- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по предмету Бюджетная грамотность
Рабочая программа по предмету Бюджетная грамотность
Раздел | Другое |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Поддубная Ю.В. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зам. УМО Директор ГБПОУ «ВТППП»
______________В.В. Царенко ________________П.В. Самойлов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«БЮДЖЕТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Для профессий:
260807.01 «Повар, кондитер»;
260105.02 «Кондитер сахаристых изделий»;
100701.01 «Продавец, контролер-кассир».
2015 г.
ОДОБРЕНА
На заседании МК
общеобразовательных дисциплин
Протокол №____ от « » _______2015г.
Председатель МК ООД
_________________Шишлова Е.Н
Составлена на основе положений проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году», рекомендаций рабочей группы при Министерстве образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования по изучению основ бюджетной грамотности; письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1045 от 07 августа 2014г. «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»; программы авторского учебного курса «Бюджетная грамотность» Мироновой Н.С. для обучения студентов по профессиям:
260807.01 «Повар, кондитер»;
260105.02 «Кондитер сахаристых изделий»;
100701.01 «Продавец, контролер-кассир».
Составитель:
Поддубная Ю.В
Преподаватель экономики ГБПОУ
«ВТППП»
Рецензенты:
___________ И.Н. Бородкина
подпись ФИО
Гл. бухгалтер ГБПОУ «ВТППП»
Рекомендована МС ГБПОУ «ВТППП»
Протокол № от « » августа 2015 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Бюджетная грамотность» разработана на основе положений проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году», рекомендаций рабочей группы при Министерстве образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования по изучению основ бюджетной грамотности; письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1045 от 07 августа 2014г. «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования», на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом региональных, национальных потребностей народов Российской Федерации.
Ускоренное развитие процесса повышения бюджетной грамотности является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень бюджетной грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Обучающиеся будут иметь представление о ценности денег, при этом закладывается фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. В дальнейшем для молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или жилищной проблемы через бюджетное планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Бюджетная грамотность необходима гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения - потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Бюджетная грамотность населения способствует притоку наличных денежных средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности государства.
Актуальность проблемы недостаточности бюджетной грамотности очевидна. Неполная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы программы, предопределили её цель и задачи.
Структура программы учебного курса «Бюджетная грамотность»
Рабочая программа учебного курса включает разделы:
- пояснительную записку;
- общую характеристику учебного курса;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;
- содержание учебного курса;
- тематическое планирование;
- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения курса;
- календарно-тематическое планирование.
Программа учебного курса направлена на обеспечение:
· формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
· равных возможностей получения качественного образования;
· воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностной и общественно значимой деятельности;
· создания условий для развития и самореализации обучающихся.
Цель реализации программы:
Повышение бюджетной грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирование компетенций в области бюджета и финансов.
Задачами реализации программы являются:
-
обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися;
-
создание в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми организациями и институтами;
-
обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;
-
создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
-
создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самоактуализации;
-
создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
2. Общая характеристика учебного курса
Учебный курс «Бюджетная грамотность» представляет самостоятельный обязательный предмет в рамках вариативной части общеобразовательной подготовки и состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства;
Раздел 2. Деньги и основы денежной политики;
Раздел 3. Ценные бумаги;
Раздел 4. Государственный бюджет.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся осваивают следующие умения:
-
приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета;
-
описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;
-
описывать ключевые статьи государственного бюджета России;
-
объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов;
-
анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-
находить и оценивать экономическую информацию;
-
рационально планировать семейный бюджет;
-
оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
-
осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;
-
осваивать различные способы решения экономических задач;
-
рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций;
-
обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся приобретают следующие знания:
-
о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;
-
об экономической деятельности фирм и государства;
-
о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся овладевают следующими компетенциями:
-
в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
-
в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;
-
в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
в сфере познавательно-коммуникативной: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию, экономический анализ общественных явлений и событий для получения опыта познавательной и практической деятельности;
-
в сфере массовых коммуникаций: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.
Изучение курса «Бюджетная грамотность» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
1. Экономический анализ - является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Экономический анализ может проводиться:
- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;
- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.
2. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента.
3. Деловые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Использование проблемных методов обучения. Проблемное изложение, частично-поисковый метод:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности.
5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов.
6. Экскурсионная деятельность:
- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-экспозиционный фонд Банка России;
- предприятия и объекты инфраструктуры города;
- сберегательный и коммерческие банки города;
- учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.
Учебный курс «Бюджетная грамотность» тесно связан с предметом «Обществознание (включая экономику и право)».
Место учебного курса в учебном плане:
Курс «Бюджетная грамотность» является самостоятельным обязательным предметом в рамках вариативной части общеобразовательной подготовки обучающихся, рассчитан на один год обучения во втором семестре для обучающихся на базе общего образования .
Общее количество часов: 45 академических часов в том числе 20 часов практических занятий, на самостоятельную работу студентов отводится 20 академических часов, максимальная нагрузка составляет 65 часов.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
4.1. Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимание, уметь находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
7) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
4.2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
4.3. Предметные результаты:
Должны обеспечить:
1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
5) развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;
6) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
7) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
9) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.
4. Содержание учебного курса
Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства - 15 часов.
1.1. Введение в учебный курс, цели, задачи, перспективы.
1.2. Экономические функции домохозяйства.
1.3. Потребление домашних хозяйств.
1.4. Рациональное потребление. Бюджетное ограничение.
1.5. Практическое занятие №1. Систематизация расходов семьи.
1.6. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов.
1.7. Реальные и номинальные доходы семьи.
1.8. Уровень жизни и прожиточный минимум.
1.9. Практическое занятие №2. Планирование семейного бюджета. Формирование семейного бюджета.
Раздел 2. Деньги и основы денежной политики - 9 часов.
2.1. Деньги и их функции.
2.2. Банки. Банковская система.
2.3. Вклады. Страхование вкладов.
2.4. Практическое занятие №3. Инвестиции. Расчет текущей и будущей стоимости методом дисконтирования.
2.5. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.
2.6. Электронные деньги. Расчеты с использованием платежных карт.
2.7. Практическое занятие №4. Определение признаков платежеспособности банкнот и монет РФ.
По второму разделу на СРС отводится 4 часа.
Раздел 3. Ценные бумаги - 4 часа.
3.1. Структура фондового рынка. Классификация ценных бумаг.
3.2. Облигации. Акции. Государственные ценные бумаги.
3.3. Практическое занятие №5. Векселя и банковские сертификаты. Оформление реквизитов векселя.
По третьему разделу на СРС отводится 2 часа.
Раздел 4. Государственный бюджет - 17 часов.
4.1. Бюджет: основные характеристики бюджета.
Формирование и исполнение бюджета.
4.2. Безвозмездные поступления из федерального бюджета. Межбюджетные трансферты.
4.3. Причины и следствия возникновения государственного долга.
Региональные муниципальные бюджеты.
Контрольная работа № 1
4.4. Практическое занятие №6. Понятие о налогах и их видах. Расчет НДС.
4.5. Федеральные целевые программы. Страхование.
4.6. Политика изменения учетной ставки.
4.7. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Социальные услуги государства.
4.8. Практическое занятие №7. Составление государственного бюджета.
4.9. Правила составления налоговой декларации.
Контрольная работа № 2 .
По четвертому разделу на СРС отводится 14 часов.
5. Тематическое планирование
№
Раздел
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
1.
Бюджет частного домохозяйства
15
- знакомство с экономической терминологией, касаемой формирования бюджета домохозяйства и бюджетной политики семьи;
- формирование представлений обучающихся об экономических функциях домохозяйства, о рациональном поведении покупателя, бюджетном ограничении, бюджете семьи, источниках дохода и расходов семьи;
- усвоение понятия полезности и потребительского выбора;
- развитие способностей у учащихся экономического мышления при составлении личного финансового плана.
Уметь:
- планировать семейный бюджет;
- анализировать свое потребительское поведение;
- приводить примеры энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи;
- оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
- объяснять причины неравенства доходов семей;
- объяснять аксиомы рационального поведения;
- схематизировать изученный материал;
2.
Деньги и основы денежной политики
9
- понимание значения денег в современной экономике и расширение представлений о деньгах, знание функций денег, основных элементов банковской системы: процентная ставка, виды вкладов, страхование вкладов; чем банк отличается от других финансовых посредниках, как банки делают деньги;
- знание значения понятий: вклад, залог, обеспечение, кредит, кредитоспособность, ипотека, инвестиции;
- понимание роли кредита в современной экономике.
- определение сущности и функции понятий:
- организация-эмитент карты;
- держатели карт;
- торгово-сервисные организации, обслуживающие карты;
- банк-эквайрер;
- процессинговый центр;
- расчетный агент;
- расчетные и кредитные банковские карты.
Уметь:
- приводить примеры вкладов, кредитов, инвестиций;
- рассчитывать сложный процент, доходность от инвестиций;
- анализировать виды вкладов и кредитов;
- выбирать банк для вклада или получения кредита;
- проводить сравнительный экономический анализ расчетных и кредитных банковских карт;
- анализировать расчеты по платежным поручениям и требованиям, расчеты по инкассо; расчеты по аккредитивам и чекам.
3.
Ценные бумаги
4
- Знакомство учащихся с понятиями: облигация, акция, вексель, банковский сертификат;
- Понимание структуры фондового рынка, классификации ценных бумаг;
Уметь:
- приводить примеры ценных бумаг (облигаций, акций, векселей);
- объяснять механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простым и переводным векселем, роль и значение рынка государственных ценных бумаг;
- различать: основные виды акций; типы государственных ценных бумаг, эмитируемых Минфином России.
4.
Государственный бюджет
17
- понимание формирования и исполнения бюджета, видов страхования, структуры денежных расходов;
- знание о федеральных целевых программах, финансовых правовых нормах и правилах, социальных услугах государства, страховых организациях;
- Формирование представлений о налогах, функциях налогов, пенсионных планах, страховании;
Уметь:
- приводить примеры налогов (прямые, косвенные), безвозмездных поступлений из федерального бюджета, социальной поддержки граждан;
- описывать действия рыночного механизма, основные статьи госбюджета России;
- объяснять теорию справедливости налогов (вертикальная, горизонтальная);
- анализировать формирование государственного бюджета, причины возникновения государственного долга;
- систематизировать материал основных проблем, касающихся государственного бюджета.
Виды самостоятельных работ по Разделу 2:
-
Подготовка и защита рефератов по темам:
-
Организация бюджетной деятельности в РФ.
-
Возникновение и эволюция денег на Руси.
-
Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
-
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
-
Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.
-
Современная денежная система РФ.
-
Проблемы вступления России в ВТО.
-
Россия на рынке технологий.
-
Финансовый кризис 1998 года в России.
-
Электронные рынки как феномен мировой экономики.
-
Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
-
Мировой опыт свободных экономических зон.
-
Вклады. Страхование вкладов.
-
Электронные деньги.
-
Формы безналичных расчетов во внутреннем обороте.
-
Центральный банк и его роль.
-
Расчеты с использованием платежных карт.
2. Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета).
Виды самостоятельных работ по Разделу 3:
-
Подготовка и защита рефератов по темам:
-
Функции фондового рынка. Классификация ценных бумаг.
-
Расчеты при помощи векселей. Виды векселей.
-
Долговые ценные бумаги. Облигации.
-
Долевые ценные бумаги. Акции.
5. Векселя и банковские сертификаты.
6. Государственные ценные бумаги.
7. Вексельный оборот в России. Анализ положений Федерального закона. От 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».
2. Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета).
Виды самостоятельных работ по Разделу 4:
-
Подготовка и защита рефератов по темам:
-
Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период.
-
Основные статьи доходов государственного бюджета.
-
Способы уменьшения дефицита бюджета государства.
-
Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета.
-
Причины и следствия возникновения государственного долга, пути решения.
-
Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчетов.
-
Региональные, муниципальные бюджеты. Территориальные целевые бюджетные фонды.
-
Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики, инструменты.
-
Порядок составления налоговой декларации.
2. Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета).
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6.1. Учебно-методическое обеспечение:
1. Аршавинский А.Ю., Берзон Н.И. Фондовый рынок. М.: Вита-Пресс, 2002.
2. Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс, 2010.
3. Балакина А.П. Методическое пособие к курсу «Налоги России»; 10-11 класс. М.: Вита-Пресс, 2006.
4. Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. М.: Интеллект центр, 2011.
5. Думная Н.Н. Экономика 10-11 класс. М.: Интеллект-центр, 2008.
6. Кайзер Ф.Й., Веткина А.В., Курмелева А.С., Экономика 10-11 класс, М.: Вита-Пресс, 2007.
7. Киреев А.П. Экономика 10-11 класс, М.: Вита-Пресс, 2007.
8. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. М.: Экзамен, 2003.
9. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2006.
10. Рустамьян В.П.. Все о кредитных историях изд. М.: Юристъ, 2008.
11. Суханов М.С. Деньги, кредит, банки. М.: Теис, 2005.
12. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2003.
13. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
14. Федоров Б.Ф. Как правильно взять и вернуть кредит: на покупку недвижимости, автомобиля, техники. 2-е изд-е доп. М.: Питер, 2008.
15. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 9 ред. От 31.01.2012 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». URL:docs.cntd.ru/document/901895865; дата обращения: 22.08.2014.
16. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1999.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. URL: rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html; дата обращения: 22.08.2014.
6.2. Материально-техническое обеспечение
6.2.1. Учебное оборудование и дидактические пособия:
- слайдовые презентации по отдельным темам;
- тестовые задания по разделам;
- индивидуальные карточки по отдельным темам;
- табличный материал для расчетов;
- дидактический раздаточный материал (схемы, таблицы, рисунки);
- унифицированные формы бланков по расчетам;
- электронное пособие В.М. Ионова «Внимание деньги», Проверяем подлинность и платежеспособность банкнот и монет РФ.
Комплект устных (контрольных) вопросов по разделам учебного курса.
6.2.2. Информационно-образовательные ресурсы:
1. nes.ru/dataupload/files/projects/financial-literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf - А. Горячев, В. Чумаченко, Финансовая грамота, М., 2009 г.
2. cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf - банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г.
3. budget.gov.ru/ - единый портал бюджетной системы Российской Федерации.
4. cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_3 - Как получить кредит по самой низкой процентной ставке? ЦБ РФ, М.
5. cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 - Обучающая игра «Насколько хорошо ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.
6. schoolmoney.ru - Основы инвестирования и управления личными финансами «Школа денег».
7. economy.gov.ru - сайт Министерства развития РФ.
8. document.kremlin.ru - официальное интернет-представительство Президента России.
9. fas.gov.ru - сайт Федеральной Антимонопольной службы.
10. minfin.ru/ - сайт Министерства финансов РФ.
11. gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики.
12. cbr.ru - сайт Банка России.
13. fcsm.ru - сайт Федеральной службы по финансовым рынкам.
14. eeg.ru/ - сайт МФ РФ статистика.
15. mosmetod.ru/ - сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы.
Раздел программы
Материал на сайте mosmetod.ru/
Бюджет частного домохозяйства
Урок «Рациональный потребитель»
Деньги и основы денежной политики
Урок «Деньги, происхождение денег, функции денег»
Урок «Банки. Банковская система»
Государственный бюджет
Урок «Бюджет Москвы»
6.2.3. Компьютерная техника и интерактивное оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- мультимедийная техника.
7. Планируемые результаты изучения курса.
1) развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного курса: развитие общей культуры студентов, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию;
2) развитие способностей к осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции;
3) увеличение числа добросовестных заемщиков, снижение кредитных и репутационных рисков банков;
4) повышение финансового благосостояния благодаря рационализации семейного бюджета, расширению горизонта планирования;
5) развитие способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи;
6) обеспечение самозащиты от мошенничества, повышение финансовой безопасности обучающихся;
7) повышение уровня пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка, стабильность рынков.
8. Календарно-тематическое планирование.
№
Заня
тия
Наименование разделов, тем, занятий
Кол-во часов
Кален. Сроки
Вид занятия
Наглядные пособия
Задания для самост. Работы обучающихся
Межпред. Связи
Кол-во часов
Задание №
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства
15
-
1
Тема 1.1. Введение в учебный курс, цели, задачи, перспективы.
1
Урок сообщения новых знаний
Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности
-
Обществозна
ние (включая экономику и право)
2
Тема 1.2. Экономические функции домохозяйства.
1
Урок сообщения новых знаний
Учебник И.В. Липсиц
Экономика
-
Обществозна
ние (включая экономику и право)
3
Тема 1.3. Потребление домашних хозяйств
1
Урок сообщения новых знаний
Учебник И.В. Липсиц
Экономика
-
Обществозна
ние (включая экономику и право)
4
Тема 1.4. Рациональное потребление. Бюджетное ограничение.
1
Урок сообщения новых знаний
Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности; Схема
-
Обществозна
ние (включая экономику и право)
5-8
Тема 1.5. Практическое занятие №1. Систематизация расходов семьи.
4
Практическое занятие
Раздаточный информ. материал
-
Обществозна
ние (включая экономику и право)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
9
Тема 1.6. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов.
1
Комбинированный урок
Раздаточный инфор. Материал
-
Бухгалтер
ский учет
10
Тема 1.7. Реальные и номинальные доходы семьи.
1
Урок сообщения новых знаний
Раздаточный материал
Мульт.презент.
-
Обществозна
ние (включая экономику и право)
11
Тема 1.8. Уровень жизни и прожиточный минимум.
1
Урок сообщения новых знаний
Мультимедийная презентация
-
Обществозна
ние (включая экономику и право)
12-15
Тема 1.9. Практическое занятие №2. Планирование семейного бюджета.
Формирование семейного бюджета.
4
Практическое занятие
Раздаточный табличный материал для выполн. ПР
-
Обществозна
ние (включая экономику и право)
Раздел 2. Деньги и основы денежной политики
9
4
16
Тема 2.1. Деньги и их функции.
1
Урок сообщения новых знаний
Раздаточный инфор. материал
Мультимедийная презентация
-
Обществозна
ние (включая экономику и право)
17
Тема 2.2. Банки. Банковская система.
1
Урок сообщения новых знаний
Раздаточный информационный материал
1
Защита реферата
Обществозна
ние (включая экон. И право)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
18
Тема 2.3. Вклады. Страхование вкладов.
1
Урок сообщения новых знаний
Раздаточный информационный материал
1
Защита реферата
Обществозна
ние (включая экон. И право)
19-20
Тема 2.4. Практическое занятие №3. Инвестиции. Расчет текущей и будущей стоимости методом дисконтирования.
2
Практическое занятие
Информационный материал
Обществозна ние (включая экон. и право)
21
Тема 2.5. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.
1
Урок сообщения новых знаний
Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности
-
Обществозна ние (включая экономику и право)
22
Тема 2.6. Электронные деньги. Расчеты с использованием платежных карт.
1
Урок сообщения новых знаний
Таблица федеральных, региональных, местных налогов
2
Защита реферата
Обществозна ние (включая экономику и право)
23-24
Тема 2.7. Практическое занятие №4. Определение признаков платежеспособности банкнот и монет РФ.
2
Практическое занятие
Положение банка России № 199-П
-
Обществозна ние (включая экон. и право)
Раздел 3. Ценные бумаги
4
2
25
Тема 3.1. Структура фондового рынка. Классификация ценных бумаг.
1
Урок сообщения новых знаний
Мультимедийная презентация по теме
-
-
Обществозна ние (включая экономику и право)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
26
Тема 3.2. Облигации. Акции. Государственные ценные бумаги.
1
Урок сообщения новых знаний
Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности
2
Защита реферата
Обществозна ние (включая экономику и право)
27-28
Тема 3.3. Практическое занятие №5. Векселя и банковские сертификаты. Оформление реквизитов векселя.
2
Практическое занятие
Бланк векселя
Обществозна ние (включая экономику и право)
Раздел 4. Государственный бюджет
17
14
29-31
Тема 4.1. Бюджет: основные характеристики бюджета. Формирование и исполнение бюджета.
3
Урок сообщения новых знаний
Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпр. деятельности
2
Защита реферата
Обществозна ние (включая экон. И право)
32
Тема 4.2. Безвозмездные поступления из федерального бюджета. Межбюджетные трансферты.
1
Комбинированный урок
Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности
2
Защита реферата
Обществозна ние (включая экон. И право)
33
Тема 4.3. Причины и следствия возникновения государственного долга.
Региональные муниципальные бюджеты.
1
Урок сообщения новых знаний
Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпр. деятельности
2
Защита реферата
Обществозна ние (включая экон. И право)
34
Контрольная работа № 1
1
Урок контроля, проверки и оценки зн.
-
Обществозна ние (включая экон. И право)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
35-36
Тема 4.4. Практическое занятие №6. Понятие о налогах и их видах. Расчет НДС.
2
Практическое занятие
Раздаточный материал из НК РФ
Обществозна ние (включая экон. и право)
37
Тема 4.5. Федеральные целевые программы. Страхование.
1
Урок сообщения новых знаний
Источник информации: Правительствен
ный сайт РФ
2
Защита реферата
Обществозна ние (включая экон. и право)
38
Тема 4.6 Политика изменения учетной ставки.
1
Урок сообщения новых знаний
Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности
Раздаточный материал
2
Защита реферата
Обществозна ние (включая экон. и право)
39
Тема 4.7. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Социальные услуги государства.
1
Урок сообщения новых знаний
Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпринимательской деятельности
Раздаточный материал
2
Защита реферата
Обществозна ние (включая экон. и право)
40-43
Тема 4.8 Практическое занятие №7
Составление государственного бюджета
4
Практическое занятие
Государственный бюджет на 2013 год
Обществозна ние (включая экономику и право)
44
Тема 4.9. Правила составления налоговой декларации.
1
Комбинированный урок
Учебник Л.Н. Череданова Основы экономики и предпр. деятельности
2
Защита реферата
Обществозна ние (включая экономику и право)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
45
Контрольная работа № 2
1
Урок контроля, проверки и оценки знаний
-
Обществозна ние (включая экон. и право)
Итого: т/о - 45 часов в т.ч. 20
часов ПЗ
45
20
Министерство образования и науки Российской федерации
Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области
ГБПОУ ВО «Воронежский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зав.учебной части Зав. УМО
___________________Шатунова О.А ____________________ /В.В.Царенко/
"___" _____________ 2015 г. "___" _____________ 2015 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2015/2016 учебный год
по дисциплине _Бюджетная грамотность_
для …1… курса
Преподаватель: ____Поддубная Ю.В. _____
Общее количество часов по учебному плану на дисциплину _______45_____ - часов.
в том числе: количество часов по учебному плану на 2015/2016 учебный год - 45 часов.
Из них:
Тип занятия
Кол-во часов
Уроки комбинированные
3
Уроки-сообщения новых знаний
20
Уроки обобщения
Уроки контроля знаний
2
Лабораторные работы
Лабораторно-практические занятия
Практические занятия
20
Составлен на основе положений проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году», в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1045 от 07 августа 2014г. «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»; программы авторского учебного курса «Бюджетная грамотность» Мироновой Н.С.
Рассмотрен на заседании ПЦК преподавателей общеобразовательного цикла
Протокол от "____"____________2015 г. № ___________
Председатель ПЦК_________________________/ Шишлова Е.Н /
подпись (фамилия, и., о)
Министерство образования и науки
Российской федерации
ГОБУ НПО ВО «Профессиональный лицей № 53 города Воронежа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР Зав. учебной частью
___________________Царенко В.В ___________________ /О.А Шатунова/
"______" ________________ 2014 г. "_______" _________________ 2014 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2014/2015 учебный год
по программе учебного курса «Бюджетная грамотность»
для обучающихся на базе общего образования 1 курсов по профессиям: «Повар, кондитер»; «Продавец, контролер- кассир».
Преподаватель: Поддубная Ю.В. Общее количество часов по учебному плану - 40 академических часов
Из них:
Уроки комбинированные
Уроки-сообщения новых знаний
Уроки контроля, проверки и оценки знаний
Практические работы
5 часов
24 часов
4 часа
7 часов
Рассмотрен на совместном заседании МК преподавателей спецдисциплин
Протокол от "____"_августа___ 2014 г. № ____1___
Председатель МК_________________________/ Шишлова Е.Н. /
подпись (фамилия, и. о.)