- Преподавателю
- Другое
- КОНСУЛЬТАЦИЯ: Духовно-нравственное здоровье - важная составляющая в воспитании дошкольников
КОНСУЛЬТАЦИЯ: Духовно-нравственное здоровье - важная составляющая в воспитании дошкольников
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Батяева Т.Ю. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,
наконец, постепенное образование твердойи свободной воли».
Н.И. Пирогов
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств - процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.
Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сензитивном периоде восприятия нравственных норм.
Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка.
Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения и воспитания.
Сюда включено:
1. Усвоение правил культурного поведения, это
- формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку» «Каждой вещи свое место» и др.
- это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
- это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Соя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.
Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к рородителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них - к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.
Методы духовно-нравственного воспитания:
Наглядный метод используется во время:
-
чтения педагогом рассказов;
-
экскурсий в картинную галерею;
-
наблюдений;
-
показа сказок (педагогом, детьми);
-
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-
проведения дидактических игр;
-
экскурсий по городу, целевых прогулок;
-
моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно - нравственного развития дошкольников:
-
чтения литературных произведений воспитателем;
-
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
-
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
-
ответов на вопросы педагога, детей;
-
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
-
сообщения дополнительного материала воспитателем;
-
загадывания загадок;
-
рассматривания наглядного материала;
-
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
-
разбора житейских ситуаций;
-
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
-
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
-
организовывать продуктивную деятельность;
-
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
-
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
-
оформить коллекцию семян для занятия;
-
сшить кукол к сказкам;
-
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
-
провести экскурсии различной направленности;
-
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
-
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Средства духовно-нравственного воспитания:
1. Художественные средства: хужожественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.
2. многообразие окружающего мира, природа.
3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
4. Общение.
5. Атмосфера, в которой живет ребенок.
Формы работы с детьми:
-
Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
-
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
-
Проведение совместных праздников.
-
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
-
Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
-
Детская благотворительность.
-
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
-
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
-
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
-
Творческие вечера.
-
Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, для духовно - нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:
1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в духовно - нравственном развитии, уделяется работе с семьей.
И предусмотрены такие формы работы с родителями:
-
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-
лекторий для родителей;
-
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-
вечера вопросов и ответов;
-
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);
-
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-
индивидуальные консультации специалистов;
-
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
-
экскурсии;
-
визиты домой;
-
ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
-
индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
-
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
-
совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
-
помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Целью духовно-нравственного воспитания - достичь следующих результатов:
-
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
-
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
-
Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
-
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
-
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
-
Деятельное отношение к труду.
-
Ответственность за свои дела и поступки.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
НА ТЕМУ: «Духовно-нравственное здоровье -
важная составляющая в воспитании
детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
Батяева Т.Ю.