• Преподавателю
  • Другое
  • Технологическая карта учебного занятия по русскому языку на тему Осложненное простое предложение. Уточняющие члены предложения

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку на тему Осложненное простое предложение. Уточняющие члены предложения

Методическая разработка представляет собой развернутую технологическую карту учебного практического занятия по русскому языку на тему "Осложненное простое предложение. Уточняющие члены предложения. Роль сравнительного оборота как художественного средства". В технологической карте подробно расписаны образовательные, развивательные и воспитательные цели, современные технологии. Пошагово представлены все этапы занятия с учетом трехступенчатой модели работы с группой: вызов, осмысление, рефлексия. И...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта практического занятия

Дисциплина (профессиональный модуль) - ОДБ. 01 Русский язык

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс I Семестр I

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

7.3. Простое предложение.

Тема 7.3.3 Осложненное простое предложение. Уточняющие члены предложения. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.

Группы С-11,С-12, С-13, С-14

Преподаватель

Продолжительность 90 минут Место проведения БМК

Цели учебного занятия:

Образовательная: научить различать интонационные особенности предложения с обособленными и уточняющими членами; выделять голосом грамматические и интонационные особенности предложений с уточняющими членами; научить строить схемы простого осложненного предложения с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами. Показать роль сравнительного союза как изобразительного средства языка. Закрепить постановку знаков препинания при обособленных определениях, приложениях, дополнениях, обстоятельствах. Грамотно моделировать предложения, правильно расставлять знаки препинания, применяя правило «обособление и уточнение второстепенных членов предложения».

Развивающая: развивать умение строить схемы с обособленными, уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, ставить знаки препинания при обособлении и уточнении.

Воспитательная: воспитывать любовь к своему языку, патриотические чувства.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с товарищами.

Требования к знаниям и умениям:

Знать: правила постановки знаков препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при обособленных, уточняющих, пояснительных, присоединительных членах предложения. Применять знания употребления сравнительного оборота как изобразительного средства языка в жизни.

У2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

У10. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тип занятия: практическое.

Образовательные технологии: личностно - ориентированная, технология сотрудничества; технология развития критического мышления через чтение и письмо, деловая игра, технология оценивания

Методы и приемы обучения: - исследовательский, эвристический; творческий

-прием эвристической беседы, совместное добывание истины в процессе диалога, выступление студентов, фронтальный опрос, работа с тестом, творческая работа студентов по написанию статьи.

Средства обучения: Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: индивидуальные задания-тексты, орфографические словари.

Учебно-наглядное пособие -

Электронные ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайдовый материал, интернет-ресурсы.

Интеграционные связи: синтаксис, морфемика, лексика, основные требования к речи, композиционные особенности; литература.

Литература:

Основное учебное издание: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений «Русский язык»/ Н. А. Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева, под ред. Герасименко - 8 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 496 с.

Дополнительная литература:

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Мищерина М. А «Русский язык. 10-11 кл» М., «Русское слово», 2009

Межпредметные связи: медицина, литература

Внутрипредметные связи: пунктуация, синтаксис, орфоэпия, лексика, нормы языка, культура речи

Хронологическая карта занятия.

Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент.

1

2.

Вступление, мотивация изучения темы:

- формулировка темы занятия, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

- постановка целей;

- изложение плана занятия;

- характеристика рекомендуемой литературы.

3

3.

Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция

Вводный инструктаж

11

2

4.

Обучение новому материалу.

30

Самостоятельная работа студентов.

30

5.

Обобщение и систематизация изученного материала.

11

6.

Подведение итогов.

2

Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает студентов на работу.

Вступление, мотивация изучения темы:

Преподаватель проводит мотивацию учебной деятельности, дает характеристику ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности подчеркивает значение этой темы для будущей практической деятельности, проводит постановку целей занятия. Излагает план занятия, включающий основные вопросы, подлежащие рассмотрению.

Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция:

Преподаватель проводит определение исходного уровня знаний в форме:

- индивидуальной работы у доски и по карточкам;

- проверки домашнего задания (фронтальный опрос)

а) морфемная минутка в сочетании с акцентологической: Разберите по составу слова: заплесневевший, принудивший, подобрав, откупоривший, вычерпанный, отнята, заржавленный, начата, позвонишь, балованный, кашлянувший, облегчив, осведомивший, пломбированный, избаловавший.

б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы:

На все ли вопросы вы нашли ответ при подготовке к занятию? Выполнение каких заданий, вызвали у вас затруднения? Если все понятно, перейдем к теме занятия. Для начала проверим домашнее задание:

1. Какие члены предложения называются обособленными? (слайд)

2. Перечислите условия обособления. Проиллюстрируйте их примерами

(слайд )

3. При каком условии всегда обособляются согласованные и несогласованные определения и приложения?

4. Какие обороты условно называются обособленными дополнениями? Приведите примеры.

5. Приведите примеры обособления обстоятельств.

6. Проверка задания к упражнению 680

7. Составьте схемы предложений (работа по карточка)

5. Индивидуальная работа по карточкам (вся группа)

в) подведение итогов контроля: Отмечается степень готовности к занятию. Объясняются ошибки, допущенные в выполнении заданий.

Изложение нового материала

  1. Понятие об уточняющих членах предложения

Работа с лингвистическими терминами:

Подберите ряд однокоренных слов к слову уточнение (точка, точность, точь-в-точь)

Роль уточнения - переход от широкого понятия к узкому, ограничение его объема.

Обстоятельство места или времени, уточняющее смысл предшествующего обстоятельства, обособляются, на письме выделяясь запятыми.

Запись: И ныне здесь, в забытой сей глуши, в обители пустынных вьюг и хлада, мне сладкая готовилась отрада.

  1. Уточняются обстоятельства места и времени, особенно когда они выражены местоименными наречиями там, туда, оттуда, везде, всюду, тогда, там.

Казалось, что там, на краю моря, облаков бесконечно много.

  1. Где именно? Когда именно? Куда именно? Как именно? Кто именно?

Внизу, в зале, стали тушить огни.

  1. Дополнения с предлогами кроме, помимо, включая, сверх, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, в отличие от, по сравнению.

  2. Члены предложения, присоединяемые при помощи слов то есть, или, в том числе, например, в частности, главным образом, по имени, по прозвищу, особенно, именно.

В то время, именно год назад, я еще сотрудничал с журналом.

Технология «Деловая игра».

Нам необходимо грамотно составить объявление. Вот его текст:

1 апреля, в 20.00, в кинотеатре «Космос», в его прекрасном зале, состоится дискотека. Приглашаются все желающие, кроме настроившихся поскучать, то есть решивших остаться дома. С собой, наряду с улыбкой и хорошим настроением, можно взять друзей. Ди - Джей.

Самостоятельная работа:

  1. Найдите уточняющие обстоятельства, выделите голосом их. Объясните пунктуацию.

  1. Вдоль камышей, под ветлами, плыли лодки.

  2. Каждое утро, в шесть часов, я отправляюсь на работу.

  3. Я слышал эти рассказы на Кавказе, у подножия Машука.

  4. Я остался здесь еще на неделю, то есть до воскресенья.

  5. Многие газы, например водород, легче воздуха.

  6. На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем.

  7. Осьминоги, или спруты, - это морские моллюски.

Технология оценивания:

Проанализируйте свою работу и выставите себе оценки.

- Все ли задания ты выполнил правильно?

- Сколько ошибок ты допустил в процессе выполнения заданий?

- Ты самостоятельно выполнил работу или тебе её кто-то помог выполнить?

- Пользовался ли ты подсказками преподавателя?

- Какую оценку в соответствии с критериями ты заслужил?


  1. Сравнительные обороты.

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинаются союзами как, словно, будто, точно, как будто, что, чем ,нежели, выделяются запятыми.

С утра поползли серые, как дым облака.

КАК

Запятая ставится

Запятая не ставится

  1. Сравнительный оборот

Пруд блестел, как звенящая нежная сталь.

  1. Как входит в состав сказуемого

Пруд как сталь

  1. Сложноподчиненное предложение

Мы смотрели, как по небу плыли облака.

2 Во фразеологизмах

Дождь льет как из ведра.


  1. Приложение с союзом как имеет добавочное обстоятельственное значение.

Как мастер психологического анализа, Достоевский глубоко проанализировал состояние своего героя.

3 В качестве

Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених

Самостоятельная работа.

  1. Как стройный тополь, носился он на буланом коне своем.

  2. Дорога гладкая, как водная поверхность.

  3. Как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

  4. Косой дождь, гонимый сильным ветром, лили как из ведра.

  5. Твои речи будто острый нож.

  6. Впереди, версты две от обоза, мы увидели, как что-то забелело: то ли это были домики с черепитчатыми крышами, то ли деревья.

  7. Прилагательное как часть речи.

СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп) , при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

Примеры сравнений:

И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.
(А. Ахматова)

"Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца. "
(А. Чехов)

"И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы… "
(В. Шукшин)

Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В. Брюсова "Сонет к форме":

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Выполнение самостоятельной работы по карточкам с взаимопроверкой

Обобщение и систематизация изученного материала

Самостоятельное выполнение упражнения №675

Подведение итогов, выставление оценок.

Попробуйте составить СИНКВЕЙН на изучение сравнительного оборота.

Подобие.

Образное, выразительное

Подобрать, осмыслить, сравнить.

Строгая сравнительная конструкция.

Троп.

Домашнее задание: Стр.310-312 упр. 670 , стр 312 вопросы, ЗСР, упр 676

Написать статью в газету, рассказать о вреде курения, применить предложения с различными обособлениями и уточнениями.


ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ

«ОСЛОЖНЕННОЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РОЛЬ СРАВНИТЕЛЬНОГО ОБРОТА КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ЯЗЫКА»


КАРТОЧКА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ У ДОСКИ

К ЗАНЯТИЮ

  1. Исходный контроль.

  1. Составьте схемы предложений. Устно объясните пропущенные орфограммы.

  2. Путешестве…ика (в)первые отпр…вляюще…ося в центральные районы высокого Тянь-Шаня изумляют прекрасные дороги проложе(н,нн)ые в горах.

  3. Наполне(н,нн)ые грузом и людьми т…желые машины взб…раются на высокие перевалы спускаются в глубокие горные д…лины поросшие высокою травой.

  4. Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

  5. Маленькие степные зайцы пряч…т(?)ся в траве пр…жав уши сидят возле врытых в землю телеграфных столбов.

  6. Горный поток стремительный и бурный то подмывает дорогу то теряет(?)ся в глубоком камее(н,нн)ом русле.

  1. Что обозначает слово Д…ЛИНА?

  2. Перечислите все слова с чередующейся гласной.


КАРТОЧКА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ У ДОСКИ

К ЗАНЯТИЮ


  1. Исходный контроль.

  1. Перепишите предложения, делая обособленные определения необособленными и наоборот. Устно объясните пропущенные орфограммы. Найдите нарушение синтаксической нормы.

  1. Множество машин наполне(н,нн)ых грузом движутся по горным дорогам.

  2. Ог…бающая горные скалы дорога вьется в глубокой ложбине.

  3. Остановившись на берегу шумной реки размывшей край горной дороги на склонах горы можно ра(с,сс)мотреть в бинокль стадо горных серн.

  4. Чуткие животные подн…мают головы вглядываясь в проб…гающую (в)низу дорогу.

  5. Солнце сразу нач…вшее палить быстро поднималось над степью.

  1. Что обозначает слово СЕРНА?

  2. Разберите морфемно слово вглядываясь



КАРТОЧКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МЕСТАХ

К ЗАНЯТИЮ

1 ВАРИАНТ

  1. Какая ошибка допущена в построении предложения? Перепишите в исправленном виде.

  1. Верный Пугачёв своему обещанию приближался к Оренбургу

  2. Спишите, постройте схему предложения.

  1. Месяц чистый и острый стоял над головой.

  2. Небо темнеет тяж…лое и (не)приветл…вое оно все ниже нависает над землей.

  3. Виднелись на повороте Дуная суда и остров и замок с парком окруже(н,нн)ый водами виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственной далью зеленых вершин и голубеющими ущельями..


  1. Что обозначает выделенное слово?

Текущий контроль.

  1. Спишите, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Толпа разошлась исключая немногих любопытных и мальчишек

  2. (Из)редка на балкон залетали воробьи или голуби.

  3. В зоопарке мы видели бегемота или гиппопотама.

  4. Девушка сидела задумавшись.

  5. Они еще долго сидели в горнице взявшись за руки и думая о своем.

  6. (Не)законче(н,нн)ая нами шахматная партия была перенесе(нн,н)а на следующий день.

  7. Дорожки сада усыпаны хрустевшим под ногами гравием.

  8. Сергей прочитал надпись иску(с,сс)но выбитую на одном из столбов по(д,дд)ерживающих ворота.

  9. Мы пошли в поход (не)смотря на (не)погоду.

  10. (На)встречу мне мощные и грозные неслись звуки ревущего прибоя.


  1. Какой частью речи является подчеркнутое в последнем предложении слово, разберите его морфологически.


Критерии:

10 предложений, отсутствие орфографических ошибок или 1 - 5

8 предложений, 2 орфографические ошибки - 4

6 предложений, 4 орфографические ошибки - 3



КАРТОЧКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МЕСТАХ

К ЗАНЯТИЮ 2-70

2 ВАРИАНТ

  1. Какая ошибка допущена в построении предложения? Перепишите в исправленном виде.

  1. Доносившийся шум моря (с)низу говорил о покое.

  1. Спишите, постройте схему предложения.

  1. Я увидел (на)верху группу скал похожих на оленя и залюбовался.

  2. День был теплый, осенний, дождливый.

  3. Просторная перспектива ра…крывавшаяся с возвышения где стояли русские батареи защищавшие мост то вдруг затягивались кисейным занавесом к…сого дождя, то вдруг расширялись и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы точно покрытые лаком.

  1. Что обозначает выделенное слово? Какую роль в предложении играет подчеркнутое выражение?


Текущий контроль.

  1. Спишите, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Жизнь утроена так дьявольски что (не) умея (не)навидеть (не)возможно искренне любить.

  2. На пристан… (ни)кого (не)было кроме сторожа с фонарём.

  3. В зоопарке мы видели бегемота или гиппопотама.

  4. Земля окружена воздушной оболочкой или атмосферой.

  5. Мы не просто читали стихи а желая их запомнить выучивали (на)изусть.

  6. Разморе(н,нн)ый жарой сном и усталостью я не хотел встать а только лениво окликнул собаку.

  7. Мы решили (не)много посидеть на бугорке покрытом порыжевшей вы(ж,жж)е(н,нн)ой травой и испещре(н,нн)ом по краям какими (то) (не)вида (н,нн)ыми цветами.

  8. Отраже(н,нн)ые в реке облака тихо плыли по небу.

  9. Плотно прижавшись друг к другу стоят ели отражаясь в воде

  10. Неслись(на)встречу мощные и грозные звуки..


  1. Какой частью речи является подчеркнутое в последнем предложении слово, разберите его морфологически.

Критерии:

10 предложений, отсутствие орфографических ошибок или 1 - 5

8 предложений, 2 орфографические ошибки - 4

6 предложений, 4 орфографические ошибки - 3


9


© 2010-2022