Рабочая программа факультативного курса «Основы современного этикета» (10 класс)

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» я Т.Е. Рабочая программафакультативного курса «Основы современного этикета»для учащихся 10 классана 2013-2014 учебный год Разработала: Никоненкова Оксана Васильевна учитель изобразительного искусстваП. Боровской 2013 гПояснительная запискаДанная рабочая программа факультативного курса «Основы современного этикета» для учащихся 10 класса разработа...
Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО

Заседание МО учителей

начальных классов

МКОУ «Боровская СОШ»

Протокол № _____

от «____» сентября 2013 г.

Руководитель МО

_______Романова Е.В.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ «Боровская СОШ»

Протокол № _____

от «____» сентября 2013 г.

Зам. директора по УВР

_____ Казакова Л.В.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___»___________ 2013г.

Директор

МКОУ «Боровская СОШ»

МО «Братский район»

______ Непомнящая Т.Е.


Рабочая программа

факультативного курса

«Основы современного этикета»

для учащихся 10 класса

на 2013-2014 учебный год




Разработала:

Никоненкова Оксана Васильевна

учитель изобразительного искусства

П. Боровской

2013 г



Пояснительная записка


Данная рабочая программа факультативного курса «Основы современного этикета» для учащихся 10 класса разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы «Программа факультативных занятий для 10 классов общеобразовательных учреждений «Основы современного этикета» авторы составители Ю.В.Савицкая , А.В.Савицкая, Н.Н. Рогалевич.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и положением о рабочих программах МКОУ «Боровская СОШ»

Содержание авторской программы «Программа факультативных занятий для 10 классов общеобразовательных учреждений «Основы современного этикета» рассчитано на 32 часа. Рабочая программа «Основы современного этикета в 10 классе» рассчитана на 35 часов (т.к. 35 учебных недель), поэтому добавлены 3 час на темы: «Знакомство и представление», «Приветствие и обращение», «Столовый этикет»

Функции курса направлены на духовное развитие и самовыражение учащихся, на ознакомление с шедеврами отечественного и зарубежного искусства.

Цели и задачи программы:

Цели:

Заложить основы этикетной культуры учащихся и способствовать развитию концептуально устойчивой, позитивно ориентированной и исповедующей активную жизненную позицию личности.

Задачи:

  • Объяснить учащимся роль этикета в развитии культуры, в воспитании людей, показать его значимость в организации межличностных отношений;

  • Показать органическую связь между этикой и этикетом, между моралью человека и его поведением в обществе;

  • Ознакомить учащихся с нормами и правилами этикета, компонентами этикетного поведения;

  • Формировать у учащихся умения и навыки социально приемлемого поведения и адекватного взаимодействия в обществе;

  • Расширить общую культуру и кругозор учащихся, сформировать у них уважительное отношение к окружающим, укрепить дух патриотизма и внедрить идею толерантности в восприятии обычаев и нравов других наций;

  • Способствовать формированию у учащихся позитивного мышления;

  • Прививать учащимся навыки самоанализа и постоянной работы над собой с целью содействия их будущей успешной самореализации.

Общая характеристика факультативного курса

Феномен этикета занимает значительное место в жизни человечества, во многом определяя лицо культуры, ее ценности, равно как и нравственный облик человека. Приобщение к этикетной культуре способствует социальной адаптации молодого поколения, закладывает основы для личностного роста и самореализации. Представляется очевидным, что современное образование невозможно без изучения этикета, и прежде всего тех его аспектов, которые способствуют формированию позитивного и альтруистичного мировоззрения у учащихся.

Структурная особенность данной программы способствует формированию и развитию у учащихся целостного представления о правилах поведения взрослых людей, что поможет решить задачу адаптации подростков к взрослой жизни. В ходе занятий учащиеся смогут овладеть базовыми этикетными знаниями о построении конструктивных взаимоотношений с окружающими.

В основе обучения лежат диалогический и тренинговый принципы, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Формы работы: беседы, обсуждения, лекции, дидактические и ролевые игры, тренинговые упражнения, моделирование в пластилине, мини-сочинения и эссе, ведение дневника; тестирование, карточки с заданиями, работа со словарем. Тесты для самоконтроля позволят учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень владения материалом. В ходе занятий рекомендуется комбинировать лекции, беседы и практические задания. Предполагается использование дидактических пособий, видеоматериалов. Предусмотрена внешкольная деятельность - посещение различных культурных мероприятий с последующим их обсуждением


Описание места факультативного курса в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит на изучение факультативного курса «Основы современного этикета» в 10 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.













Учебно-тематический план


Тема занятий

Кол-во часов


Авторская программа

Рабочая программа

Форма контроля

1

История этикета. Общество и этикет

1

1

2

Государственная и патриотическая символика

1

1

3

Культура общения

3

3

Практическая работа

4

Формирование и реализация цели (тренинг)

1

1

5

Семейный этикет

2

2

Творческая работа

6

Личность и семья (тренинг)

1

1

7

Знакомство и представление

1

2

8

Приветствие и обращение

1

2

Практическая работа

9

Формы делового общения: визитные карточки, деловая переписка, поздравительные открытки

1

1

Творческая работа

10

Организация деловых мероприятий

1

1

11

Мода и стиль; Дресс-код

2

2

12

Организация приёмов

1

1

13

Приглашение на приём

1

1

Сообщение

14

Приём гостей

1

1

Практическая работа

15

Неофициальные приёмы: чай, кофе; пикник

1

1

16

Столовый этикет

2

3

Практическая работа

17

Общение по телефону

1

1

18

Правила служебного этикета

1

1

19

Поведение в общественных местах и на улице

1

1

Практическая работа

20

Хозяева и гости

1

1

21

Путешествие

1

1

22

Транспорт общественный и личный

1

1

23

Подарки, поздравления, комплименты

1

1

Практическая работа

24

Манеры и их социальная значимость

2

2

25

Личность и общество (тренинг)

1

1

26

Итог по принципам и компонентам этикетного поведения

1

1

Всего

32

35













Содержание программы.

История этикета. Общество и этикет (1 ч)

Понятие «этикет». История возникновения этикета. Этикет как механизм, регулирующий отношения людей в обществе. Необходимость изучения и активного использования норм и правил этикета. Виды этикета. Этика и этикет.

Государственная и патриотическая символика (1 ч)

Ценность патриотических символов. Почитание государственной символики в качестве выражения патриотического духа. Этикетное восприятие символики государства.

Культура общения (3 ч)

Эффективность общения как достижение целей в общении. Слово как средство определения явления. Необходимость обдуманного и грамотного изложения информации. Что такое коммуникация. Общение вербальное и невербальное. Дистанция. Интонация. Умение слушать. Национальные особенности общения. Культура речи. Основные речевые формулы в общении. Конструктивная стратегия и правила ведения спора.

Формирование и реализация цели (тренинг) (1 ч)

Единство индивида с окружающим миром при формировании и реализации своих замыслов (целей), ответственность за собственную жизнь.

Семейный этикет (2 ч)

Семья как ячейка общества. Общая концепция и организация семейных отношений. Основные семейные ценности. Проблемы в семейных отношениях и их решения. Этикет как регулятор семейных отношений. Необходимость внедрения правил этикета в быту.

Личность и семья (тренинг) (1 ч)

Совместное формирование и построение семьи. Причинно-следственные связи, определяющие ход развития семейных взаимоотношений; личная ответственность.

Знакомство и представление (2 ч)

Знакомство и представление как этикетные ситуации. Правила и процедура знакомства и представления.

Приветствие и обращение (2 ч)

Приветствие и обращение как первичный контакт, задающий установку для дальнейшего общения; правила, порядок и разные формы приветствий и обращений.

Формы делового общения: визитные карточки, деловая переписка, поздравительные открытки (1 ч)

Визитные карточки, деловая переписка, деловые поздравительные открытки как основные формы делового общения. Общие правила обмена контактами и информацией.

Организация деловых мероприятий (1 ч)

Общие правила деловых мероприятий. Согласование целей и методов их достижения при организации и участии в деловых мероприятиях.

Мода и стиль; Дресс-код (2 ч)

Разница понятий «мода», «манера», «стиль» в одежде. Критическое, осмысленное отношение к собственной манере одеваться. Основные критерии подбора одежды. Dress Cod как форма одежды, задающая форму взаимоотношений между людьми. Влияние DC на карьеру. Основные правила при подборе делового костюма.

Организация приемов (1 ч)

Целевое назначение и основные виды приемов. Правила планирования, подготовки и проведения приемов.

Приглашение на прием (1ч)

Основные правила составления приглашений и ответов на них.

Прием гостей (1 ч)

Основные правила приема гостей. Роли, обязанности и возможности хозяев и гостей.

Неофициальные приемы: чай, кофе; пикник (1 ч)

Значимость неофициальных контактов для выстраивания межличностных отношений. Основные правила поведения на неофициальных приемах. Пикник как форма совместного времяпрепровождения. Подготовка и проведение пикника.

Столовый этикет (3 ч)

Общие правила организации стола. Обращение со столовыми приборами. Поведение за столом как отражение культуры и образа жизни человека.

Общение по телефону (1 ч)

Общие правила разговора по телефону дома и на работе. Допустимые и недопустимые варианты начала разговора, корректировки, прерывания, завершения телефонного общения.

Правила служебного этикета (1 ч)

Значимость соблюдения этикета на рабочем месте. Ключевые принципы поведения и общения в рабочем коллективе. Различные этикетные ситуации на работе: обращение, просьба, выражение несогласия/одобрения, извинение, пресечение нежелательного разговора.

Поведение в общественных местах и на улице (1 ч)

Основные правила поведения на улице, в кинотеатре, театре, ресторане, на выставке, во время танцев. Необходимость соблюдения норм этикета и осмысления собственных действий при нахождении в общественных местах и на улице.

Хозяева и гости (1 ч)

Общие правила и принципы гостеприимства. Наиболее распространенные ситуации, связанные с пребыванием в гостях, и возможные модели поведения в них.

Путешествие (1 ч)

Основные правила поведения в ходе поездок. Поездка в купе поезда, салоне самолета. Пребывание в гостинице, мотеле. Чаевые. Необходимость целенаправленного, осмысленного, ответственного подхода к своим действиям в различных ситуациях.

Транспорт общественный и личный (1 ч)

Основные правила поведения в общественном транспорте, такси, автомобиле другого человека. Наиболее распространенные проблемные ситуации и их решение в соответствии с нормами этикетного поведения.

Подарки, поздравления, комплименты (1 ч)

Подарки, поздравления, комплименты как особые формы общения. Основные критерии, которыми следует руководствоваться при выборе подарков, формулировке поздравлений, комплиментов. Умение правильно делать и принимать подарки, комплименты, поздравления.

Манеры и их социальная значимость (2 ч)

Понятие «манеры». Манеры поведения как один из способов самовыражения человека в мире. Значение манер при выстраивании взаимоотношений. Манеры «желательные» и «нежелательные». Необходимость работы над собственными манерами.

Личность и общество (тренинг) (1 ч)

Значимость и ценность индивида и его деятельности в системе общества. Коллективное построение единой общественной модели. Взаимосвязь и взаимовлияние общества и индивида.

Итог по принципам и компонентам этикетного поведения (1 ч)

Принципы этикета: гуманность, целесообразность, эстетичность, следование традиции. Компоненты этикетного поведения: вежливость, тактичность, внимательность, точность.







Планируемые результаты изучения предмета.

В конце обучения учащиеся должны -

знать:

  • нормы и правила этикета;

  • принципы и компоненты этикетного поведения;

  • специфику общественного сосуществования и налагаемую ею ответственность на каждого члена общества;

  • значение позитивного мышления для личностного роста и самореализации:

  • основные методы работы над собой;

уметь:

  • определять различные этикетные ситуации и соблюдать принятые для них правила поведения;

  • выбирать правильные варианты поведения в сложных ситуациях, руководствуясь наиболее общими принципами этикета;

  • различать положительные и отрицательные модели в собственном поведении и поведении окружающих;

  • пропагандировать этикетное поведение, в том числе и собственным примером;

  • использовать методы самоконтроля и рефлексии в отношении собственного поведения.
















Формы контроля уровней достижений обучающихся и критерии оценки

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника понять суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля

Сообщения, творческая работа, практическая работа.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплекс

  • Акишина, А.А. Этикет русского телефонного разговора: [Учебное пособие] / А.А.Акишина, Т.Е.Акишина. - Москва: URSS: ЛЕНАНД, 2008. - 119 c.

  • Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие / О.А.Баева. - 5-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2005. - 368 с.

  • Головин, Б.Н. Основы культуры речи: [Учеб. пособие] /Б.Н.Головин. - М.: Высш. школа, 1980. - 335 с.

  • Иванов, А.В. Этикет: методика преподавания в школе: учебно-методическое пособие / А.В.Иванов. - Москва: Центр гуманитарной литературы, 2008. - 140 с.

  • Кондаленко, Л.К. Культура этикета: Пособие для педагогов / Л.К.Кондаленко, С.М.Симонова. - Мн.: Бел. навука, 2002. - 291 с.

  • Кузнецов, И.Н. Современный этикет / И.Н. Кузнецов. - Москва: Дашков и Кº, 2008. - 494 с.

  • Курочкина, И.Н. Современный этикет: Метод. пособие для преподавателя курса. / И.Н.Курочкина - Калуга, 1993. - 147с


Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятий

Количество часов

Основные ЗУН

Формы контроля

план

факт

1 четверть(9ч)

1

02.09

История этикета. Общество и этикет

1

Знать понятие этикет

2

09.09

Государственная и патриотическая символика

1

Понимать ценность патриотических символов.

Устный опрос

3

4

5

16.09

23.09

30.09

Культура общения

3

Знать основные речевые формулы в общении.

Уметь определять различные этикетные ситуации и соблюдать принятые для них правила поведения;

Практическая работа

6

07.10

Формирование и реализация цели (тренинг)

1

Уметь выбирать правильные варианты поведения в сложных ситуациях, руководствуясь наиболее общими принципами этикета;

Устный опрос

Тренинг

7

8

14.10

21.10

Семейный этикет

2

Знать понятие семья. Основные семейные ценности.

Творческая работа

9

28.10

Личность и семья (тренинг)

1

Уметь выбирать правильные варианты поведения в сложных ситуациях, руководствуясь наиболее общими принципами этикета;

Устный опрос

Тренинг

2 четверть (7ч)

10

11

11.11

18.11

Знакомство и представление

2

Знать правила и процедуру знакомства и представления.

Устный опрос

12

13

25.11

02.12

Приветствие и обращение

2

Знать формы делового общения и общие правила обмена контактами и информацией.

Практическая работа

14

09.12

Формы делового общения: визитные карточки, деловая переписка, поздравительные открытки

1

Знать формы делового общения

Творческая работа

15

16.12

Организация деловых мероприятий

1

Знать общие правила деловых мероприятий.

Устный опрос

16

23.12

Мода и стиль; Дресс-код

1

Знать понятия мода, стиль

Сообщение

3 четверть (10ч)

17

14.01

Мода и стиль; Дресс-код

1

Знать понятия мода, стиль

Устный опрос

18

21.01

Организация приёмов

1

Уметь определять различные этикетные ситуации и соблюдать принятые для них правила поведения;

Практическая работа

19

28.01

Приглашение на приём

1

Уметь определять различные этикетные ситуации и соблюдать принятые для них правила поведения;

Сообщение

20

03.02

Приём гостей

1

Уметь определять различные этикетные ситуации и соблюдать принятые для них правила поведения;

Практическая работа

21

10.02

Неофициальные приёмы: чай, кофе; пикник

1

Уметь определять различные этикетные ситуации и соблюдать принятые для них правила поведения;

Устный опрос

22

23

24

17.02

24.02

03.03

Столовый этикет

3

Знать общие правила организации стола. Обращение со столовыми приборами. Поведение за столом как отражение культуры и образа жизни человека.

Практическая работа

25

10.03

Общение по телефону

1

Знать общие правила разговора по телефону дома и на работе.

Устный опрос

26

17.03

Правила служебного этикета

1

Знать общие правила служебного этикета

Устный опрос

4 четверть (9ч)

27

07.04.

Поведение в общественных местах и на улице

1

Знать общие правила поведения в общественных местах Уметь пропагандировать этикетное поведение, в том числе и собственным примером;

Практическая работа

28

14.04

Хозяева и гости

1

Знать общие правила и принципы гостеприимства.

Устный опрос

29

21.04

Путешествие

1

Знать основные правила поведения в ходе поездок

Устный опрос

30

28.04

Транспорт общественный и личный

1

Знать основные правила поведения в общественном транспорте, такси, автомобиле другого человека

Устный опрос

31

05.05

Подарки, поздравления, комплименты

1

Знать основные критерии, которыми следует руководствоваться при выборе подарков, формулировке поздравлений, комплиментов. Уметь правильно делать и принимать подарки, комплименты, поздравления.

Практическая работа

32

12.05

Манеры и их социальная значимость

2

Понимать значение манер при выстраивании взаимоотношений.

Устный опрос

33

34

19.05

26.05

Личность и общество (тренинг)

2

Знать основные методы работы над собой;

Практическая работа

35

28.05

Итог по принципам и компонентам этикетного поведения

1

Знать компоненты этикетного поведения Уметь пропагандировать этикетное поведение, в том числе и собственным примером;


© 2010-2022