• Преподавателю
  • Другое
  • Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями

Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории. Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объёме. В соответствии с приказами департамента образования и науки от 20 июля 2011 года № 3892 «О модернизации общеобразовательных учреждений путём организации в них дистанционного обучения для обучающихся» и от 18 августа 2011 года № 4288 «Об организации обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» в 2011-2012 учебном году в Краснодарском крае вводится дистанционное обучение детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования. Наша школа вошла в число 51 Базовых школ Краснодарского края. На базе школы создан Центр дистанционного образования. Сейчас в Центр зачислено 8 детей – инвалидов, с ними будут работать 7 педагогов нашей школы. Значительная роль в обучении детей - инвалидов отводится сетевым преподавателям, осуществляющим методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса. Именно на них возлагается ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого учащегося, направленных на удовлетворение потребностей ребёнка и рекомендаций медицинских комиссий. Сейчас у нас идет подготовка к дистанционному обучению детей инвалидов, с начала 2012 года планируется начать обучения одаренных детей и 3 этапом является обучение детей из малокомплектных школ. В настоящие время в нашу школу поставили три рабочих места для обучения детей – инвалидов. В этот комплект входит новые компьютеры фирмы Apple с периферийными устройствами: сканером, принтером и Web-камерой. Нужно отметить, что, что полученные нами компьютеры достаточно мощные (двухъядерный процессор Intel с частотой 1,83Ггц и 2ГБ ОЗУ) с поддержкой Wi-Fi. В компьютере установлено две операционные системы: привычная многим Windows и не столь распространенный Мас ОС, который учителя и учащиеся будут загружать для использования программы видеоконференций и on-line уроков. Хорошие характеристики имеет и Web-камера со встроенным микрофоном – 1,3Мпкс.  В середине декабря была осуществлена поставка нового оборудования для второго этапа дистанционного обучения - в этот комплект входит интерактивная доска SMART, с лицензионным программным обеспечением и методическим пособием, средства видео – конференции связи, LCD панель, документ – камера. Обучение в школе с дистанционной моделью образования позволяет детям с ограниченными возможностями получить качественное образование.   Понимая преимущества и перспективность дистанционного обучения, родители детей с ограниченными возможностями осознают, что в базовой школе, функционирующей при школе, для учащихся созданы оптимальные условия для получения хорошего образования. Сюда тянутся дети с разных микрорайонов города. С нового 201-2012 учебного года в школу зачислены новые учащиеся. Всем ученикам установлено новое компьютерное оборудование, предназначенное для обучения детей через Интернет. Использование Интернет-технологийв дистанционном обучении детей-инвалидов Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность: чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической); хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки; интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией; организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций. Основные цели дистанционного образования можно свести к следующим. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ, в том числе и при изучении иностранных языков. Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат). Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ. Современные средства позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: учащийся должен уметь выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного по электронной почте материала, убрать или переместить рисунки и т.п., изменить цвета, используемые для оформления текста, подобрать степень яркости и контраста, выбрать удобные ему графические символы разметки текста (конечно, все это предполагает достаточное владение применяемыми программными средствами). Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает индивидуально наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы учащиеся дистанционной формы обучения владели всеми необходимыми пользовательскими навыками. Среди критериев эффективности дистанционного обучения выделяются 2 категории: Интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Чрезвычайно важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки. Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно действительно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания. При дистанционном обучении обучаемый должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, работать с электронными справочниками и словарями, которые могут быть приданы данному курсу или существовать автономно на различных серверах. Поэтому важно иметь курсы, нацеленные на обучение этим специфическим видам чтения, работы со справочными электронными материалами. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании). Модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничествес участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами через сеть Internet. В самое последнее время для таких целей все больше используются специальные Web-страницы, которые может организовать для себя каждый обучаемый или группа сотрудничества. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия. Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения особенно очевидно, если появляется возможность использования видеоконференций. Дело в том, что при языковом образовании, чрезвычайно важен фактор «присутствия», фактор общения, создания языковой среды и использования видеоконференции может оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, преподавателем-тьютором. При этом надо иметь в виду, что тиражирование учебных материалов на порядок дешевле, чем традиционным способом. Сами же обучаемые имеют возможность перенести полученные материалы на свою дискету или флеш-карту, распечатать их и работать с ними так, как им это наиболее удобно. Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Использование дистанционныхтехнологийпредполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучениеиспользует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, ТВ, кейс-технологии. В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов. Опыт организации дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество инвалидов. При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования. Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается — берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере. В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.). Безусловно, для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими. Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line. В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие. В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы. В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки. При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения. Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности. Естественно, требуется усилить психологическую компоненту учебных дистанционных курсов. Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тем более что существуют специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером. В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Для решения этих задач необходимо выстроить такую систему организации дистанционного обучения, основополагающими характеристиками которой являются: изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, включая медико-психологическое обследование, оформление карты ИПР с рекомендациями для дистанционного обучения; непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанционных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик психодиагностики, позволяющих выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка; возможность сочетания традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты можно изучать с использованием дистанционных технологий, а другие - по традиционной форме в рамках школы общего типа, специального или надомного обучения; выделение интегральных характеристик обучающегося с помощью дистанционных технологий: показатели умственного развития, модальности восприятия информации, темперамент, личностные качества; разработка и осуществление социальной программы работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения и социального включения ребенка с ограниченными возможностями; интеграция деятельности специалистов, работающих в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (методические советы, обучающие курсы, повышение квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.). Особенности обучения детей-инвалидов с использованием сетевых образовательных ресурсов. Возможность реализации индивидуально-ориентированного подхода Реализация дистанционного обучения предусматривает проектирование сетевым учителем уроков по специальной технологической карте, используемой как механизм индивидуализации учебного процесса через применение различных индивидуально-ориентированных моделей организации урока, учебных планов в соответствии с образовательными потребностями и возможностями детей - инвалидов. Гибкость организационной структуры учебной деятельности В условиях обучения детей с ОВЗ особенную важность приобретает приоритетная задача образования - сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Для учащихся, осваивающих учебные программы по индивидуальным учебным планам образовательное пространство I- Школы предусматривает различные конфигурации построения индивидуальной образовательной стратегии — пошаговое или модульное освоение учащимися учебных программ. Возможность организации групповой работы. В условиях дистанционного обучения детей-инвалидов особую роль играет организация групповых форм обучения. Во-первых, учащиеся получают возможность общаться, что для данной категории школьников очень ценно, во-вторых, не посещая школу, ребята имеют возможность сотрудничать в учебном пространстве с одноклассниками. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет сформировать виртуальный класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути её решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения. Возможность интенсификации процесса обучения Планирование индивидуальной учебной деятельности является предметом обсуждения и согласования каждого учащегося со своим сетевым преподавателем. Дети с ОВЗ нередко проходят плановое лечение в стационарах, в связи с чем варьируется темп освоения учебного материала, возникают значительные промежутки в занятиях, после которых учебный процесс может быть ускорен. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности. При таком раскладе дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигм образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка. Таким образом, дидактические свойства и функции сетевых телекоммуникаций, а также ряд преимуществ дистанционного над традиционными формами обучения подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации. Исходя из своего, пока небольшого, опыта работать дистанционно, можно сделать несколько выводов: Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры – с другой. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Форма обучения – очная или дистанционная, сама по себе не влияет на конечный результат.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории.
Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объёме.
В соответствии с приказами департамента образования и науки от 20 июля 2011 года № 3892 «О модернизации общеобразовательных учреждений путём организации в них дистанционного обучения для обучающихся» и от 18 августа 2011 года № 4288 «Об организации обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» в 2011-2012 учебном году в Краснодарском крае вводится дистанционное обучение детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования. Наша школа вошла в число 51 Базовых школ Краснодарского края. На базе школы создан Центр дистанционного образования. Сейчас в Центр зачислено 8 детей - инвалидов, с ними будут работать 7 педагогов нашей школы. Значительная роль в обучении детей - инвалидов отводится сетевым преподавателям, осуществляющим методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса. Именно на них возлагается ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого учащегося, направленных на удовлетворение потребностей ребёнка и рекомендаций медицинских комиссий.

Сейчас у нас идет подготовка к дистанционному обучению детей инвалидов, с начала 2012 года планируется начать обучения одаренных детей и 3 этапом является обучение детей из малокомплектных школ. В настоящие время в нашу школу поставили три рабочих места для обучения детей - инвалидов. В этот комплект входит новые компьютеры фирмы Apple с периферийными устройствами: сканером, принтером и Web-камерой. Нужно отметить, что, что полученные нами компьютеры достаточно мощные (двухъядерный процессор Intel с частотой 1,83Ггц и 2ГБ ОЗУ) с поддержкой Wi-Fi. В компьютере установлено две операционные системы: привычная многим Windows и не столь распространенный Мас ОС, который учителя и учащиеся будут загружать для использования программы видеоконференций и on-line уроков. Хорошие характеристики имеет и Web-камера со встроенным микрофоном - 1,3Мпкс.

В середине декабря была осуществлена поставка нового оборудования для второго этапа дистанционного обучения - в этот комплект входит интерактивная доска SMART, с лицензионным программным обеспечением и методическим пособием, средства видео - конференции связи, LCD панель, документ - камера.

Обучение в школе с дистанционной моделью образования позволяет детям с ограниченными возможностями получить качественное образование. Понимая преимущества и перспективность дистанционного обучения, родители детей с ограниченными возможностями осознают, что в базовой школе, функционирующей при школе, для учащихся созданы оптимальные условия для получения хорошего образования. Сюда тянутся дети с разных микрорайонов города. С нового 201-2012 учебного года в школу зачислены новые учащиеся. Всем ученикам установлено новое компьютерное оборудование, предназначенное для обучения детей через Интернет.

Использование Интернет-технологий в дистанционном обучении детей-инвалидов

Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:

  • чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

  • хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;

  • интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;

  • доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;

  • организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций.

Основные цели дистанционного образования можно свести к следующим.

  1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ, в том числе и при изучении иностранных языков.

  2. Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).

  3. Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.

Современные средства позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: учащийся должен уметь выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного по электронной почте материала, убрать или переместить рисунки и т.п., изменить цвета, используемые для оформления текста, подобрать степень яркости и контраста, выбрать удобные ему графические символы разметки текста (конечно, все это предполагает достаточное владение применяемыми программными средствами). Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает индивидуально наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы учащиеся дистанционной формы обучения владели всеми необходимыми пользовательскими навыками.

Среди критериев эффективности дистанционного обучения выделяются 2 категории:

  1. Интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения.

  2. Чрезвычайно важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки.

Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно действительно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.

При дистанционном обучении обучаемый должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, работать с электронными справочниками и словарями, которые могут быть приданы данному курсу или существовать автономно на различных серверах. Поэтому важно иметь курсы, нацеленные на обучение этим специфическим видам чтения, работы со справочными электронными материалами.

Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничествес участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами через сеть Internet.

В самое последнее время для таких целей все больше используются специальные Web-страницы, которые может организовать для себя каждый обучаемый или группа сотрудничества. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия.

Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения особенно очевидно, если появляется возможность использования видеоконференций. Дело в том, что при языковом образовании, чрезвычайно важен фактор «присутствия», фактор общения, создания языковой среды и использования видеоконференции может оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, преподавателем-тьютором.

При этом надо иметь в виду, что тиражирование учебных материалов на порядок дешевле, чем традиционным способом. Сами же обучаемые имеют возможность перенести полученные материалы на свою дискету или флеш-карту, распечатать их и работать с ними так, как им это наиболее удобно.

Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, ТВ, кейс-технологии. В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов. Опыт организации дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество инвалидов.

При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования. Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу.

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается - берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере.

В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).

Безусловно, для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими.

Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line.

В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.

Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности. Естественно, требуется усилить психологическую компоненту учебных дистанционных курсов.

Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тем более что существуют специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером.

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Для решения этих задач необходимо выстроить такую систему организации дистанционного обучения, основополагающими характеристиками которой являются:

  • изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, включая медико-психологическое обследование, оформление карты ИПР с рекомендациями для дистанционного обучения;

  • непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанционных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик психодиагностики, позволяющих выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка;

  • возможность сочетания традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты можно изучать с использованием дистанционных технологий, а другие - по традиционной форме в рамках школы общего типа, специального или надомного обучения;

  • выделение интегральных характеристик обучающегося с помощью дистанционных технологий: показатели умственного развития, модальности восприятия информации, темперамент, личностные качества;

  • разработка и осуществление социальной программы работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения и социального включения ребенка с ограниченными возможностями;

  • интеграция деятельности специалистов, работающих в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (методические советы, обучающие курсы, повышение квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.).

Особенности обучения детей-инвалидов с использованием сетевых образовательных ресурсов.

Возможность реализации индивидуально-ориентированного подхода

Реализация дистанционного обучения предусматривает проектирование сетевым учителем уроков по специальной технологической карте, используемой как механизм индивидуализации учебного процесса через применение различных индивидуально-ориентированных моделей организации урока, учебных планов в соответствии с образовательными потребностями и возможностями детей - инвалидов.

Гибкость организационной структуры учебной деятельности

В условиях обучения детей с ОВЗ особенную важность приобретает приоритетная задача образования - сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Для учащихся, осваивающих учебные программы по индивидуальным учебным планам образовательное пространство I- Школы предусматривает различные конфигурации построения индивидуальной образовательной стратегии - пошаговое или модульное освоение учащимися учебных программ.

Возможность организации групповой работы.

В условиях дистанционного обучения детей-инвалидов особую роль играет организация групповых форм обучения. Во-первых, учащиеся получают возможность общаться, что для данной категории школьников очень ценно, во-вторых, не посещая школу, ребята имеют возможность сотрудничать в учебном пространстве с одноклассниками. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет сформировать виртуальный класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути её решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения.

Возможность интенсификации процесса обучения

Планирование индивидуальной учебной деятельности является предметом обсуждения и согласования каждого учащегося со своим сетевым преподавателем. Дети с ОВЗ нередко проходят плановое лечение в стационарах, в связи с чем варьируется темп освоения учебного материала, возникают значительные промежутки в занятиях, после которых учебный процесс может быть ускорен.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения

Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности.

При таком раскладе дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигм образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Таким образом, дидактические свойства и функции сетевых телекоммуникаций, а также ряд преимуществ дистанционного над традиционными формами обучения подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.

Исходя из своего, пока небольшого, опыта работать дистанционно, можно сделать несколько выводов:

  1. Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. - все, что требуется от взрослого человека.

  2. Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры - с другой.

  3. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

Форма обучения - очная или дистанционная, сама по себе не влияет на конечный результат.










Дистанционное обучение детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.

Изучив особенности дистанционного обучения детей-инвалидов в системе общего образования, мы пришли к выводу, что практических электронных учебников очень мало. Сухие, скудные информационные статьи этих учебников не соответствуют психологическим особенностям ребенка, обучающегося в ограниченном (домашнем) пространстве, когда он лишен общения со сверстниками, общения с внешним миром. Поэтому мы стали разрабатывать электронные занятия по психологии, пользователь ПК с учетом всех этих особенностей.

Главной задачей стало научить ребят работать на компьютере, ведь у многих не было такой возможности.

В рамках реализации программы «Образование» проект «Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного коррекционного оборудования для детей с ограниченными возможностями» призван реализовывать права человека на образование и получение информации. Теперь у детей-инвалидов появилась возможность получить профессиональное образование дистанционно. Несмотря на сохранный интеллект и хорошие способности, такие дети не всегда могут покинуть пределы даже своей квартиры.

Не вызывает возражений утверждение о необходимости учиться всем детям школьного возраста (и детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности). Вопрос стоит в другой плоскости - как это сделать оптимальным образом для каждого ребенка?

В 2007 году наш город поступило оборудование, которое было распределено в шесть семей с детьми-инвалидами, обучающимися на дому. Встала проблема научить детей-инвалидов информационным компьютерным технологиям для дистанционного обучения. И в первую очередь нужно было научиться нам, учителям. Итак, четыре учителя МОУ СОШ №4 Бугульминского муниципального района прошли курсы тьютеров при Академии управления «ТИСБИ» по темам: «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», « Методика преподавания учебных предметов по дистанционным технологиям».

В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.

Изучив особенности дистанционного обучения детей-инвалидов в системе общего образования, мы пришли к выводу, что практических электронных учебников очень мало. Сухие, скудные информационные статьи этих учебников не соответствуют психологическим особенностям ребенка, обучающегося в ограниченном (домашнем) пространстве, когда он лишен общения со сверстниками, общения с внешним миром. Поэтому мы стали разрабатывать электронные занятия по психологии, пользователь ПК с учетом всех этих особенностей.

Главной задачей стало научить ребят работать на компьютере, ведь у многих не было такой возможности. В этом вопросе помог спецкурс «Пользователь ПК». В программе своего спецкурса я решаю следующие задачи:

  • формирование начальных пользовательских навыков;

  • строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география );

  • на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic , а также электронных таблиц Microsoft Excel , Microsoft Word ;

  • проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.

Программа курса охватывает самые необходимые базовые сведения: операционные системы семейства Windows , офисные приложения Microsoft Word и Microsoft Excel, антивирусные программы и программы архивации данных. Главная цель научитесь работать с документами, набирать текст, форматировать и редактировать его, распечатывать на принтере, сможете работать с таблицами, производить несложные подсчеты.

Знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные у ребят в процессе изучения курса, пригодятся в процессе дальнейшего дистанционного обучения через интернет, в реализации учебных проектов, исследовательской деятельности по другим предметам, и будут востребованы в последующем профессиональном обучении. После прохождения компьютерной грамоты каждому из ребят был создан электронный ящик, и дальнейшее обучение уже происходит дистанционно. Учащиеся получают уроки по электронной почте.

Любая работа с детьми инвалидами требует психологическое сопровождение. И поэтому школьным психологом был разработан курс психологического сопровождения «Я в мире…Мир во мне…». Курс предназначен стимулировать активность школьника, на потребность совершенствовать самого себя, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с побед над собой.

Курс не только даёт представление о науке психологии, но и содержит ряд самодиагностики, учит ориентироваться в своём внутреннем мире, управлять эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям, даёт практические советы.

Особенность педагогического процесса с использованием дистанционных технологий состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, «центр тяжести» постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс. Важная функция преподавателя - поддержать обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации.

Обучив детей компьютерной грамоте, подготовив их психологически, приступаем к изучению школьных предметов.

В процессе обучения в телекоммуникативной компьютерной образовательной среде дети-инвалиды получают не только знания школьной программы, но и новый уровень образования, навыки работы в Интернете для дальнейшего обучения в институте. Дети учатся гибкому взаимодействию с учителем и другими учащимися посредством компьютера, обмениваясь информацией, ведь этим ребятам так не хватает общения со сверстниками, что способствует социализации и личностному развитию. Так, ученики Валогодский Владислав(6 класс), Федотов Денис(8 класс) и Киселева Снежана(9класс) с удовольствием обучаются в «Живой школе» .

В условиях образовательной среды необходимо проводить допрофессиональную подготовку учащихся и оказывать им помощь в профессиональном самоопределении. Создание условий для дистанционного обучения дает им возможность начать осуществление профессиональной деятельности еще до окончания школы, освоить первичные навыки, необходимые для профессий, требующих владения информационными технологиями.

И первые наши выпускники школы дистанционного обучения Шаймарданова Альбина и Козакова Мария в 2009 году поступили в Академию социального образования (КСЮИ) и Бугульминский филиал Казанского института экономики, управления и права и успешно там обучаются.

Когда прихожу к детям, с какой радостью светятся их глаза, с какой непосредственностью бросаются мне навстречу и с восторгом сообщают о своих новых достижениях. И в процессе работы поняла, что именно детям с ограниченными возможностями здоровья живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям.

Литература

  1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. М: «Мысль», 1999. - 368 с.

  2. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. - «Знание», 2000. - 276 с.


Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание условий для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов является одной из приоритетных задач развития образования на современном этапе. В образовательном пространстве создаются все условия для обучения и воспитания таких детей. И не просто условия, а вариативные условия для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом или психическом развитии. В нашем Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения с 2010 года осуществляется обучение, организационно-методическое сопровождение и техническая поддержка дистанционного образования детей-инвалидов. Это позволяет детям, обучающимся на дому, получать качественное образование и реализовывать свой творческий потенциал.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него ритме; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины, той или иной темы, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Дистанционное обучение дает возможность свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Поисковые системы позволяют быстро найти нужные методические и дидактические материалы, что помогает освоить учебный курс в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой. Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок-инвалид перестает быть ограниченным в пространстве, - у него появляется связь буквально со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобное время, имеет доступ к различным источникам информации, электронным справочникам, библиотекам и словарям, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через сеть Интернет. У ребенка появляется возможность пользоваться обширными электронными информационными фондами, увеличиваются способы доступа к ним, расширяется его информационно-познавательное поле, позволяющее поддерживать мотивацию и интерес к учебе, а также способствует его интеллектуальному развитию.

Учащиеся являются не пассивными «потребителями» знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Специфика сетевого общения как особого вида коммуникации способствует тому, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на второй план. Вследствие этого включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности». Дистанционное обучение детей-инвалидов с помощью Интернет-технологий способствует формированию нового образовательного окружения, в котором дети с ограниченными возможностями смогут реализовать свой потенциал, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает учащимся также возможности практиковать свои навыки работы с Интернет и компьютерными технологиями, что может оказать сильное влияние на их развитие и дальнейшую профессиональную ориентацию. Обладание навыками использования средств информационных и коммуникационных технологий, основами информационной и коммуникационной культуры, умением адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий является непременным требованием современного рынка труда. Именно эти навыки и умения формируются у детей инвалидов при работе в специальных учебных средах, таких как интернет-проекта "i-Школа", с которым работал Воронежский центр дистанционного обучения с 2010 года. I-Школа была открыта в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов" (iclass.home-edu.ru/). С 2013 года мы начинаем работать с интернет-школой «Просвещение.ru» (Телешкола internet-school.ru/teleschool/). «Телешкола» осуществляет образовательную деятельность с 2000 года и главная её цель - интеграция детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социум и предоставление им равных возможностей в получении образования. Следуя своему основному принципу об обеспечении равных возможностей для всех, «Телешкола» реализует социально-образовательные проекты с применением технологий дистанционного обучения для детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, обучение детей на дому и в стационарах, детей, не посещающих ОУ по состоянию здоровья, в том числе детей с онкогематологическими заболеваниями и с ограниченными возможностями здоровья. На платформе «Телешкола» обучающиеся и преподаватели имеют открытый дистанционный доступ к большому количеству информационных ресурсов, необходимых для освоения учебной программы. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, всегда стремятся к тому, чтобы их ученики, так же как и обычные дети, участвовали в олимпиадах, различных выставках, конкурсах, выполняли проектные работы (на платформе «Телешкола» преподавателям и ученикам предоставляется великолепная возможность осуществлять проектную деятельность). Все это позволяет расширить круг общения ребят, дает возможность применять полученные знания на практике, способствует успешной социальной адаптации учащихся, раскрытию их интеллектуального и творческого потенциала.

Особое место в практике работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ среди коммуникационных средств я отвожу сотрудничеству с обучающимися на персональном сайте, созданном с целью организации индивидуальной работы с учащимися (сайт учителя математики и информатики dotivrn.my1.ru/ ). Любой из учащихся найдет на нем дифференцированные самостоятельные и контрольные работы по изучаемой теме. Можно не только проверить правильность выполнения задания и сравнить ответы, но и просмотреть предлагаемое подробное пошаговое выполнение задания. Предварительные задания, аналогичные контрольным, позволяют ребенку с ОВЗ потренироваться в их выполнении. Но моя цель не только в том, чтобы оказать ребенку помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, но и обеспечить его культурное развитие, социализацию, развить творческие способности и навыки. Мой сайт обладает и значительным воспитательным потенциалом, на нем я размещаю сменные фотовыставки работ учащихся, вести с уроков, информацию об участии наших учеников в сетевых конкурсах и проектах, лучшие работы, выполненные на занятиях кружков дополнительного образования «Страна Мастеров» и детской фотостудии. Дети заряжаются энергией оптимизма, доброты и работоспособности, рассматривая свои работы и работы своих друзей, общаясь друг с другом. Очень хочется, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Литература

  1. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет_обучение: технологии педагогического дизайна. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004.

  2. Менделеева В.А. Образование дистанционное и обычное: преимущества и недостатки. Потенциал, № 4, 2011.









Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.

Под социально-образовательной интеграцией предполагается такая организация совместного обучения, при которой происходит обеспечение условий, необходимых для того, чтобы учащимися был приобретен положительный опыт взаимодействия. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства.

В общеобразовательной школе увеличивается количество тех уроков, которые дети с особенностями в развитии могли бы посещать с обычными сверстниками. Но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.

Как учесть все эти сложные моменты, возникающие при интеграции? Опыт экспериментальной работы показывает, что наиболее эффективно интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья при комбинированных вариантах. Выбор модели оказания коррекционно - педагогической поддержки учащимся с отклонениями в развитии должен осуществляться с учетом состава учащихся школы и желания педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в нее.

Процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу включает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:

1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе осуществляется по программам для общеобразовательных и специальных образовательных учреждений;

2) обучение в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);

3) оказание специальной коррекционной помощи, направленной компенсацию имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы;

4) развитие и коррекция посредством системы дополнительного образования.

Комплектование классов интегрированного обучения осуществляется на основании решения городской или областной ПМПК при совпадении желания родителей и наличия в учреждении необходимых психолого-педагогических условий: служб сопровождения, учебно-методического и кадрового обеспечения, развитой материально-технической базы.

Интегрированное обучение основано на дидактических принципах специального и общего образования. Интегрированное обучение должно быть воспитывающим и развивающим, предполагать формирование нравственных представлений и понятий, воспитывать адекватные способы поведения, включать всех учащихся в процесс учебной деятельности, которая способствует развитию психических функций и самостоятельности детей.

В интегрированном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Учителю необходимо не только решать задачи, которые связаны с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимать меры, направленные на оптимизацию взаимоотношений в детском коллективе, коррекцию отклоняющегося поведения, развитие сильных сторон личности каждого ученика.


Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физики.

Процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. Однако в каждой школе существует специфическая группа учащихся: дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний, наконец, дети-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети требуют индивидуального подхода, определенной специфики при обучении.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. Помимо этого, дистанционное обучение позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Одним из ключевых направлений развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ОВЗ. В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение - это новая, специфическая форма обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, а также иную форму взаимодействия учителя и учащихся.

Дистанционное обучение - это обучение, при котором целенаправленно осуществляется взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных технологий. Кроме того, в современных условиях введения образовательного стандарта нового поколения, дистанционное обучение как никогда способствует переносу акцента на самообразование учащихся и актуализацию их личностного потенциала в учебной деятельности.

В 2009 учебном году дети с ОВЗ, дети - инвалиды и педагоги стали участниками Приоритетного национального проекта «Образование» по дистанционному обучению детей - инвалидов. Ведущая роль в организации обучения детей с ОВЗ с использованием Интернет - технологий в данном проекте отведена педагогам - тьюторам, одним из которых являюсь я, учитель физики.

Перед тьюторами поставлена цель - помочь детям, которые не могут по состоянию здоровья получить полноценное образование на базе школы, максимально компенсировать недостающие часы обучения и способствовать социализации с помощью дистанционных образовательных технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

 формирование положительной мотивации к обучению;

 ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников по предметам школьного цикла с помощью ИКТ;

 углубление интереса к предмету;

 развитие творческого потенциала личности;

 социализация ребёнка.

Подготовительный этап включает в себя сбор информации о детях, для которых я должна была стать тьютором дистанционного обучения, собеседником и другом. Три замечательные ученицы и их родители стали моими партнерами по дистанционному обучению. Состоялось виртуальное знакомство с детьми, родителями. Было важно узнать, готов ли ребёнок психологически к новым условиям обучения, не с глазу на глаз, как в очных формах общения, а на расстоянии, т.е. виртуально; насколько хорошо он и его родители владеют навыками работы на компьютере. Был установлен контакт с учащимися с целью определения исходного уровня знаний, умений и навыков по изучаемому предмету. После первых занятий можно было сделать вывод о психологической готовности учащихся обучаться в дистанционной форме, обнаружилось желание учиться, дружить и общаться, что стало необходимым условием дальнейшей успешной работы в качестве тьютора дистанционного обучения.

Следующим шагом стал выбор соответствующего курса по физике, предлагаемых нам на платформах дистанционного обучения I - ШКОЛА. Проанализировав ресурсы, я отметила что, курсы на I - ШКОЛА более адаптированы для обучения детей с ОВЗ. Учащимся предоставляется возможность осваивать учебные курсы в спроектированном ими темпе и ритме, а индивидуализация учебных действий контроля и оценки для детей с различными формами нарушения здоровья позволяет добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Одним из важных шагов стала разработка образовательной программы индивидуального маршрута на каждого ученика. Эта программа включает в себя часы дистанционного обучения в соответствии с возможностями ребёнка и имеющимся учебным материалом, включая дистанционные курсы. В рамках проекта каждому ребёнку, тьютору был выдан комплект компьютерной техники, подключён Интернет.

Каждый дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию, в дистанционной оболочке i- класса, а именно в классе, по материалам которого планировался урок. Ребята также самостоятельно с компьютера, подключённого к Интернету, входят в образовательную среду, где размещены учебные материалы дистанционных курсов. Виртуальному педагогу - тьютору предоставлялась возможность использовать различные средства телекоммуникаций (чат, скайп, обмен файловыми документами, телефон). Тьютору отводится особая «роль» - руководить занятиями, консультировать детей и родителей, отвечать на вопросы и разъяснять трудные моменты. Хочется отметить, что моим ученикам такая форма общения пришлась по душе.

Участниками занятий являются дети, для них термин «урок» привычен и понятен, поэтому материал курса физики разбит именно на уроки. Каждый урок рассчитан в среднем на 45 мин и включает:

 лекционный материал (гипертекст с объектами мультимедиа);

 тренировочные задания (с образцами, выполненными в виде графических файлов, чтобы ученик мог самостоятельно проверить правильность их выполнения);

 несколько вариантов заданий по уроку;

 вопросы рефлексии ( Что получилось? Что не получилось? Что вызвало затруднение?)

 формы оценки заданий

 в конце урока предлагалось выполнить задание «файловый документ» и отправить тьютору для проверки.

Показателем результативности и эффективности дистанционного обучения можно считать повышение информационной компетентности учащихся, формирование новых путей познания мира, расширение кругозора, отсутствие у детей страха перед предметом или учителем, создание ситуации «успешного ученика», полное отсутствие неуспевающих. Ребята и их родители отлично приняли данную форму обучения.

Для учебного предмета «Физика» средством, служащим основой обобщения теоретических знаний, является учебный эксперимент. Занятия проводятся с использованием компакт-диска «Лабораторные работы по физике-7-11». Использовать виртуальные лабораторные работы можно как демонстрационные перед реальной лабораторной работой, как обобщающие после натуральной работы при анализе графиков, числовых значений, а также вместо натуральной работы при отсутствии необходимого оборудования.

Экспериментальные задачи помогут не только глубже понять физические процессы и закономерности, но и научиться применять полученные знания на практике. Работая с диском, ребенок убедится в том, что исследовательская и творческая деятельность - это действительно интересно! Кроме того, программа будет полезна при подготовке к лабораторным занятиям с реальным оборудованием и окажется незаменимой при его отсутствии.

Работа с виртуальной лабораторией по физике целесообразна:

• на учебных занятиях при формировании и закреплении практических умений

• на занятиях по организации исследовательской работы

• для контроля умения измерять физические величины

• при организации обобщающего повторения

• во внеклассной работе

• при подготовке к выпускным экзаменам

• в процессе индивидуальной самостоятельной работы

• при организации обучения на дому

В заключение, хочется отметить, что дистанционные технологии обучения дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья получить доступ к широкой базе знаний. Весь огромный объём информации теперь доступен ребёнку из любой точки, даже если в ней отсутствует развитая коммуникационная инфраструктура. Интернет даёт возможность детям с ограниченными возможностями здоровья общаться с учителями, со своими сверстниками, принимать участие в различных мероприятиях - т. е. активно включаться в социальную жизнь. Таким образом, можно говорить о важности и перспективности технологий дистанционного обучения.









© 2010-2022