• Преподавателю
  • Другое
  • Рефлексивный отчет коучинг - занятия на тему: «Как активизировать познавательную деятельность учащихся через приемы критического мышления?»

Рефлексивный отчет коучинг - занятия на тему: «Как активизировать познавательную деятельность учащихся через приемы критического мышления?»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный отчет по коучинг-занятию

Тема: «Как активизировать познавательную деятельность учащихся через приемы критического мышления?»

В процессе изучения Программы второго (основного) уровня у меня сложилось представление о коучинге как о креативном, активном и созидательном взаимодействии коллег, направленном на развитие и совершенствование имеющихся знаний, навыков и опыта. И во время прохождения практики одним из заданий, которое мне предстояло выполнить - это провести коучинг-занятие в контексте идей семи модулей Программы второго уровня в своей школе. В нашей школе работают учителя, заинтересованные во внесении изменений в свою практическую деятельность и открытые ко всему новому.

Чтобы определиться с темой коучинга, я провела круглый стол для учителей, на котором рассказала коллегам об идеях семи модулей Программы второго (основго) уровня и её приоритетных направлениях.

Для выявления потребностей педколлектива на сегодняшний момент, я провела анкетирование учителей. В анкетировании приняли участие все учителя.

По итогам анкеты 100% педагогов считают, что созрела необходимость изменить подходы к обучению. На вопрос «С какими из 7 модулей Программы вы бы хотели познакомиться подробнее?» 60% выбрали обучение критическому мышлению, 13% выбрали модуль оценивание для обучения и оценивание обучения, 27% - новые подходы в преподавании и обучении.

Таким образом, наибольший интерес на сегодняшний день вызывает модуль КМ. Поэтому я решила рассмотреть на коучинг- занятие тему: «Как активизировать познавательную деятельность учащихся через приемы критического мышления ?» Так как предполагается, что учителя уже умеют рассуждать и размышлять над своим опытом, «то КМ уже происходит всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е.- всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом» («Руководство для учителя», с.185)

Я работаю в основной малокомплектной школе. Педагоги все опытные, кадровый потенциал высокий. Поэтому я очень тщательно подготовилась к коучингу.

Меня, как учителя тоже интересует этот вопрос, так как я в своем классе тоже наблюдаю, недостаточность навыков мышления у учащихся и хочу работать в этом направлении.

Обучаясь по Программе второго уровня, я много узнала о модуле: Обучение критическому мышлению и хотела поделиться полученными знаниями со своими коллегами в школе. Так как «Критическое мышление представляет собой дисциплинированный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям».(«Руководство для учителя», с147)

Для конкретизации вопросов, вызывающих наибольший интерес по КМ, мною была проведена дополнительная анкета.

На вопрос «Какие стратегии КМ вы знаете и применяете?» были перечислены: «Диаграмма Венна», «Жигсо», «ЗХУ», «Кластер».

Я решила познакомить учителей с такими приемами как «Цепочка признаков», «Перепутанные логические цепочки», «Жокей и лошадь», «Толстые и тонкие вопросы», «Синквейн».

Для успешного проведения коучинг занятия и достижения цели, ожидаемых результатов и реализации, полученных знании о навыках, которыми должен обладать коуч на практике, я поставила перед собой цель: расширятся знания учителей о критическом мышлении, совершенствуются практические навыки

И как ожидаемый результат я предполагала, что учителя узнают что такое КМ, познакомятся с некоторыми стратегиями КМ, овладеют навыками практического применения приемов КМ, смогут конструировать урок по КМ.

В коучинге участвовало 7 учителей, трое из них молодые специалисты. Коуч-занятие начала с приветствия коллег.

Чтобы активизировать, заинтересовать участников коучинга, мотивировать их на дальнейшую работу предложила просмотреть видеоролик «Лучший забавный мультик». Видеоролик очень понравился учителям, видно, что вызвал огромный интерес. Но они не сразу догадались о чем пойдет речь. А после моих вопросов, которые я тщательно продумала, они смогли точно сформулировать и озвучить тему коучинга.

Для создания доброжелательных и доверительных отношений, сплоченности между участниками для успешной и плодотворной работы на основе взаимодействия и сотрудничества я провела «Круг радости», где учителя говорили друг другу пожелания.

Я считаю, что мною удачно был выбран этот прием, так он мне дал возможность настроить участников на дальнейшую работу, и в этом мне помогли такие навыки коуча как открытость, доброжелательность, честность и искренность.

Затем я раздала пазлы, где в результате должно было получится две картинки, а значит сформироваться две группы. Учителя с большим увлечением собирали картинки, что этот момент немного затянулся и мне пришлось их поторопить.

Первым заданием для каждой группы было: записать на стикерах все то, что слышали о критическом мышлении и поместить в «Корзину идей». Я была приятно удивлена, тем как увлеченно работают мои коллеги. В работу подключились все сразу, что очень радовало. Зачитав собранные в корзине слова «мыслить критически», «анализ ситуации», «новое, позитивное мышление», «самостоятельное мышление», «поиск выхода из ситуации» и т.д. Собранные слова подтолкнули группы дать понятие о критическом мышлении. Дали ответ на поставленный мною вопрос: «Что же включает в себя понятие критическое мышление?».

Для непосредственной работы с информацией на этапе осмысления я познакомила с определением КМ, которое подтвердило правильность выводов моих коллег, а также познакомила с трехфазовой структурой урока по КМ, задачами каждого этапа и методическими приёмами. Учителя очень внимательно слушали лекцию и смотрели презентацию. Мне показалось, что я удачно подобрала теоретический и презентационный материал. Они, даже писали и делали пометки в записных книжках.

После знакомства с теоретическим материалом, группам было предложено самостоятельно изучить первый прием «Цепочка признаков» и практически показать данный прием на примере двух объектов «природа», «школа», называя его признак. Учителя выполняли задание с большим интересом. Коллеги активно обсуждали, спорили в правильности выбора признака. Несколько учителей стали высказывать свои мысли о том, как можно использовать этот прием на своем предмете. Что меня очень порадовало.

А наибольший интерес и энтузиазм вызвало обсуждение приема «Перепутанные логические цепочки». Группам было предложено расположить в хронологическом порядке отрывки произошедшего события на примере приготовления яблочного пирога. В процессе

создания постера в группе обсуждалась возможность применения данного приема на своих уроках. Защищая постер, каждая группа подошла креативно, что еще раз подтверждает не только умение работать сообща, но и проявлять свои индивидуальные каяества.

Прием «Жокей и лошадь» позволил актуализировать уже имеющиеся знания учителей по программе 7 модулей и одновременно показать использование данного приема для развития критического мышления. Участники коучинга должны были найти соответствие модуля программы и его определения. Одной группе я раздала названия модулей, а другой его понятия. Т. е. каждый «жокей» должен был найти свою «лошадь». Я осознавала, что большая часть учителей не знают точного понятия модуля, но в каждом соответствии была скрыта «подсказка», обнаружить которую можно было, только владея навыками критического мышления и умениями анализировать, сравнивать и синтезировать. Участники нашли соответствия и образовали пары. При определении правильности соответствия получилось, что только 60% учителей справились верно с заданием, что их очень удивило. А один участник высказал мысль: «Прежде чем развивать КМ у детей нам, наверное, нужно развить его у самих себя.» На этом этапе я поняла, насколько важна и необходима моя работа как коуча. Этот прием произвел на учителей впечатление, так как уже после коучинга многие участники стали применять его на своих уроках.

Следующим приемом для ознакомления в группе был прием «Толстые и тонкие вопросы». После самостоятельного изучения каждая группа составила по 2 «тонких» и 3 «толстых» вопроса к сказкам. Наблюдая за работой в группе, я увидела, что вызывает затруднения формулирование «толстых вопросов». Предвидя это, я подготовила ресурс на интерактивной доске «Начало вопроса». Этот метод помог справиться учителям с заданием. Это ситуация показала мне, что коуч, разрабатывая сценарий должен предвидеть различные ситуации.

Итоги коучинг-занятия я подвела с помощью приема «Синквейна» Участники должны были обобщить, чему научились в форме пятистишья. Здесь я считаю, что рефлексия, сделанная учителями в полной мере отражает тему коучинг занятия. На мой взгляд, этот прием критического задания был выполнен удачно.

Чтобы отследить эффективность коучинга, в конце занятия я предложила участникам анкету: (приложение 1)

Все участники ответили утвердительно. Это на мой взгляд, послужило одной из причин эффективности занятия. Все участники занятия отметили, что коучинг вдохновил их на введение изменений в собственную практику.

Люди разного поколения были вдохновлены, они раскрылись, раскрепостились, могли побыть на месте детей, они могли показать способности учителя, они активизировали свою мыслительную деятельность, они доставили радость сотрудничества поменяться опытом.

Несмотря на хорошие отзывы, я думаю, что при проведении следующих коучинг-занятий мне надо больше внимания уделять выбору задании и изучению теории по теме коучинг- занятия. Также быть увереннее в себе, проявлять терпение при получении обратной связи с помощью открытых вопросов, то есть навыкам глубокого аудирования. И конкретнее давать объяснение к выполнению задания.

Литература:

  1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье.2014 год.




© 2010-2022