- Преподавателю
- Другое
- Эссе на тему: «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам при помощи современных ИКТ – одна из форм работы с одаренными детьми»
Эссе на тему: «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам при помощи современных ИКТ – одна из форм работы с одаренными детьми»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Цветикова С.С. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Московской области
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный областной
Социально-гуманитарный институт»
Факультет повышения квалификации профессиональной подготовки
Эссе на тему: « Подготовка учащихся к предметным олимпиадам при помощи современных ИКТ - одна из форм работы
с одаренными детьми»
Группа: И 1-13
Выполнила: Цветикова С.С.,
учитель истории и социально-гуманитарных дисциплин
МБОУ СОШ №15 г.о. Коломна
Преподаватель: Барсукова А.В.
Коломна 2013
План
Введение.
-
Олимпиада и «слагаемые» ее успеха в процессе подготовки.
-
Роль ИКТ в общеобразовательном процессе.
-
Причины использования ИКТ при подготовке к олимпиадам.
-
Способы использования ИКТ при подготовке к олимпиадам:
а) задания на соотношения
б) заполнение схем
в) упражнения с перемещением строк
г) работа с понятиями
д) заполнение таблицы
е) работа с документами
ж) работа со статистикой
5. Результаты использования ИКТ при подготовке к олимпиадам.
Заключение.
Полезные ссылки.
Список литературы.
Цель работы:
- распространение опыта;
- создание методических рекомендаций по использованию ИКТ в помощь учителям истории и обществознания при подготовке к олимпиадам.
Задачи: повышение качества знаний учащихся, принимающих участие в олимпиадах.
Практическая значимость работы: выступление на педагогическом совете; выступление на ШМО.
Методы и средства: компьютер, мультимедийные средства, Интернет-ресурсы.
Результаты: подготовка призеров и победителей школьного и муниципального уровней олимпиад.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню личности. Общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает заказ на формирование грамотной, социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Развить эти способности помогает участие в различных конкурсах и олимпиадах, а также подготовка к ним. Участниками этих конкурсов, как правило, становятся дети , которых принято называть «одаренными». Одаренными детьми называют тех , кто по оценке специалистов демонстрирует высокие результаты, поэтому именно на них и делают упор преподаватели при подготовке к этим мероприятиям.
1. Олимпиада и «слагаемые» ее успеха в процессе подготовки.
Олимпиада - это внеклассная форма обучения, благодатное поле для экспериментальной деятельности. В основе любой педагогической технологии, применяемой педагогом для подготовки к олимпиадам, лежит индивидуальный подход к каждому ученику и увеличение доли самостоятельности обучающегося.
Как подготовить учащихся к олимпиаде? «Слагаемыми» успеха в этом процессе являются:
-
Мотивирование.
-решение нестандартных заданий
-знания, выходящие за рамки школьных учебников
-исследовательские и проблемные задания на изучение внепрограммного материала
2. Индивидуализация.
-выстраивание образовательной траектории развития учащегося
-углубление знаний (рекомендация литературы для подготовки, ссылки в Интернет, работа с консультантом)
-помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады
3. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки.
Для успешной подготовки школьников нужно: желание учителя этим заниматься, наличие увлеченных предметом учеников, включенность учителя и ученика в многообразный спектр конкурсов и олимпиад.
В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» (одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г.) значительная роль в развитии системы образования отводится информатизации образования. «Дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений. Имеющих выход в Интернет, повышения информационной компетенции работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий» - рассматривается как одна из главных задач, сопровождающих реализацию приоритетных направлений развития образования.
Актуальность внедрения информационных технологий в педагогический процесс сегодня не подвергается сомнению. Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных предметов, в том числе истории и обществознании стало необходимостью.
Важно значение ИКТ и при подготовке учащихся к олимпиадам.
2. Роль ИКТ в образовательном процессе.
Компьютер сегодня это: наглядность и эмоциональность, энциклопедия, электронный учебник , доступный, щадящий контроль знаний.
Ускорение научно-технического прогресса поставило перед современной педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Использование новых информационных технологий (далее ИКТ) в практике работы учителя сегодня не мода, не увлечение, а реальная потребность. Это прежде всего возможность улучшить качество образования. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочной, так и в неурочной деятельности. Теперь учитель может подготовить разнообразные задания, гипертексты, интерактивные карточки и т.д. Большую помощь оказывают различные презентации видеоматериалы, анимированные карты. В итоге ребенок получает возможность индивидуального продвижения по пути приобретения и расширения знаний.
Информационные технологии рассматривают сегодня как конкретный способ работы с информацией или как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. «… в современной трактовке информационная технология обучения - это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (компьютер, видео- и аудиоаппаратуру, интерактивную доску и др.) для работы с информацией».
3. Причины использования ИКТ при подготовке к олимпиадам.
Современное обучение сегодня трудно представить без мультимедиа
(англ.- многокомпонентная среда), которая позволяет использовать при подготовке к олимпиадам текст, графику, видео в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Мультимедиапрограммы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийный продукт создает следующий спектр широких возможностей для учителя и учащихся:
• осуществляет отбор необходимой информации в соответствии с целями, свойствами данного СД - продукта и интересами учащихся, учителя;
• прогнозирует мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе подготовки;
• предоставляет выбор способов сочетания и интеграции средств конкретного мультимедийного продукта с традиционными способами обучения;
• создает оптимальные условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно ищут
ответы на поставленный вопрос;
Можно назвать еще целый ряд причин, почему, на мой взгляд, необходимо использование ИКТ при подготовке к олимпиадам:
-
стимулируют образовательный интерес учащихся, внося новизну и разнообразие в образовательный процесс. Особенно если это связано с просмотром фото- или видеоряда;
-
сокращается время, которое традиционно тратится на подготовку.. Кроме того, электронные учебные пособия по истории и обществознанию, зачастую содержат более расширенную информацию, чем традиционный учебник, к тому же, она бывает представлена в более наглядной форме. В этой связи хочется отметить мультимедийные учебники: «Обществознание. Практикум» (ООО «Марис». Большую помощь оказывают готовая продукция мультимедиа серии «Кирилл и Мефодий»;
-
ИКТ позволяет расширить объем предъявляемой информации;
-
В значительной степени облегчают труд учителя, т.к. позволяют учителю часть информации не проговаривать самому, а представлять в аудио или письменной форме на экране.
Работа с мультимедийными программами косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, коммуникативные способности учащихся. Также формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработки.
По мнению Миримановой М.С., кандидата психологических наук, исследовательская деятельность « одно из средств воспитания толерантности.» Она считает, что исследовательская деятельность « не только формирует ответственное отношение к делу и окружающей действительности, но и создает необходимые условия для личностного роста.»
4. Способы использования ИКТ при подготовке к олимпиадам.
При подготовке к олимпиаде по истории я использую «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия». СД-Rom содержит мультимедийные уроки к курсу, более 960 иллюстраций по каждому диску, 1480 энциклопедических и справочных статей, документы, аудио и видео материалы, проверочные задания и тесты. .
Мною часто используются задания на соотношения определения и соответствующих им понятий.
Например: к теме «Древнерусское государство и общество»
-
Управляющий княжеским домом.
-
Исполнитель княжеских поручений.
-
Зависимый крестьянин-общинник.
-
Человек, находящийся на положении фактического раба в древнерусском государстве.
-
«Временный» раб за ссуду.
-
Дружинник.
-
Разбойник
А) Гридень Д) Тиун
Б) Закуп Е) Смерд
В) Огнищанин Ж) Холоп
Г) Тать З) Численник
Еще один способ использование ИКТ при подготовке к олимпиадам как по истории, так и по обществознанию - заполнение схемы. Учащимся первоначально дается только схема и термины к ней. Затем правильный (заполненный) вариант.
Например: к теме «Особенности объединения русских земель»
Схема русского централизованного государства ко второй половине ХVI в.
Расставьте в данной схеме следующие термины в соответствии с их статусом в государстве. Проведите связующие линии, а также обозначьте подчиненные связи:
-
Боярская дума
-
Великий князь
-
Боярин-наместник
-
Дворяне
-
Церковь
-
Приказы
-
Народ
Программы ИКТ позволяют создать упражнение с перемещением строк. Таким образом, учащимся можно предложить следующий вид работы:
Например: «Великая Отечественная война».
Расставьте следующие битвы и сражения Великой Отечественной войны в хронологической последовательности:
-
Курская битва
-
Смоленское сражение
-
Прорыв блокады Ленинграда
-
Наступление под Москвой
-
Сталинградская битва
-
Яссо-Кишеневская операция
-
Берлинская операция
-
Белорусская операция
-
Освобождение Киева
-
Висло-Одерская операция.
При подготовке к олимпиадам большая работа отводиться для работы с понятиями. Преимущество использования ИКТ состоит в том, что на экране появляются все определения .
Например: Ниже приведены определения, все они соответствуют признакам государства. Со всеми ли Вы согласны?
-
Деление населения по признаку родства.
-
Отсутствие налогов
-
Суд на основе обычаев предков
-
Деление населения по территории проживания
-
Оплата труда чиновникам
-
Налоги
-
Управленческий труд не оплачивается
-
Наличие письменного законодательства
-
Наличие специальных учреждений по поддержке порядка.
-
Отсутствие специальных учреждений по поддержанию порядка
-
Наличие регулярной армии
-
Выборы руководителя, стоящего во главе сообщества
-
Наличие законов, регламентирующих порядок и поведение людей
Заполнение таблиц.
Например: к темам: «Государственная дума и опыт российского парламентаризма (1906-1917гг)», «Политические партии России в феврале- октябре 1917г.»
Работа с документами проводиться мною также с использование готовой презентацией. Например, по теме: «Послевоенный мир. Начало «Холодной войны»», на экране сначала я предлагаю ознакомиться с текстом «Из речи
У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946г.», затем выполняются задания к документу и учащиеся дают ответы на вопросы .
Так же при подготовке к олимпиадам (особенно по обществознанию) можно пользоваться Интернет-сайтами, где приведены статистические данные, правовые документы.
Для проверки знаний учащихся при помощи Интернета можно выполнять различные тестовые задания.
Плюсы электронных учебников уже были мной отмечены ранее.
5. Результаты использования ИКТ .
Таким образом, применение современных ИКТ в процессе подготовки к олимпиадам приводит к следующим результатам:
-
Повышение наглядности.
-
Повышение производительности.
-
Установление межпредметных связей с основами информатики.
-
Повышение мотивации учащихся за счет нетрадиционной подачи материала.
-
Учащийся становится активным участником процесса подготовки, а не пассивным слушателем лекции.
-
Увеличение количества победителей и призеров олимпиад.
-
Повышение уровня интенсификации и индивидуализации процесса подготовки.
Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призерами олимпиад по истории и обществознанию. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и работе по подготовке с ними. Залог успеха _ это правильное выявление одаренных детей и индивидуальная работа с ними, направленная не только на изучение материала, но и на умение применять его при нестандартной деятельности, умение мыслить при выполнении заданий олимпиад. И без сомнения, использование современных ИКТ играет в этом огромную роль.
Полезные ссылки
1.Материалы, которые содержат презентации, тесты.
uchportal.ru/
rusedu.ru/
lesson-history,narod.ru/
2. Электронные учебники по обществознанию.
lip.ru/TEXTBOOKS/OBSH/11 class. txt
3. Статистика.
stat.edu.ru/, cdr.ru/, qks.ru/
4. Правые документы.
constitution.ru/,
docx.su/kodecs/index.php.
Список литературы:
-
Акимова М.Н. « Педагогическая психология как область научного знания педагога»// Самара: СГУ, СИПКРО, 2001г.- 314с.
-
Алексеев Н.А. «Личностно-ориентированное обучение в школе»
// Ростов-на Дону: изд-во «Феникс», 2006г. - 340с.
-
Корнева Т.А. «Обществознание. Уроки учительского мастерства»
//Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006г.- 270с.
-
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие под редакцией С.Ю. Смирнова.// Москва: «Academ A»,1998г.- 421с.
-
Скороходова Н.Ю. «Психология ведения урока»// Санкт-Петербург: «Речь», 2002г. -211с.
-
Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово», 2008г.- 208с.
-
Турко Н.В. «Использование мультимедиаучебника на уроках истории и во внеурочной деятельности»// Информационные технологии в образовании. Минск. «Красико-Принт», 2008г. с.173