Разработка урока ОРКСЭ Моя семья

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Проект «Семья и семейные традиции»























Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности .

Тип проекта : информационно - исследовательский, по содержанию « ребёнок и его семья», ребёнок-субъект проектирования; внутри школы; при участии детей и взрослых; коллективный.

Объект исследования: обучающиеся 4 класса и их семьи.

Цель проекта:

Расширить знания об истории своей семьи, понять важность семьи для каждого человека.

Гипотеза:

Что, если каждый член семьи будет любить и уважать друг друга, то семья будет дружной и крепкой.

Методы и приемы: метод творческого проекта, беседа, игра;

приёмы групповой работы, работа в парах, взаимопомощь, самооценка.

Основные термины и понятия: род, семья, имя, фамилия, родословная, традиции.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, родословные учеников (проекты), сочинения детей о семье, рисунки «Моя семья», Стенд - проект «Семья глазами детей» (семейные фотографии обучающихся класса), «Моя семья», «Традиции семьи», цитаты, пословицы, стихи на тему «Семья»; тексты сказки и притчи.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих, и чужих поступков.







Содержательно-технологическая характеристика

Этапы проекта

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Мотивация

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко!(слайд2) Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и занятие оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Я уверена, что наше сотрудничество будет, успешным. А чтобы узнать о чем мы будем говорить на занятии, вы должны отгадать кроссвород (слайд 3)

Ученики проверяют готовность

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Осуществлять взаимоконтроль.

- Слушать собеседника;

- Строить понятные для собеседника высказывания.

2. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

Отгадать кроссворд и узнаете о чём пойдёт речь на нашем кружке:
1.Для девочек брат, для мамы и папы кто? (сын)

2. Для мамы он отец, а для вас кто? (дедушка)

3. Первое слово, которое говорит малыш? ( Мама)

4. Ребус "ночь" н - д. (дочь)

5 Последняя буква в алфавите (Я)

с

ы

н

д

е

д

у

ш

к

а

м

а

м

а

д

о

ч

ь

я

Что у вас получилось по вертикали.?



Ответы обучающихся.



Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

Строить речевое высказывание в устной форме.

- С чего начинается любая семья? Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

- Так что же такое «семья»?

Ответы обучающихся

Родословное дерево

-Учатся выслушивать ответы собеседников, вступать в дискуссию,

Работа по теме кружка

Что же такое семья? (ответы детей)

- Семья - это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это те, с кем всегда рядом очень тепло и уютно.(слайд5) Поэтому сегодняшняя наша встреча - это праздник светлого и теплого слова «Семья».

Стихи у учащихся.

(слайд 6)

Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила - «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.

А что такое семья? (Стихи о семье)





В семейном кругу мы с вами растем,
Основы основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.(слайд 7)

Русская пословица гласит « Мой дом - моя крепость»

Почему так говорят?
У каждой семьи есть своя крепость - свой дом, но не все они идеальны. Сегодня мы предлагаем фасад идеального дома, где каждый кирпичик будет что -то значить.
Игра «Построй дом»

И мы с вами построим наш дом. Дом - это…начало начал, крепость, кров, очаг, причал) Каждая бригада прикрепит кирпичик к эскизу дома. Дом готов. Молодцы! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.

1.Что такое семья ?

Вы спросите меня.

Я отвечу вам с удовольствием,

Что семья-это дом, дворик мой за окном,

И семья-это малая родина

2 . Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

3. Семья - это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом

Сердце навеки останется в нем!

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Определения о семье из словарей.





Ответы обучающихся .



Игра «Построим дом»

Регулятивные УУД:

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

III Актуализация знаний



Наш проект о том, что объединяет всех нас - все о семье. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.
Есть такая пословица: «Счастье не птица, само не прилетит». Его создают те, у кого в семье царят мир, уважение и любовь . Семья - это семь «Я». Семья - это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителя и, благодаря судьбе, наши родители смогли встретить друг друга.
2008 год объявлен годом Семьи, а 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.

Обучающиеся читают о семейных традициях по словарям.





Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

Строить речевое высказывание в устной форме.

Построение

Проекта выхода из затруднения.

Семья - великий дар, особый мир. Семья- это маленькая страна, где есть свои законы, правила, традиции. Это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Если мир семьи полон заботы, тепла, ласки, понимания, взаимной любви - жить в нем приятно и уютно. Важным моментом в жизни каждой семьи являются семейные традиции. Они объединяют, сближают, дарят тепло. Семьи, которые придерживаются своих традиций - крепкие и дружные. И я от души радуюсь тому, что моя семья именно такая.
Если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то на память приходит что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Послушаем, что же такое семейные традиции.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома.

Чтение определений из словарей.(

словарь Ожегова,

В одной из статей я прочитала: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

-Уметь выделять существенную информацию из предыдущего этапа урок и сформулироватьее в виде темы и задачи занятия







Построение проекта и выходи из затруднений.

Мне очень нравится стихотворение о семье Татьяны Бульковской, которое я нашла в интернете.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!

Такие красивые, тёплые слова о семье мог написать человек, любящий свою семью. В этом стихотворении тоже описаны традиции: совместное проведение праздников, уважение к отцу и матери, тёплые взаимоотношения.
В другой статье я нашла ещё и такое определение: «Семейные традиции - это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение».
Если так, то я могу с уверенностью сказать, что традиции - это верные спутники нашей семьи, они тесно переплетаются со всеми событиями нашей жизни.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, прогнозирование

ПознавательныеУУД:

анализ, синтез, подведение под понятие;

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации.

КомуникативныеУУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью, планирование учебного сотрудничества

В каждом доме, у каждой семьи есть много фотографий, на которых запечатлены моменты традиции семьи или любимых занятий. А наши дети подготовили выставку рисунков о своей семье, с ней Вы могли ознакомиться.

Вы все получили творческое задание, подумать, вспомнить о традициях вашей семьи.

И мы с удовольствием прослушаем ваши семейные традиции. рассказать о своих увлечениях, традициях и любимых занятиях.

Работа по группам.

Рассказы обучающихся о семейных традициях семьи.

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Каждая ученик рассказывает о своих традициях используя фотографии или презентации.

Каждый ребёнок читает традиции соей семьи.

Личностные УУД

Самостоятельная
работа с самопро-веркой по эталону.

Работа в парах.

(У каждой пары по 6 пословиц, но объясняет она ту, которую просит учитель).

На что и клад

коли в семье лад

Родительское слово

мимо не молвится

Вся семья вместе

так и душа на месте

Отца с матерью почитать

горя не знать

Родители трудолюбивы

и дети не ленивы

Дом согревает не печь

а любовь и согласие

Учитель: - Какие вы знаете пословицы о семье? Как вы их понимаете?

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дома - и стеры помогают.

Мой дом - моя крепость.

Вся семья вместе - так и душа на месте.

Не нужен и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семье любовь да совет, там т горя нет.

Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи). А от вас зависит? (Да). О каждой семье можно написать интересную книгу

-Планировать и координирова-ть свою творческую деят-ть,

договариваться друг с другом в проц-се работы

- Строить высказывания, понятные для партнеров

для решения коммуникативной задачи;

Уметь отобразить творческий замысел в устной форме, обосновать свое мнение

РАБОТА В ГРУППАХ



Каждая семья имеет свой дом, но не все знают, что слово дом - нерусское. Оно происходит от латинского слова «доминиум» - владение. Под словом дом подразумевают не только постройку, но и само житье-бытье под ее крышей, в кругу близких и любящих людей. Их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом - вот в чем крепость дома. Мы все знаем пословицы о доме. Я буду начинать пословицу, а вы постарайтесь ее закончить:

- Гость на пороге - счастье в … (доме).

- Дом без хозяйки … (сиротка).

- Яблоко от яблони … (не далеко падает).

- Чем богаты, … (тем и рады).

- В гостях хорошо, … (а дома лучше).

Какие вы молодцы, со всеми заданиями справились верно.

Самостоятельная работа

1 ГРУППА-

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ О СЕМЬЕ.

2 ГРУППА -КОЛЛАЖ - Традиции семьи

3 группа -строят дом из локотков яиц.

4 группа -коллаж -Здоровый образ жизни.

5. Пословицы : _____________________________________________________

____________________________________________________________________ .









-



- Понимать на слух ответы учащихся;

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- Уметь использовать речь для регуляции своего действия;

Рефлексия



Составить цветик -семицветик.

- А сейчас поговорим о том, на чем основывается счастливая семья. В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в доме.

«Цветик - семицветик» (на лепестках надписи)

Что значит для меня моя семья ?

Конечно - счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня, лишь только семь, но очень-очень важных.

Во-первых, это главное, - любовь.

Второе - дети. Что за дом без них?

Потом - забота.

Четвертое - терпенье.

А пятое - ответственность и долг

И наконец, седьмое - чистота,

Шестое - уваженье.

Везде - в дому, в душе твоей и помыслах.

  • Интересно ли было самому строить дом?

  • А работать в строительной бригаде?

  • Считаете ли вы полезной работу, которую мы с вами делали?

  • Где и как вы сможете использовать то, а чем мы сегодня вели разговор?

Ведущий: - Ребята, посмотрите, какой красивый цветик-семицветик у нас получился. А всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы и довольны вашими поступками?

Учитель читает стихотворение. Учащиеся составляют.

Восхищение полученным результатом.

Источники:

1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания М,,ВАКО,,2004

2.Долгих Г.В. Классный час. Праздник « Семейные традиции, праздники» // Классный руководитель.-2001 №2

3. М. Лангер Семья -это счастье…

4. Татьяна Бульковская. Что может быть семьи дороже.










© 2010-2022