Программа саморазвития. Таймменеджмент педагога. Самоорганизация

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Бабухина А.В.

Технология самоменеджмента в

организации учебной деятельности студента

«Время - бесценный и невосполнимый

ресурс. Если ты решил стать успешным

- пришла пора учиться использовать

свое время на все 110%»

Джон Рокфеллер


Моя личная позицияв тайм-менеджменте -Я уважаю и ценю собственное время и стараюсь добиться уважения к своему времени и от других людей.

Современная социокультурная ситуация задает требование развития системы непрерывного образования - «обучения на протяжении жизни» (life-longlearning), в которой умение самостоятельно работать в образовательном процессе становится очевидной необходимостью.

Актуальность

Современное общество ставит перед всеми типами образовательных учреждений задачу подготовки студентов, способных адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, готовых самостоятельно приобретать знания и критически мыслить, умело применять их на практике, организовывать свою учебную деятельность и время.

В абсолютном большинстве студенты не обладают совершенно необходимыми для учебы и жизни методами и навыками самоорганизации. Организация учебного процесса является проблемой, от решения которой зависит успеваемость в учебе и в последующей карьере будущего специалиста. Реальная ситуация свидетельствует о том, что большинство молодых людей не планируют свой день или делают это нерационально.И потому неправильно говорить, что не хватает времени. В действительности это проблема компетентности - не хватает компетентности в планировании и выполнении работы.

Неотъемлемым помощником в организации времени студента дожжен стать само-менеджмент Лайф-менеджмент (life-management), самоменеджмент (self-management) - комплексная технология управления собой, управления своей жизнью.

Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы. Известный специалист в области менеджмента Ален Маккензи утверждал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным».

В своей концепции ЛотарЗайверт (управляющий Института стратегии и эффективности использования времени, Хайдельберг, Германия), первый раз ввел понятие самоменеджмент как последовательное и целенаправленное внедрение испытанных способов работы в ежедневной практике для того, чтоб нормально и со смыслом использовать свое время. Как видно из этого определения, эффективность деятельности личности определяется оптимальным внедрением времени. Исходя из этого искусство индивидуального менеджмента, управления своей жизнедеятельностью складывается из последующих7 блоков свойств: - способность верно формулировать актуальные цели;

- личная организованность;

- самодисциплина

- познание техники личной работы;

- самоорганизация личного здоровья;

- эмоционально-волевой потенциал;

- самоконтроль личной жизнедеятельности.

Процесс самоменеджмента может быть представлен как собственного рода «круг правил», наглядно демонстрирующий связи меж отдельными функциями самоменеджмента.Лестница тайм-менеджмента - модель управления собой, разбивающая личный тайм-менеджмент на три уровня: эффективность (управление сроками, задачами, ресурсами времени, производительностью труда, и т.п.), стратегия (определение личной стратегии и долгосрочных целей), философия (определение личных ценностей). Модель позволяет связать мировоззренческий и оперативный уровни в деятельности и управлении личным временем в процессе саморазвития.

Психолого-педагогическиймеханизмсаморазвитияличности, включающийвсепроцессы

"самости" вихинтегрированномвиде: самопознание, самоопределение, самоуправление,самосовершенствование, самоконтроль, самосозидание, самооздоровление, атакжепроцесссамореализациисебяводномилинесколькихсоциальнообусловленныхвидахтворческойдеятельности.

Особенности учебной деятельности, труда студентов и педагогов затрагиваются в различных трудах. А именно, в коллективной работе Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, Л.Н. Корнеевой А.В. Непомнящего и В. Г. Захаревича[6] и др. в рамках изложения концепции психического обеспечения проф деятельности от «входа» в профессию до «выхода» из нее, выделены и прикладные нюансы. Во всех работах отмечается, что организация, оптимизация, увеличение успешности хоть какой целенаправленной активности человека требуют учёта закономерностей саморегуляции. Человека можно рассматривать как саморегулирующуюся систему, он наделён физиологическими и психическими механизмами приспособления к меняющимся условиям жизни и деятельности, управление собой, саморегуляции. Многие из работ конкретно посвящены вопросам обучения способностям саморегуляции и тренировки состояния - управление состоянием сознания, тренировка внимания, памяти, процессов мышления и воображения, тренировка воли, сознательная активация организма при утомлении; обучение снятию психологической напряженности, обучение управлению чувственным реагированием на психогенные причины; управление психофизическим состоянием. Существует огромное количество психотехнических средств, которые дают человеку в руки ключ к его психологическим процессам и состояниям, многие средства допускают самостоятельное их применение. Чтоб сохранить проф долголетие сначала нужно научиться управлять собой, уметь управлять стрессовой ситуацией, обращать нехорошие действия в дополнительный стимул к развитию положительного мышления и рвения к самосовершенствованию.

В эффективном планировании времени студентом можно выделить следующие этапы:

1. Определение цели собственной деятельности в целом (дать ответ на вопрос «зачем мне это нужно?»), конкретных этапов достижения цели и путей относительно их реализации. Важно, чтобы мечта и цель не противоречили друг другу;

2. Хронометраж - детальный анализ распорядка, отслеживания расходов времени, определения целесообразности каждого действия. Эта процедура помогает обнаружить лишние, ненужные дела, которые занимают большое количество времени;

3. Списки дел (todolist) составление списка дел в соответствии с матрицей Эйзенхауэра - разделение на срочные и важные, важные и несрочные, срочные и неважные, несрочные и неважные;

4. Ведение дневника - записывание долго- и кратковременных планов (планирование нескольких лет, года, месяцев, недель, дней). Наличие подобного дневника дисциплинирует и помогает четко видеть задания, способы их реализации и сроки выполнения;

5. Планирование отдыха и чередования разных видов деятельности;

6. Применение волевых усилий, культивирование цели достижения максимальных результатов.

С помощью тайм-менеджмента каждый студент имеет возможность эффективно спланировать свой распорядок дня, месяца, года. Для планирования рабочего времени важно определиться со своими желаниями, стремлениями, интересами. При планировании также важную роль играет наглядное отображение дел и задач, что позволяет систематизировать и определять приоритетные задания, которые будут влиять на результат и воплощение общей цели. Каждое свое занятие, дело, обязанности, полномочия важно оценивать с точки зрения взноса в конечный результат.

Технологии планирования

Списки дел (todolist) по Принципу фиксации событий

Старайтесь не держать все в голове, а фиксировать на носителях информации. Таким носителем может быть обычная тетрадь, ежедневник (которых сейчас на рынке множество и можно подобрать наиболее удобный), планинг, органайзер в мобильном телефоне или специальная программа на компьютере. Ведение планировщиков позволяет вам наглядно представлять свою загруженность событиями и задачами.

Старайтесь планировать в деталях свою неделю и день. Планирование дня начните с составления списка задач - «ToDoList». Далее определите, сколько времени займет выполнение того или иного дела, в какой промежуток времени лучше вставить задачу и когда нужно ее завершить.

Каждый из пунктов списка представляет собой краткое описание запланированного действия. Объемные задачи дробятся на более мелкие и конкретные. Можно составлять списки в порядке приоритета, в хронологическом порядке или любом другом, наиболее удобном и подходящем для целей составителя.

Для того, чтобы правильно расставить приоритеты в списке дел можно воспользоваться популярной матрицей Эйзенхаура. Записывая свои дела в To-dolist, необходимо учитывать следующие основные принципы тайм-менеджмента:23

1. Ставьте четкие цели в своей работе;

2. Планируйте все, что является важным;

3. Говорите «нет» всему, что не является важным, обязательным или не приближающим вас к вашей цели;

4. Устанавливайте приоритеты;

5. Не думайте, что важные (критичные) дела вы сможете сделать позже в свободное время;

6. Защищайте ваше время. Если есть возможность поручить кому-то для выполнения часть дел, то обязательно нужно воспользоваться этим;

7. «Плывите по течению». Это значит, что свой график работы по возможности нужно выстроить исходя из собственных биоритмов. Сложные дела рекомендуется делать именно в то время, когда человек находится в фазе наибольшей активности и энергии.

Перечисленные выше принципы необходимо учитывать, чтобы делать больше и достигать высокой эффективности.

Хронометраж.

Эту технику относят к достижениям российской школы тайм-менеджмента. Хронометраж - один из вспомогательных подходов к тайм-менеджменту. Хронометраж, учет и анализ расходов времени характерен для отечественной традиции организации времени. Этот подход позволяет провести «аудит», «инвентаризацию» времени и проанализировать на что это время тратится. Сущность этого подхода сводится к фиксации продолжительности всех действий, выполняемых в течении дня, с точностью до 5-10 минут. После сбора достаточной статистики (записи следует вести не менее 2 недель), можно провести учет и «инвентаризацию» потраченного времени, выявить наиболее актуальные лично для вас «поглотители времени».Универсального и подходящей для всех ситуаций подхода управления временем, идеальной для всех, не существует. Но если попробовать различные методики и способы, а также использовать те, которые в большей степени соответствуют характеру и стилю работы, то возможно значительно повысить эффективность во многих областях жизни и управлении организацией.

Pomodoro.

Почему Pomodoro («помидор», в переводе с итальянского). Потому что автор использовал кухонный таймер в форме помидора, для измерения промежутков времени. ФранческоЧирилло итальянский студент еще в 1992 году решил «разбить» свой рабочий процесс на 25-минутные периоды - «pomodoros». На каждые 25 минут он запланировал решение конкретной задачи, например, для беглого ознакомления с текстом учебной лекции он решил отводить 1 "помидор", для более детального изучения - 2 "помидора" и т.д. После выполнения каждого «pomodoro» Франческо решил делать 5-ти минутные перерывы, а после выполнения 4-х «pomodoros» - стал уделять отдыху 15-20 минут.

Использование техники «Pomodoro» наряду с грамотным планированием, расстановкой приоритетов и ведении хронометража позволяет быть на максимуме своей эффективности и не перегружать себя.

Ведущий эксперт по тайм-менеджменту в Германии и Европе ЛотарЗайверт предлагает простой и очень удобный метод ежедневного итогового контроля, так называемый «метод пяти пальцев». Метод является элементарной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения поставленной цели. Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названия пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль.

М (мизинец) - мысли, знания, информация. Мыслительный процесс. Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?

Б (безымянный) - близость к цели. Что я сегодня сделал и чего я достиг?

С (средний палец) - состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?

У (указательный) - услуга, помощь. Сотрудничество. Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения с коллегами (или наоборот)? С кем возник конфликт?

Б (большой палец) - бодрость, физическое состояние. Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддерживания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?

«Пятипальцевый» метод итогового контроля удобен прежде всего своей компактностью - он дает возможность быстро и качественно проконтролировать наиболее значимые итоги дня. При всей кажущейся простоте данный метод может быть вполне серьезным аналитическим инструментом

Принцип заблаговременности

Наверняка многим знакома такая ситуация: до экзамена остается 30 дней и вам выдают 30 экзаменационных билетов. Одной из первых в нашей голове проскакивает мысль: по одному билету в день можно спокойно подготовить. Проходит 15 дней, мы еще не садились за подготовку, но понимаем, что 2 билета в день тоже можно выучить без особого труда. На 20-й день у нас уже становится 3 билета в день, на 25-й день - 6 билетов в день. Так постепенно мы приближаемся к последнему дню и всем известной «ночи перед экзаменом». То же самое относится и к написанию курсовых и дипломных работ. Известная проблема, в которой определенное негативное событие мы стараемся отодвинуть от себя и не спешим с ее решением. Иногда даже проще бывает регулярно работать в течение семестра и получить «автомат».

Принцип заблаговременности позволяет нам грамотно организовать подготовку к экзаменам. Главное - это заранее планировать события, связанные с учебой, работой или досугом. Чем плохо постоянно находиться в состоянии, когда «сроки поджимают»? Во-первых, нарастает эмоциональное напряжение, во-вторых, спешка ведет к увеличению количества ошибок, в-третьих, большой объем информации, которую вы пытаетесь «упаковать» в свой мозг за небольшой промежуток времени, быстро забывается.

Нашим студентам следует порекомендовать следующее. Реклама Буклета.

Старайтесь заранее планировать свой месяц: какие рабочие дни и выходные у вас будут, какие важные события и мероприятия нужно посетить, кого поздравить с днем рождения, когда крайний срок сдачи реферата или статьи. Предстоящую неделю старайтесь планировать с особой тщательностью: распишите, в какой день и во сколько должно произойти то или иное событие; отметьте временные рамки и «окна» в своем ежедневнике.

Принцип параллельности дел

Если вам приходится учиться и работать, то вам просто необходимо освоить технику «сэндвича». Суть этой техники заключается в том, что когда вы заняты каким-то делом, не требующим от вас активной вовлеченности и сильной сосредоточенности, параллельно вы занимаетесь каким-то другими делами, которые можно выполнить здесь и сейчас. К примеру, по пути из университета вы можете читать книгу, переписывать лекции, делать домашнее задание, учить иностранные слова с плеером. Здесь очень важно быть чувствительным к ситуациям, когда время можно заполнить одновременно несколькими делами.

Принцип осознанного отдыха

Помимо работы и учебы нам хочется иметь свободное время, чтобы встречаться с друзьями, ходить в кино, читать книги и т.д. Многие из нас не умеют отдыхать: или просто не могут отключиться от дел и расслабиться, или отдыхают так, что на следующий день чувствуют себя крайне плохо. Как бы то ни было, к отдыху следует подходить вдумчиво: отводите себе время для встреч с друзьями, заранее планируйте совместное времяпрепровождение с семьей. Даже в течение дня нужно делать перерывы в работе, чтобы восполнить внутренние ресурсы. Отдыхом может быть и чтение книг и просмотр телевизора, если вы чувствуете в этом потребность. Также хорошо отвлечься помогают занятия спортом (особенно в компании друзей).

Принцип гибкости

Вы должны быть гибкими и своевременно реагировать на изменения в вашем распорядке дня. Если запланированная встреча с друзьями переносится, то используйте высвободившееся время для саморазвития: почитайте книги, сходите в музей, посетите тренинг по управлению временем, позвоните старым знакомым. Меняйте местами свои планы, если это возможно. Помните, что планирование - это один из вариантов развития событий, который может быть скорректирован вами в нужном направлении. Главное - ценить свое время и наполнять его полезными делами.

Эти принципы позволят вам более эффективно организовать себя и успевать как можно больше. Таким образом, у вас будет зарезервировано место под отдых, грамотно организован учебный процесс и будет находиться время для работы и освоения профессиональных вершин.

Выводы

1. В любой сфере деятельности успешный человек стремится добиться каких-то результатов, достичь намеченных целей. Не имея впереди конкретной цели, не видя направления, легко сбиться с пути и бездарно потратить свою единственную и неповторимую жизнь.

2. У многих людей отсутствует привычка думать о времени реалистично, в результате чего цели становятся недостигнутыми, мечты - нереализованными, а повседневные дела переносятся с одного дня на другой, откладываются, а потом и вовсе забываются. Только настройка личной системы планирования позволяют нам внимательнее относиться ко времени, всегда успевать сделать главное, укладываться в сроки и выполнять принятые на себя обязательства.

3. Никакая деятельность не станет успешной, если у нас нет точного плана реализации как наших долгосрочных дел и задач, так и повседневных обязанностей.

4. Уверенное владение навыками контекстного планирования позволяет нам не потеряться в море информации, быть всегда готовыми к любым поворотам и изменениям обстоятельств и уметь использовать их с пользой для себя.

5. Использовать время своей жизни на главное, не тратить его по мелочам поможет правильная расстановка приоритетов. Расстановка приоритетов помогает делать выбор уверенно, не полагаясь на случай.

На самом деле не бывает идеальных или «более правильных» методов управления временем.

Большинство специалистов по тайм-менеджменту считают, что лучшие методы управления временем - это удобные методы.

Так, в практикуме по управлению временем С.И. Калининым предложены следующие критерии «удобства» методов тайм-менеджмента:

1. Легкость и простота применения. Всегда можно ограничиться чем-то очень простым и самым главным, позволяющим получить быстрый и наглядный результат.

2. Экономичность. Следование методам управления временем само по себе не должно занимать слишком много времени, в противном случае их применение - это способ «убить» время, а не использовать его более «плотно» и качественно.

3. Эффективность. Методы управления временем - не игра, не развлечение, не отдых; это несколько другой способ структурирования времени. Это дополнительная работа, необходимая для того, чтобы мы могли быстрее и эффективнее (более коротким путем, с меньшими затратами сил и ресурсов и т. п.) делать нашу основную работу - достигать поставленных нами жизненных целей. То есть методы управления временем - не самоцель (не игра ради игры), а всего лишь средство.

4. Естественность. Методы управления временем должны легко интегрироваться в нашу повседневную жизнь, не слишком нарушая ее течение, и уж точно не разрушая ее.

5. Положительные эмоции. Методы управления временем - это действительно серьезно, это не игра. Но кто сказал, что если вы все делаете правильно (легко, эффективно, естественно), то они не могут доставлять множество приятных переживаний?! Здесь и азарт, и напряжение творческого поиска, и предвкушение, и радость побед, и гордость своими успехами, и многое-многое другое.

Новые педагогические технологии по развитию умений самоорганизации студентов приобретают все большую актуальность в силу повышенных требований по профессиональной подготовке студентов и требуют новых научно-методических разработок.

Ресурсы:

1. Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту / А. Маккензи и П. Никерсон; пер. с англ. О. Кривовяз. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 368 с. 4. Реунова М. А. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета: диссертация …к. пед. наук: 13.00.01 Оренбург, 2013. - 222 с.

2. Кузнецова Т. И. Педагогический потенциал технологии «тайм-менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов [Текст] / Т. И. Кузнецова // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 966-969.

Картинка смайлик Все будет здорово

А вообще, Самый хороший учитель в жизни - опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.

9


© 2010-2022