Из опыта работы Формирование школьной мотивации

В конспекте представлен опыт работы педагогов детского дома по "Формированию школьной мотивации". Формировать мотивацию - это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову ребека, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого воспитанника. Школьную мотивацию педагоги формируют через ручное творчество, досуговую деятельность,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1»



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА МАРИИНСКОГО РАЙОНА

«ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ»
















Составитель:

заместитель директора по ВР

Демина Е.В.

МКОУ «Детский дом №1»

с.Белогородка


1 слайд «Формирование школьной мотивации»

Формировать мотивацию - это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

Слайд 2 Учение в школе - это основной род деятельности ученика, и его основная цель - успешное усвоение знаний и умений.

Если будет правильно организована жизнь детей и своевременно развиты их способности, значит, у детей появится интерес к школе и обучению. Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному, умственному труду.

Поэтому одной из главных задач, которая стоит перед педагогическим коллективом детского дома, является повышение эффективности работы по развитию школьной мотивации и улучшения качества успеваемости наших воспитанников.

В основе нового стандарта лежит деятельностный подход, позволяющий формировать условия для саморазвития, самообучения самих учащихся. Основной целью нового стандарта является развитие умений на основе полученных знаний.

У нас в детском доме эта цель реализуется через программы дополнительного образования.

Далее мы с вами рассмотрим программы, которые приемлемы каждому возрасту.

Слайд 3 Что касается дошкольного возраста, то в этом году у детей есть возможность посещать детский сад. Они обучаются по программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду». Эта программа позволяет подготовить ребенка к школе.

Слайд 4,5 Т.к. дети в вечернее время и выходные дни находятся в детском доме, у нас для дошкольников создана предметно - развивающая среда. В группе имеются учебно - методические и дидактические пособия, которые способствуют развитию умственной активности, любознательности, познавательного интереса.

Слайд 6 Создана игротека для самостоятельных игр детей. Игры подобранны на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления, моторики. Подобрана картотека пальчиковых гимнастик, разнообразные мозаики, пазлы, книги-раскраски, трафареты, обводки и другие развивающие материалы.

Слайд 7 Для развития познавательной активности для будущих первоклассников оформлены тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о школе; альбомы с загадками, пословицами и поговорками о книгах, учении и труде.

Слайд 8-13 Для младших школьников и подростков организованы такие кружки как «Золотая иголочка», «Мастерство и фантазия», «Лоскутное шитье». Кружковая деятельность способствует развитию мыслительной деятельности, формирует саморегуляцию, самоконтроль у детей.

Рукоделие хорошо развивает мелкие мышцы кистей рук (мелкая моторика) - это очень важно при обучении письму. Хорошее техническое развитие руки автоматически ведёт к развитию важнейших центров головного мозга. Каждое новое умение - это не просто сноровка, богатство физических навыков: это ещё и новый шаг в умственном развитии. При занятии рукоделием приводятся в действие те стороны мыслительной активности, которые ранее не были задействованы. Любой вид рукоделия расширяет кругозор ребёнка.

Так же в свободное время педагоги занимаются с детьми ручным творчеством.

Слайд 14-15 Наталья Витальевна с детьми делают картины из крупы, вербы. Воспитатель работает второй год над данной темой, она её с каждым годом усложняет. Если первый год она давала готовые шаблоны, то сейчас сами дети в работу вносят свои идеи.

Слайд 16-17 Роза Романовна совместно с детьми делает картины из бисера.

Слайд 18-19 Елена Дмитриевна занимается квиллингом. Это очень интересная, кропотливая и полезная деятельность для наших детей.

Слайд 20 Воспитатель Роза Романовна проводит кружок Воскресная школа, через кружок развивается в детях лучшие духовные и душевные качества: скромность, послушание, уважение к личности человека, ответственность, дисциплинированность. Расширяется мировозренние ребенка, оказание ему помощи в выборе правильной жизненной ориентации.

Слайд 21 Социальный педагог Гульмира Абуталиевна проводит занятия по профориентации, через него у воспитанников формируют осознанное профессиональное самоопределение, воспитывают чувства долга, отношения к труду, как к важнейшей жизненной потребности. Татьяна Викторовна проводила занятие «Полезная экономика» в рамках «Полезной экономики» у детей формируется способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности. В данный момент разрабатывается комплексная программа по профориентации и полезной экономики включающая в себя работу таких специалистов как соц.педагог, педагог-психолог, библиотекарь, воспитатель.

Слайд 22-23 Программы «Академия успеха» для девушек и программа «Муж, отец, хозяин» для юношей направлена на формирование способности адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира. И получать знания о семье, как о базовой ценности.

В подготовке домашнего задания оказывают помощь и другие специалисты детского дома.

Например: Елена Дмитриевна библиотекарь, оказывает помощь в написании сочинений, она рекомендует, какую лучше прочитать литературу или где её найти, или как правильно надо написать сообщение по какой-либо теме, приглашает в нашу библиотеку или в библиотеку СДК.

Она проводит «Вечера поэзии», где дети посвящают минуты воспоминаний о поэтах, писателях, даже дети читают стихи собственного сочинения. А затем мы размещаем их на сайте детского дома под рубрикой «Проба пера».

Слайд 24 Что бы лучше подготовиться к домашнему заданию или получить дополнительную отметку на уроке. Для наших детей в детском доме доступен интернет. Мы стараемся создать все условия для организации учебной деятельности.

С 1 сентября этого года мы ввели новшество. Педагог, который занимался самоподготовкой, был переведен на группу. Людмила Алексеевна в воскресенье проводит консультации для 9 класса по подготовке к ГИА.

Слайд 25 С момента открытия детского дома мы столкнулись с такой проблемой, как отсутствие взаимопонимания между школой и детским домом в вопросах учебной деятельности. Учителя отмечали, что у детей присутствует слабая мотивация и низкий уровень способностей к обучению, недостаточно высока организация часов по самоподготовке. Эта проблема обсуждалась на педсоветах в школе, куда приглашалась администрация д.д., на род.собраниях, взаимодействие со школой началось с того момента, когда педагоги школы были приглашены в детский дом, ознакомились с обязанностями воспитателей д.д., с бытом воспитанников, были выслушаны мнения обеих сторон и выработали единое решение.

И только совместная деятельность позволила нам выявить истинные причины неуспешности многих детей.

Слайд 26 Отмечу наиболее эффективные формы взаимодействия со школой:

- ведение в каждом классе тетрадей «Взаимосвязь со школой», где учителя отмечали возникшие проблемы в течение дня и доводили информацию до воспитателей и администрации;

- осуществление контроля со стороны воспитателей за выполнением домашнего задания;

- совместное посещение воспитателями и администрацией детского дома родительских собраний;

- усиление административного контроля за посещаемостью школьных занятий;

- следующая форма - это четкое разделение ответственности между детьми и взрослыми в вопросах обучения.

Одним из важных факторов, влияющих на рост успеваемости школьников, является достаточно высокий уровень профессиональной компетенции не только учителей школы, но и педагогов детского дома.

Слайд 27 При организации самоподготовки педагогами учитываются индивидуальные особенности детей (тип нервной системы, ограниченные возможности в здоровье, особенности протекания мыслительных процессов и т.д.).

Свою профессиональную компетентность педагоги и воспитатели детского дома имеют возможность повышать в рамках систематических обучающих семинаров и веб-семинаров на разных уровнях: области, района, на уровне ОУ.

Слайд 28 Еще один из эффективных методов по формированию школьной мотивации служит орган самоуправления воспитанников, который включает в себя учебный сектор. В состав учебного сектора входят дети хорошисты. У нас председателем учебного сектора является К. Маша. Маша с Сашей и Ваней С. проводят рейды раз в месяц, и бывает чаще: «Что мне рассказал портфель», т.е. проверяют тетради, дневники, учебники. Результат работы предоставляют на линейках или в учебной комнате. У детей формируется ответственность. Так же дети сами закрепили сильного ученика за слабым, тем самым сильный ученик повторяет пройденный материал, подготавливая себя к ГИА. Такой метод формирует самоконтроль, самодисциплинированность.

В этом году для повышения школьной мотивации воспитанников запланировали в конце года провести конкурс «Лучший ученик», где победитель будет награжден денежной премией и ценными подарками.

Слайд 29 У нас уже стало традицией в конце каждой четверти на линейке поздравлять хорошистов. На День защиты детей поощрять денежной премией.

И результатом нашей работы является то, что дети наши стали самостоятельными, ответственными, есть хорошисты и дети, которыми мы гордимся.

Слайд 30 мониторинг успеваемости в школе.

Слайд 31 Мониторинг обучаемости студентов.

Слайд 32 Я считаю, что наша основная цель - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, что бы в конечном итоге - стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.


© 2010-2022