- Преподавателю
- Другое
- Разработка урока ОРКСЭ Моя семья
Разработка урока ОРКСЭ Моя семья
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жукова И.В. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект «Семья и семейные традиции»
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности .
Тип проекта : информационно - исследовательский, по содержанию « ребёнок и его семья», ребёнок-субъект проектирования; внутри школы; при участии детей и взрослых; коллективный.
Объект исследования: обучающиеся 4 класса и их семьи.
Цель проекта:
Расширить знания об истории своей семьи, понять важность семьи для каждого человека.
Гипотеза:
Что, если каждый член семьи будет любить и уважать друг друга, то семья будет дружной и крепкой.
Методы и приемы: метод творческого проекта, беседа, игра;
приёмы групповой работы, работа в парах, взаимопомощь, самооценка.
Основные термины и понятия: род, семья, имя, фамилия, родословная, традиции.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, родословные учеников (проекты), сочинения детей о семье, рисунки «Моя семья», Стенд - проект «Семья глазами детей» (семейные фотографии обучающихся класса), «Моя семья», «Традиции семьи», цитаты, пословицы, стихи на тему «Семья»; тексты сказки и притчи.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих, и чужих поступков.
Содержательно-технологическая характеристика
Этапы проекта
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
1.Мотивация
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко!(слайд2) Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и занятие оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Я уверена, что наше сотрудничество будет, успешным. А чтобы узнать о чем мы будем говорить на занятии, вы должны отгадать кроссвород (слайд 3)
Ученики проверяют готовность
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;
Осуществлять взаимоконтроль.
- Слушать собеседника;
- Строить понятные для собеседника высказывания.
2. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы
Отгадать кроссворд и узнаете о чём пойдёт речь на нашем кружке:
1.Для девочек брат, для мамы и папы кто? (сын)
2. Для мамы он отец, а для вас кто? (дедушка)
3. Первое слово, которое говорит малыш? ( Мама)
4. Ребус "ночь" н - д. (дочь)
5 Последняя буква в алфавите (Я)
с
ы
н
д
е
д
у
ш
к
а
м
а
м
а
д
о
ч
ь
я
Что у вас получилось по вертикали.?
Ответы обучающихся.
Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
Строить речевое высказывание в устной форме.
- С чего начинается любая семья? Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.
- Так что же такое «семья»?
Ответы обучающихся
Родословное дерево
-Учатся выслушивать ответы собеседников, вступать в дискуссию,
Работа по теме кружка
Что же такое семья? (ответы детей)
- Семья - это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это те, с кем всегда рядом очень тепло и уютно.(слайд5) Поэтому сегодняшняя наша встреча - это праздник светлого и теплого слова «Семья».
Стихи у учащихся.
(слайд 6)
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила - «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
А что такое семья? (Стихи о семье)
В семейном кругу мы с вами растем,
Основы основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.(слайд 7)
Русская пословица гласит « Мой дом - моя крепость»
Почему так говорят?
У каждой семьи есть своя крепость - свой дом, но не все они идеальны. Сегодня мы предлагаем фасад идеального дома, где каждый кирпичик будет что -то значить.
Игра «Построй дом»
И мы с вами построим наш дом. Дом - это…начало начал, крепость, кров, очаг, причал) Каждая бригада прикрепит кирпичик к эскизу дома. Дом готов. Молодцы! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.
1.Что такое семья ?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья-это дом, дворик мой за окном,
И семья-это малая родина
2 . Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
3. Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом
Сердце навеки останется в нем!
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Определения о семье из словарей.
Ответы обучающихся .
Игра «Построим дом»
Регулятивные УУД:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
III Актуализация знаний
Наш проект о том, что объединяет всех нас - все о семье. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.
Есть такая пословица: «Счастье не птица, само не прилетит». Его создают те, у кого в семье царят мир, уважение и любовь . Семья - это семь «Я». Семья - это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителя и, благодаря судьбе, наши родители смогли встретить друг друга.
2008 год объявлен годом Семьи, а 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.
Обучающиеся читают о семейных традициях по словарям.
Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
Строить речевое высказывание в устной форме.
Построение
Проекта выхода из затруднения.
Семья - великий дар, особый мир. Семья- это маленькая страна, где есть свои законы, правила, традиции. Это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Если мир семьи полон заботы, тепла, ласки, понимания, взаимной любви - жить в нем приятно и уютно. Важным моментом в жизни каждой семьи являются семейные традиции. Они объединяют, сближают, дарят тепло. Семьи, которые придерживаются своих традиций - крепкие и дружные. И я от души радуюсь тому, что моя семья именно такая.
Если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то на память приходит что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Послушаем, что же такое семейные традиции.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома.
Чтение определений из словарей.(
словарь Ожегова,
В одной из статей я прочитала: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение».
-Уметь выделять существенную информацию из предыдущего этапа урок и сформулироватьее в виде темы и задачи занятия
Построение проекта и выходи из затруднений.
Мне очень нравится стихотворение о семье Татьяны Бульковской, которое я нашла в интернете.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
Такие красивые, тёплые слова о семье мог написать человек, любящий свою семью. В этом стихотворении тоже описаны традиции: совместное проведение праздников, уважение к отцу и матери, тёплые взаимоотношения.
В другой статье я нашла ещё и такое определение: «Семейные традиции - это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение».
Если так, то я могу с уверенностью сказать, что традиции - это верные спутники нашей семьи, они тесно переплетаются со всеми событиями нашей жизни.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, прогнозирование
ПознавательныеУУД:
анализ, синтез, подведение под понятие;
Смысловое чтение, извлечение необходимой информации.
КомуникативныеУУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью, планирование учебного сотрудничества
В каждом доме, у каждой семьи есть много фотографий, на которых запечатлены моменты традиции семьи или любимых занятий. А наши дети подготовили выставку рисунков о своей семье, с ней Вы могли ознакомиться.
Вы все получили творческое задание, подумать, вспомнить о традициях вашей семьи.
И мы с удовольствием прослушаем ваши семейные традиции. рассказать о своих увлечениях, традициях и любимых занятиях.
Работа по группам.
Рассказы обучающихся о семейных традициях семьи.
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Каждая ученик рассказывает о своих традициях используя фотографии или презентации.
Каждый ребёнок читает традиции соей семьи.
Личностные УУД
Самостоятельная
работа с самопро-веркой по эталону.
Работа в парах.
(У каждой пары по 6 пословиц, но объясняет она ту, которую просит учитель).
На что и клад
коли в семье лад
Родительское слово
мимо не молвится
Вся семья вместе
так и душа на месте
Отца с матерью почитать
горя не знать
Родители трудолюбивы
и дети не ленивы
Дом согревает не печь
а любовь и согласие
Учитель: - Какие вы знаете пословицы о семье? Как вы их понимаете?
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома - и стеры помогают.
Мой дом - моя крепость.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Не нужен и клад, коли в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семье любовь да совет, там т горя нет.
Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи). А от вас зависит? (Да). О каждой семье можно написать интересную книгу
-Планировать и координирова-ть свою творческую деят-ть,
договариваться друг с другом в проц-се работы
- Строить высказывания, понятные для партнеров
для решения коммуникативной задачи;
Уметь отобразить творческий замысел в устной форме, обосновать свое мнение
РАБОТА В ГРУППАХ
Каждая семья имеет свой дом, но не все знают, что слово дом - нерусское. Оно происходит от латинского слова «доминиум» - владение. Под словом дом подразумевают не только постройку, но и само житье-бытье под ее крышей, в кругу близких и любящих людей. Их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом - вот в чем крепость дома. Мы все знаем пословицы о доме. Я буду начинать пословицу, а вы постарайтесь ее закончить:
- Гость на пороге - счастье в … (доме).
- Дом без хозяйки … (сиротка).
- Яблоко от яблони … (не далеко падает).
- Чем богаты, … (тем и рады).
- В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Какие вы молодцы, со всеми заданиями справились верно.
Самостоятельная работа
1 ГРУППА-
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ О СЕМЬЕ.
2 ГРУППА -КОЛЛАЖ - Традиции семьи
3 группа -строят дом из локотков яиц.
4 группа -коллаж -Здоровый образ жизни.
5. Пословицы : _____________________________________________________
____________________________________________________________________ .
-
- Понимать на слух ответы учащихся;
- Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- Уметь использовать речь для регуляции своего действия;
Рефлексия
Составить цветик -семицветик.
- А сейчас поговорим о том, на чем основывается счастливая семья. В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в доме.
«Цветик - семицветик» (на лепестках надписи)
Что значит для меня моя семья ?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня, лишь только семь, но очень-очень важных.
Во-первых, это главное, - любовь.
Второе - дети. Что за дом без них?
Потом - забота.
Четвертое - терпенье.
А пятое - ответственность и долг
И наконец, седьмое - чистота,
Шестое - уваженье.
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах.
-
Интересно ли было самому строить дом?
-
А работать в строительной бригаде?
-
Считаете ли вы полезной работу, которую мы с вами делали?
-
Где и как вы сможете использовать то, а чем мы сегодня вели разговор?
Ведущий: - Ребята, посмотрите, какой красивый цветик-семицветик у нас получился. А всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы и довольны вашими поступками?
Учитель читает стихотворение. Учащиеся составляют.
Восхищение полученным результатом.
Источники:
1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания М,,ВАКО,,2004
2.Долгих Г.В. Классный час. Праздник « Семейные традиции, праздники» // Классный руководитель.-2001 №2
3. М. Лангер Семья -это счастье…
4. Татьяна Бульковская. Что может быть семьи дороже.