• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа элективного курса по теоретические основы проектно-исследовательской деятельности

Рабочая программа элективного курса по теоретические основы проектно-исследовательской деятельности

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 956



Принято МО учителей

«УТВЕРЖДАЮ»:

Гуманитарного цикла



Директор ГБОУ СОШ № 956

Протокол № ___«___» августа 2015 года



__________Е.Н.Балакирева



Председатель МО _______ /Юренкова Л.Н./

Приказ № ____ «___» __________2015






Аннотация к рабочей программе элективного курса по


теоретические основы проектно-исследовательской деятельности.

для 11. класса


уровень ознакомительный.


1.часа в неделю 10.часа за год


на 2015-2016 учебный год






Составитель:


.Пинаева Н.А..





Пояснительная записка



  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.

Компетентность как результат образования выражается в способности и готовности обучающихся самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе системы знаний, умений и навыков.

Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов, базирующийся на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Метод проектов понимается как технология организации образовательных ситуаций через решение возникших проблем, а также как технология сопровождения его самостоятельной деятельности.

Необходимо отметить, что проектная и исследовательская деятельность коренным образом отличаются от учебной (если под учебной деятельностью понимать не все ситуации учения, а лишь те, которые обеспечивают формирование понятийного мышления). Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т.е. по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче.


  1. Цели программы:

  • Сформировать информационную грамотность учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания;

  • Развить личностные качества обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).


  1. Задачи программы:

Образовательные задачи:

  1. Формирование у обучающихся способности к организации исследовательской деятельности и метода проектов;

  2. Изучить важнейшие методы научного познания (выдвижение и обоснование замысла, самостоятельная постановка и формулирование задачи проекта, нахождение метода анализа ситуации и т.п.)

  3. Знакомство учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  4. Повышение мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний;

  5. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

Воспитательные задачи:

  1. Стимулирование интереса обучающихся к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;

  3. Формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально-приемлемых форм поведения;

  4. Мотивация учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  5. Воспитание целеустремлённости, настойчивости, ответственности, самоорганизации.

Развивающие задачи:

  1. Развитие интереса к проектной и исследовательской деятельности;

  2. Развитие исследовательских и творческих способностей личности;

  3. Способствовать развитию у обучающихся самоопределения и целеполагания;

  4. Развитие навыков организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, другими источниками информации;

  5. Развитие умений описания и обобщения результатов;

  6. Формирование умений публичной защиты работы;

  7. Развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

  9. Формирование способности ориентироваться в информационном пространстве;

  10. Формирование навыков анализа и рефлексии;

  11. Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.


  1. Особенности программы:

Программа проектной деятельности направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Программа направлена на формирование методологических качеств обучающихся - способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.


  1. Особенности организации занятий курса:

Организация занятий по программе опирается на использование следующих важных принципов:

  • Системности - реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом;

  • Гуманизации - уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей;

  • Опоры - учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них;

  • Обратной связи - каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместное обсуждение с учащимися, что получилось и не получилось, изучение их мнения, определение перспективы;

  • Успешности - любому человеку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, миру. Если обучающийся будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет ещё более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности обучающегося была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение;

  • Стимулирования - включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Продолжительность курса: 10 академических часов.

Периодичность занятий: 1 часа в неделю в течение первого триместра.


  1. Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Программа позволяет реализовать следующие подходы:

  • компетентностный;

  • личностно-ориентированный;

  • деятельностный.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся:

По результатам курса обучающиеся должны овладеть:

  • знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));

  • научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);

  • знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);

  • методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);

  • правилами оформления списка использованной литературы;

  • навыком логического построения системы доказательств;

  • общими правилами успешной презентации, защиты работы;

  • правилами оформления работы;

  • способами хранения информации.

Обучающиеся должны уметь:

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  • разделять исследовательскую деятельность на этапы;

  • формулировать и ставить проблему исследования;

  • составлять план исследования;

  • анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;

  • выделять объект исследования;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • пользоваться и анализировать литературные источники;

  • делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;

  • работать в группе;

  • отстаивать и публично защищать свою точку зрения.


  1. Критерии и показатели усвоения материала:

В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия (прил.1)

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

  1. Формы контроля:

  • диагностика исследовательских умений обучающихся (прил. 2)

  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;

  • презентации проектов обучающихся;

  • научно-практические конференции;

  • анкетирование;

  • выполнение самостоятельных работ - написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.


  1. Тематическое содержание курса.

Тема 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ (1 часа).

Содержание занятий. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно-исследовательская работа и др. Знакомство с понятием «учебный проект». Научно-практические конференции.

Развивающие процедуры: Просмотр готовых проектов.

Тема 2. Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика (1 часа).

Логика научного исследования. Планирование деятельности. Выбор темы. Целесообразность выбора. Эффективность научной темы. Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования.

Тема 3. Виды информации. Методики поиска информации (1 часов).

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Документация архивов и их структура. Виды справочной литературы: справочники, энциклопедии, периодические издания, словари. Особенности словарных статей в разных источниках информации.

Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Что такое каталог. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Применение информационных технологий в исследовании.

Практическая работа: Библиотека. Работа с каталогами. Сбор информации по проблеме исследования.

Тема 4. Методы и методика исследования (1 часа).

Отличие понятий: «метод исследования» и «методики исследования». Наблюдение и эксперимент. Эксперимент как ведущий способ познания. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Представление результатов в форме отчёта.

Практическая работа: Представление отчёта по результатам проведённого эсперимента.

Тема 5. Оформление работы (1 часов).

Структура проектно-исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления проектно-исследовательской работы. Оформление результатов научной работы. Аннотация, энциклопедическая справка.

Практическая работа: Составление плана реферата.

Развивающая работа: Дискуссия по результатам выполненных заданий.

Тема 6. Правила групповой работы (1 часа).

Как работать вместе. Общение в группе. Правила совместной деятельности. Командные роли. Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Способы группового взаимодействия.

Развивающая работа: обсуждение результатов проведённых диагностических процедур.

Тема 7. Подготовка к защите исследовательской работы (1 часов).

Подготовка к защите. Требования к докладу. Критерии оценки проекта. Способы оценки. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Способы преодоления трудностей. Публичное выступление. Как научиться выступать публично. Культура выступления.

Практическая работа: Оформление и демонстрация мини-проекта. Составление текста доклада. Разработка критериев оценки. Работа в группах.

«Умение излагать свои мысли»

Развивающие процедуры: просмотр фрагмента видеофильма Р.Гандапаса «Как научиться выступать публично».

Тема 8. Защита проектно-исследовательской работы (1 часа).

Научная аргументация. Использование навыков публичного выступления. Презентация проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Практическая работа: мини-конференция - подготовка и защита проектно-исследовательских работ.

Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.

Тема 9. Заключение. Обобщение. Выбор темы проектно-исследовательской работы (1 часа).

Обобщение пройденного материала. Подведение итогов.

Развивающие процедуры: дискуссия, обсуждение выполненных работ, пройденного материала.

Тема 10. Зачет (1 часа).

Форма контроля знаний обучающихся.

12. Заключение.

Сфера применения проектной технологии велика - от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.

Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Суть нашей программы состоит в том, чтобы проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций, т.к. она дает возможность:

  • освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;

  • появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;

  • стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;

  • конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.

Решающим звеном внедрения проектного обучения в школе является учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетентностей, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально.

Таким образом, исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Список литературы

  1. Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.

  2. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. - Великий Новгород, 2002 г.

  3. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

  4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

  5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

  6. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

  7. Дереклеева Н. И. Научно - исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. - М.: Вербум - М, 2001. - 48с.

  8. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  9. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. - 2001.-№ 1. - С 105-107.

  10. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. - 2001. - № 1. - С. 102-105.

  11. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. - 2004. - № 5. - С. 51-60.

  12. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .

  13. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. - 2003. - №5 - с.61-72.

  14. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. - 2004.- №6.-с.61-66.

  15. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно - исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4. - С. 34-45.

  16. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - 2003. - №6. - с. 24-29.

  17. Интернет ресурсы:

  • psylab.info

  • researcher.ru/

  • irsh.redu.ru/

  • portfolio.1september.ru/

© 2010-2022