учащихся с основами вокального искусства и ансамблевому музицированию.

Важной составляющей программы является индивидуальный подход к обучению. Учебная работа направлена на выявление индивидуальных способностей и особенностей детей. При реализации программы учитываются психологические и физиологические особенности учащихся, уделяется особое внимание развитию их эмоционального состояния.

Актуальность программы состоит в следующем:

Развитие теоретических вопросов музыкально-эстетического воспитания продвигалось от усвоения элементов пения и музыкальной грамоты, ознакомления со спецификой музыки, ее выразительность средствами и строением произведений, от обретения элементарных навыков игры на музыкальных инструментах и приобретения историко-теоретических знаний в сторону овладения основами общей и музыкальной эстетики, особенностями проявления эстетической категории в музыкальном искусстве.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.

Программа «Вокальный ансамбль» отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, потому что возрос интерес общества к эстрадной музыке. Если ранее вокальным ансамблям или исполнителям было достаточно правильное и красивое исполнение под аккомпанемент фортепиано, то сейчас этого не достаточно. Зрители хотят видеть яркое выступление с привлечением хореографических номеров, с использованием современной аппаратуры звуко - и светотехники. Да и сами исполнители уже не ограничиваются спокойным стоянием и пением, им интереснее самим петь, танцевать, «играть» свой вокальный номер.

Программа построена по принципу воспитывающего обучения, принципу доступности учебного материала (усвоение знаний, умений, навыков от простого к сложному).

Цель программы:

  • привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения;

  • научить каждого учащегося владеть певческим голосом.

Задачи программы:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со строением певческого аппарата, развивать артикуляционный аппарат;

  • обучить детей вокальным навыкам;

  • научить детей владеть своим голосом, эмоциями, быть пластичными;

  • углубить знания детей в области музыки: классической, эстрадной;

Воспитательные:

  • привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • привить навыки сценического поведения;

  • формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

  • создать условия для возникновения интереса у учащихся к сольному, ансамблевому пению.

  • способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

  • развивать музыкально-эстетический вкус;

  • развивать музыкальные способности детей;

  • развивать активное, прочувствованное и осознанное восприятие лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • способствовать образному и пространственному мышлению, памяти, воображению, вниманию;

  • способствовать развитию положительных эмоций и волевых качеств.

Организация учебного процесса.

Программа рассчитана на 5 лет обучения для учащихся 9-14 лет. Групповые занятия по вокальному ансамблю проводятся с нагрузкой, исходя из учебного плана для каждого класса. Основной формой учебной и воспитательной работы является учебное занятие, продолжительностью 40 минут, проводимое в форме группового занятия педагога с учениками. За время обучения педагог должен научить учеников самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять вокальные произведения, а также сформировать у учащихся навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, вокальные способности и исполнительские навыки, навыки работы с микрофоном, навыки ансамблевого пения.

Вокальным коллективом проводится концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеет концертные выступления. Это результат, по которому оценивают работу ансамбля. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется с учётом традиционных праздников, мероприятий, проводимых в ЦЭВДМ, важнейшими событиями текущего года, а так же фестивалями и концертами, проводимыми различными досуговыми учреждениями города.

По окончании курса учащиеся получают первоначальное вокальное образование, овладевают навыками ансамблевого пения, приобщаются к мировому вокальному наследию. Навыки, приобретенные в процессе обучения в вокальном ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся и дают возможность впоследствии реализовать свои возможности в различных творческих коллективах.

По окончании курса обучения по данной программе, учащийся должен:

  • овладеть навыками ансамблевого пения;


  • максимально развить навыки вокального исполнительства:


  • правильно и грамотно использовать певческое дыхание;


  • чисто интонировать;


  • добиться ровность звучания голоса;


  • усвоить дикционные навыки, четкую ясную артикуляцию, мелодический и гармонический строй;


  • уметь добиться частного и общего ансамбля;


  • добиться унисона;


  • приобрести навыки пения a cappella;


  • исполнять различные штрихи и нюансы;


  • обладать хорошим музыкально - эстетическим вкусом;


  • повысить общий культурный уровень.

Контроль и учет успеваемости.

Формы контроля образовательного процесса в классе вокального ансамбля:


  • выступление на концертах и конкурсах в течение учебного года.

Контрольные мероприятия позволяют определить следующие показатели:


  • уровень общих музыкальных способностей;


  • уровень певческих навыков;


  • уровень исполнительского мастерства;


  • навыки ансамблевого исполнительства;


  • воплощение художественного образа;


  • умение держаться на сцене, свободно и пластично двигаться (без ущерба для вокального исполнительства);


  • умение пользоваться микрофоном (эстрадный ансамбль);


  • умение работать с фонограммой -1.

Структура занятия урока вокала.


  • Настройка певческих голосов;

  • Распевание;

  • Пение вокализов;

  • Работа над произведением;

  • Анализ занятия.

Особое внимание уделяется подбору репертуара.

Критерии подбора репертуара:

  • Возможность исполнения произведения в рамках творческого имиджа коллектива (исполнителя).

  • Художественный текст, возрастной подход.

  • Сочетание художественных и технических возможностей исполнителя и творческих замыслов по постановке номера.

  • Технические возможности коллектива.

Вокально - певческая работа включает в себя:

  • Подготовку вокального аппарата;

  • Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;

  • Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

  • Развитие чувства ритма.

За период обучения учащиеся должны овладеть объемом знаний и навыков, предлагаемых данной программой. Обучение по данной программе рекомендуется учащимся с выявленными вокальными данными.

Вокальный ансамбль соединяет в себе особенности хорового и сольного пения, что позволяет включать в репертуар коллектива многоголосные произведения, не прибегая к нивелировке тембров с одной стороны, и обрабатывать произведения, написанные для соло не боясь нарушить авторский замысел.

Одной из основных задач является постоянный контроль чистоты интонирования, как в нутрии партии (если она дублируется), так и в целом.

Ансамблевое пение позволяет следить за качеством звучания каждого участника, вырабатывая, в то же время, навыки коллективного исполнения.

В ансамбле все голоса должны быть слышны, сливаясь воедино, но поскольку идеально сливающиеся между собою голоса встречаются не всегда, педагогу необходимо при распределении участников по партиям учитывать следующее:

  • уровень подготовленности учащихся;

  • индивидуальную тембральную окраску голоса;

  • художественный замысел композитора;

  • поэтический текст (если таковой есть);

Принципы обучения:

  • доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;

  • последовательности и систематичности изложения;

  • принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся,

  • оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса.

Формы контроля за качеством образовательного процесса:

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:

  • открытые уроки;

  • выступления ансамблей;

  • вокальные конкурсы;

  • полугодовые и годовые отчетные концерты.

В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки-концерты, интегрированные уроки. Вокальные коллективы выступают на праздничных концертах, участвуют в конкурсах и поют разноплановую музыку.

Условия реализации программы.

  1. Материально - технические условия.

  • Помещение с дневным и вечерним освещением (учебные классы, студия записи голоса).

  • Актовый зал.

  • Фортепиано.

  • Магнитофон.

  • Фонограммы.

  • Микрофоны.

  • Компьютер

  • Костюмы.

  1. Методическое обеспечение.

  • Нотные сборники.

  • Методическая литература.

  • Ресурсы интернета.

Ожидаемый результат.

1 год обучения.

Учащиеся должны уметь выступать и заканчивать пение по дирижерскому жесту, уметь плавно вести мелодию, знать некоторые музыкальные термины, уметь пользоваться активным дыханием, знать нотную грамоту (начальный этап), уметь эмоционально исполнять вокальные номера.

2 год обучения.

К завершению 2 года обучения учащиеся должны уметь правильно артикулировать, уметь петь в унисон с другими исполнителями и с фортепиано, знать некоторые музыкальные термины уметь исполнять мягко окончание слов и слогов.


3 год обучения.

Учащиеся должны научиться петь в унисон a cappella; уметь петь 2-х голосие, знать музыкальную грамоту, уметь петь партитуру песен; знать понятие «сапоn», уметь его петь, владеть микрофоном, уметь работать с фонограммой без мелодической поддержки, уметь быть солистом.

4-5 года обучения.


Учащиеся должны уметь передать эмоциональное настроение произведения, знать законы звукообразования, уметь держать ритмический и гармонический ансамбли, уметь образно воплощать на сцене вокальные номера, свободное владение знаниями, умениями и навыками в области вокально-ансамблевого исполнительства: умение читать с листа вокальные партии (одно, двух, трехголосие);


Учебно-тематический план по предмету «Вокальный ансамбль»


1 год обучения.


№ п.п



Тема и разделы

Количество часов

ВСЕГО

теория

практика

1.

Диагностика, комплектование групп

2

-

2

2.

Слушанье музыки

2

-

2

3

Певческая установка

12

4

8

4.

Работа над певческим репертуаром

20

-

20

ИТОГО

36

4

32

2 год обучения.


№ п.п

Тема и разделы

Количество часов

ВСЕГО

теория

практика

1.

Диагностика

2

-

2

2.

Слушание музыки

2

-

2

3

Певческая установка

10

-

10

4.

Работа над певческим репертуаром

22

-

22

ИТОГО

36

-

36


3 год обучения


№ п.п.

Тема и разделы

Количество часов

ВСЕГО

теория

практика

1

Диагностика

2

-

2

2

Слушание музыки

2

-

2

3.

Певческая установка

6

-

6

4

Работа над певческим репертуаром

25

-

25

ИТОГО

36

-

36


4 год обучения.


№ п.п.

Тема и разделы

Количество часов

ВСЕГО

теория

практика

1

Диагностика

2

-

2

2

Слушание музыки

2

-

2

4.

Певческая установка

6

-

6

5.

Работа над певческим репертуаром

26

-

26

Итого

36


36









5 год обучения


№ п.п.

Тема и разделы

Количество часов

ВСЕГО

теория

практика

1

Диагностика

2

-

2

2

Слушание музыки

2

-

2

3.

Певческая установка

8

-

8

4.

Работа над певческим репертуаром

24

-

24

Итого

36


36

Содержание программы «Вокальный ансамбль».

1 год обучения


1. Днагностика и комплектование групп.

Педагог проводит набор детей в вокальный ансамбль и в соответствии с их музыкальными данными и возрастными особенностями проводит формирование групп.

Изучается уровень музыкальности по параметрам: слух, музыкальная память и музыкальный ритм. Анализ полученных результатов ложиться в основу подбора приемов работы, формировании репертуара.

2.Слушанье музыки

Учащиеся знакомятся с песенным творчеством композиторов Ю. Чичкова, Б.Савельева, В. Шаинского, П. Крылатова слушают аудио записи детских песен.

3. Певческая установка

Унисон - означает однозвучное, одноголосное и произошло от латинских слов Unis-1, sonus - звук. Унисон может означать слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по высоте. При унисонном звучании между составляющими его голосами или инструментами возникает интервал прима. Хормейстер должен работать над достижением унисона всего хорового коллектива с помощью однотипного дыхания, одной манеры воспроизведения звука.

Ансамбли - совместное исполнение - подразумевает наличие музыки, написанной для совместного исполнения и также может означать согласованность исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями. Важно объяснить учащимся, что от их слитного звучания зависит целостное восприятие музыкального произведения. Ансамбли выстраиваются по горизонтали и по вертикали.

Голосоведение - движение голосов. На занятиях дается определение голосоведение, рассказывается об их видах. Понятие музыкальных терминов легато (связное исполнение), нон легато (не связанное исполнение), стаккато (острое отрывистое исполнение). Законы голосоведения при различных приемах воспроизведения звука.

Дыхание - педагог рассказывает о типах дыхания (ключичное, грудное, нижне-ребериое, брюшное), дает их объяснение, показывает иллюстрацию плакатов с правильным дыханием.

Осанка певца - правильное положение корпуса, ног и рук поющего. Педагог рассказывает и показывает детям как нужно сидеть или стоять во время пения. Дикция - средство донесения текстового содержания произведения, одно из средств художественной выразительности. Понятие артикуляционного аппарата. Особенности произношения гласных при пении.

Фразировка - деление на части, фразы музыкального произведения. Значения дыхания для фразеровки.

4 .Работа над певческим репертуаром

Работа над певческим репертуаром ведется согласно репертуарным спискам с
учетом теоретических знаний и певческих умений.

2 год обучения.

1.Диагностика

Ведется изучение уровня заинтересованности воспитанников. Выявление уровня знаний, умений и навыков осуществляется при наблюдении за воспитанниками на текущих занятиях, при конкурсных, концертных выступлениях. Анализ полученных результатов ложиться в основу подбора приемов и методик работ, формирования репертуара и индивидуальной работы с воспитанниками, способствующими полному раскрытию их музыкальных способностей.

2.Слушанье музыки

Воспитанники продолжают знакомиться с песенным творчеством композиторов-классиков и современных композиторов (Например: П.И. Чайковский, Ц. Кюи. Ю.Чичков, В.Шаинский, Е.Крылатов, Б.Савельев, Г.Струве) и др. Воспитанники слушают народные песни в исполнении детских вокальных коллективов.

3.Певческая установка

Унисон, ансамбль, голосоведение расширяет знание учащихся в области звуковедения, проводится творческие задания на тему «Главный голос леса», «Различные голоса природы», «Перекличка птиц» и др..

Охрана голоса учащимся рассказывают о физиологических особенностях детского голоса, о возрастных особенностях голоса, о правилах сохранения здорового красивого голоса.

4. Работа над певческим репертуаром

Работа над певческим репертуаром ведется согласно требованиям репертуарных списков. В работу включаются произведения с элементами многоголосья.

3 год обучения.

1. Диагностика

Анализ полученных результатов ложиться в основу подбора приемов и методик работ, составление репертуара и работы с воспитанниками, направленной на формирование позитивного отношения к пению в ансамбле, к развитию их нравственных качеств.

2.Слушанье музыки

В материал для слушанья включаются произведения из музыкальных спектаклей русских, зарубежных и российских композиторов. Ведется анализ прослушанной музыки. Уделяется больное внимание слушанью народной музыки.

3. Певческая установка

При работе над Русской народной песней в распевании отводится большое внимание непосредственному восприятию фольклора: слушание в записи народных песенных образцов, направленных на развитие активного восприятия музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа.

«Многоголосия» рассказывает учащимся об истории возникновения и распространения многоголосной музыки. Дается понятие «гомофонии» и «полифонии». И.С.Бах и его роль в развитии полифонии.

«Канон» подразумевает пение канонов на основе русских народных песен.

«Дыхание» - закрепляет знания учащихся о видах дыхания. Цепное дыхание учит детей незаметному «вливанию» в мелодическую линию произведения, важно объяснить ребятам, что такое дыхание берется как бы по цепочке разными участниками ансамбля.

«Вокальный слух» - знакомит учащихся с различными видами слуха. Педагог объясняет, что музыкальный слух может быть абсолютным, но это не связано с любовью к музыке. Самое главное, чтобы музыкальный или абсолютный слух были связаны с музыкальностью ребенка. Внутренний слух.

4.Работа над певческим репертуаром

Работа над певческим репертуаром ведется согласно требованиям репертуарных списков. В работу включаются произведения с элементами многоголосья.

4 год обучения.

1. Диагностика

Диагностика знаний, умений и навыков проходит в течение года на занятиях, концертных и конкурсных выступлениях. Анализ полученных результатов ложиться в основу подбора приемов и методик работ, формирования репертуара и работы с воспитанниками, направленной на формирование нравственно - духовной личности.

2.Слушанье музыки.

Происходит прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, а также формирование осознанного восприятия музыкального произведения. Педагогом раскрывается содержание музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств. Важно научить детей «погружаться» в музыку. В процессе обучения происходит формирование у школьников умения воспринимать и исполнять музыку.

3.Певческая установка

Многоголосное пение предполагает исполнение двух- и трехголосных вокальных произведений с аккомпанементом и a-ccapella.

Ведется постоянная работа над дыханием, атакой звука. Учащиеся закрепляют навыки правильного дыхания, сами могут проиллюстрировать различную атаку звука, как средство выразительности, в зависимости от характера и эмоциональности исполнения.

Воспитанники ансамбля знакомятся с техническими средствами обучения, учатся правильно владеть микрофоном, продолжают совершенствовать свои умения в исполнении вокальных номеров в сопровождении фонограммы.

4. Работа над певческим репертуаром

В репертуар ансамбля активно вводятся многоголосные произведения, произведения с элементами вокализа, готовятся конкурсные и концертные программы.

5 год обучения.

1. Диагностика

Диагностика знаний, умений и навыков проходит в течение года на занятиях, концертных и конкурсных выступлениях. Анализ полученных результатов ложиться в основу подбора приемов и методик работ, формирования репертуара и работы с воспитанниками, направленной на формирование нравственно - духовной личности.

2.Слушанье музыки.

Происходит прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, а также формирование осознанного восприятия музыкального произведения. Педагогом раскрывается содержание музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств. Важно научить детей «погружаться» в музыку. В процессе обучения происходит формирование у школьников умения воспринимать и исполнять музыку.

3.Певческая установка

Многоголосное пение предполагает исполнение двух- и трехголосных вокальных произведений с аккомпанементом и a-ccapella.

Ведется постоянная работа над дыханием, атакой звука. Учащиеся закрепляют навыки правильного дыхания, сами могут проиллюстрировать различную атаку звука, как средство выразительности, в зависимости от характера и эмоциональности исполнения.

Воспитанники ансамбля знакомятся с техническими средствами обучения, учатся правильно владеть микрофоном, продолжают совершенствовать свои умения в исполнении вокальных номеров в сопровождении фонограммы.

4. Работа над певческим репертуаром

В репертуар ансамбля активно вводятся многоголосные произведения, произведения с элементами вокализа, готовятся конкурсные и концертные программы.

Методические основы программы.


Педагогами вокального ансамбля были разработаны и подготовлены методические рекомендации к урокам.

Наглядный материал:

  • Портреты композиторов;

  • Нотный стан;

  • Музыкальные произведения в CD записи.



Рекомендуемая литература

  1. Барнищенкова Г.И. Азбука хореографии. СП., 1996.

  2. Денисов И.В. Загадки Терпсихоры. М, 1994.

  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1999.

  4. Емельянов В.В. Методика работы с хором. М., 1988.

  5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. С - П. 1997г.

  6. История русского драматического театра. В 7-ми тт. М., 1977-1987.

  7. История зарубежного театра. В 4-х тт. М., 1981-1984.

  8. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л., Музыка, 1988.

  9. Никитин В.В. Основы танца модерн. М., 1992.

  10. Струве Г.А. Школьный хор. М., Просвещение, 1981.

  11. Соколов В.Г. Работа с детским хором. М., Музыка, 1981.

  12. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. «Прометей» 1992г

  13. Телегин В. А. Экспериментальная программа и методические рекомендации по предмету «Ритмика и танец». СП., 1992.

  14. Ушкарев А.У. Основы хорового письма. М., Музыка, 1986.

  15. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987.

  16. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М, Музыка, 1985.

Рекомендуемые сборники

1. Аренский А., Ребиков В. Детские песни. М., 1996 г.

2. Басок М. Произведения для детского хора. Выпуск 1-2. Екатеринбург 1992г.

3. Блантер М. Песни., М. «Советский композитор». 1963г.

4. В старых ритмах. Выпуск 1. Составитель Модель В., Л. «Советский композитор» 1990г.

5. Лядов А. Детские песни в сопровождении фортепиано. М.,1988 г.

6. Крылатов Е. Крылатые качели. М. 2001г.

7. Кюи Ц. Избранные хоры. Киев 1986г.

8. Любуюсь родина тобой. Составитель Горлов Н. М. «Музыка» 1979г.

9. Музыка в школе. Выпуск 1. Сост. Сергеева Г. М., 2000г.

10. Марченко Л. Мир нужен всем. Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. М.1988г.

11. Мусоргский М. Песни и хоры для детей. Сост. Жданова Г. 1984г.

12. Нижегородские соловушки. Сост. Попов В. Нижний Новгород 1996г.

13. Наши любимые песни. Выпуск 1-4., М.2001г.

14. Песни и романсы из репертуара Надежды Обуховой. М.1968г

15. . Пахмутова А. Песни для детского хора.М.1983г.

16. Петров А. «Синяя птица» М. 1985г.

17. Произведения американских композиторов. Лирический джаз., Ростов-на-Дону. «Феникс» 1999г.

18. Песни радио, кино и телевидения. Выпуск 46. М. «Музыка» 1982г.

19. Песни в танцевальных ритмах. Выпуск 1., М. «Музыка» 1964г.

20. Ровнер «Вокально-джазовые упражнения»

21. Русские народные песни. Выпуск 6. Составитель Зацарный Ю. М. «Советский композитор» 1985г.

22. Русские народные песни. Из репертуара С. Лемешева. М. «Музыка» 1964г.

23. Славкин М. Песни и хоры для детей.,М. 1999г.

24. С песней по жизни. Выпуск 3. Составитель Модель В., Л. «Советский композитор» 1985г.

25. Школа хорового пения. Выпуск 1.сост. Бандина А., Попов В. М 1966г.



© 2010-2022