Рабочая программа по предмету Бюджетная грамотность

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зам. УМО Директор ГБПОУ «ВТППП»

______________В.В. Царенко ________________П.В. Самойлов





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

«БЮДЖЕТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»


Для профессий:

260807.01 «Повар, кондитер»;

260105.02 «Кондитер сахаристых изделий»;

100701.01 «Продавец, контролер-кассир».



















2015 г.

ОДОБРЕНА

На заседании МК

общеобразовательных дисциплин

Протокол №____ от « » _______2015г.

Председатель МК ООД

_________________Шишлова Е.Н

Составлена на основе положений проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году», рекомендаций рабочей группы при Министерстве образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования по изучению основ бюджетной грамотности; письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1045 от 07 августа 2014г. «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»; программы авторского учебного курса «Бюджетная грамотность» Мироновой Н.С. для обучения студентов по профессиям:

260807.01 «Повар, кондитер»;

260105.02 «Кондитер сахаристых изделий»;

100701.01 «Продавец, контролер-кассир».

Составитель:

Поддубная Ю.В

Преподаватель экономики ГБПОУ

«ВТППП»

Рецензенты:

___________ И.Н. Бородкина

подпись ФИО

Гл. бухгалтер ГБПОУ «ВТППП»


Рекомендована МС ГБПОУ «ВТППП»

Протокол № от « » августа 2015 г.


1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Бюджетная грамотность» разработана на основе положений проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году», рекомендаций рабочей группы при Министерстве образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования по изучению основ бюджетной грамотности; письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1045 от 07 августа 2014г. «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования», на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом региональных, национальных потребностей народов Российской Федерации.

Ускоренное развитие процесса повышения бюджетной грамотности является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень бюджетной грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Обучающиеся будут иметь представление о ценности денег, при этом закладывается фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. В дальнейшем для молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или жилищной проблемы через бюджетное планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Бюджетная грамотность необходима гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения - потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Бюджетная грамотность населения способствует притоку наличных денежных средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности государства.

Актуальность проблемы недостаточности бюджетной грамотности очевидна. Неполная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы программы, предопределили её цель и задачи.


Структура программы учебного курса «Бюджетная грамотность»

Рабочая программа учебного курса включает разделы:

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного курса;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;

- содержание учебного курса;

- тематическое планирование;

- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- планируемые результаты изучения курса;

- календарно-тематическое планирование.

Программа учебного курса направлена на обеспечение:

· формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

· равных возможностей получения качественного образования;

· воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностной и общественно значимой деятельности;

· создания условий для развития и самореализации обучающихся.

Цель реализации программы:

Повышение бюджетной грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирование компетенций в области бюджета и финансов.

Задачами реализации программы являются:

  • обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися;

  • создание в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми организациями и институтами;

  • обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;

  • создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;

  • создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самоактуализации;

  • создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

2. Общая характеристика учебного курса

Учебный курс «Бюджетная грамотность» представляет самостоятельный обязательный предмет в рамках вариативной части общеобразовательной подготовки и состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства;

Раздел 2. Деньги и основы денежной политики;

Раздел 3. Ценные бумаги;

Раздел 4. Государственный бюджет.

В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся осваивают следующие умения:

  • приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета;

  • описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;

  • описывать ключевые статьи государственного бюджета России;

  • объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов;

  • анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • находить и оценивать экономическую информацию;

  • рационально планировать семейный бюджет;

  • оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

  • осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;

  • осваивать различные способы решения экономических задач;

  • рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций;

  • обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства.

В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся приобретают следующие знания:

  • о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;

  • об экономической деятельности фирм и государства;

  • о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.

В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся овладевают следующими компетенциями:

  • в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

  • в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • в сфере познавательно-коммуникативной: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию, экономический анализ общественных явлений и событий для получения опыта познавательной и практической деятельности;

  • в сфере массовых коммуникаций: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

Изучение курса «Бюджетная грамотность» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

1. Экономический анализ - является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Экономический анализ может проводиться:

- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;

- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

2. Учебная дискуссия:

- обмен взглядами по конкретной проблеме;

- упорядочивание и закрепление материала;

- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента.

3. Деловые игры:

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

4. Использование проблемных методов обучения. Проблемное изложение, частично-поисковый метод:

- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;

- активация их познавательной активности.

5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов.

6. Экскурсионная деятельность:

- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-экспозиционный фонд Банка России;

- предприятия и объекты инфраструктуры города;

- сберегательный и коммерческие банки города;

- учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.

Учебный курс «Бюджетная грамотность» тесно связан с предметом «Обществознание (включая экономику и право)».

Место учебного курса в учебном плане:

Курс «Бюджетная грамотность» является самостоятельным обязательным предметом в рамках вариативной части общеобразовательной подготовки обучающихся, рассчитан на один год обучения во втором семестре для обучающихся на базе общего образования .

Общее количество часов: 45 академических часов в том числе 20 часов практических занятий, на самостоятельную работу студентов отводится 20 академических часов, максимальная нагрузка составляет 65 часов.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

4.1. Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы отражают:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимание, уметь находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

7) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.

4.2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

4.3. Предметные результаты:

Должны обеспечить:

1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;

2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;

4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

5) развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;

6) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

7) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);

8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;

9) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.

4. Содержание учебного курса

Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства - 15 часов.

1.1. Введение в учебный курс, цели, задачи, перспективы.

1.2. Экономические функции домохозяйства.

1.3. Потребление домашних хозяйств.

1.4. Рациональное потребление. Бюджетное ограничение.

1.5. Практическое занятие №1. Систематизация расходов семьи.

1.6. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов.

1.7. Реальные и номинальные доходы семьи.

1.8. Уровень жизни и прожиточный минимум.

1.9. Практическое занятие №2. Планирование семейного бюджета. Формирование семейного бюджета.

Раздел 2. Деньги и основы денежной политики - 9 часов.

2.1. Деньги и их функции.

2.2. Банки. Банковская система.

2.3. Вклады. Страхование вкладов.

2.4. Практическое занятие №3. Инвестиции. Расчет текущей и будущей стоимости методом дисконтирования.

2.5. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.

2.6. Электронные деньги. Расчеты с использованием платежных карт.

2.7. Практическое занятие №4. Определение признаков платежеспособности банкнот и монет РФ.

По второму разделу на СРС отводится 4 часа.

Раздел 3. Ценные бумаги - 4 часа.

3.1. Структура фондового рынка. Классификация ценных бумаг.

3.2. Облигации. Акции. Государственные ценные бумаги.

3.3. Практическое занятие №5. Векселя и банковские сертификаты. Оформление реквизитов векселя.

По третьему разделу на СРС отводится 2 часа.

Раздел 4. Государственный бюджет - 17 часов.

4.1. Бюджет: основные характеристики бюджета.

Формирование и исполнение бюджета.

4.2. Безвозмездные поступления из федерального бюджета. Межбюджетные трансферты.

4.3. Причины и следствия возникновения государственного долга.

Региональные муниципальные бюджеты.

Контрольная работа № 1

4.4. Практическое занятие №6. Понятие о налогах и их видах. Расчет НДС.

4.5. Федеральные целевые программы. Страхование.

4.6. Политика изменения учетной ставки.

4.7. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Социальные услуги государства.

4.8. Практическое занятие №7. Составление государственного бюджета.

4.9. Правила составления налоговой декларации.

Контрольная работа № 2 .

По четвертому разделу на СРС отводится 14 часов.

5. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1.

Бюджет частного домохозяйства

15

- знакомство с экономической терминологией, касаемой формирования бюджета домохозяйства и бюджетной политики семьи;

- формирование представлений обучающихся об экономических функциях домохозяйства, о рациональном поведении покупателя, бюджетном ограничении, бюджете семьи, источниках дохода и расходов семьи;

- усвоение понятия полезности и потребительского выбора;

- развитие способностей у учащихся экономического мышления при составлении личного финансового плана.

Уметь:

- планировать семейный бюджет;

- анализировать свое потребительское поведение;

- приводить примеры энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи;

- оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

- объяснять причины неравенства доходов семей;

- объяснять аксиомы рационального поведения;

- схематизировать изученный материал;

2.

Деньги и основы денежной политики

9

- понимание значения денег в современной экономике и расширение представлений о деньгах, знание функций денег, основных элементов банковской системы: процентная ставка, виды вкладов, страхование вкладов; чем банк отличается от других финансовых посредниках, как банки делают деньги;

- знание значения понятий: вклад, залог, обеспечение, кредит, кредитоспособность, ипотека, инвестиции;

- понимание роли кредита в современной экономике.

- определение сущности и функции понятий:

- организация-эмитент карты;

- держатели карт;

- торгово-сервисные организации, обслуживающие карты;

- банк-эквайрер;

- процессинговый центр;

- расчетный агент;

- расчетные и кредитные банковские карты.

Уметь:

- приводить примеры вкладов, кредитов, инвестиций;

- рассчитывать сложный процент, доходность от инвестиций;

- анализировать виды вкладов и кредитов;

- выбирать банк для вклада или получения кредита;

- проводить сравнительный экономический анализ расчетных и кредитных банковских карт;

- анализировать расчеты по платежным поручениям и требованиям, расчеты по инкассо; расчеты по аккредитивам и чекам.

3.

Ценные бумаги

4

- Знакомство учащихся с понятиями: облигация, акция, вексель, банковский сертификат;

- Понимание структуры фондового рынка, классификации ценных бумаг;

Уметь:

- приводить примеры ценных бумаг (облигаций, акций, векселей);

- объяснять механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простым и переводным векселем, роль и значение рынка государственных ценных бумаг;

- различать: основные виды акций; типы государственных ценных бумаг, эмитируемых Минфином России.

4.

Государственный бюджет

17

- понимание формирования и исполнения бюджета, видов страхования, структуры денежных расходов;

- знание о федеральных целевых программах, финансовых правовых нормах и правилах, социальных услугах государства, страховых организациях;

- Формирование представлений о налогах, функциях налогов, пенсионных планах, страховании;

Уметь:

- приводить примеры налогов (прямые, косвенные), безвозмездных поступлений из федерального бюджета, социальной поддержки граждан;

- описывать действия рыночного механизма, основные статьи госбюджета России;

- объяснять теорию справедливости налогов (вертикальная, горизонтальная);

- анализировать формирование государственного бюджета, причины возникновения государственного долга;

- систематизировать материал основных проблем, касающихся государственного бюджета.


Виды самостоятельных работ по Разделу 2:

  1. Подготовка и защита рефератов по темам:

  1. Организация бюджетной деятельности в РФ.

  2. Возникновение и эволюция денег на Руси.

  3. Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.

  4. Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.

  5. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.

  6. Современная денежная система РФ.

  7. Проблемы вступления России в ВТО.

  8. Россия на рынке технологий.

  9. Финансовый кризис 1998 года в России.

  10. Электронные рынки как феномен мировой экономики.

  11. Внешний долг России и проблемы его урегулирования.

  12. Мировой опыт свободных экономических зон.

  13. Вклады. Страхование вкладов.

  14. Электронные деньги.

  15. Формы безналичных расчетов во внутреннем обороте.

  16. Центральный банк и его роль.

  17. Расчеты с использованием платежных карт.

2. Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета).


Виды самостоятельных работ по Разделу 3:

  1. Подготовка и защита рефератов по темам:

  1. Функции фондового рынка. Классификация ценных бумаг.

  2. Расчеты при помощи векселей. Виды векселей.

  3. Долговые ценные бумаги. Облигации.

  4. Долевые ценные бумаги. Акции.

5. Векселя и банковские сертификаты.

6. Государственные ценные бумаги.

7. Вексельный оборот в России. Анализ положений Федерального закона. От 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».

2. Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета).



Виды самостоятельных работ по Разделу 4:

  1. Подготовка и защита рефератов по темам:

  2. Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период.

  3. Основные статьи доходов государственного бюджета.

  4. Способы уменьшения дефицита бюджета государства.

  5. Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета.

  6. Причины и следствия возникновения государственного долга, пути решения.

  7. Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчетов.

  8. Региональные, муниципальные бюджеты. Территориальные целевые бюджетные фонды.

  9. Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики, инструменты.

  10. Порядок составления налоговой декларации.

2. Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета).

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

6.1. Учебно-методическое обеспечение:

1. Аршавинский А.Ю., Берзон Н.И. Фондовый рынок. М.: Вита-Пресс, 2002.

2. Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс, 2010.

3. Балакина А.П. Методическое пособие к курсу «Налоги России»; 10-11 класс. М.: Вита-Пресс, 2006.

4. Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. М.: Интеллект центр, 2011.

5. Думная Н.Н. Экономика 10-11 класс. М.: Интеллект-центр, 2008.

6. Кайзер Ф.Й., Веткина А.В., Курмелева А.С., Экономика 10-11 класс, М.: Вита-Пресс, 2007.

7. Киреев А.П. Экономика 10-11 класс, М.: Вита-Пресс, 2007.

8. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. М.: Экзамен, 2003.

9. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2006.

10. Рустамьян В.П.. Все о кредитных историях изд. М.: Юристъ, 2008.

11. Суханов М.С. Деньги, кредит, банки. М.: Теис, 2005.

12. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2003.

13. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

14. Федоров Б.Ф. Как правильно взять и вернуть кредит: на покупку недвижимости, автомобиля, техники. 2-е изд-е доп. М.: Питер, 2008.

15. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 9 ред. От 31.01.2012 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». URL:docs.cntd.ru/document/901895865; дата обращения: 22.08.2014.

16. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1999.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. URL: rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html; дата обращения: 22.08.2014.

6.2. Материально-техническое обеспечение

6.2.1. Учебное оборудование и дидактические пособия:

- слайдовые презентации по отдельным темам;

- тестовые задания по разделам;

- индивидуальные карточки по отдельным темам;

- табличный материал для расчетов;

- дидактический раздаточный материал (схемы, таблицы, рисунки);

- унифицированные формы бланков по расчетам;

- электронное пособие В.М. Ионова «Внимание деньги», Проверяем подлинность и платежеспособность банкнот и монет РФ.

Комплект устных (контрольных) вопросов по разделам учебного курса.

6.2.2. Информационно-образовательные ресурсы:

1. nes.ru/dataupload/files/projects/financial-literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf - А. Горячев, В. Чумаченко, Финансовая грамота, М., 2009 г.

2. cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf - банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г.

3. budget.gov.ru/ - единый портал бюджетной системы Российской Федерации.

4. cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_3 - Как получить кредит по самой низкой процентной ставке? ЦБ РФ, М.

5. cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 - Обучающая игра «Насколько хорошо ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.

6. schoolmoney.ru - Основы инвестирования и управления личными финансами «Школа денег».

7. economy.gov.ru - сайт Министерства развития РФ.

8. document.kremlin.ru - официальное интернет-представительство Президента России.

9. fas.gov.ru - сайт Федеральной Антимонопольной службы.

10. minfin.ru/ - сайт Министерства финансов РФ.

11. gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики.

12. cbr.ru - сайт Банка России.

13. fcsm.ru - сайт Федеральной службы по финансовым рынкам.

14. eeg.ru/ - сайт МФ РФ статистика.

15. mosmetod.ru/ - сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

Раздел программы

Материал на сайте mosmetod.ru/

Бюджет частного домохозяйства

Урок «Рациональный потребитель»

Деньги и основы денежной политики

Урок «Деньги, происхождение денег, функции денег»

Урок «Банки. Банковская система»

Государственный бюджет

Урок «Бюджет Москвы»





6.2.3. Компьютерная техника и интерактивное оборудование:

- компьютер;

- проектор;

- мультимедийная техника.



7. Планируемые результаты изучения курса.

1) развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного курса: развитие общей культуры студентов, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию;

2) развитие способностей к осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции;

3) увеличение числа добросовестных заемщиков, снижение кредитных и репутационных рисков банков;

4) повышение финансового благосостояния благодаря рационализации семейного бюджета, расширению горизонта планирования;

5) развитие способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи;

6) обеспечение самозащиты от мошенничества, повышение финансовой безопасности обучающихся;

7) повышение уровня пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка, стабильность рынков.

8. Календарно-тематическое планирование.



Заня

тия

Наименование разделов, тем, занятий

Кол-во часов

Кален. Сроки

Вид занятия

Наглядные пособия

Задания для самост. Работы обучающихся

Межпред. Связи

Кол-во часов

Задание №

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства

15




-



1

Тема 1.1. Введение в учебный курс, цели, задачи, перспективы.

1


Урок сообщения новых знаний

Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности

-


Обществозна

ние (включая экономику и право)

2

Тема 1.2. Экономические функции домохозяйства.

1


Урок сообщения новых знаний

Учебник И.В. Липсиц

Экономика

-


Обществозна

ние (включая экономику и право)

3

Тема 1.3. Потребление домашних хозяйств

1


Урок сообщения новых знаний


Учебник И.В. Липсиц

Экономика


-


Обществозна

ние (включая экономику и право)

4

Тема 1.4. Рациональное потребление. Бюджетное ограничение.

1


Урок сообщения новых знаний


Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности; Схема

-


Обществозна

ние (включая экономику и право)

5-8

Тема 1.5. Практическое занятие №1. Систематизация расходов семьи.

4


Практическое занятие

Раздаточный информ. материал

-


Обществозна

ние (включая экономику и право)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9

Тема 1.6. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов.


1


Комбинированный урок

Раздаточный инфор. Материал

-


Бухгалтер

ский учет

10

Тема 1.7. Реальные и номинальные доходы семьи.


1


Урок сообщения новых знаний

Раздаточный материал

Мульт.презент.

-


Обществозна

ние (включая экономику и право)

11

Тема 1.8. Уровень жизни и прожиточный минимум.


1


Урок сообщения новых знаний

Мультимедийная презентация

-


Обществозна

ние (включая экономику и право)

12-15

Тема 1.9. Практическое занятие №2. Планирование семейного бюджета.

Формирование семейного бюджета.


4


Практическое занятие

Раздаточный табличный материал для выполн. ПР

-


Обществозна

ние (включая экономику и право)


Раздел 2. Деньги и основы денежной политики

9




4



16

Тема 2.1. Деньги и их функции.


1


Урок сообщения новых знаний

Раздаточный инфор. материал

Мультимедийная презентация

-


Обществозна

ние (включая экономику и право)

17

Тема 2.2. Банки. Банковская система.


1


Урок сообщения новых знаний


Раздаточный информационный материал

1

Защита реферата

Обществозна

ние (включая экон. И право)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

18

Тема 2.3. Вклады. Страхование вкладов.

1


Урок сообщения новых знаний

Раздаточный информационный материал

1

Защита реферата

Обществозна

ние (включая экон. И право)

19-20

Тема 2.4. Практическое занятие №3. Инвестиции. Расчет текущей и будущей стоимости методом дисконтирования.

2


Практическое занятие

Информационный материал



Обществозна ние (включая экон. и право)

21

Тема 2.5. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.


1


Урок сообщения новых знаний

Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности


-


Обществозна ние (включая экономику и право)

22

Тема 2.6. Электронные деньги. Расчеты с использованием платежных карт.

1


Урок сообщения новых знаний


Таблица федеральных, региональных, местных налогов

2

Защита реферата

Обществозна ние (включая экономику и право)

23-24

Тема 2.7. Практическое занятие №4. Определение признаков платежеспособности банкнот и монет РФ.

2


Практическое занятие

Положение банка России № 199-П

-


Обществозна ние (включая экон. и право)


Раздел 3. Ценные бумаги

4




2



25

Тема 3.1. Структура фондового рынка. Классификация ценных бумаг.


1


Урок сообщения новых знаний

Мультимедийная презентация по теме

-

-

Обществозна ние (включая экономику и право)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

26

Тема 3.2. Облигации. Акции. Государственные ценные бумаги.

1


Урок сообщения новых знаний

Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности

2

Защита реферата

Обществозна ние (включая экономику и право)

27-28

Тема 3.3. Практическое занятие №5. Векселя и банковские сертификаты. Оформление реквизитов векселя.


2


Практическое занятие

Бланк векселя



Обществозна ние (включая экономику и право)


Раздел 4. Государственный бюджет

17




14



29-31

Тема 4.1. Бюджет: основные характеристики бюджета. Формирование и исполнение бюджета.

3


Урок сообщения новых знаний

Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпр. деятельности

2

Защита реферата

Обществозна ние (включая экон. И право)

32

Тема 4.2. Безвозмездные поступления из федерального бюджета. Межбюджетные трансферты.

1


Комбинированный урок

Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности

2

Защита реферата

Обществозна ние (включая экон. И право)

33

Тема 4.3. Причины и следствия возникновения государственного долга.

Региональные муниципальные бюджеты.

1


Урок сообщения новых знаний

Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпр. деятельности

2

Защита реферата

Обществозна ние (включая экон. И право)

34

Контрольная работа № 1

1


Урок контроля, проверки и оценки зн.


-


Обществозна ние (включая экон. И право)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

35-36

Тема 4.4. Практическое занятие №6. Понятие о налогах и их видах. Расчет НДС.

2


Практическое занятие

Раздаточный материал из НК РФ



Обществозна ние (включая экон. и право)

37

Тема 4.5. Федеральные целевые программы. Страхование.

1


Урок сообщения новых знаний

Источник информации: Правительствен

ный сайт РФ

2

Защита реферата

Обществозна ние (включая экон. и право)

38

Тема 4.6 Политика изменения учетной ставки.

1


Урок сообщения новых знаний

Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности

Раздаточный материал

2

Защита реферата

Обществозна ние (включая экон. и право)

39

Тема 4.7. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Социальные услуги государства.

1


Урок сообщения новых знаний

Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности

Раздаточный материал

2

Защита реферата

Обществозна ние (включая экон. и право)

40-43

Тема 4.8 Практическое занятие №7

Составление государственного бюджета

4


Практическое занятие

Государственный бюджет на 2013 год



Обществозна ние (включая экономику и право)

44

Тема 4.9. Правила составления налоговой декларации.

1


Комбинированный урок

Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпр. деятельности

2

Защита реферата

Обществозна ние (включая экономику и право)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

45

Контрольная работа № 2

1


Урок контроля, проверки и оценки знаний


-


Обществозна ние (включая экон. и право)


Итого: т/о - 45 часов в т.ч. 20

часов ПЗ

45




20



Министерство образования и науки Российской федерации

Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области

ГБПОУ ВО «Воронежский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности»


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зав.учебной части Зав. УМО

___________________Шатунова О.А ____________________ /В.В.Царенко/

"___" _____________ 2015 г. "___" _____________ 2015 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2015/2016 учебный год

по дисциплине _Бюджетная грамотность_

для …1… курса

Преподаватель: ____Поддубная Ю.В. _____

Общее количество часов по учебному плану на дисциплину _______45_____ - часов.

в том числе: количество часов по учебному плану на 2015/2016 учебный год - 45 часов.

Из них:

Тип занятия

Кол-во часов

Уроки комбинированные

3

Уроки-сообщения новых знаний

20

Уроки обобщения


Уроки контроля знаний

2

Лабораторные работы


Лабораторно-практические занятия


Практические занятия

20

Составлен на основе положений проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году», в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1045 от 07 августа 2014г. «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»; программы авторского учебного курса «Бюджетная грамотность» Мироновой Н.С.

Рассмотрен на заседании ПЦК преподавателей общеобразовательного цикла

Протокол от "____"____________2015 г. № ___________

Председатель ПЦК_________________________/ Шишлова Е.Н /

подпись (фамилия, и., о)

Министерство образования и науки

Российской федерации

ГОБУ НПО ВО «Профессиональный лицей № 53 города Воронежа»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР Зав. учебной частью

___________________Царенко В.В ___________________ /О.А Шатунова/

"______" ________________ 2014 г. "_______" _________________ 2014 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2014/2015 учебный год

по программе учебного курса «Бюджетная грамотность»

для обучающихся на базе общего образования 1 курсов по профессиям: «Повар, кондитер»; «Продавец, контролер- кассир».

Преподаватель: Поддубная Ю.В. Общее количество часов по учебному плану - 40 академических часов


Из них:

Уроки комбинированные

Уроки-сообщения новых знаний

Уроки контроля, проверки и оценки знаний

Практические работы

5 часов

24 часов

4 часа

7 часов

Рассмотрен на совместном заседании МК преподавателей спецдисциплин

Протокол от "____"_августа___ 2014 г. № ____1___

Председатель МК_________________________/ Шишлова Е.Н. /

подпись (фамилия, и. о.)


© 2010-2022