• Преподавателю
  • Другое
  • Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематический план



  1. Тема «Я учусь учиться»

  2. Цель: Активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка.

  3. Задачи:

1) Развитие навыков произвольного внимания и восприятия.

2) Формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти.

3) Обучение приемам аналитико-синтетической деятельности.

4) Знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности.

5) Формирование связной и последовательной речи учащихся.


  1. Категория участников: учащиеся третьих классов.

  2. Форма проведения: групповые занятия.

  3. Количество часов: 20.

  4. Режим работы: раз в неделю.

  5. Используемая литература: Т.Н. Князева «Я учусь учиться» Психологический курс развивающих занятий для младших школьников.

  1. Оборудование: тетради, раздаточный материал к занятию (тексты, памятки, серии картинок, математические задания, и т.д.), мяч, анкеты.


Наименование разделов, тем

Задачи занятия


Содержание занятия

Вводная часть

Основная часть

заключительная

1.



Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

2.



Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

3.

Тема «Вводно-диагностическое занятие»




Тема «Смешной и грустный Человек Рассеянный».



Тема «Как мы воспринимаем информацию»

1. Диагностика учебной мотивации к началу 3 класса.

2. Изучение индивидуальных особенностей развития интеллектуально - познавательных функций (внимание, память, мышление).


1. Развитие произвольного внимания и восприятия.

2. Формирование мотивационной направленности на действие контроля.

1. Развитие целостности и осознанности восприятия у детей.

2. Развитие произвольного внимания.

3. Формирование мотивационной направленности на действия внимания и восприятия.

1. Ориентировка в содержании занятия.

2. Вопросы к психологу.



1. Вводная беседа.



1.Проверка зрительного восприятия.

2. Эвристическая беседа.

3. Диагностика мотивации

(Анкета школьной мотивации).

4. Диагностика мышления:

А) «Матрицы Равенна»

Б) «Исключение лишнего»

5. Игра «Что изменилось»

6. Диагностика памяти «Проверим свою память» Диагностируется слуховая, зрительная и механическая память.

2. Диагностическая игра на внимание «10 отличий».

3. Игры и упражнения на развитие внимания и восприятия:

«Что изменилось»

«Узнай меня»

«Шифровка»

3. Игры-тренинги на развитие восприятия.

«Угадай мелодию»

«Узнай произведение»

«Восстанови пример»

7. Подведение итогов занятия.

8. Домашнее задание

Сделать по любой фигуре к игре «Что изменилось».



4. Подведение итогов занятия.

5. Домашнее задание

Написать алгоритм к рисунку.


4. Подведение итогов занятия.

Вывод: что пока получается с трудом, будет получаться, если в этом потренироваться.

5. Домашнее задание

«Восстанови текст»

4.



Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

5.



Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

6.

Тема «Секреты нашей памяти»



Тема «Развиваем память»



Тема «Образ и мысль»




1. Расширение объема и развитие зрительной памяти.

2. Развитие слуховой механической памяти.

3. Развитие произвольного восприятия и воспроизведения.

1. Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания.


1. Развитие монологической речи на наглядно-образной основе.

1. Вводная беседа по книжке А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти»


1. Вводная беседа «Почему некоторый материал трудно запоминать».

2. Цель данного занятия.


1. Построение последовательного ряда сюжетных картин.

2. Развитие зрительной памяти:

«Развитие наблюдательности»

«Узнавание фигур»

3. Развитие слуховой памяти:

«Снежный ком»

«спрятанные числа»

3. Развитие образной памяти на основе ассоциаций.

Методика «Пиктограмма»

4. Запоминание на основе логического объединения.

5. Запоминание текста по опорным словам.

Текст «Галка»

2. Упражнение «Коллективный монолог»

3. Создание образа на основе отдельных понятий и его логическая вербализация.

4. Подведение итогов занятия

«Чтобы лучше запоминать, надо в этом упражняться».

5. Домашнее задание

Описать по памяти игрушку, показанную психологом.

6. Подведение итогов занятия

- Какие три способа запоминания вы узнали?

7. Домашнее задание

Применить любой способ.

4. Домашнее задание

Нарисовать рисунки к своему рассказу.

5. Методика неоконченных предложений.

6. Подведение итогов занятия.

7.



Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

8.




Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

9.

Тема «Думаем играя»



Тема «Как Колобок превращается в Кубик»




Тема «Общее в различном»



1. Развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания.

2. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений.

1. Анализ существенных и несущественных признаков.

2. Сравнение предметов.



1. Развитие обобщения на наглядно-образном и вербальном уровне.

2. Обучение приемам групповой (парной) работы.

1. Эвристическая беседа.

Основная мысль беседы: наблюдая за различными предметами и явлениями, мы лучше понимаем их и то, что с ними связано.

1. Эвристическая беседа

Визуальный анализ предметов для более детального сравнения их свойств.



1. Вводная беседа

Цель занятия - научиться находить главные и неглавные свойства (признаки) у различных объектов.

2. Установление причинно-следственных отношений на основе житейских наблюдений.

3. Игра «Угадай причину»

4. Самостоятельная работа

По карточкам.


2. Выделение существенных и несущественных признаков.

3. Игра «Угадай-ка»



2. Упражнения в обобщении

«Назови лишнее»

Игра «Убери лишнее, назови общее»

4. Самостоятельная работа

Записать ряд объектов, которые относятся к одному и тому же понятию, и включить в них лишний.

5. Подведение итогов занятия.

6. Домашнее задание.



4. Подведение итогов занятия.

- Как же среди различных признаков предметов отличить главные признаки от неглавных.

5. Домашнее задание.

Выписать в два столбика существенные и несущественные признаки предметов и явлений: кошка, зима, школа.

5. Поведение итогов занятия.

Оценить сложность заданий.

6. Домашнее задание

Записать цепочку слов, которые можно обозначить одним словом.

1Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 классаСистемный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса0.



11.



12.

Тема «Развиваем мышление»



Тема «История о человеке, который нашел время»



Тема «Учимся задавать вопросы»



1. Развитие аналитико-синтетического мышления.

2. Формирование образного и понятийного обобщения.

3. Развитие навыков учебного сотрудничества.

1. Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности.

2. Знакомство с приемами планирования своей деятельности.

1. Обучение приемам постановки различных вопросов.

2. Формирование умения анализировать в вопросительной форме.

3. Развитие познавательной активности.

1. Вводная беседа.

Сообщение цели занятия.



1. Вводная беседа.

Что значит, ты потерял много времени.

2. Упражнение, обобщающее смысл беседы.


1. Аналитическая беседа, направленная на осознание детьми роли логической интонации при постановке смыслового вопроса.

2. Игра «Мозаика»

3. Практическая работа «Ловушки»

4. Игра «Что это?»

5. Творческая работа в парах

Придумать три цепочки для обобщения.


3. Знакомство приемами планирования: «конструирование плана», «исправление деформированного плана».


2. Игра «Да-нетка»

3. Самостоятельная работа на развитие умения анализировать текст в форме вопросов.

4. Игра «Больше вопросов»

6. Подведение итогов занятия

Дать оценку каждому виду работ, выполненных на занятии, по предложенным критериям.

4. Подведение итогов занятия.

Назвать план проведенного занятия.


5. Подведение итогов занятия.

6. Домашнее задание.

Придумать 5 вопросов о природных явлениях одного из времен года, так, чтобы по вопросам можно было догадаться, о каком времени года идет речь.

1Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса3.



14.



Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

15.




16.



Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

17.



Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

18.




19.


Системный курс коррекционо -развивающих занятий по программе Я учусь учиться для учащихся 3 класса

20.

Тема «Учимся отвечать на вопросы»



Тема «Что такое цель и зачем она нужна»



Тема «Как достичь цели»




Тема «Учимся планировать»



Тема «В лабиринте информации, или Приемы работы с текстом»


Тема «Как я работал редактором»



Тема «В мире образов»



Тема «Как преодолеть неуверенность в себе».

1. Формирование умений строить суждения как ответ на вопрос, развитие связной речи.

2. Развитие умения ориентироваться в тексте с целью нахождения ответа на вопрос.

1. Развитие умения определять цель предстоящей деятельности.

2. Осознание содержания с точки зрения ее цели.


1. Обучение целеполаганию и планирванию.

2. Формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение).

3. Развитие связной речи.


1. Обучение составлению плана-алгоритма деятельности.

2. Развитие навыков самоконтроля.

3. Развитие навыков учебного сотрудничества.


1. Обучение приемам целеполагания, планирования и анализа текста с целью его осмысления и выбора нужной информации.


1. Формирование навыков контроля и самооценки.

2. Развитие умения классифицировать ошибки.

3. Развитие связной речи.


1. Развитие репродуктивности и творческого воображения.

2. Знакомство с приемами создания образов.

1. Развитие навыков положительного оценивания личности.

2. Формирование мотивации достижения.

3. Развитие рефлексивных действий.

1. Вводная беседа направлена на формирование эмоционально-познавательной мотивации на предстоящий анализ вопросов и ответов.

1. Вводное упражнение с последующей беседой с целью мотивировать детей на необходимость целеполагания.


1. Вводная беседа на знакомство с особым видом мыслительных задач.



1. Групповая работа по конструированию плана-алгоритма.



1. Сообщение темы и целей работы на занятии.


1. Вводная беседа, направленная на активизацию эмоциональной памяти.



1. Лекция-беседа: зачем человеку воображение.



1. Тренинг «Презентация».

2. Упражнение в построении суждений

3. Игра «Поиск»

4. Самостоятельная работа по построению диалога.


2. Упражнение в определении цели действия.

3. Игра «Цепочка целей».

4. Самостоятельная работа по определению цели деятельности.

5. Упражнения в определении учебных целей.

2. Построение плана решения задач на обобщение «Найди девятый».

3. Упражнение на использование плана-алгоритма.

4. Самостоятельная работа по переносу действий в самостоятельную деятельность.

5. Упражнение на составление плана.

2. Игра «Перепутанный сюжет».

3. Самостоятельная работа на проверку у учащихся способности осмысливать каждый пункт плана.


2. Групповая аналитическая работа с текстом:

Ι Этап - чтение текста, выделение главной мысли, составление плана.

ΙΙ Этап - выделение опорных слов.

ΙΙΙ Этап - рисование рисунка к пунктам плана.

2. Исправление деформированного текста.

3. Игра «Лови ошибку»

4. Составление предложений из отдельных слов.

5. Исправление ошибок и их классификация.


2. Игры на развитие воображения: «Коллективный рисунок», «О чем эта музыка?»

3. Достраивание образов и их вербализация.

4. Коллективный рассказ.

2. Тренинг «Комплименты»

3. Игра «Преобразование»

5. Подведение итогов занятия.



6. Подведение итогов занятия.



6. Подведение итогов занятия

7. Домашнее задание

Придумать закономерность из цепочки букв и записать план-алгоритм.


4. Подведение итогов занятия



3. Подведение итогов занятия.

Выступление каждой группы с анализом своей работы.


6. Подведение итогов занятия.



4. Подведение итогов занятия.



4. Подведение итогов занятия.

5. Аплодисменты






© 2010-2022