Рабочая программа по ДПИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги, которыми было установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника - оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Декоративно-прикладное искусство» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Таким образом, духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Цели и задачи духовно - нравственного развития и воспитания:

  • Определены в сфере личностного развития;

  • Определены в сфере общественных отношений;

Авторская рабочая программа «Декоративно-прикладное искусство» разработана для занятий с учащимися 3-6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Программа «Декоративно-прикладное искусство» адресована учащимся начальной и средней школы.

Цели кружковой работы

1.Формирование образа жизни ребенка, предусматривающего погружение в мировую художественную культуру

2. Развитие творческих способностей школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

3.Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

4. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу - и не забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю - и понимаю.

5.Творческая самореализация обучающихся.

Задачи

Развивающие:

-Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд

-Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся

-Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

-Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

-Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Обучающие:

-Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

-Обучение различным приемам работы с бумагой.

-Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций.

-Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.

-Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.

Воспитательные:

-формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

-Привитие навыков работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.

-Расширение коммуникативных способностей детей.

-Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

-Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный

(устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный

(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)

• практический

(выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный

(дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

• репродуктивный

( учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

• частично-поисковый

( участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)

- исследовательский

(самостоятельная творческая работа учащихся)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой - организация работы в группах

• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Задания направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства: аппликация, бисероплетение, лепка, изонить, вышивка. Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами применяемыми в ДПИ; развитие стремления к общению с декоративно - прикладным искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Занятия проводятся:

  • в 3-4 классе - 1 часа в неделю;

  • в 5 классе - 1 час в неделю.

  • в 6 классе - 1 час в неделю.

Итого в течение 5 лет: 170 часов.

По ходу занятий учащиеся посещают, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области ДПИ выдающихся мастеров.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки - ярмарки творческих работ школьников.

Учебно - тематическое планирование рабочей программы художественно - эстетической направленности «Декоративно - прикладное искусство» рассчитано на 5 лет. Разработано на основе примерной программы по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в учащиесяся должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • о видах декоративно-прикладного искусства (лепка, бумагопластика, бисероплетение, вышивка.);

  • создание как плоских, так и объемных изделий

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала )

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации - выставка.

5. Формы и виды контроля

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:
- в классе,
- в школе,
- в библиотеке.
Выставки могут быть:

однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Итоговый контроль по окончании изучения программы, в форме выпускной авторской практической работы.

Предусматривается организация творческих отчетов коллектива.

Программа создает условия для тесного сотрудничества с родителями по привлечению их к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности школы.

Методические рекомендации

Данная программа адаптирована для учащихся начальных и средних классов. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в разных техниках.

Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы учитель использует аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека

В группу первого года обучения принимаются все желающие. Такой количественный состав позволяет учителю обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности. Задания направлены на активизацию наблюдательности и фантазии; умению пользоваться необходимыми материалами. Внимание уделяется организации рабочего места. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Большое значение на этой ступени обучения имеет использование воспитывающих и развивающих возможностей дидактических игр. Набор детей производится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся.

На втором году - дети закрепляют уже полученные знания, умения и навыки. Овладевают более сложными приемами. Подход к составлению тематической композиции становится более осмысленным. Большее внимание уделяется индивидуальным практическим занятиям.

В данной программе большое внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам. Результат обучения - изготовление авторских работ. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает образ, разрабатывает эскиз, выбирает материал, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла, до краткого изложения, обучаемые представляют на защите творческой работы.

Для решения образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приемы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны.

Методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения;

  • интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства);

Данные методы конкретизируются по трем группам:

-словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;

-наглядные - показ технических приемов демонстрация наглядных пособий и образцов изделий;

-практические - упражнения по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы

Принципы обучения:

«От простого к сложному»

Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.

"Знай, где узнать".

Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества обучающихся. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.

"От повтора через вариации к импровизации".

Системная работа по подготовке к самостоятельному творчеству должна проходить через поисковый подход к деятельности.

" Творим вместе".

Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.

"Творим рядом".

В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.

"Проверь себя".

Необходимым условием эффективного влияния на развитие ребенка является включение в структуру занятий художественно-дидактических игр и элементов соревнований.

Занятия предполагают теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.

Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.

Особое место уделяется экскурсиям. Посещение музеев, выставочных залов, галерей повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию обучающихся.

Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Тематическое планирование составлено на 5 лет обучения. Далее содержание занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей

Содержание внеурочной деятельности на ступени начального общего образования

Цели и задачи внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Вид внеурочной деятельности: ДПИ

Предполагаемые формы работы внеурочной деятельности.

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Художественно-эстетическое

Декоративно-прикладное искусство-ДПИ:

«Аппликация», «Бисероплетение», «Лепка», «Вышивка», «Изонить».

Занятия в классе. Создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций






Декоративно-прикладное творчество. 3-4 класс.

Дата

Тема занятия

Кол-во час

теория

практика

1. Введение. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания изделий ДПИ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

1

-

2. Бумагопластика

10

1

9

2.1 Элементы оригами. Квилинг.

Что такое бумажное конструирование.

Техника бумажной скульптуры

1

1

2.2 Выбор фигуры.

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3

-

3

2.3 Приемы работы оригами, квилинга.

Заготовка модулей, полос.

Способы закручивания.

Самостоятельная работа выбранной фигуры.

6

-

6

3. Бисероплетение

10

1

9

3.1 Правила выполнения «французского плетения»

1

1

-

3.2 Практическая работа «Изготовление объемных цветов»

6

-

6

3.3 Бисерная цепочка. Виды плетения:

«крестик» и его варианты «лесенка», «восьмерка»

3

-

3

4. Вышивка.

9

1

8

4.1 Вышивка крестом. Картина «Жасмин»/ «Мотоцикл»

5

0,5

4,5

4.2 Изонить. Картина «Букет ромашек»

4

0,5

3,5

5. Соленое тесто

3

-

3

5.1 Картина из соленого теста «Виноградная лоза»

3

-

3

6. Творческая деятельность.

Защита проектов.

1

-

1

Итого 34 часа





Декоративно-прикладное творчество. 5 класс.

Дата

Тема занятия

Кол-во час

теория

практика

1. Введение. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания изделий ДПИ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

1

-

2. Бумагопластика

10

1

9

2.1 Модульное оригами. Что такое бумажное конструирование. Техника бумажной скульптуры

1

1

2.2 Выбор фигуры. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

4

-

4

2.3 Приемы работы оригами.

Заготовка модулей. Самостоятельная работа выбранной фигуры.

5

-

5

3. Бисероплетение

6

-

6

3.1 Глициния

5

-

5

3.2 Техника «Французского плетения»

1

-

1

4. Вышивка.

10

-

10

4.1 Вышивка крестом. Картина «Попугай»

10

-

10

5. Соленое тесто

6

-

6

5.1 Картина из соленого теста «Каллы»

6

-

6

6. Творческая деятельность.

Защита проектов.

1

-

1

Итого 34 часа








Декоративно-прикладное творчество. 6 класс.

Дата

Тема занятия

Кол-во час

теория

практика

1. Введение. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания изделий ДПИ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

1

-

2. Бумагопластика

10

1

9

2.1 Модульное оригами. Что такое бумажное конструирование. Техника бумажной скульптуры

1

1

2.2 Выбор фигуры. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

4

-

4

2.3 Приемы работы оригами.

Заготовка модулей. Самостоятельная работа выбранной фигуры.

5

-

5

3. Бисероплетение

6

-

6

3.1 Глициния

5

-

5

3.2 Техника «Французского плетения»

1

-

1

4. Вышивка.

10

-

10

4.1 Вышивка крестом. Картина «Попугай»

10

-

10

5. Соленое тесто

6

-

6

5.1 Картина из соленого теста «Каллы»

6

-

6

6. Творческая деятельность.

Защита проектов.

1

-

1

Итого 34 часа








Согласовано: Приказ №_____

Утверждаю: от «__»__________2015г.

Зам. директора по УР: Директор «Коротановская ООШ»

_______________________ ___________________________

«____»___________2015г.



Рабочая программа

по Декоративно-прикладному искусству

для 3 - 6 класса

2015 - 2016 учебный год





Составила учитель: Гимранова Разиля Зуфаровна

2015г.


© 2010-2022