Конспект занятия Язык мимики и жестов

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Язык мимики жестов

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов

Ход занятия

  1. этап.

1. Разминка

Летит по небу синий шар (постепенно заменяем каждое слово жестом). Итак, практически каждое слово этого забавного четверостишия нам удалось заменить ЧЕМ?

-Жестами

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

2. Посмотрите на приведенную выше иллюстрацию. Что вы видите? Конспект занятия Язык мимики и жестовБольшинство из вас бессознательно сконцентрировали внимание на черных фигурах неправильной формы. И только некоторые различили слово ФЛАЙ.

То же самое происходит и в общении… Люди зачастую обращают внимание лишь на слова и игнорируют невербальные сигналы, которые также очевидны, как и слово ФЛАЙ на нашем рисунке.

3. Обратите внимание на эпигаф. Что хотел сказать известный римский оратор? Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон.

Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, они могут дополнять или даже предупреждают слово, а могут заменить и целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон.

Как вы думаете, какое количество (сколько процентов) информации несут несловесные сигналы общения? (мимика, жесты, поза интонация, голос)

Невербальные (несловесные) сигналы в личном общении несут от 60 до 80 процентов передаваемой информации. Это означает, что большая часть общения, условно говоря, осуществляется с закрытым ртом. Когда вы узнаете, как расшифровать увиденное, вы обретете мощное средство для правильного понимания окружающих.


  1. этап.

1. Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Жесты в разных странах неодинаковы. Палец у виска в России - "ты сумасшедший", во Франции - "ты говоришь умные вещи", в США - "я знаю, что я делаю". Фига в России и в Украине - "ты ничего не получишь", в Португалии и Бразилии - жест защиты, в Турции и арабских странах - жесточайшее сексуальное оскорбление. Кружок, образуемый пальцами руки в России и во Франции, - "у меня ничего нет", в США - "о'кей, все в порядке", в Японии - деньги и т. д.

Поэтому, прежде чем отправиться в какою-либо страну, надо изучить ее национальные и культурные особенности. А иначе можно оказаться в глупом положении.

Но наряду с общепринятыми жестами, у каждого человека есть свои, индивидуальные жесты.

2. Вы, конечно, обращали внимание на жесты телеведущих или других известных людей. Кто из них уместно использует жесты? Кто чрезмерно жестикулирует? (Какие коммуникативные задачи выполняют их жесты?)

Пельш - очень своеобразный актер, он много жестикулирует, его жесты очень своеобразны и индивидуальны. Он очень подвижен, динамичен, каждую фразу он сопровождает жестом, плавным, или наоборот, резким. Он то дирижирует, то делает вращательные движения пальцем или рукой, то наклоняется, то выпрямляется.

Пельш с помощью жестов и голоса (усиления, повышения) создает атмосферу конкурса, оперативно реагирует на каждый ответ. Но иногда Пельш использует абсолютно неоправданные жесты и телодвижения (вращательные движения корпусом, приседания). Однако ему нельзя отказать в умении свободно держаться, общаться с аудиторией, используя невербальные средства.

Настя Заваратнюк в своей передаче «Настя» постоянно поправляет прическу (неуместное прихорашивание, которое очень мешает восприятию информации).

Андрей Малахов «Пусть говорят». Достаточно много жестикулирует. У ведущего несколько коммуникативных задач: поддержать, подбодрить присутствующих, заинтересовать телезрителей. Многие его жесты согласуются с этими задачами. Темы, обсуждаемые в передаче весьма злободневны. Его жесты и мимика всегда в неразрывной связи с эмоциональным состоянием героев передачи. Малахов в том числе и с помощью невербальных средств обеспечивают моральную поддержку приглашенным гостям.

Максим Галкин «Танцы со звездами». Очень гармоничен в роли телеведущего. Хотя часто его жесты носят подражательный характер, именно с помощью них он пытается подбодрить участников конкурса.

3. Посмотрим фрагмент из фильма «Приходите завтра». На сегодняшний день эта кинолента стала классикой отечественного кинематографа. Сюжет: девушка из сибирской деревни Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова) обладает удивительным голосом и мечтает учиться в консерватории. Приехав в Москву, она настойчиво добивается, чтобы ее прослушали специалисты. Хотя экзамены закончены, профессор Соколов после долгих уговоров соглашается прослушать Фросю. Ее коронный номер - русская народная песня «Вдоль по Питерской».

Какие жесты использует девушка, исполняя песню? Почему профессор улыбается, глядя на Фросю?

Делаем вывод о том, что жесты Фроси гипертрофированные, неестественные, заученные, рассчитанные на внешний эффект.

Какой вывод можно сделать о взаимосвязи жестов и отдельно взятой личности?

Очень важно при использовании жестов помнить о том, что они должны быть уместными, согласованными с конкретной речевой ситуацией. А вот по частоте использования тех или иных жестов, мы можем определить характер человека, составить его психологический портрет.

4. Далее вашему вниманию будут представлены несколько жестов . Ваша задача - описать жест, определить, какую информацию несет в себе, о чем говорит.

Конспект занятия Язык мимики и жестовКонспект занятия Язык мимики и жестов

СРАВНИТЕ

Открытость. Значение открытых рук восходит еще к каменному веку - человек показывает собеседнику, что у него нет оружия и нет злого умысла. Тот, кто полностью честен по отношению к вам, бессознательно раскрывает руки в процессе разговора. Тот же, кто не совсем честен, держит ладони вне поля зрения., в карманах или подмышками.

Закрытость. Такая поза свойственная человеку, находящемуся среди незнакомых людей, где он не чувствует себя в безопасности. Когда во время личного разговора ваш собеседник скрещивает руки на груди, значит, вы сказали что-то такое, с чем он не может согласиться. В такой ситуации бессмысленно продолжать настаивать на своем. Существует простой метод борьбы с этой позой: подайте собеседнику что-нибудь - ручку, книгу, блокнот. Так вы сможете сделать собеседника более открытым и восприимчивым

Конспект занятия Язык мимики и жестов

Замаскированное скрещивание рук - это изощренное форма жестов, свойственная людям, которым постоянно приходится быть на виду, которые не хотят, чтобы их нервозность или неуверенность в себе была замечена аудиторией.

Конспект занятия Язык мимики и жестовКонспект занятия Язык мимики и жестов

Сравните. Положительная оценка. Рука легко касается щеки. Голова чуть наклонена вперед - знак интереса. Такая поза свойственна человеку, котрый оценивает собеседника позитивно и объективно.

Критическая оценка. Человек отгородился от собеседника барьером рук, его ноги скрещены (оборона), голова опирается на руку (недостаток интереса), пальцы согнуты - негатив, тело отклонено назад (незаинтересованность). Все признаки отрицательного отношения налицо. Этого человека убедить не удастся.

Конспект занятия Язык мимики и жестовКонспект занятия Язык мимики и жестовКонспект занятия Язык мимики и жестовК сожалению открытах, позитивно настроенных людей не так много в современном мире, а вот пытающихся обнуть предостаточно. Руки, поднесенные к лицу - это основной жест, связанный с обманом. Когда мы видим, слышим или говорим неправду, мы часто пытаемся прикрыть рот, глаза и уши. Дети используют эти жесты бессознательно и открыто. По мере взросления человека, прикосновения к лицу становятся более изощренными, не настолько очевидными.

Рука прикрывает рот, словно мозг дал бессознательный приказ не позволить лживым словам вырваться на свободу. Иногда человек может прикрыть рот несколькими пальцами или сжатым кулаком, но значение жеста от этого не меняется

Потирание глаза происходит от детской попытки закрыть глаза обеими руками, чтобы не видеть чего-либо неприятного. Взрослый человек, который действительно не может этого видеть, часто используют этот жест.

Потирание мочки уха. Этот жест говорит о попытке слушателя не слышать явной лжи. Человек может прикрыть ухо рукой, почесывать его или теребить мочку. Это более изощренная версия бесхитростного детского зажимания ушей ладонями, чтобы не слышать упреков родителей.

Конспект занятия Язык мимики и жестов

  • Одним из наиболее распространенных символов обмана стало изображение трех мудрых обезьянок, которые не видят, не слышат и не говорят.

  • Однако важно помнить, что если кто-то поднес руку к лицу, это не обязательно означает, что человек лжет. Необходимо. рассматривать движения рук, поднесенных к лицу, в совокупности с другими сигналами.

Итак, мы выяснили, что существуют жесты открытые и закрытые, негативные и позитивные, свидетельствующие о лжи, недоверии и других различных моментах восприятия собеседника.

Жест обычно сочетается с мимикой. Неслучайно лингвострановедческий словарь под редакцией А.А.Акишиной назван именно так: «Жесты и мимика в русской речи», то есть автор объединяет эти невербальные средства. Давайте убедимся в неразрывной связи жестов с мимикой.

Речевая задача. Представь, что ты получила за полугодие пятерки по всем школьным предметам. Попробуй изобразить восторг с помощью жестов, но при этом сохранить беспристрастное выражение лица.

Учтите сочетание мимики жестов при выполнении следующих риторических задач.

Риторические задачи

  1. Вы входите в класс и собираетесь объявить очень приятную новость. Как (с помощью какого жеста) вы привлечете внимание ребят? Какое у вас будет выражение лица?

  2. В коридоре школы тебя случайно толкнул малыш; он извинился, но испуган, ждет расплаты. Постарайся с помощью мимики и жестов успокоить малыша.

  3. Представь, что на перемене ты случайно сбил с ног малыша. Он плачет, а ты торопишься, нет времени на разговоры.. Как ты успокоишь малыша? Какие жесты тебе помогут. Какое у тебя должно быть выражение лица, чтобы малыш тебе поверил и успокоился?

  4. Идя в школу (во 2-ю смену), вдалеке ты видишь своего друга, который идет на каток. Он тоже тебя увидели и приглашает пойти с ним. Какие жесты и какую мимику использует твой друг, а какую - ты, чтобы отказаться?

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РИТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Что сказал оратор?

Что хотел сказать оратор?

Насколько артистично говорил и (или) жестикулировал оратор?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения.

ВЫВОД.

Итак, выясним, какую информацию вы усвоили для себя из нашего занятия.

  1. Какую часть информации передают невербальные средства общения? (60-80 процентов).

  2. От чего зависит наличие тех или иных жестов у человека?

Жесты зависят от национальной, профессиональной, возрастной принадлежности человека, а также от психологических качеств личности.

  1. Какую дополнительную информацию о человеке могут сообщать жесты?

Лжет человек или говорит правду, с искренними намерениями или что-то утаивает от вас, положительно или критически вас оценивает и т. д.

4. Какая роль отводится языку жестов в общении людей?

-Словесная информация будет воспринята наполовину, если не учитывать язык жестов.

-Важно осознавать, что жесты и мимика неразрывно связаны между собой и с речью человека. Поэтому один жест нельзя вырывать из контекста поведения человека, он обязательно связан с ситуацией в целом.

-Владеющий языком мимики и жестов человек знает, что намного труднее следить за выражением лица, за нечаянными движениями рук, которые выдают его отношение к происходящему, чем за словами.

-Благодаря верной интерпретации невербальных сигналов общения, мы можем читать информацию между строк.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РИТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Что сказал оратор?

Что хотел сказать оратор?

Насколько артистично говорил и (или) жестикулировал оратор?

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РИТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Что сказал оратор?

Что хотел сказать оратор?

Насколько артистично говорил и (или) жестикулировал оратор?

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РИТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Что сказал оратор?

Что хотел сказать оратор?

Насколько артистично говорил и (или) жестикулировал оратор?

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РИТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Что сказал оратор?

Что хотел сказать оратор?

Насколько артистично говорил и (или) жестикулировал оратор?

Вы входите в класс и собираетесь объявить очень приятную новость. Как (с помощью какого жеста) вы привлечете внимание ребят? Какое у вас будет выражение лица?

В коридоре школы тебя случайно толкнул малыш; он извинился, но испуган, ждет расплаты. Постарайся с помощью мимики и жестов успокоить малыша.

Представь, что на перемене ты случайно сбил с ног малыша. Он плачет, а ты торопишься, нет времени на разговоры. Как ты успокоишь малыша? Какие жесты тебе помогут. Какое у тебя должно быть выражение лица, чтобы малыш тебе поверил и успокоился?

Идя в школу (во 2-ю смену), вдалеке ты видишь своего друга, который идет на каток. Он тоже тебя увидел и приглашает пойти с ним. Какие жесты и какую мимику использует твой друг, а какую - ты, чтобы отказаться?


© 2010-2022