Роль школьного медиаобразования в развитии одарённости Статья

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль школьного медиаобразования в развитии социальной одарённости обучающихся.


Лубяная Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 58 г.Томска

Медиаобразование как специальное направление в педагогической науке, выступающее за изучение школьниками закономерностей средств массовой коммуникации, призвано помочь учащимся адаптироваться в мире медиа и произведениях медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, анализировать произведения медийной культуры. [Челышева И.В., 2009, с. 29]

Школьное медиаобразование - одно из направлений современного медиаобразования и часть общего образования обучающихся в обычных школах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

А.В. Федоров под медиаобразованием предлагает понимать «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров, 2001, с. 38].

Особо ценным ресурсом медиаобразования является его нацеленность на развитие коммуникативных качеств детей, имеет значительный профориентационный потенциал.

Однако более ценен общесоциализирующий эффект школьного медиаобразования.

Социально одаренная личность характеризуется высоким качеством и эффективностью межличностных отношений; способностью к участию в совместной деятельности, к организации совместной деятельности. В психологии такие качества рассматриваются как основные составляющие социальных способностей. Высокий уровень развития социальных способностей определяется как социальная одаренность, представляющая собой умение устанавливать зрелые, конструктивные, характеризующиеся глубиной и продуктивностью взаимоотношения с другими людьми (Н.С. Лейтес).

Признаки социальной одарённости личности [Е.И. Власова [1]: креативность, трудолюбие и увлечённость, широкие познавательные интересы и эрудированность, целеустремлённость и настойчивость, экономичность и простота решений, высокая скорость протекания психических процессов и развитый интеллект;
способность сопереживать другому человеку (эмпатия), гибко реагировать на изменения его эмоционального состояния.
Согласно Д.В. Ушакову, социальная одарённость проявляется в сфере лидерства и социальных взаимодействий [Ушакова Д.В., 2004]

Многие психологи (Богоявленская Д.Б., Матюшкин А.М., Пономарёв Я.А.) в своих исследованиях одарённости подчёркивают особую роль творчества. Поэтому креативность является одним из компонентов социальной одарённости и выступает как оригинальность мышления, способность принимать решения в нестандартных ситуациях взаимодействия. Коммуникативно-организаторские способности рассматриваются как проявления социальной одарённости в деятельности.

Таким образом, социальная одарённость представляет собой целостное качественно своеобразное сочетание когнитивных и личностных особенностей индивида, обеспечивающее успешное установление зрелых, конструктивных взаимоотношений с другими людьми, являющееся предпосылкой развития управленческих способностей, в частности. В состав данного образования входят пять компонентов - социальный интеллект, креативность, коммуникативно-организаторские способности, социальная мотивация и управленческие свойства личности (ответственность, высокий самоконтроль, общительность, смелость (уверенность), эмпатия, доминантность).

Школьные редакции - наиболее эффективная форма деятельности в общеобразовательном учреждении, которая способствует проявлению и развитию социально одарённых школьников.

С 2007 года в школе организован Клуб юного журналиста. Медиапродукт клуба - школьная газета «Сорока». Школа - культурный центр микрорайона, единственное общеобразовательное учреждение микрорайона. Школьный пресс-центр освещает проблемы школьной жизни, рассказывает о школьниках, педагогах, родителях, об интересных школьных делах и событиях для ребят и их родителях, для учителей.

Данный проект вовлекает ребят, не похожих друг на друга, с разными интересами, с различным уровнем подготовки, разновозрастных, но увлекаясь делом, «растут» в собственных глазах; для школы - рассказ о событиях маленьких и больших позволяет увидеть школьную жизнь во всём её многообразии и в то же время идущую к одной цели - воспитание социально ориентированного поколения.

Задачи медипроекта:

  1. Обучающие:

  • знакомство с принципами журналистской деятельности

  • изучение основ социологии и журналистики

  • формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития

  • формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта

  1. Воспитывающие:

  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения

  • привитие культуры общения с миром средств массовой информации

  • пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности

  • формирование потребности в постоянном повышении информированности

  • воспитание любви и уважения к школе

  1. Развивающая:

  • развитие социальных и творческих способностей, критического мышления, коммуникативно-организаторских наыков.

Этапы совместной деятельности по медиапроекту для реализации поставленных задач:

  1. анализ и обсуждение концепции школьной газеты «Сорока»: содержание, структура, рубрики; определение «своей» темы, выборы выпускающего редактора номера

  2. формирование школьной редакции, распределение ролей и обязанностей; составление плана работы школьной редакции;

  3. создание «портрета» читателей школьной газеты, прогнозирование их ожиданий;

  4. создание проекта очередного номера школьной газеты: содержание, структура, рубрики в соответствии с планом внутришкольных мероприятий на учебный год; Распределение журналистских заданий. Работа по группам: самостоятельный поиск информации, работа с печатными материалами, редактирование текстов, саморецензирование.

  5. Презентация и обсуждение созданного материала.

  6. Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна

  7. Оформление номера газеты.

Выпуск электронного номера школьной газеты «Сорока» на сайте школы

Полученные результаты реализации проекта и социальные эффекты

1. Расширение кругозора учащихся посредством огромного информационного потока различного содержания

2. Более высокие результаты по развитию речи, по уровню коммуникативных навыков и умений

3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики

4. Интерес к профессии журналиста либо потеря интереса

5. Обретение активной жизненной позиции, своей «темы»

6. Выпуск школьной газеты (один раз в полугодие)

7 Участие в конкурсах: областной конкурс молодёжных СМИ «Format Медиа» в 2012 г. (финалисты); в рамках Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок приняли участие в Молодежном пресс-центр «Educational Time» в 2013г.(финалисты); в городской сетевой образовательной программе «Формула творчество: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество». Клуб юного журналиста является постоянным участником в региональном проекте «Развитие медиаобразования в образовательных учреждениях Томской области на 2011-2016 годы»

Организация медиаобразовательных занятий в Клубе способствует развитию социально одарённых ребят. Методика медиаобразовательных занятий основана на использовании циклов литературно-аналитических, литературно-имитационных, театрализовано-ролевых и изобразительно-имитационных творческих заданий [Чалышев И.В., 2004]. В процессе медиаобразования учащиеся получают новые знания, выходят на более высокий осознанный уровень понимания медиаинформации, знакомятся с различными областями ее применения, анализа, синтеза и т.д.

Среди основных приемов работы здесь наиболее продуктивными нам представляются мозговой штурм (мозговая атака), решение эвристических и проблемных задач, дискуссия, игровая деятельнсть, текстовая деятельность и т.п. Большой интерес школьников вызывают ролевые игры. Формирование редколлегии каждого выпуска газеты, распределение «журналистских ролей»: выпускающий редактор, корреспондент, дизайнер, верстальщик и т.д.. Побывать в одной из ролей позволяет проявить и развить коммуникативно-организаторские способности, лидерские качества, развивает навыки совместной деятельности.

Школьники активно работают над созданием собственных медиатекстов на заданные или свободные темы, иллюстрируют статьи всевозможных видов и жанров с применением разнообразных техник (от простых рисунков и коллажей до компьютерного монтажа и дизайна). Через деятельность в школьной редакции с ребятами организуется игра в журналистов. Создаётся конкретная социальная ситуация, в которой школьники пытаётся ответить на такие вопросы: о чём или о ком писать (поиск свое темы), как писать, для кого и зачем писать, кто это будет читать. Журналистика основана на фактах, о которых нужно уметь рассказать. И ребята, создавая свои тексты - заметки, зарисовки, интервью - получают богатый социальный опыт. Любой журналистский текст имеет своего адресата. И ребята каждый свой текст обдумывают с позиции читателя, с позиции героя заметки, интервью. Школьники учатся устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Не утратило своей актуальности и одно из традиционных творческих медиаобразовательных заданий - просмотр и анализ фрагментов медиатекстов: определение их жанровой, художественной специфики, обсуждение достоинств и недостатков, рецензирование медиаматериала. Анализ произведений медиакультуры способствует развитию эстетических и художественных способностей аудитории, содействует более полноценному медиавосприятию, развитию критического мышления. В процессе анализа произведений медиакультуры широко применяются дискуссионные методы, которые могут осуществляться в форме «мозгового штурма», анализа жизненных ситуаций и т.п.

Таким образом, организация школьной редакции создаёт условия для развития социального и творческого потенциала, для формирования личной заинтересованности и коллективности школьников.

Литература:

  1. Власова Е.И. Ключевые проблемы и перспективы исследования социальной одарённости // Единый портал пермского образования, 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:permedu.ru/Pages=24236.

  2. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. - 175 с.

  3. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. - Челябинск, Челябинский государственный университет, 2007 - 270 с.

  4. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д.: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

  5. Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе / Под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 320 c.



© 2010-2022