Методическая разработка на тему Металлургия сталей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


ГАОУ СПО «Набережночелнинский политехнический колледж»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



урока по материаловедению

«Металлургия стали»








Автор-разработчик:

преподаватель

Гинц Лидия Павловна
























г. Набережные Челны, 2013 г.


«Театр поможет детям

заселить свое уникальное духовное царство

великолепными образами человеческого творения,

посеять там зерна возвышенных идей,

из которых вырастут потом

убеждения, мировоззрения, моральные устои»

( учитель Ш. Амонашвили)


«Чем раньше театр станет инструментом

обучения и воспитания,

тем больше выиграет и ребенок,

и мы все, общество в целом!»

(психолог М. Кипнис)


Содержание учебного материала - это материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность обучающихся. Из элементов содержания формируются взгляды обучающихся на мир, окружающую действительность, рождаются стили поведения, взаимоотношений друг с другом. Поэтому, готовя урок и тщательно отбирая предлагаемый к изучению материал, я, помимо эмпирических и теоретических знаний, большую роль отвожу конструктивно-творческим знаниям, представляющим собой задания, упражнения и средства, направленные на формирование эстетических, нравственных чувств и творческого воображения.

Познакомившись с научно-популярной литературой С. Венецкого, я поняла, что этот поистине бесценный исторический материал позволит мне сделать уроки материаловедения еще более познавательными, творческими с активной ученической деятельностью, с самостоятельным решением проблем, с умением отстаивать свои взгляды и достигать поставленных целей. С 1994 года историческим сведениям, их прочтению, обсуждению, введению в проблемные ситуации отводится от 10 до 50% «урочного» времени.

Занимаясь с детьми во внеурочное время кружковой работой и наблюдая за тем, как помогает театр запоминать большие тексты, учит сводить многообразную информацию к сжатой и информационно емкой метафоре, развивает творческое и прогностическое мышление, речь, память, возникла идея о введении элементов театрализации в структуру урока. В данном уроке «Металлургия сталей» это был этап усвоения нового учебного материала.

От этого «эксперимента» получили удовлетворение все участники учебного процесса: учащиеся с удовольствием вживались в роли знаменитых металлургов 18 века, активно работали над новым материалом, заинтересованно слушали друг друга, спорили, выдвигали свои версии. На эмоциональном подъеме создавался конспект урока, очень живо, взвешенно прошел этап закрепления нового учебного материала. Я, как учитель, с удовольствием вела «легкий» по ходу урок, видела заинтересованных учеников, которые спорили, выдвигали свои предложения по способам получения сталей; слушала красивые, продолжительные диалоги, которые совершенно не затрудняли речь учащихся; наблюдала за тем, как тело, пластика помогают отстоять свое решение, сделать свое выступление еще более живым, ярким, убедительным. И понимала: вот в такой нестандартной работе приобретаются навыки публичного поведения и решения конфликтов… А главное - это почти 80% усвоенного материала, великолепно созданный конспект урока, 100%-но выполненное домашнее задание (на «4» и «5» - 36 % учащихся)


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА:


Обучающая -

  1. создать условия для формирования ключевых понятий по теме «Металлургия сталей»;

  2. расширить представления учащихся о прогрессивных способах сталеплавления.

Развивающая

  1. способствовать развитию речи (обогащать, усложнять ее словарный запас, усложнять смысловые функции, овладевать художественными образами…);

  2. способствовать развитию мышления (учить анализировать, выделять главное, обобщать, систематизировать, объяснять понятия);

  3. способствовать развитию физической культуры, укреплению здоровья учащихся.

Воспитательная

  1. содействовать воспитанию работоспособности, ответственности, инициативности, уверенности в своих силах;

  2. продолжить воспитание познавательного интереса к самостоятельному овладению материалом (через конспект)


ТИП УРОКА: усвоение новых знаний


МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ: объяснительно-иллюстративный, инструктивный, проблемно-стимулирующий.


МЕТОДЫ УЧЕНИЯ: репродуктивный, частично-поисковый.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный ,диалогический, алгоритмический, эвристический, проблемный.


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: с химией, историей, спецтехнологией, математикой, географией.


МАТЕРИАЛЬНОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

  1. презентация «металлургия сталей»

  2. динамический плакат «А что сегодня на уроке?»

  3. в/фильм «Производство стали. Часть 1 - Чугуны.» (по программе «Галилео»)

  4. Набор красных карточек (для ведения рейтинговой системы оценки знаний)

  5. Книжная выставка (7 научно-популярных изданий с аннотациями)

  6. Музыкальное произведение «Болеро» Равеля (созданное композитором под впечатлением посещения сталелитейного цеха)

  7. Пакеты-конструкторы

  8. Рабочий ОЛК, ОЛК-образец, мини-ОЛК для вклейки в конспект (ОЛК - опорно-логический конспект)

  9. Учебный материал «Современные способы производства сталей»

  10. Листы - заготовки для технического диктанта

  11. Электронные плакаты с рисунками печей

  12. Портреты ученых-металлургов 18-го века.

ХОД УРОКА


I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП


II ЭТАП ПОГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ

2.1

Сообщение темы урока

Начало составления динамического плаката «А что сегодня на уроке?»

2.2

Просмотр в/ф «Производство стали. Часть 1 - Чугуны»


2.3

Работа с конспектом (по типу «вопрос-ответ») по теме «Чугуны», в результате которой обучающиеся делают вывод, что сталь получается по технологической цепочке «руда-чугун-сталь»

Работа оценивается красными карточками

2.4

Работа по таблице на доске, во время которой анализируются примерные химические составы чугунов и сталей

Слайд презентации «Химический состав сталей»

2.5

Определение структуры урока

Полное составление динамического плаката

2.6

Определение целей урока и средств их достижения самими обучающимися


2.7

Информация о книжной выставке, как об одном из средств достижения цели урока

Книжная выставка

2.8

Предложение воспользоваться еще одним познавательным средством - историческим экскурсом в 18 век




III ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


3.1

Театрализованный рассказ Бенджамина Генсмана о своем открытии в области металлургии

Рис. печи

3.2

Рассказ Генри Бессемера

Рис. печи

3.3

Рассказ Пьера Мартена

Рис. печи

3.4

Рассказ братьев Сименсов

Рис. печи

3.5

Рассказ Сидни Томаса

Рис. печи

3.6

Рассказ Алессандро Вольта

Рис. печи

3.7

Рассказ Василия Петрова

Рис. печи

3.8

Рассказ Поля Луи Эру

Рис. печи


IV ФИЗКУЛЬТПАУЗА


4.1

Физкультпауза


V ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


5.1

Музыка, которая заставляет думать (аналогия между процессом литья стали и музыкой Равеля «Болеро»)

«Болеро» Равель

5.2

Краткий обзор 4-х способов получения сталей


5.3

Составление схем-открытий - работа 4-х творческих групп

Пакет-конструктор 4 шт

5.4

Составление рабочего ОЛК

Заготовка рабочего ОЛК

5.5

Сравнение рабочего ОЛК с ОЛК-образцом, анализ последнего

ОЛК- образец

5.6

Раздача мини-ОЛК для вклейки в конспект (акцент на пустые строки в конце листа)

Мини-ОЛК

5.7

Сообщение о новых ,21-го века, способах сталеплавления


5.8

Работа с печатным словом, подготовка к техническому диктанту

Учебный материал «Современные способы получения высококачественной стали»

5.9

Проведение технического диктанта по прочитанной информации

Письменный ответ

5.10

Инструктаж и проведение самостоятельной работы по заполнению пустых строк в мини-ОЛК

Заполнение мини-ОЛК

5.11

Проверка (полная или частичная) технического диктанта (проводится параллельно с выполнением самостоятельной работы)



VI ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ О ЕГО ВЫПОЛНЕНИИ


6.1

Подведение итогов работы группы:

  1. что нового сегодня узнали на уроке?

  2. совпал ли результат с целью урока?

Динамический плакат

6.2

Подведение итогов и выставление оценок за:

  1. работу с красными карточками

  2. составление рабочего ОЛК

  3. технический диктант

  4. самостоятельную работу


6.3

Мотивация необходимости выполнения домашнего задания


6.4

Инструктаж по выполнению домашнего задания:

  1. вклеить мини-ОЛК

  2. проанализировать ОЛК

  3. ответить на вопросы:

  4. какие металлургические способы можно объединить в один?

  5. по каким признакам вы будете это делать?

  6. какое новшество можно ввести в конструкцию печи, чтобы ускорить процесс плавки?



6.5

Проверка усвоения учащимися инструктажа по д/з


6.6

Стихотворение (посвящается сталеварам 18-го века):

А ты?

Входя в дома любые -

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?


РЕКОМЕНДАЦИИ


Данная структура урока может быть использована при подготовке других уроков или предметов. Возможно использование отдельных элементов урока, которые также эффективны, как и вся структура.

При подготовке к урокам по материаловедению рекомендую использовать следующие издания вышеупомянутого С.И.Венецкого : «Всё о металлах», «От костра до плазмы».

Использование таких «несерьезных» средств как музыка, стихи, театральные постановки оживляют, разнообразят обучение, разгружают психологическое состояние учащихся, вводят их в мир прекрасного, поэтому рекомендую не бояться применять их на уроках.






ЛИТЕРАТУРА


  1. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. 2-е изд., М., «Металлургия», 1975. 240 с.ил.

  2. Гелин Ф.Д., Крупицкий Э.И., Поздняк И.П. Материаловедение (пособие с элементами программирования для металлистов). Минск. «Вышэйш школа», 1977, с.ил.

  3. Пейсахов А.М. Материаловедение. (конспект лекций) . С-П-б Изд. Михайлова В.А. 2000.



© 2010-2022